Дело № 2-744/2023
21RS0025-01-2022-006897-61
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ город Чебоксары
Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Кузнецовой А.В.,
при секретаре судебного заседания Лазаревой Н.М.,
с участием помощника прокурора Московского района города Чебоксары Чувашской Республики Федотовой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Московского района г. Чебоксары Тихонова П.Н. к НСТ "Журналист" об обязании устранить нарушение природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами путем оборудования контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов,
установил:
Заместитель прокурора Московского района г. Чебоксары, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к некоммерческому садоводческому товариществу «Журналист» об обязании устранить нарушение природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами путем оборудования контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов. Исковые требования мотивированы следующим. Прокуратурой Московского района г. Чебоксары проведено обследование мест сбора и размещения твердых коммунальных отходов в Московском районе г. Чебоксары. В ходе проверки установлено, что на территории Московского района г. Чебоксары расположено некоммерческое садоводческое товарищество «Журналист» (юридический адрес: <адрес>, ИНН №). Актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ установлено отсутствие специально оборудованных мест для сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления (контейнерных площадок), отвечающих требованиям действующего природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, в т.ч. по количеству контейнеров для сбора, вывоза и утилизации ТКО. Поскольку отсутствие площадки для контейнеров для сбора мусора не соответствует требованиям Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», то это создает угрозу нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду и может повлечь вред здоровью населения. Со ссылкой на нормы действующего законодательства истец просит обязать некоммерческое садоводческое товарищество «Журналист» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- устранить нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами путем оборудования контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов на территории НСТ «Журналист» в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства, а именно СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.09.1988 № 4690-88, Сан ПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64, а также Правилами благоустройства территории г. Чебоксары, утвержденными решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 28 ноября 2017 г. № 1006;
- согласовать с администрацией г. Чебоксары создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», Постановлением администрации г. Чебоксары ЧР от 15 января 2020 № 40 «Об организации работы по согласованию создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, по включению сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, по ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Чебоксары».
В судебном заседании помощник прокурора Московского района города Чебоксары Чувашской Республики Федотова Д.А. исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик НСТ «Журналист» явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен надлежащим образом, в адрес суда возвращен конверт с отметкой об истечении срока хранения.
Третьи лица администрация города Чебоксары Чувашской Республики, ООО «Ситиматик Чувашия», Управления ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации г. Чебоксары в лице администрации г. Чебоксары, МКУ «Управление ЖКХ и благоустройства» г. Чебоксары явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
В силу ст.233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
При таких обстоятельствах, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика с вынесением заочного решения, по материалам, имеющимся в деле.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическое благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами. (в ред. Федерального закона от 05.04.2016 № 104-ФЗ) (п. 1). При архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) накопления таких отходов в соответствии с установленными федеральными нормами и правилами и иными требованиями в области обращения с отходами (в ред. Федеральных законов от 05.04.2016 № 104-ФЗ, от 31.12.2017 № 503-ФЗ) (п. 2). Единые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, в том числе в отношении выбора мест размещения таких объектов, используемых материалов и технологических решений, устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 3 введен Федеральным законом от 26.07.2019 № 225-ФЗ) ( п. 3 ).
Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; (в ред. Федерального закона от 05.04.2016 № 104-ФЗ).
Согласно ст. ст. 12, 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами, в соответствии со своей компетенцией. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», вынесено постановление администрации г. Чебоксары ЧР от 15 января 2020 года № 40 «Об организации работы по согласованию создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, по включению сведений о месте (площадке) накопления твердыхкоммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, по ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Чебоксары», которое регламентирует порядок организации работы по согласованию создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, по включению сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр, по ведению реестра.
В силу ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1). Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) ( п. 2 ). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований ( п. 3 ). Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (п. 4). Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя:
- данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (п. 5). Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации ( п. 6 ).
В силу п. 3 раздела 2 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу п. 4 раздела 2 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 28 ноября 2017 года № 1006 утверждены Правила благоустройства территории г. Чебоксары.
Согласно п. 5.1.2 Правил 5.1.2. содержание и благоустройство территории города Чебоксары заключается в проведении мероприятий, обеспечивающих, в том числе:
1) размещение площадок, контейнеров, урн для сбора и временного хранения отходов и мусора, соблюдение режимов уборки, мытья и дезинфекции данных объектов, своевременное транспортирование отходов на объекты размещения отходов физическими и юридическими лицами всех организационно-правовых форм;
7) предотвращение загрязнения территории города Чебоксары жидкими, сыпучими и иными веществами при их транспортировке, выноса грязи на улицы города Чебоксары машинами, механизмами, иной техникой с территории производства работ и грунтовых дорог, организацию мойки транспортных средств в специально оборудованных местах.
Положениями п. 5.3.2.3.2 Правил, утвержденных Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 28.11.2017 № 1006 (ред. от 16.08.2022) «Об утверждении Правил благоустройства территории города Чебоксары» (далее Правил) предусмотрено, что в случаях, предусмотренных пунктом 3.3.11.3 настоящих Правил для организации очистки территории города Чебоксары от ТКО и КГО, администрация города Чебоксары определяет места расположения контейнерных площадок сбора ТКО и площадок сбора КГО на территории города Чебоксары, земельные участки под которые передаются Управляющим организациям, ТСЖ, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на праве аренды либо на ином предусмотренном действующим законодательством праве пользования для размещения и обслуживания контейнерных площадок, с исключением при этом образования совмещенных, укрупненных контейнерных площадок.
Создание, организация содержания и технического обслуживания контейнерных площадок кроме уборки мест погрузки твердых коммунальных отходов (действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз), осуществляется Управляющими организациями, ТСЖ, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в установленном законом порядке (п. 5.3.2.3.2 в ред. Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 18.05.2021 № 304).
Согласно п. 5.3.2.3.3. Правил физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, независимо от формы собственности, заключают договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором в порядке, предусмотренном подразделом I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156.
В целях утилизации образующихся отходов физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели размещают ТКО и КГО в местах накопления указанных в договоре с региональным оператором.
Физическим и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям запрещается размещение ТКО в контейнерах сбора ТКО и КГО на площадках сбора КГО, не указанных в договоре с региональным оператором. (п. 5.3.2.3.3 в ред. Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 18.05.2021 № 304).
Согласно п. 5.3.2.3.6.Правил складирование ТКО потребителями осуществляется в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии со схемой обращения с отходами, следующими способами:
1) в контейнеры, расположенные в мусоропроводах и мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
2) в контейнеры и бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
3) прием ТКО в пакетах или других предназначенных для их сбора емкостях мусоровозным транспортом непосредственно от потребителей без использования каких-либо дополнительных устройств для предварительного накопления.
Эксплуатация контейнеров без колес и крышек или с незакрытыми крышками запрещается (п. 5.3.2.3.6 в ред. Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 18.05.2021 № 304).
Согласно п. 5.3.2.3.7. Правил контейнеры должны быть в технически исправном состоянии и иметь надлежащий эстетический вид.
Контейнеры из черного металла должны окрашиваться не менее двух раз в год - весной и осенью.
На всех контейнерах должна быть нанесена маркировка собственника или эксплуатирующей организации.
При осуществлении раздельного накопления ТКО используются контейнеры с цветовой индикацией и письменными обозначениями: - в контейнеры с зеленой цветовой индикацией складируются сортированные ТКО (текстиль, бумага, стекло, пластик); - в контейнеры с синей цветовой индикацией складируются несортированные ТКО (п. 5.3.2.3.7 в ред. Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 18.05.2021 N 304).
Согласно п. 5.3.2.3.9. Правил контейнеры для сбора ТКО должны устанавливаться на специальных площадках с твердым покрытием.
Размер площадок должен быть рассчитан на необходимое количество контейнеров, но не более 5 контейнеров.
Запрещается устанавливать контейнеры и бункеры для сбора мусора на проезжей части дорог, тротуарах, пешеходных дорожках и газонах.
Согласно п. 5.3.2.3.10. Правил контейнерные площадки для ТКО выполняются в уровень с подъездной дорогой (хозпроездом) либо должны иметь пандус, обеспечивающий установку контейнера на площадку.
Площадка должна иметь небольшой уклон в сторону проезжей части. Контейнерная площадка должна быть ограждена с трех сторон бордюром высотой 15,0 см, исключающим возможность скатывания контейнера в сторону, твердое покрытие (бетонное или асфальтовое).
Ограждение контейнерных площадок должны выполняться из плотного металлического материала (профнастила), выполнение ограждения из решетчатого, сетчатого или деревянного материала не допускается.
Подъезды к местам установки контейнеров должны иметь дорожные покрытия с учетом подъезда и разворота мусоровозов и работы навесного оборудования.
Подъезды и подходы к контейнерной площадке должны освещаться (п. 5.3.2.3.10 в ред. Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 18.05.2021 N 304).
Согласно п. 5.3.2.3.11 Правил площадки для сбора КГМ целесообразно располагать рядом с площадками для сбора ТКО.
Площадки для сбора КГМ должны иметь твердое покрытие и с трех сторон ограждаться бордюрным камнем на высоту 15,0 – 25,0 см или иным ограждением высотой не более 1,0 метра.
Согласно п. 5.3.2.3.12. Правил к площадкам для сбора ТКО и КГМ круглосуточно должен быть обеспечен свободный подъезд.
Запрещается размещение транспортных средств у площадок для сбора ТКО и КГМ, создающих помехи для вывоза ТКО и КГМ и уборки территории города Чебоксары.
Согласно п. 5.3.2.3.13 Правил обращение с твердыми коммунальными отходами на территории города Чебоксары обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (п. 5.3.2.3.13 в ред. Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 18.05.2021 N 304).
Согласно п. 5.3.2.3.14. Правил вывоз ТКО осуществляется ежедневно.
Согласно акту осмотра от 07 июня 2022 года установлено отсутствие контейнерной площадки для размещения контейнеров для сбора, вывоза и утилизации ТКО на территории НСТ «Журналист».
Исследовав представленные доказательства, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению, бездействие ответчика по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов в данном случае не отвечает требованиям действующих санитарных правил.
Также суд разъясняет ответчикам по делу, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, они вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения в соответствии со ст. 434 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования заместителя прокурора Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики к некоммерческому садоводческому товариществу «Журналист» удовлетворить.
Обязать некоммерческое садоводческое товарищество «Журналист» (ИНН №, ОГРН №) в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- устранить нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами путем оборудования контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов на территории НСТ «Журналист» в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства, а именно СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.09.1988 № 4690-88, Сан ПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых здания и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64, а также Правилами благоустройства территории г. Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 28 ноября 2017 № 1006;
- согласовать с администрацией г. Чебоксары создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039 «Об утверждении Правил обустройства площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», Постановлением администрации г. Чебоксары ЧР от 15 января 2020 № 40.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий судья А.В. Кузнецова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.