Решение по делу № 2-154/2022 (2-3827/2021;) от 30.06.2021

Дело № 2- 154/2022

УИД 21RS0023-01-2021-004847-93

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 мая 2022 года                                                                             г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе председательствующего судьи Шопиной Е. В., с участием прокурора Левиной О. Н., представителя третьего лица администрации г. Чебоксары Дельман В. Э., представителя третьего лица ГУ МЧС РФ по ЧР Лукишина А. С., при ведении протокола помощником судьи Сарбаевой Т. С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Калининского района г. Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц к Некоммерческому товариществу садоводов «Питомник-1» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противопожарной безопасности путем размещения пожарных резервуаров

установил:

Заместитель прокурора Калининского района г. Чебоксары, обосновывая свои исковые требования положениями ст. ст. 37, 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СНиП 30-02-97*, СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденный приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225, обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Некоммерческому товариществу садоводов «Питомник-1» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противопожарной безопасности путем размещения пожарных резервуаров. Исковые требования обоснованы неисполнением ответчиком своих обязанностей по обеспечению требований пожарной безопасности и создании тем самым угрозы вреда жизни, здоровью неопределенного круга лиц. Прокурор, уточнив в ходе производства по делу исковые требования, окончательно просил суд обязать ответчика в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности путем размещения пожарных резервуаров исходя из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей – 200 м, при заборе воды мотопомпами – 100-150 м (в независимости от типа мотопомп) в соответствии с требованиями п. 10.4 СП 8.13130.2020.

В судебном заседании прокурор Левина О. Н. заявленные требования поддержала по основаниям, приведенным в исковом заявлении с учетом его последующего уточнения.

Представитель ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В представленном суду отзыве на исковое заявление исковые требования не признал, указал на то, что надлежащим ответчиком по делу является собственник земельного участка администрация г. Чебоксары.

Представитель третьего лица администрации г. Чебоксары Дельман В. Э. полагала исковые требования подлежащими удовлетворению по основаниям наличия обязанности ответчика самостоятельно обеспечивать соблюдение правил пожарной безопасности на своей территории.

Представитель третьего лица ГУ МЧС РФ по ЧР Лукишин А. С. полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.

Суд, заслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что по результатам проверки соблюдения правил пожарной безопасности прокуратурой Калининского района г. Чебоксары установлено, что территория СНТ «Питомник-2» (ИНН 2130205891, ОГРН 1182130011898) не обеспечена в предусмотренном действующим законодательством периметре противопожарными источниками водоснабжения. Ближайший источник пожарного водоснабжения находится на расстоянии, превышающем 500 метров от территории садоводческого товарищества.

В соответствии с положениями ст. ст. 1 и 3 Федерального закона N69-ФЗ система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно- технического характера, направленных на борьбу с пожарами; первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Статьей 1 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент № 123-ФЗ) предусмотрено, что он определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Согласно п. 2 ч. 2 указанной статьи положения данного технического регламента об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности.

В соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 4 Технического регламента № 123-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

В соответствии с Правилами разработки и утверждения сводов правил, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2008 № 858 (пункты 3, 4), своды правил разрабатываются в случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или к объектам технического регулирования в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Своды правил входят в состав национальной системы стандартизации России, их применением обеспечивается соблюдение требований технического регламента о требованиях пожарной безопасности.

В соответствии с частью 2 статьи 42 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Технический регламент № 384-ФЗ), введённого в действие 01.07.2010, строительные нормы и правила, утверждённые до дня вступления в силу Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, признаются сводами правил.

В соответствии с частями 3, 4 ст. 42 Технического регламента № 384-ФЗ Правительство Российской Федерации постановлением от 26.12.2014 № 1521 утвердило Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований указанного Технического регламента, а Росстандарт приказом от 30.03.2015 N365 утвердил Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований указанного федерального закона.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 62 Технического регламента № 123- ФЗ здания и сооружения, а также территории организаций и населённых пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственнопитьевые, хозяйственные и противопожарные).

Частями 1, 2 статьи 68 Технического регламента № 123-ФЗ установлено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.

Пунктом 5.8 СП 53.13330.2019 предусмотрено, что для обеспечения пожаротушения, при отсутствии централизованного водоснабжения, на территории земельных участков общего назначения садоводства должны предусматриваться противопожарные водоемы или резервуары объемом, м3,

Число водоемов (резервуаров) и их расположение определяются требованиями СП 31.13330. Аналогичные требования содержатся в пункте 5.9* СНиП 30-02-97*, распространяющихся на проектирование застройки территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, зданий и сооружений.

Приказом МЧС России от 30.03.2020 N225 утверждён Свод правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», разработанный в соответствии со статьями 62, 68 и 99 Технического регламента N123-ФЗ, который является нормативным документом добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений, городских округов и организаций.

В пункте 10.3 СП 8.13130 указано, что количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение.

Расстояние между пожарными резервуарами или искусственными водоемами следует принимать в соответствии пункту 10.4 СП 8.13130, при этом подача воды в любую точку пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов.

В соответствии с пунктом 10.4 СП 8.13130 пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м; при заборе воды мотопомпами - 100 - 150 м (в зависимости от типа мотопомп).

Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с устройством приемных колодцев в соответствии с пунктом 10.7 настоящего Свода правил.

Ёмкости и их оборудование должны быть защищены от замерзания воды. Допускается предусматривать подогрев воды в пожарных резервуарах с помощью водяных или паровых нагревательных приборов, подключённых к системам центрального отопления зданий, а также с помощью электрических водонагревателей и греющих кабелей (пункт 10.11 СП 8.13130).

Как установлено проверкой, названные требования федерального законодательства СНТ «Питомник-2» не соблюдены, что подтверждается справками, рапортами и информацией приобщенной к исковому заявлению и не оспаривается ответчиком.

Учитывая, что правом посещения данного объекта наделен неопределенный круг лиц, а также неопределенен круг работающих на участках лиц, прокурор является надлежащим истцом в соответствии с положениями ст. 45 ГПК РФ.

Доводы ответчика о том, что он не является надлежащим, не принимаются судом во внимание по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон о садоводстве и огородничестве) товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных Федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для целей создания благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества, в том числе обеспечения пожарной безопасности территории садоводства или огородничества.

Некоммерческое товарищество садоводов «Питомник-1» на основании сведений из Единого государственного реестра юридических лиц является юридическим лицом, которое по смыслу Федерального закона о садоводстве и огородничестве выступает самостоятельной организацией.

На основании пункта 5 части 7 статьи 18 Федерального закона о садоводстве и огородничестве принятие решений о заключении договоров с организациями, осуществляющими, в том числе обеспечение пожарной безопасности, относится к полномочиям правления товарищества, а в силу пункта 5 части 5 статьи 14 указанного закона членские взносы могут быть использованы исключительно на расходы, связанные, в том числе с обеспечением в границах товарищества пожарной безопасности.

Федеральным законом о садоводстве и огородничестве в главе 7 предусмотрена поддержка ведения садоводства и огородничества органами государственной власти и органами местного самоуправления, а не осуществление полномочий в области обеспечения пожарной безопасности садоводческих товариществ.

В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требованиядолжностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

В соответствии с положениями ст. 38 Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Исходя из изложенного, избранный прокурором ответчик является надлежащим, и суд признает требования прокурора законными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Некоммерческое товарищество садоводов «Питомник-1» устранить нарушения законодательства о противопожарной безопасности путем размещения пожарных резервуаров исходя из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м; при заборе воды мотопомпами – 100-150 м в соответствии с требованиями п. 10.4 СП 8.13130.2020 в течение трех месяцев со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы и представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г.Чебоксары.

Председательствующий судья                                                      Шопина Е. В.

Мотивированное решение суда изготовлено 10 июня 2022 года.

2-154/2022 (2-3827/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
заместитель прокурора Калининского района г. Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
НТС "Питомник-2"
Другие
Отдел надзорной деятельности профилактической работы по г. Чебоксары УНДиПР ГУ МЧС России по ЧР
Администрация г. Чебоксары Чувашской Республики
ГУ МЧС России по Чувашской Республике
Акционерное общество «Водоканал»
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары
Судья
Шопина Елена Владимировна
Дело на странице суда
leninsky.chv.sudrf.ru
30.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.07.2021Передача материалов судье
05.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.07.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
19.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.09.2021Судебное заседание
20.10.2021Судебное заседание
13.12.2021Судебное заседание
31.01.2022Судебное заседание
16.03.2022Судебное заседание
11.04.2022Судебное заседание
31.05.2022Судебное заседание
10.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее