Дело № 2а-101/2018
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
п. Сандово 13 ноября 2018 года
Сандовский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Тарасова С.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства в открытом судебном заседании административное дело по административному иску и.о. прокурора Сандовского района Тверской области Васильева Д.В. в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Топоровское сельское поселение Сандовского района Тверской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Топоровское сельское поселение Сандовского района Тверской области и об обязании внести изменения в Устав муниципального образования Топоровское сельское поселение Сандовского района Тверской области,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Р.Рѕ. РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Сандовского района обратился РІ СЃСѓРґ РІ защиту интересов неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц СЃ вышеуказанным административным исковым заявлением мотивировав тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства РІ сфере муниципального нормотворчества Рё обеспечения соответствия нормативно - правовых актов федеральному законодательству Администрацией РўРѕРїРѕСЂРѕРІСЃРєРѕРіРѕ сельского поселения Сандовского района Тверской области, РІ С…РѕРґРµ которой выявлены нарушения, выразившиеся РІ следующем.
Установлено, что Устав муниципального образования Топоровского сельского поселения Сандовского района Тверской области не соответствует Федеральному закону от 18.04.2018 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления» (далее - ФЗ № 83), которым внесено ряд изменений в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131).
В Уставе МО Топоровское сельское поселение Сандовского района Тверской области отсутствуют следующие изменения, внесенные ФЗ № 83.
Часть 3.2 ст. 23 ФЗ № 131 изложена в следующей редакции: Выборы депутатов представительных органов поселений с численностью населения менее 3000 человек, а также представительных органов поселений и представительных органов городских округов с численностью менее 15 депутатов проводятся по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам.
В статье 25 ФЗ № 131 в абзаце втором части 3 слова «местной администрации» замены словами «муниципального образования».
Статья 25 ФЗ № 131 дополнена частью 3.1 следующего содержания: - «Порядок организации и проведения схода граждан определяется уставом муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения схода граждан, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта и материалами по вопросам, выносимым на решение схода граждан, другие меры, обеспечивающие участие жителей муниципального образования в сходе граждан».
Статья 25.1 ФЗ № 131 дополнена пунктом 7 следующего содержания: - «В сельском населенном пункте по вопросу выдвижения кандидатуры старосты сельского населенного пункта, а также по вопросу досрочного прекращения полномочий старосты сельского населенного пункта».
Дополнена частью 1.1: - «В сельском населенном пункте сход граждан также может проводиться в целях выдвижения кандидатур в состав конкурсной комиссии при проведении конкурса на замещение должности муниципальной службы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о муниципальной службе».
Дополнена ст. 27.1 следующего содержания:
«Статья 27.1 Староста сельского населенного пункта.
1. Для организации взаимодействия органов местного самоуправления и жителей сельского населенного пункта при решении вопросов местного значения в сельском населенном пункте, расположенном в поселении, городском округе или на межселенной территории, может назначаться староста сельского населенного пункта.
2. Староста сельского населенного пункта назначается представительным органом муниципального образования, в состав которого входит данный сельский населенный пункт, по представлению схода граждан сельского населенного пункта из числа лиц, проживающих на территории данного сельского населенного пункта и обладающих активным избирательным правом.
3. Староста сельского населенного пункта не является лицом, замещающим государственную должность, должность государственной гражданской службы, муниципальную должность или должность муниципальной службы, не может состоять в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с органами местного самоуправления.
Законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций может быть установлено иное наименование должности старосты сельского населенного пункта.
4. Старостой сельского населенного пункта не может быть назначено лицо:
1) замещающее государственную должность, должность государственной гражданской службы, муниципальную должность или должность муниципальной службы;
2) признанное судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
3) имеющее непогашенную или неснятую судимость.
5. Срок полномочий старосты сельского населенного пункта устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.
Полномочия старосты сельского населенного пункта прекращаются досрочно по решению представительного органа муниципального образования, в состав которого входит данный сельский населенный пункт, по представлению схода граждан сельского населенного пункта, а также в случаях, установленных пунктами 1 - 7 части 10 статьи 40 настоящего Федерального закона.
6. Староста сельского населенного пункта для решения возложенных на него задач:
1) взаимодействует с органами местного самоуправления, муниципальными предприятиями и учреждениями и иными организациями по вопросам решения вопросов местного значения в сельском населенном пункте;
2) взаимодействует с населением, в том числе посредством участия в сходах, собраниях, конференциях граждан, направляет по результатам таких мероприятий обращения и предложения, в том числе оформленные в виде проектов муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению органами местного самоуправления;
3) информирует жителей сельского населенного пункта по вопросам организации и осуществления местного самоуправления, а также содействует в доведении до их сведения иной информации, полученной от органов местного самоуправления;
4) содействует органам местного самоуправления в организации и проведении публичных слушаний и общественных обсуждений, обнародовании их результатов в сельском населенном пункте;
5) осуществляет иные полномочия и права, предусмотренные уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
7. Гарантии деятельности и иные вопросы статуса старосты сельского населенного пункта могут устанавливаться уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации».
Статья 28 дополнена частью 6 следующего содержания:
«В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, публичные слушания и общественные обсуждения могут не проводиться по проектам муниципальных правовых актов и вопросам, решения по которым принимаются сходом граждан».
Статья 47 дополнена абзацем следующего содержания.
Часть 2 дополнена абзацами следующего содержания: Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании. Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться».
Часть 3 после слов «опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов» дополнена словами: «соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления».
Выявленные нарушения показывают, что полномочия РїРѕ внесению изменений РІ Устав муниципального образования РўРѕРїРѕСЂРѕРІСЃРєРѕРіРѕ сельского поселения Сандовского района Тверской области длительное время РЅРµ использовались, что РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рѕ бездействии органа местного самоуправления РїРѕ несвоевременному принятию изменений РІ Устав муниципального образования. Рзменения РІ ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» внесены 18.04.2018, однако РґРѕ настоящего времени, РїРѕ состоянию РЅР° 25.10.2018 РІ Устав муниципального образования РўРѕРїРѕСЂРѕРІСЃРєРѕРіРѕ сельского поселения Сандовского района Тверской области РЅРµ внесены.
Обращение в суд в порядке ст.39 КАС РФ, в защиту прав неопределенного круга лиц, мотивировано невозможностью определить конкретное количество лиц, права которых нарушены.
Просит признать незаконным бездействие администрации Топоровского сельского поселения Сандовского района Тверской области в связи с не приведением Устава муниципального образования Топоровского сельского поселения Сандовского района Тверской области в соответствие с требованиями Федерального закона от 18.04.2018 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления». Возложить на Администрацию Топоровского сельского поселения Сандовского района Тверской области обязанность по устранению допущенных нарушений законодательства, внесению изменений в Устав муниципального образования Топоровского сельского поселения Сандовского района Тверской области, в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.04.2018 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления» в срок до 01.03.2019.
Административный истец – и.о. прокурор Сандовского района Тверской области Васильев Д.В., просил о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Административный ответчик представитель администрации Топоровского сельского поселения Сандовского района, осведомленный о наличии данного дела в суде, в десятидневный срок возражений против рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства не представил, в связи с чем, дело было назначено к рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства
Рсследовав материалы дела, оценив допустимость Рё достоверность каждого доказательства РІ отдельности, Р° также достаточность Рё взаимную СЃРІСЏР·СЊ представленных доказательств РІ РёС… совокупности, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.
Пункт 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает осуществление защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав в соответствии с подведомственностью дел в судебном порядке.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанностей.
В соответствии с п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 43 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входит, в том числе, устав муниципального образования.
Федеральным законом от 18.04.2018 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления» внесены изменения в изменений в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
В судебном заседании установлено, что Устав муниципального образования Топоровского сельского поселения Сандовского района Тверской области не соответствует Федеральному закону от 18.04.2018 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления», а именно:
Часть 3.2 ст. 23 ФЗ № 131 изложена в следующей редакции: Выборы депутатов представительных органов поселений с численностью населения менее 3000 человек, а также представительных органов поселений и представительных органов городских округов с численностью менее 15 депутатов проводятся по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам.
В статье 25 ФЗ № 131 в абзаце втором части 3 слова «местной администрации» замены словами «муниципального образования».
Статья 25 ФЗ № 131 дополнена частью 3.1 следующего содержания: - «Порядок организации и проведения схода граждан определяется уставом муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения схода граждан, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта и материалами по вопросам, выносимым на решение схода граждан, другие меры, обеспечивающие участие жителей муниципального образования в сходе граждан».
Статья 25.1 ФЗ № 131 дополнена пунктом 7 следующего содержания: - «В сельском населенном пункте по вопросу выдвижения кандидатуры старосты сельского населенного пункта, а также по вопросу досрочного прекращения полномочий старосты сельского населенного пункта».
Дополнена частью 1.1: - «В сельском населенном пункте сход граждан также может проводиться в целях выдвижения кандидатур в состав конкурсной комиссии при проведении конкурса на замещение должности муниципальной службы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о муниципальной службе».
Дополнена ст. 27.1 следующего содержания:
«Статья 27.1 Староста сельского населенного пункта.
1. Для организации взаимодействия органов местного самоуправления и жителей сельского населенного пункта при решении вопросов местного значения в сельском населенном пункте, расположенном в поселении, городском округе или на межселенной территории, может назначаться староста сельского населенного пункта.
2. Староста сельского населенного пункта назначается представительным органом муниципального образования, в состав которого входит данный сельский населенный пункт, по представлению схода граждан сельского населенного пункта из числа лиц, проживающих на территории данного сельского населенного пункта и обладающих активным избирательным правом.
3. Староста сельского населенного пункта не является лицом, замещающим государственную должность, должность государственной гражданской службы, муниципальную должность или должность муниципальной службы, не может состоять в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с органами местного самоуправления.
Законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций может быть установлено иное наименование должности старосты сельского населенного пункта.
4. Старостой сельского населенного пункта не может быть назначено лицо:
1) замещающее государственную должность, должность государственной гражданской службы, муниципальную должность или должность муниципальной службы;
2) признанное судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
3) имеющее непогашенную или неснятую судимость.
5. Срок полномочий старосты сельского населенного пункта устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.
Полномочия старосты сельского населенного пункта прекращаются досрочно по решению представительного органа муниципального образования, в состав которого входит данный сельский населенный пункт, по представлению схода граждан сельского населенного пункта, а также в случаях, установленных пунктами 1 - 7 части 10 статьи 40 настоящего Федерального закона.
6. Староста сельского населенного пункта для решения возложенных на него задач:
1) взаимодействует с органами местного самоуправления, муниципальными предприятиями и учреждениями и иными организациями по вопросам решения вопросов местного значения в сельском населенном пункте;
2) взаимодействует с населением, в том числе посредством участия в сходах, собраниях, конференциях граждан, направляет по результатам таких мероприятий обращения и предложения, в том числе оформленные в виде проектов муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению органами местного самоуправления;
3) информирует жителей сельского населенного пункта по вопросам организации и осуществления местного самоуправления, а также содействует в доведении до их сведения иной информации, полученной от органов местного самоуправления;
4) содействует органам местного самоуправления в организации и проведении публичных слушаний и общественных обсуждений, обнародовании их результатов в сельском населенном пункте;
5) осуществляет иные полномочия и права, предусмотренные уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
7. Гарантии деятельности и иные вопросы статуса старосты сельского населенного пункта могут устанавливаться уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации».
Статья 28 дополнена частью 6 следующего содержания:
«В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, публичные слушания и общественные обсуждения могут не проводиться по проектам муниципальных правовых актов и вопросам, решения по которым принимаются сходом граждан».
Статья 47 дополнена абзацем следующего содержания.
Часть 2 дополнена абзацами следующего содержания: Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании. Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться».
Часть 3 после слов «опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов» дополнена словами: «соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления».
Выявленные прокуратурой Сандовского района Тверской области нарушения показывают, что полномочия РїРѕ внесению изменений РІ Устав муниципального образования РўРѕРїРѕСЂРѕРІСЃРєРѕРіРѕ сельского поселения Сандовского района Тверской области длительное время РЅРµ использовались, что РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рѕ бездействии органа местного самоуправления РїРѕ несвоевременному принятию изменений РІ Устав муниципального образования. Рзменения РІ ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» внесены 18.04.2018, однако РґРѕ настоящего времени, РїРѕ состоянию РЅР° 25.10.2018 РІ Устав муниципального образования РўРѕРїРѕСЂРѕРІСЃРєРѕРіРѕ сельского поселения Сандовского района Тверской области РЅРµ внесены, что подтверждается актом проверки РѕС‚ 24.10.2018 Рі.
Поэтому с учетом приведенных выше правовых норм и установленных фактических обстоятельств суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования прокурора к администрации Топоровского сельского поселения Сандовского района Тверской области являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Решая вопрос о сроке исполнения решения суда, суд принимает во внимание возможные последствия не своевременного устранения нарушений, влияющих на права граждан на охрану здоровья, поддержание благоприятной окружающей природной среды и объем предстоящих работ и полагает разумным срок, испрашиваемый прокурором района.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р› :
Административные исковые требования прокурора Сандовского района к администрации Топоровского сельского поселения Сандовского района Тверской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Топоровского сельского поселения Сандовского района Тверской области в связи с не приведением Устава муниципального образования Топоровского сельского поселения Сандовского района Тверской области в соответствие с требованиями Федерального закона от 18.04.2018 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления».
Возложить на Администрацию Топоровского сельского поселения Сандовского района Тверской области обязанность по устранению допущенных нарушений законодательства, внесению изменений в Устав муниципального образования Топоровского сельского поселения Сандовского района Тверской области, в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.04.2018 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления» в срок до 01.03.2019.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Сандовский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья С.А. Тарасов