Решение по делу № 2-177/2023 (2-6200/2022;) от 22.08.2022

Дело № 2-177/2023

УИД 39RS0002-01-2022-001764-30

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 февраля 2023 года г. Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Ивонинской И.Л.,

при секретаре Цабулеве А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому Э. к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Калининградской области, ФСИН России, УФСИН России по Калининградской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области о взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Э. обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что в период времени с 21.10.2014 по 05.11.2014 года содержался в камерах №19,21 корпуса №3 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области. Указывает, что в указанный период камеры были переполнены, в связи с чем, нормативы по квадратуре помещения из расчета на одного человека были нарушены, в камере не было радиоточки, не было горячей воды в кране, помывка в бане вместо двух раз в неделю осуществлялась один раз, санитарное состояние камеры было ненадлежащим, В указанных условиях он претерпевал бытовые неудобства и лишения в части повседневных потребностей, в связи с чем, он испытывал сильные душевные волнения и нервное напряжение. Указанные обстоятельства нарушали его право на благоприятные условия содержания, унижали его человеческое достоинство, нарушали требования санитарно-эпидемиологических норм. Ссылаясь на нарушение положений Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Конституции Российской Федерации, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Доклад Уполномоченного по правам человека в Калининградской области от 2014 года, которым установлен факт вышеописанных нарушений, Э. просит взыскать в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 150000 рублей.

Административный истец Э., содержащийся в ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области, и принимавший участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, требования поддержал по изложенным в иске основаниям, просил удовлетворить.

Представитель административных ответчиков ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, УФСИН России по Калининградской области, ФСИН России Шабаршина Ю.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, полагала требования необоснованными, поддержала доводы письменных возражений.

Представитель Министерства финансов РФ в лице УФК по Калининградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, и оценив имеющие в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

В соответствии со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 г., статей 2, 17, 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Условия и порядок содержания в изоляторах регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД Российской Федерации от 22 ноября 2005 № 950.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации, и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

В соответствии со ст. 23 названного Федерального закона, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Согласно ст. 15 указанного Федерального закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Федеральным законом от 27.12.2019 № 494-ФЗ установлено право подозреваемых, обвиняемых, содержащихся под стражей, на получение компенсации в денежной форме за нарушение условий содержания под стражей.

Подозреваемые, обвиняемые, содержащиеся под стражей, имеют право на получение компенсации в денежной форме за нарушение условий содержания под стражей, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ (ч. 4 ст. 17, ст. 17.1 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»).

Условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в том числе требования к помещениям, где они содержатся, регламентированы Федеральным законом от 15.07.1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Данным Законом установлено, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (ст. 4); в местах содержания - под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых.

Согласно статье 77.1 УИК РФ при необходимости участия в следственных действиях в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого (обвиняемого) осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьме могут быть оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из указанных исправительных учреждений. При необходимости участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, обвиняемого осужденные могут быть по определению суда или постановлению судьи оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы. Осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» ина условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.

По окончании следственных действий или судебного разбирательства осужденные к лишению свободы, указанные в частях первой и второй статьи 77.1 УИК РФ, переводятся в исправительную колонию, воспитательную колонию или тюрьму, в которых они отбывали наказание, если при этом судом им не изменен вид исправительного учреждения.

В судебном заседании установлено, что осужденный Э. был переведен из ФКУ ИК-9 УФСИН России по Калининградской области в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области на основании постановления Черняховского городского суда от < Дата > в качестве обвиняемого по другому уголовному делу. При этом мера пресечения осужденному Э. в этот период времени не избиралась.

Таким образом, Э. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области в камере 3/21 площадью 13,7 кв.м. в периоды 21.10.2014 по 05.11.2014, на условиях отбывания им наказания в исправительном учреждении.

Из письменных возражений представителя ФКУ СИЗО-1 следует, что после проведения полного личного < ИЗЪЯТО >, досмотра личных вещей, дактилоскопирования, фотографирования, первичного медицинского осмотра, санитарной обработки и оформления учетных документов лица, прибывшие в СИЗО-1, размещались по камерам карантинного отделения, где проходили медицинское обследование, далее переводились по другим камерам. В соответствии с Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, содержавшиеся в учреждении лица обеспечивались постельными принадлежностями (матрацем, подушкой, одеялом), постельным бельем (двумя простынями, наволочкой), полотенцем, а также столовой посудой и столовыми приборами (миской, кружкой, ложкой). При отсутствии денежных средств на лицевом счете подозреваемого или обвиняемого по заявлению выдавались индивидуальные средства гигиены (мыло, зубная щетка, зубная паста, одноразовая бритва). Для общего пользования в камеры выдавалось мыло хозяйственное, туалетная бумага, предметы для уборки камеры. После проведения полного личного < ИЗЪЯТО >, досмотра личных вещей, дактилоскопирования, фотографирования, первичного медицинского осмотра, санитарной обработки и оформления учетных документов лица, прибывшие в СИЗО-1, размещались по камерам карантинного отделения, где проходили медицинское обследование, далее переводились по другим камерам. Лицам, содержавшимся в учреждении, предоставлялось индивидуальное спальное место. Указанные лица в соответствии с Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» размещались из расчета 4 кв.м, санитарной площади на одного человека. Камеры СИЗО-1 были оборудованы кроватями, столом и скамейками, санитарным узлом, умывальником, настенным зеркалом, тазами для гигиенических целей и стирки одежды, урной, шкафом для продуктов, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, бачком с питьевой водой, светильниками дневного и ночного освещения, радиодинамиком для вещания общегосударственной программы и другим оборудованием. Мебель в камерах была прикреплена к полу или стенам, острые углы были скруглены. В соответствии с приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы», пунктом 43, при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности. Камеры и их оборудование соответствовали санитарным, противопожарным и иным требованиям. Уборка камер проводилась содержавшимися в них лицами, для чего выдавался хозяйственный инвентарь. Для поддержания санитарного состояния камер еженедельно проводились дезинфекционные и дезинсекционные мероприятия. Дератизационные мероприятия в учреждении проводились ежемесячно. Лица, находившиеся в учреждении, не реже раза в неделю проходили санитарную обработку, включающую в себя продолжительностью не менее 15 минут со сменой постельного белья. Медицинской частью учреждения осуществлялся и текущий санитарный надзор за качеством и своевременностью проведения санитарной обработки, смены нательного и постельного белья. В период содержания истца в СИЗО-1 нормы действующего законодательства соблюдались в полном объеме.

Так, в обоснование доводов истец ссылается на нарушение норм жилой площади в расчете на одного человека, вместе с тем, указанный довод суд полагает необоснованным, поскольку в соответствии со статьей 99 УИК РФ, норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее 2,5 квадратных метров.

Также в обоснование доводов Э. ссылается на Доклад Уполномоченного по правам человека в Калининградской области о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Калининградской области за 2014 год из содержания которого следует, что по-прежнему требуют своего разрешения вопросы соблюдения норм санитарной площади камер в СИЗО.

Из материалов дела следует, что осужденный Э. содержался в учреждении с 21.10.2014 по 22.10.2014 и с 24.10.2014 по 05.11.2014 в камере общей площадью 13,7 квадратных метров, при этом общее количество лиц, содержащихся одновременно с Э. составляло от 2 до 4 человек.

Таким образом, суд проходит к выводу, что норма площади при нахождении осужденного Э. в следственном изоляторе в порядке статьи 77.1 УИК РФ была соблюдена.

В части проверки доводов изложенных в исковом заявлении, судом направлены соответствующие запросы в ФКУЗ «МСЧ» МВД России по Калининградской области», прокуратуру Калининградской области, Уполномоченному по правам человека в Калининградской области, однако, подтверждения заявленным в иске фактам в суд не поступило.

Как следует из акта санитарного состояния ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области 10.04.2014, составленного заместителем начальника ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-39 ФСИН России, учреждение располагается в двух 5-ти этажных специально построенных кирпичных зданиях, одно из которых довоенной постройки. Водоснабжение учреждения осуществляется от городской водопроводной сети. Качество питьевой воды по микробиологическим показателям соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01. Отопление помещений учреждения центральное. Сброс хозяйственно-бытовых стоков учреждения производится в городскую канализационную систему. Санитарное состояние территории учреждения удовлетворительное. Бытовой мусор и пищевые отходы вывозятся транспортом учреждения в соответствии с графиком. Вентиляция камер - механическая, приточно-вытяжная. Отопление в камерах центральное. По данным замеров параметров микроклимата, температурный режим и показатели влажности воздуха в камерах соответствуют требованиям СанПиН 2.1.2.2645 -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». В камерах имеется естественное освещение через оконные проемы, а также оборудовано искусственное освещение (люминесцентные лампы). По результатам проводившихся замеров, уровень искусственной освещенности в камерах составляет 100-180 Лк, что соответствует требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 I «Гигиенические требования к естественному В камерах установлены 2-х ярусные кровати с постельными принадлежностями, оборудованы умывальники и унитазы. Уборка камер проводится силами подследственных 1 раз в день. Уборочный инвентарь (веники)л выдается в камеру дежурным инспектором только на время уборки. Плановые дезинфекционные мероприятия в камерах проводятся в соответствии с графиком, о чем делаются, отметки в журнале текущей дезинфекции. В случае выявления среди подследственных инфекционных заболеваний, после изоляции больного, в камерах проводится заключительная дезинфекция, о чем делается отметка в журнале заключительной дезинфекции. Контроль санитарного состояния в камерах осуществляется медработниками учреждения ежедневно. О результатах проверок делаются записи в специальном журнале. Камеры для одиночного содержания подследственных (карцера) расположены на 1-ом этаже 5-ти этажного кирпичного здания следственного изолятора. Всего имеется в наличии 9 камер для одиночного содержания. Время содержания подследственных в карцерах - от 3 до 15 суток. В карцерах имеется искусственное освещение (люминесцентные лампы), уровень искусственного освещения на момент проверки составлял 100-150 Лк, что соответствует - требованиям СанПиН 2.2.1/21.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий». В карцерах установлены умывальники и унитазы. Санитарно-технические приборы на момент проверки в исправном состоянии. В 2011 году проведен косметический ремонт карцеров. Приготовление пищи для заключенных производится на пищеблоке учреждения, На момент проверки санитарное состояние пищеблока учреждения удовлетворительное. Санитарное состояние пищеблока и качество приготовленной пищи контролируются сотрудниками медчасти ежедневно, о чем делаются отметки в соответствующем журнале. Холодильное оборудование на момент проверки находится в рабочем состоянии, температурный режим при хранении скоропортящейся продукции соблюдается. Санитарное состояние бани и прачечной на момент проверки удовлетворительное. Помывка подследственных и стирка белья осуществляется по графику (1 раз в 7 дней). Дезинфекционная камера на момент проверки в рабочем состоянии Камерная дезинфекция постельных принадлежностей (матрацев, одеял, подушек) подследственных проводится по графику. В соответствии с имеющимся договором в следственном изоляторе ежемесячно проводятся мероприятия по дезинсекции и дератизации. Во время обхода камер тараканов, блох и др. насекомых не выявлено. Проведены телесные осмотры подследственных - следов расчесов не обнаружено.

Таким образом, объективных, достоверных и достаточных доказательств грубого нарушения прав своих вследствие содержания в ненадлежащих условиях в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, Э. суду не представил, в материалах дела таких доказательств не имеется, на факты своевременного обращения с соответствующими жалобами на условия содержания прокурору или Уполномоченному по правам человека не указывает и сам административный истец.

Как следует из разъяснений, данных в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Соответствующих нарушений в ходе рассмотрения дела судом не установлено.

В соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

В силу части 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Ссылки истца на Доклад Уполномоченного по правам человека в Калининградской области от 2014 года, из содержания которого следует, что условия содержания в ФКУ СИЗО-1 в 2014 году не в полной мере соответствовали требованиям закона, доказательством, которое бы позволило суду прийти к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Э., являться не может, поскольку указанный документ не содержит период, в течение которого были выявлены нарушения и конкретные камеры, в которых они были зафиксированы.

Учитывая, что судом нарушений условий содержания административного истца в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области в заявленный период не установлено, правовые основания для взыскания в пользу Э. компенсации отсутствуют.

Руководствуясь ст. 227.1 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Э. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 14 февраля 2023 года.

Судья И.Л. Ивонинская

Дело № 2-177/2023

УИД 39RS0002-01-2022-001764-30

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 февраля 2023 года г. Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Ивонинской И.Л.,

при секретаре Цабулеве А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому Э. к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Калининградской области, ФСИН России, УФСИН России по Калининградской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области о взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Э. обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что в период времени с 21.10.2014 по 05.11.2014 года содержался в камерах №19,21 корпуса №3 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области. Указывает, что в указанный период камеры были переполнены, в связи с чем, нормативы по квадратуре помещения из расчета на одного человека были нарушены, в камере не было радиоточки, не было горячей воды в кране, помывка в бане вместо двух раз в неделю осуществлялась один раз, санитарное состояние камеры было ненадлежащим, В указанных условиях он претерпевал бытовые неудобства и лишения в части повседневных потребностей, в связи с чем, он испытывал сильные душевные волнения и нервное напряжение. Указанные обстоятельства нарушали его право на благоприятные условия содержания, унижали его человеческое достоинство, нарушали требования санитарно-эпидемиологических норм. Ссылаясь на нарушение положений Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Конституции Российской Федерации, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Доклад Уполномоченного по правам человека в Калининградской области от 2014 года, которым установлен факт вышеописанных нарушений, Э. просит взыскать в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 150000 рублей.

Административный истец Э., содержащийся в ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области, и принимавший участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, требования поддержал по изложенным в иске основаниям, просил удовлетворить.

Представитель административных ответчиков ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, УФСИН России по Калининградской области, ФСИН России Шабаршина Ю.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, полагала требования необоснованными, поддержала доводы письменных возражений.

Представитель Министерства финансов РФ в лице УФК по Калининградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, и оценив имеющие в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

В соответствии со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 г., статей 2, 17, 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Условия и порядок содержания в изоляторах регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД Российской Федерации от 22 ноября 2005 № 950.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации, и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

В соответствии со ст. 23 названного Федерального закона, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Согласно ст. 15 указанного Федерального закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Федеральным законом от 27.12.2019 № 494-ФЗ установлено право подозреваемых, обвиняемых, содержащихся под стражей, на получение компенсации в денежной форме за нарушение условий содержания под стражей.

Подозреваемые, обвиняемые, содержащиеся под стражей, имеют право на получение компенсации в денежной форме за нарушение условий содержания под стражей, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ (ч. 4 ст. 17, ст. 17.1 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»).

Условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в том числе требования к помещениям, где они содержатся, регламентированы Федеральным законом от 15.07.1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Данным Законом установлено, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (ст. 4); в местах содержания - под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых.

Согласно статье 77.1 УИК РФ при необходимости участия в следственных действиях в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого (обвиняемого) осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьме могут быть оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из указанных исправительных учреждений. При необходимости участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, обвиняемого осужденные могут быть по определению суда или постановлению судьи оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы. Осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» ина условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.

По окончании следственных действий или судебного разбирательства осужденные к лишению свободы, указанные в частях первой и второй статьи 77.1 УИК РФ, переводятся в исправительную колонию, воспитательную колонию или тюрьму, в которых они отбывали наказание, если при этом судом им не изменен вид исправительного учреждения.

В судебном заседании установлено, что осужденный Э. был переведен из ФКУ ИК-9 УФСИН России по Калининградской области в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области на основании постановления Черняховского городского суда от < Дата > в качестве обвиняемого по другому уголовному делу. При этом мера пресечения осужденному Э. в этот период времени не избиралась.

Таким образом, Э. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области в камере 3/21 площадью 13,7 кв.м. в периоды 21.10.2014 по 05.11.2014, на условиях отбывания им наказания в исправительном учреждении.

Из письменных возражений представителя ФКУ СИЗО-1 следует, что после проведения полного личного < ИЗЪЯТО >, досмотра личных вещей, дактилоскопирования, фотографирования, первичного медицинского осмотра, санитарной обработки и оформления учетных документов лица, прибывшие в СИЗО-1, размещались по камерам карантинного отделения, где проходили медицинское обследование, далее переводились по другим камерам. В соответствии с Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, содержавшиеся в учреждении лица обеспечивались постельными принадлежностями (матрацем, подушкой, одеялом), постельным бельем (двумя простынями, наволочкой), полотенцем, а также столовой посудой и столовыми приборами (миской, кружкой, ложкой). При отсутствии денежных средств на лицевом счете подозреваемого или обвиняемого по заявлению выдавались индивидуальные средства гигиены (мыло, зубная щетка, зубная паста, одноразовая бритва). Для общего пользования в камеры выдавалось мыло хозяйственное, туалетная бумага, предметы для уборки камеры. После проведения полного личного < ИЗЪЯТО >, досмотра личных вещей, дактилоскопирования, фотографирования, первичного медицинского осмотра, санитарной обработки и оформления учетных документов лица, прибывшие в СИЗО-1, размещались по камерам карантинного отделения, где проходили медицинское обследование, далее переводились по другим камерам. Лицам, содержавшимся в учреждении, предоставлялось индивидуальное спальное место. Указанные лица в соответствии с Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» размещались из расчета 4 кв.м, санитарной площади на одного человека. Камеры СИЗО-1 были оборудованы кроватями, столом и скамейками, санитарным узлом, умывальником, настенным зеркалом, тазами для гигиенических целей и стирки одежды, урной, шкафом для продуктов, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, бачком с питьевой водой, светильниками дневного и ночного освещения, радиодинамиком для вещания общегосударственной программы и другим оборудованием. Мебель в камерах была прикреплена к полу или стенам, острые углы были скруглены. В соответствии с приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы», пунктом 43, при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности. Камеры и их оборудование соответствовали санитарным, противопожарным и иным требованиям. Уборка камер проводилась содержавшимися в них лицами, для чего выдавался хозяйственный инвентарь. Для поддержания санитарного состояния камер еженедельно проводились дезинфекционные и дезинсекционные мероприятия. Дератизационные мероприятия в учреждении проводились ежемесячно. Лица, находившиеся в учреждении, не реже раза в неделю проходили санитарную обработку, включающую в себя продолжительностью не менее 15 минут со сменой постельного белья. Медицинской частью учреждения осуществлялся и текущий санитарный надзор за качеством и своевременностью проведения санитарной обработки, смены нательного и постельного белья. В период содержания истца в СИЗО-1 нормы действующего законодательства соблюдались в полном объеме.

Так, в обоснование доводов истец ссылается на нарушение норм жилой площади в расчете на одного человека, вместе с тем, указанный довод суд полагает необоснованным, поскольку в соответствии со статьей 99 УИК РФ, норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее 2,5 квадратных метров.

Также в обоснование доводов Э. ссылается на Доклад Уполномоченного по правам человека в Калининградской области о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Калининградской области за 2014 год из содержания которого следует, что по-прежнему требуют своего разрешения вопросы соблюдения норм санитарной площади камер в СИЗО.

Из материалов дела следует, что осужденный Э. содержался в учреждении с 21.10.2014 по 22.10.2014 и с 24.10.2014 по 05.11.2014 в камере общей площадью 13,7 квадратных метров, при этом общее количество лиц, содержащихся одновременно с Э. составляло от 2 до 4 человек.

Таким образом, суд проходит к выводу, что норма площади при нахождении осужденного Э. в следственном изоляторе в порядке статьи 77.1 УИК РФ была соблюдена.

В части проверки доводов изложенных в исковом заявлении, судом направлены соответствующие запросы в ФКУЗ «МСЧ» МВД России по Калининградской области», прокуратуру Калининградской области, Уполномоченному по правам человека в Калининградской области, однако, подтверждения заявленным в иске фактам в суд не поступило.

Как следует из акта санитарного состояния ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области 10.04.2014, составленного заместителем начальника ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-39 ФСИН России, учреждение располагается в двух 5-ти этажных специально построенных кирпичных зданиях, одно из которых довоенной постройки. Водоснабжение учреждения осуществляется от городской водопроводной сети. Качество питьевой воды по микробиологическим показателям соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01. Отопление помещений учреждения центральное. Сброс хозяйственно-бытовых стоков учреждения производится в городскую канализационную систему. Санитарное состояние территории учреждения удовлетворительное. Бытовой мусор и пищевые отходы вывозятся транспортом учреждения в соответствии с графиком. Вентиляция камер - механическая, приточно-вытяжная. Отопление в камерах центральное. По данным замеров параметров микроклимата, температурный режим и показатели влажности воздуха в камерах соответствуют требованиям СанПиН 2.1.2.2645 -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». В камерах имеется естественное освещение через оконные проемы, а также оборудовано искусственное освещение (люминесцентные лампы). По результатам проводившихся замеров, уровень искусственной освещенности в камерах составляет 100-180 Лк, что соответствует требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 I «Гигиенические требования к естественному В камерах установлены 2-х ярусные кровати с постельными принадлежностями, оборудованы умывальники и унитазы. Уборка камер проводится силами подследственных 1 раз в день. Уборочный инвентарь (веники)л выдается в камеру дежурным инспектором только на время уборки. Плановые дезинфекционные мероприятия в камерах проводятся в соответствии с графиком, о чем делаются, отметки в журнале текущей дезинфекции. В случае выявления среди подследственных инфекционных заболеваний, после изоляции больного, в камерах проводится заключительная дезинфекция, о чем делается отметка в журнале заключительной дезинфекции. Контроль санитарного состояния в камерах осуществляется медработниками учреждения ежедневно. О результатах проверок делаются записи в специальном журнале. Камеры для одиночного содержания подследственных (карцера) расположены на 1-ом этаже 5-ти этажного кирпичного здания следственного изолятора. Всего имеется в наличии 9 камер для одиночного содержания. Время содержания подследственных в карцерах - от 3 до 15 суток. В карцерах имеется искусственное освещение (люминесцентные лампы), уровень искусственного освещения на момент проверки составлял 100-150 Лк, что соответствует - требованиям СанПиН 2.2.1/21.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий». В карцерах установлены умывальники и унитазы. Санитарно-технические приборы на момент проверки в исправном состоянии. В 2011 году проведен косметический ремонт карцеров. Приготовление пищи для заключенных производится на пищеблоке учреждения, На момент проверки санитарное состояние пищеблока учреждения удовлетворительное. Санитарное состояние пищеблока и качество приготовленной пищи контролируются сотрудниками медчасти ежедневно, о чем делаются отметки в соответствующем журнале. Холодильное оборудование на момент проверки находится в рабочем состоянии, температурный режим при хранении скоропортящейся продукции соблюдается. Санитарное состояние бани и прачечной на момент проверки удовлетворительное. Помывка подследственных и стирка белья осуществляется по графику (1 раз в 7 дней). Дезинфекционная камера на момент проверки в рабочем состоянии Камерная дезинфекция постельных принадлежностей (матрацев, одеял, подушек) подследственных проводится по графику. В соответствии с имеющимся договором в следственном изоляторе ежемесячно проводятся мероприятия по дезинсекции и дератизации. Во время обхода камер тараканов, блох и др. насекомых не выявлено. Проведены телесные осмотры подследственных - следов расчесов не обнаружено.

Таким образом, объективных, достоверных и достаточных доказательств грубого нарушения прав своих вследствие содержания в ненадлежащих условиях в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, Э. суду не представил, в материалах дела таких доказательств не имеется, на факты своевременного обращения с соответствующими жалобами на условия содержания прокурору или Уполномоченному по правам человека не указывает и сам административный истец.

Как следует из разъяснений, данных в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Соответствующих нарушений в ходе рассмотрения дела судом не установлено.

В соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

В силу части 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Ссылки истца на Доклад Уполномоченного по правам человека в Калининградской области от 2014 года, из содержания которого следует, что условия содержания в ФКУ СИЗО-1 в 2014 году не в полной мере соответствовали требованиям закона, доказательством, которое бы позволило суду прийти к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Э., являться не может, поскольку указанный документ не содержит период, в течение которого были выявлены нарушения и конкретные камеры, в которых они были зафиксированы.

Учитывая, что судом нарушений условий содержания административного истца в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области в заявленный период не установлено, правовые основания для взыскания в пользу Э. компенсации отсутствуют.

Руководствуясь ст. 227.1 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Э. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 14 февраля 2023 года.

Судья И.Л. Ивонинская

2-177/2023 (2-6200/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Эстин Александр Владимрович
Ответчики
УФСИН России по Калининградской области
Министерство финансов Российской Федерации
ФКУ СИЗО -1 УФСИН России по Калининградской области
ФСИН России
Другие
ФКУЗ МСЧ 39 УФСИН России по Калининградской области
Прокуратура Калининградской области
Прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Калининградской области
Уполномоченному по правам человека в Калининградской области
Суд
Центральный районный суд г. Калининград
Судья
Ивонинская Ирина Леонидовна
Дело на странице суда
centralny.kln.sudrf.ru
22.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.08.2022Передача материалов судье
25.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.08.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.09.2022Предварительное судебное заседание
24.10.2022Предварительное судебное заседание
14.11.2022Судебное заседание
11.01.2023Судебное заседание
07.02.2023Судебное заседание
14.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее