Решение по делу № 33а-7483/2017 от 24.05.2017

Судья: Сурков В.П. Дело № 33а-7483/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 июня 2017 года г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Вачковой И.Г.,

судей – Сивохина Д.А., Черкуновой Л.В.,

при секретаре – Латыповой Р.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №18 по Самарской области к Ивановой О.А. о взыскании задолженности по земельному налогу,

по апелляционной жалобе Ивановой О.А. на решение Ленинского районного суда г. Самара от 04 апреля 2017 года, которым постановлено:

«Иск Межрайонной ИФНС России №18 по Самарской области – удовлетворить.

Взыскать с Ивановой О.А. в пользу Межрайонной ИФНС России №18 по Самарской области задолженность по земельному налогу за 2011 год в размере 4 665,37 руб.».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения Ивановой О.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Межрайонной ИФНС России №18 по Самарской области – Драгуновой А.В. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная ИФНС России №18 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Ивановой О.А. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2011 год.

В обоснование заявленных требований указано, что по сведениям Управления Росреестра по Самарской области, полученным в порядке межведомственного взаимодействия, в налоговом периоде за 2011 год, Иванова О.А. имела в собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> в связи с чем налоговым органом ей рассчитан земельный налог в размере 4 665,37 руб. Ивановой О.А. направлялось налоговое уведомление, в котором сообщалось о необходимости уплаты исчисленной суммы налога в срок, не позднее 03.12.2012. В связи с неуплатой налога налогоплательщику начислены пени и направлено требование об уплате земельного налога со сроком исполнения до 18.01.2013, которое не исполнено. На основании заявления налогового органа, мировым судьей судебного участка №1 Железнодорожного района г. Самары выдан судебный приказ от 23.07.2013 о взыскании с Ивановой О.А. недоимки по земельному налогу за 2011 год, который отменен определением мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного района г. Самары от 23.06.2016. Оплата земельного налога за 2011г. налогоплательщиком не произведена, что послужило основание для обращения в суд с данным иском.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, инспекция просила суд взыскать с Ивановой О.А. задолженность по земельному налогу за 2011 год в размере 4 665,37 руб.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласилась Иванова О.А., в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного, не соответствующего положениям ст.ст. 176, 226 КАС РФ. В жалобе также указано, что решением Куйбышевского районного суда г. Самары от 18.07.2014 право собственности Ивановой О.А. на данный земельный участок признано отсутствующим.

В заседании судебной коллегии Иванова О.А. доводы апелляционной жалобы поддержала и просила решение суда отменить по основаниям изложенным в жалобе.

Представитель Межрайонной ИФНС России №18 по Самарской области – Драгунова А.В. (по доверенности) в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

На основании ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно п.1 ст.389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно абз. 1 и 4 ч. 1 и ч.4 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В силу ч. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Статьей 397 предусмотрено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (абз. 3 ч. 1).

На основании ч. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

В силу ст.45 Налогового кодекса РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Частью 1 ст. 69 НК РФ предусмотрено, что требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Пунктом 1 ст. 70 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Положениями ст.48 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, в установленный срок обязанности по уплате налога, направивший требование об уплате налога, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, с учётом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора за счет имущества физического лица подаётся в отношении всех требований об уплате налога, сбора, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Материалами дела подтверждается, Ивановой О.А. в период с 17.08.2010 по 03.12.2015 принадлежал объект налогообложения - земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый , сведения о котором поступили в налоговый орган в порядке межведомственного взаимодействия.

Налоговым органом за 2011г. Ивановой О.А. исчислен земельный налог в размере 4 665,37 руб., по ставке 0,2 процента исходя из кадастровой стоимости земельного участка 2 332 687 руб.

Удовлетворяя административный иск и взыскивая с Ивановой О.А. недоимку по земельному налогу за 2011 год в заявленном налоговым органом размере, суд первой инстанции исходил из того, что налогоплательщиком обязанность по уплате налога, в срок до 03.12.2012 согласно уведомлению № 661773 не исполнена, требование № 44697 по состоянию на 10.12.2012 об уплате земельного налога в размере 4 665,37 руб. и пени в размере 123,40 руб. со сроком уплаты до 18.01.2013 также оставлено без исполнения, определением мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного судебного района г. Самара от 23.06.2016 судебный приказ о взыскании с Ивановой О.А. недоимки по земельному налогу за 2011 год от 23.07.2013 отменен, в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения, налог за указанный период добровольно не оплачен, расчет налога не оспаривается и является правильным, срок на обращение в суд не пропущен.

Судебная коллегия находит обоснованными выводы суда о том, что административным истцом срок на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением не пропущен.

Вместе с тем, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В силу п. 3 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Согласно ч. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Пунктом 6 ст. 58 НК РФ, установлено, что налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Из содержания вышеприведенных норм следует, что обязанность по уплате земельного налога возникает у физического лица с момента направления ему уведомления налоговым органом, при неисполнении которого налоговым органом направляется требование об уплате недоимки по налогу.

При этом налоговый орган имеет право обратиться с иском о взыскании недоимки по налогу в том случае, если соблюдена процедура направления налогоплательщику уведомления и требования об уплате налога.

Материалы настоящего административного дела, а также материалы гражданского по заявлению МИФНС № 18 по Самарской области о вынесении судебного приказа о взыскании с Ивановой О.А. земельного налога за 2011 год, не содержат доказательств направления налогоплательщику указанных выше уведомления и требования об уплате исчисленного за 2011 год налога.

Таких доказательств налоговым органом не представлено и по запросу судебной коллегии. Доводы административного истца о том, что сведения о направлении Ивановой О.А. налоговых уведомления и требования не могут быть представлены, поскольку истекли сроки хранения данных документов, не приняты во внимание, поскольку обязанность доказать направление налогоплательщику налогового уведомления и требования законодателем в данном случае возложена на административного истца.

Соответственно административным истцом не представлены доказательства направления налогоплательщику уведомления и требования об уплате земельного налога за 2011 год, порядок направления которого урегулирован главой 10 Налогового кодекса Российской Федерации.

Кроме того, в ст. 11 НК РФ под местом жительства физического лица понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации для целей настоящего Кодекса место жительства может определяться по просьбе этого физического лица по месту его пребывания. При этом местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно по адресу (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, налоговым органом представлены к административному исковому заявлению сформированное налоговое уведомление № 661773 с расчетом суммы земельного налога за 2011 год в размере 4 665,37 руб., срок уплаты налога указан до 03.12.2012. В указанном налоговом уведомлении указан адрес налогоплательщика – <адрес>, такой же адрес указан и в требования об уплате налога № 44697 от 10.12.2012 (л.д. 6-8).

При этом, из гражданского дела № 2-1547/2013 по заявлению МИФНС № 18 по Самарской области о вынесении судебного приказа о взыскании с Ивановой О.А. земельного налога за 2011 год, обозреваемого судебной коллегией в судебном заседании, видно, что эти же налоговое уведомление № 661773 с расчетом суммы земельного налога за 2011 год в размере 4 665,37 руб., срок уплаты до 03.12.2012 и требование об уплате налога № 44697 от 10.12.2012 сформированы налоговым органом с указанием адреса налогоплательщика – <адрес>. Заявление к мировому судье о выдаче судебного приказа также налоговым органом сформировано в отношении налогоплательщика по указанному адресу. В то время как О.А. имела регистрацию по данному адресу в период с 17.07.1999г. по 09.10.2010, т.е. на дату подачи заявления о выдаче судебного приказа по указанному адресу не проживала, поскольку с 17.06.2011г. зарегистрирована по адресу <адрес>.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что по месту регистрации налогоплательщика уведомления и требования налоговым органом не направлялись, соответственно у суда первой инстанции отсутствовали правовые и фактические основания для удовлетворения административного иска и взыскания в судебном порядке с Ивановой О.А. недоимки по земельному налогу за 2011 год, поскольку обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика с момента получения им налогового уведомления.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленного налоговым законодательством порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления, поскольку обязанность по уплате налога у налогоплательщика, в связи с ненаправлением налоговой инспекций налогового уведомления и требования, не наступила.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам административного дела; допущены нарушения норм материального и процессуального права, что в силу ч. 2 ст. 310 КАС РФ, влечет его отмену и принятию по делу нового решения - об отказе в удовлетворении требований административного истца в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 04 апреля 2017 года отменить, принять по делу новое решение, которым административный иск Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области к Ивановой О.А. о взыскании недоимки по земельному налогу за 2011 год – оставить без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –

33а-7483/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
МИНФНС №18 по Самарской области
Ответчики
Иванова О.А.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
09.06.2017[Адм.] Судебное заседание
30.06.2017[Адм.] Судебное заседание
04.07.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.06.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее