Решение по делу № 33-5215/2023 от 03.07.2023

УИД 29RS0026-01-2023-000239-10
Судья Коневец С.А. стр. 211г, г/п 0 руб.
Докладчик Мананникова Т.А. № 33-5215/2023 22 августа 2023 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Мананниковой Т.А.,

    судей Рудь Т.Н., Фериной Л.Г.,

    при секретаре судебного заседания Тюрлевой Е.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело № 2-214/2023 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области к муниципальному унитарному предприятию Холмогорского муниципального округа «Холмогорская водоочистка», администрации Холмогорского муниципального округа Архангельской области о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства по апелляционной жалобе администрации Холмогорского муниципального округа Архангельской области на решение Холмогорского районного суда Архангельской области от 04 мая 2023 г.

Заслушав доклад судьи Мананниковой Т.А., судебная коллегия

установила:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (далее – Управление Роспотребнадзора) обратилось в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию Холмогорского муниципального округа Архангельской области «Холмогорская водоочистка» (далее – МУП «Холмогорская водоочистка», предприятие), администрации Холмогорского муниципального округа Архангельской области (далее – администрация округа) о возложении на предприятие обязанности получить в срок до 01 декабря 2023 г. санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов – водозаборных скважин № 1, 2, 3, 4 в <адрес>, используемых в качестве источников хозяйственно-питьевого водоснабжения для населения и иных потребителей <адрес>, санитарным правилам и условиям безопасности для здоровья населения использования водного объекта, прекратить подачу питьевой воды населению и иным потребителям <адрес> из водозаборных скважин № 1, 2, 3, 4, расположенных в <адрес>, с 01 декабря 2023 г. до получения санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования указанных водных объектов в целях питьевого водоснабжения; возложении на администрацию округа обязанности организовать обеспечение населения и иных потребителей <адрес> питьевой водой, соответствующей п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» из иного водоисточника, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации, на период запрета использования водозаборных скважин № 1, 2, 3, 4, расположенных в <адрес>.

В обоснование требований указано, что в нарушение п. 3 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водных объектов, водозаборных скважин № 1, 2, 3, 4, расположенных в <адрес>, осуществляется в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, что недопустимо.

Представитель Управления Роспотребнадзора в судебном заседании заявленные требования подержал по основаниям, указанным в исковом заявлении.

МУП «Холмогорская водоочистка» представило возражения, в которых ссылается на наличие разработанной программы производственного контроля качества питьевой воды и заключение договора от 05 апреля 2023 г. на разработку проекта зон санитарной охраны (проект ЗСО), организацию проведения экспертизы проекта ЗСО, организацию получения санитарно-эпидемиологического заключения.

Администрация округа с иском не согласилась, просила о прекращении производства в части заявленных к ней требований.

    Решением Холмогорского районного суда Архангельской области от 04 мая 2023 г. исковые требования Управления Роспотребнадзора к МУП «Холмогорская водоочистка», администрации Холмогорского муниципального округа Архангельской области о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства удовлетворены. На предприятие возложена обязанность в срок до 01 декабря 2023 г. получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов – водозаборных скважин № 1, 2, 3, 4 расположенных в <адрес>, используемых в качестве источников хозяйственно-питьевого водоснабжения для населения и иных потребителей <адрес>, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

    На предприятие также возложена обязанность прекратить подачу питьевой воды населению и иным потребителям <адрес> из водозаборных скважин № 1, 2, 3, 4, расположенных в <адрес>, с 01 декабря 2023 г. до получения санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования указанных водных объектов в целях питьевого водоснабжения.

На администрацию Холмогорского муниципального округа Архангельской области возложена обязанность организовать обеспечение населения и иных потребителей <адрес> питьевой водой, соответствующей п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», из водоисточников, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, на период запрета использования водозаборных скважин № 1, 2, 3, 4, расположенных в <адрес>.

Также указанным решением с МУП «Холмогорская водоочистка» в доход бюджета муниципального округа взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.

С указанным решением суда не согласился глава администрации Холмогорского муниципального округа Волосатов П.В., в апелляционной жалобе просит его отменить, отказать в удовлетворении требований о понуждении прекратить подачу питьевой воды населению из водозаборных скважин № 1, 2, 3, 4, расположенных в <адрес>, с 01 декабря 2023 г., прекратить производство в части возложения обязанности по организации обеспечения населения и иных потребителей <адрес> питьевой водой.

Указывает на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Считает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела. Прекращение подачи питьевой воды населению и иным потребителям противоречит требованиям ч. 1 статьи 21 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354. Указывает на несогласие с выводом суда о возложении на администрацию обязанности организовать обеспечение населения и иных потребителей питьевой водой на период запрета использования водозаборных скважин ввиду того, что решением Холмогорского районного суда Архангельской области по гражданскому делу № 2-44/2017 на администрацию уже возложены обязанности организовать питьевое водоснабжение населения МО «Холмогорское», МО «Матигорское». В состав данных поселений входят населенные пункты, которые указаны в настоящем решении.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, представителей не направили.

Изучив материалы дела, проверив в соответствии со ст.ст. 327 и 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что источником централизованного водоснабжения <адрес> является подземный источник (скважины).

В соответствии с распоряжением администрации МО «Холмогорский муниципальный район» о передаче имущества в хозяйственное ведение от 01 июля 2019 г. № 840 с актом приема-передачи объектов от 01 июля 2019 г. № 33, распоряжением от 31 июля 2019 г. № 951 с актом приема-передачи объектов от 05 августа 2019 г. № 36, распоряжением от 07 августа 2019 г. № 975 с актом приема-передачи объектов от 07 августа 2019 г. № 39, распоряжением от 16 ноября 2020 г. № 1487 с актом приема-передачи объектов от 17 ноября 2020 г. № 50, распоряжением от 18 марта 2021 г. № 286 с актом приема-передачи объектов от 05 апреля 2021 г. № 10, распоряжением от 27 октября 2021 г. № 1258 с актом приема-передачи объектов от 27 октября 2021 г. № 88, распоряжением от 08 июля 2022 г. № 915 с актом приема-передачи объектов от 14 июля 2022 г. № 50, администрацией МО «Холмогорский муниципальный район» Архангельской области водозаборные скважины № 1, 2, 3, 4, расположенные в <адрес>, переданы в эксплуатацию МУП «Холмогорская водоочистка».

Согласно реестру Федеральной службы по надзору в сфере прав защиты потребителей и благополучия человека санитарно-эпидемиологические заключения на использование водных объектов в целях питьевого водоснабжения на водные объекты – водозаборные скважины № 1, 2, 3, 4, из которых осуществляется забор воды и ее подача населению <адрес>, для МУП «Холмогорская водоочистка», осуществляющего эксплуатацию указанных водоисточников и объектов систем водоснабжения населения <адрес>, а также для иных лиц, Управлением Роспотребнадзора не выдавалось.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», Административного регламента по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 05 ноября 2020 г. № 747, пришел к выводу о возложении на МУП «Холмогорская водоочистка» обязанности получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водных объектов в целях питьевого водоснабжения, определив срок для исполнения решения суда до 01 декабря 2023 г. Исходя из удовлетворения требований о возложении обязанности предприятия получить санитарно-эпидемиологическое заключение, суд первой инстанции счел подлежащими удовлетворению как взаимосвязанные, требование об обязании МУП «Холмогорская водоочистка» прекратить подачу питьевой воды населению и иным потребителям <адрес> после 01 декабря 2023 г. и до получения санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта в целях питьевого водоснабжения, возложив на администрацию округа обязанность обеспечить население и иных потребителей питьевой водой, соответствующей требованиям п. 75 СанПиН 2.1.3684-21, из других водоисточников на период запрета в случае неисполнения предприятием установленных законом обязанностей по получению санитарно-эпидемиологического заключения в определенный судом срок.

Решение в части удовлетворения требования о возложении обязанности на МУП «Холмогорская водоочистка» получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водных объектов сторонами не обжалуется. Оснований для проверки законности и обоснованности решения в данной части судебная коллегия не усматривает.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии оснований для прекращения подачи питьевой воды населению и иным потребителям из скважин <адрес>, и для обеспечения населения и иных потребителей питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН, из иного водоисточника, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации, с 01 декабря 2023 г., на период запрета использования водоисточника, то есть на будущее время.

Удовлетворяя указанные требования, суд первой инстанции указал, что целью предъявленных к ответчикам Управлением Роспотребнадзора исковых требований является пресечение самой возможности возникновения в будущем вреда здоровью неопределенного круга граждан и нарушения их права на благоприятную среду обитания. При этом судом не учтено следующее.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ч. 1 ст. 23 которого обязывает организацию, осуществляющую холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.

В соответствии с ч. 3 ст. 21 вышеназванного Закона, организация, осуществляющая холодное водоснабжение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив об этом в указанный срок абонента, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

Пунктами 1 - 9 ч. 3 ст. 21 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрены случаи, когда ресурсоснабжающая организация может прекратить или ограничить холодное водоснабжение. Указанный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

Пунктом 1 ч. 3 ст. 21 указанного закона предусмотрено, что ресурсоснабжающая организация может прекратить или ограничить холодное водоснабжение в случае получения предписания или соответствующего решения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный экологический надзор, о выполнении мероприятий, направленных на обеспечение соответствия качества питьевой воды, горячей воды, состава и свойств сточных вод требованиям законодательства Российской Федерации.

Материалами дела не подтверждается, что предприятию было предписано ограничить или прекратить водоснабжение. Напротив, МУП «Холмогорская водоочистка» 19 января 2023 г. разработана программа производственного контроля качества питьевой воды централизованных систем водоснабжения (поземный источник) <адрес>, которая была согласована Новодвинским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора 27 января 2023 г. № 29-04/04-43-2023.

Кроме того, пп. «в» п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354, предписывает, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.

Таким образом, у суда отсутствовали основания для удовлетворения иска в части требований о возложении обязанности прекратить подачу воды при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения.

Более того, в силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; возмещения неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

Согласно ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Исходя из вышеуказанных норм закона, право на судебную защиту предполагает конкретные гарантии эффективного восстановления в правах посредством правосудия, судебная защита осуществляется тогда, когда законное право или интерес гражданина нарушены, либо оспорены.

Следовательно, предъявление иска, с учетом характера нарушения права, должно иметь своей целью реальное восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.

Как следует из материалов дела, истец просит возложить на предприятие обязанность прекратить подачу воды, а на администрацию округа - организовать обеспечение питьевой водой с момента окончания срока, установленного для получения санитарно-эпидемиологического заключения, то есть по существу его доводы сводятся к возможному неисполнению указанных обязанностей на будущее время, и носят предположительный характер. При этом в силу ст. 12 ГК РФ защите подлежат нарушенные права, а защита прав, которые возможно могут быть нарушены в будущем, законом не предусмотрена.

С учетом приведенных обстоятельств, в интересах законности, решение суда первой инстанции подлежит отмене в части требований Управления Роспотребнадзора о возложении обязанности прекратить подачу питьевой воды населению и иным потребителям <адрес>, к администрации Холмогорского муниципального округа Архангельской области о возложении обязанности организовать обеспечение населения и иных потребителей указанных территории питьевой водой, соответствующей требованиям санитарных норм и правил, на период запрета использования водоисточника, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении указанных требований.

Оснований для прекращения производства по делу в отношении администрации округа судебная коллегия не усматривает, соглашаясь с выводом районного суда о том, что возложение обязанности на администрацию по организации обеспечения населения питьевой водой территорий обуславливалась истцом иной причиной (отсутствие санитарно-эпидемиологических заключений). Предмет и основание настоящего иска не являлись тождественным ранее рассмотренным спорам.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Холмогорского районного суда Архангельской области от 04 мая 2023 г. отменить в части, принять по делу новое решение, которым исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию Холмогорского муниципального округа Архангельской области «Холмогорская водоочистка» удовлетворить частично.

Обязать муниципальное унитарное предприятие Холмогорского муниципального округа Архангельской области «Холмогорская водоочистка» (ИНН 2923007312) получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов – водозаборных скважин № 1, 2, 3, 4, расположенных в <адрес>, используемых в качестве источников хозяйственно-питьевого водоснабжения для населения и иных потребителей в <адрес>, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта – в срок до 01 декабря 2023 г.

В удовлетворении остальной части исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию Холмогорского муниципального округа Архангельской области «Холмогорская водоочистка», в иске к администрации Холмогорского муниципального округа Архангельской области отказать.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия Холмогорского муниципального округа «Холмогорская водоочистка» в доход бюджета муниципального округа государственную пошлину в размере 300 руб. 00 коп.

Председательствующий                        Т.А. Мананникова

Судьи                                    Т.Н. Рудь

                                        Л.Г. Ферина

33-5215/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Архангельской области
Ответчики
Муниципальное унитарное предприятие Холмогорского муниципального округа Архангельской области Холмогорская водоочистка
Администрация Холмогорского муниципального округа Архангельской области
Другие
Бобков Владимир Иванович
Суд
Архангельский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.arh.sudrf.ru
04.07.2023Передача дела судье
22.08.2023Судебное заседание
08.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.09.2023Передано в экспедицию
22.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее