№ 2-396/2015 г. <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кодинск 27 марта 2015 года
Кежемский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Плаховой С.А.,
при секретаре Цыреновой Ж.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Кодинская средняя общеобразовательная школа № 2» о взыскании недополученной заработной платы, -
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 обратилась в суд с иском к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «КСОШ № 2» о взыскании в ее пользу недополученной заработной платы за исковой период ноябрь-декабрь 2014 года, январь 2015 г. в сумме 9904,20 руб. Свои требования мотивировала тем, что, что ее заработная плата должна быть в 2014 году не менее 11663,40 руб., из которых 5554,0 руб. – минимальный размер оплаты труда, 2777,00 руб.- 50% северная надбавка, 3332,40 рубля - 60% районный коэффициент. В нарушение трудового законодательства заработная плата по ее основному месту работы, отработавшей за исковой период норму рабочего времени составила: в ноябре 2014 года – 8362 руб., в декабре 2014 года 8362 руб., в январе 2015 г. – 8362 руб. т.е. была меньше гарантированного размера.
Истец ФИО3 в зал суда не явилась, о дате и времени слушания дела извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть без ее участия, о чем предоставила суду соответствующее заявление.
Представитель ответчика МКОУ «КСОШ № 2» надлежащим образом уведомленный о месте и времени проведения судебного заседания по рассмотрению дела, в судебное заседание не явился, предоставил заявление, в котором просил рассмотреть дело без своего участия.
Представитель третьего лица на стороне ответчика Управления образования администрации Кежемского района Красноярского края в зал суда не явился, о дате и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении дела не предоставил.
Представитель третьего лица на стороне ответчика Министерства финансов Красноярского края надлежащим образом уведомленный о месте и времени проведения судебного заседания по рассмотрению дела, в судебное заседание не явился, ранее просил дело рассмотреть в свое отсутствие, направил возражения на исковое заявление, согласно которым в удовлетворении исковых требований ФИО5 просил отказать, полагает, что ответчик правомерно включал в величину размера минимальной заработной платы все виды выплат, входящие в состав заработной платы, в том числе компенсационные выплаты (районный коэффициент и северную надбавку), также отмечают, что в случае начисления районного коэффициента и процентной надбавки на МРОТ произойдет уравнивание заработной платы до 12 разрядов тарифной сетки включительно. Это означает, что при отсутствии стимулирующих и иных компенсационных выплат работник, тарифицируемый по 1 разряду, и работник значительно более высокой квалификации, тарифицируемый по 12 разряду, будут получать одинаковую заработную плату. Такие последствия будут противоречить положениям статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заработная плата должна зависеть от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.
Представитель третьего лица на стороне ответчика администрации Кежемского района Красноярского края в зал суда не явился, о дате и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении дела не предоставил.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей третьих лиц и представителя ответчика.
Суд, изучив письменные материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст. 7, 37 Конституции РФ в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. Каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Часть 3 статьи 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч. 1 и 2 ст. 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст.ст. 148, 315, 316 и 317 ТК РФ).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила ст. 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со ст. 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ (в ред. от 02 декабря 2013 г. №336-ФЗ) с 1 января 2014 г. в Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в размере 5554 руб. в месяц.
В соответствии с перечнем районов крайнего севера и местностей приравненных к районам крайнего севера, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 – Кежемский район относится к местности приравненной к районам крайнего севера.
В соответствии с п.16 Приказа Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2 "Об утверждении Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами" Процентные надбавки начисляются на заработок (без учета районного коэффициента и вознаграждения за выслугу лет) в следующих размерах:
в) в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 10% заработка по истечении первого года работы, с увеличением на 10% заработка за каждый последующий год работы до достижения 50% заработка…
Процентная надбавка в Кежемском районе Красноярского края (применительно к материальному истцу установлена в размере 50%).
Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18 установлен районный коэффициент для Кежемского района. На основании решения исполнительного комитета Красноярского краевого совета народных депутатов № 151-П от 09.07.1991 года в Кежемском районе установлен районный коэффициент - 1,6 к заработной плате. Положением об оплате труда в МКОУ «КСОШ № 2» установлен районный коэффициент 60%.
Согласно ч. 5 ст. 133.1 ТК РФ, размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается:
организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
другими работодателями - за счет собственных средств.
Судом установлено: Вступившим в законную силу решением Кежемского районного суда от 29.08.2014 г. по иску прокурора Кежемского района в интересах ФИО3 к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Кодинская средняя общеобразовательная школа № 2» о взыскании недополученной заработной платы за период декабрь 2013 г. – февраль 2014 г. было установлено, что истец ФИО3 состоит с МКОУ «КСОШ № 2» в трудовых отношениях, работает по основному месту работы в качестве гардеробщика на 1 ставке с окладом в размере 1940,00 рублей (при шестидневной рабочей недели), с районным коэффициентом в размере 60 % и процентной надбавкой в размере 50 %, с дополнительными выплатами, предусмотренными Положением об оплате труда МКОУ «КСОШ № 2», что подтверждалось: трудовым договором № 56/11 от 01.12.2011 г., приказом о приеме на работу от 01.12.2011 г., дополнительным соглашением № 22/13д от 01.10.2013 г.
Исходя из положений приведенного трудового законодательства, заработная плата истца должна быть определена работодателем с 1 января 2014 года не менее 11663,40 руб. (5554 х 2,1) в месяц, при условии полной отработки за этот период нормы рабочего времени и выполнении нормы труда и без учета работы по совместительству.
Согласно представленным расчетам и сведениям о начислении истцу заработной платы, последней, с учетом установленной ей доплат в виде компенсационных выплат (60% - районный коэффициент, 50% - северная надбавка) на 1 ставку, в указанный в исковом заявлении период с ноября 2014 года по январь 2015 года выплачивалась ежемесячно заработная плата, размер которой, при условии полной отработки за этот период нормы рабочего времени и выполнении нормы труда, был ниже гарантированного минимума.
Дополнительным соглашением № 98/14 Д от 01.10.2014 г. ФИО3 установлен с 01.10.2014 г. оклад в размере 2231 руб.
Исследуя расчетные листы, табеля учета рабочего времени истицы за исковой период суд установил следующее.
В ноябре 2014 года истец отработала 18 дней, что составляет полную отработку рабочего времени и ей начислено: 8362,00 руб., исходя из оклада 2231 руб., персональной выплаты 557,75 руб., стимулирующей выплаты 296,50 руб., доплата до МРОТ – 2209,12 руб., районного коэффициента 1673,25 руб., северной надбавки 1394,38 руб.
В декабре 2014 года истец отработала 23 дня, что составляет полную отработку рабочего времени и ей начислено: 8362,00 руб., исходя из оклада 2231 руб., персональной выплаты 557,75 руб., стимулирующей выплаты 783,20 руб., доплата до МРОТ – 1722,42 руб., районного коэффициента 1673,25 руб., северной надбавки 1394,38 руб.
В январе 2015 года истец отработала 15 дней, что составляет полную отработку рабочего времени и ей начислено: 8362,00 руб., исходя из оклада 2231 руб., персональной выплаты 557,75 руб., стимулирующей выплаты 783,20 руб., доплата до МРОТ – 1722,42 руб., районного коэффициента 1673,25 руб., северной надбавки 1394,38 руб.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования истца о взыскании в ее пользу с ответчика МКОУ «КСОШ № 2» разницы между установленным минимальным размером оплаты труда (с учетом районного коэффициента и северной надбавки) и начисленной ей заработной платы, при условии полной отработки за этот период нормы рабочего времени и выполнении нормы труда, являются обоснованными.
Признавая исковые требования подлежащими удовлетворению, суд полагает взыскать с ответчика в пользу истца недоначисленную заработную плату за период с ноября 2014 года по январь 2015 года из следующего расчета:
За ноябрь 2014 года:
5554 рублей (минимальная заработная плата при шестидневной рабочей неделе и отработанной норме 26 рабочих дня – 155 рабочих часов) + 6109,4 руб. (60% районные и 50% северные) = 11663,40 руб. – 8362 руб. (фактически начисленная заработная плата по основному месту работы на 1 ставку) = 3301,40 руб.
За декабрь 2014 года:
5554 рублей (минимальная заработная плата при шестидневной рабочей неделе и отработанной норме 26 рабочих дня – 155 рабочих часов) + 6109,4 руб. (60% районные и 50% северные) = 11663,40 руб. – 8362 руб. (фактически начисленная заработная плата по основному месту работы на 1 ставку) = 3301,40 руб.
За январь 2015 года:
5554 рублей (минимальная заработная плата при шестидневной рабочей неделе и отработанной норме 26 рабочих дня – 155 рабочих часов) + 6109,4 руб. (60% районные и 50% северные) = 11663,40 руб. – 8362 руб. (фактически начисленная заработная плата по основному месту работы на 1 ставку) = 3301,40 руб.
Всего с МКОУ «КСОШ № 2» в пользу ФИО3подлежит взысканию недоначисленная заработная плата за период с ноября 2014 года по январь 2015 года в размере 9904,20 руб. (3301,4 +3301,4 + 3301,4).
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 333.36 ч. 1 п. 1 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются истцы по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений.
Расчет госпошлины, подлежащей взысканию с ответчика в доход бюджета муниципального образования Кежемский район будет следующим: согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, государственная пошлина уплачивается в размере не менее 400 руб.
Таким образом, с ответчика в доход бюджета муниципального образования Кежемский район подлежит взысканию госпошлина в размере 400 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО3 к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Кодинская средняя общеобразовательная школа № 2» о взыскании недополученной заработной платы удовлетворить.
Взыскать с муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Кодинская средняя общеобразовательная школа № 2» в пользу ФИО3 недоначисленную заработную плату за период с ноября 2014 года по январь 2015 года в размере 9904 (девять тысяч девятьсот четыре) рубля 20 копеек.
Взыскать муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Кодинская средняя общеобразовательная школа № 2» в доход местного бюджета Кежемского района государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба через Кежемский районный суд Красноярского края в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий <данные изъяты> С.А. Плахова
Мотивированное решение изготовлено 27.03.2015 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>