Решение по делу № 33а-10461/2018 от 06.11.2018

Судья Аксютина Н.М.              Дело № 33а-10461/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 декабря 2018 года          г.Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Ермакова Э.Ю.,

судей Зацепина Е.М., Соболевой С.Л.,

при секретаре Клименко А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца Козлова С. А. на решение Советского районного суда Алтайского края от 31 августа 2018 года по делу по административному исковому заявлению Козлова С. А. к администрации Платовского сельского совета Советского района Алтайского края об оспаривании бездействия.

Заслушав доклад судьи Зацепина Е.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Козлов С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Платовского сельского совета Советского района Алтайского края, с учетом уточнения требований просил признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по организации устройства подъездных путей к земельному участку по <адрес> (кадастровый ***), обязать администрацию Платовского сельского совета Советского района Алтайского края в течение трех месяцев с момента вступления судебного решения в законную силу организовать устройство подъездных путей – дороги в северном направлении от земельного участка по <адрес> до переулка №3 длиной 88,7 м, шириной проезжей части 4,5 м, с щебеночным покрытием.

Требования мотивированы тем, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>. Проезд к данному дому организован более 30 лет назад, в последующем укреплен гравием жильцами дома. В 2012 году земельный участок, по которому проходил указанный проезд, предоставлен на праве аренды ФИО1, в результате чего в настоящее время отсутствует возможность подъезда к дому.

ДД.ММ.ГГ Козлов С.А. обратился в администрацию Платовского сельсовета сельского совета Советского района Алтайского края с заявлением об осуществлении обустройства подъездной дороги к дому *** по <адрес>. Ответ на данное заявление им не получен.

По мнению административного истца, оспариваемое бездействие является незаконным, поскольку в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них отнесена к вопросам местного значения поселения.

К участию в деле в качестве административного ответчика привлечена администрация Советского района Алтайского края.

Решением Советского районного суда Алтайского края от 31 августа 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Козлов С.А. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Указывает на то, что административным ответчиком не исполняется возложенная на него законом обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта, которая включает в себя деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; в соответствии с п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов и иных повреждений, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3; согласно СНиП 2.05.02-85 дорога с одной полосой движения относится к V категории, ширина проезжей части которой должна составлять 4,5 м, покрытие допускается щебеночное, гравийное, грунтовое (п.4.4, 7.5); вопреки выводу суда, имеющийся подъезд к дому административного истца данным требованиям не соответствует, в связи с чем отсутствует возможность проезда к его дому машин скорой помощи, пожарных машин, создает угрозу имуществу, жизни и здоровью граждан; передав третьему лицу земельный участок, который ранее использовался жильцами дома №15 в качестве проезда, административный ответчик меры для организации иного проезда не предпринимает.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, не явились, сведения о причинах неявки не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое бездействие прав и законных интересов не нарушает, возложение на административного ответчика обязанности по организации и строительству дороги будет являться вмешательством в деятельность и компетенцию органов местного самоуправления.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда.

Статьями 3, 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено право граждан на безопасность дорожного движения и ответственность государства в лице его органов за обеспечение безопасности дорожного движения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 того же Федерального закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно положениям статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения муниципального района.

В силу части 4 статьи 15 названного Федерального закона органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГ между администрацией Советского района Алтайского края («Администрация района») и администрацией Платовского сельсовета Советского района Алтайского края («Администрация поселения») заключено соглашение о передаче отдельных полномочий по решению вопросов местного значения, согласно которому полномочия администрации Советского района в части дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации переданы администрации Платовского сельсовета (л.д.34-38).

Согласно пункту 3.2.1 указанного соглашения Администрация поселения осуществляет переданные полномочия в пределах выделенных на эти цели финансовых средств.

В соответствии с ответом администрации Советского района на запрос судебной коллегии в 2018 году из бюджета района в бюджет Платовского сельсовета перечислены межбюджетные трансферты на осуществление дорожной деятельности в границах поселения в размере <данные изъяты> руб.

Таким образом, полномочия по осуществлению дорожной деятельности в границах сельского поселения Платовского сельсовета возложены на администрацию Платовского сельсовета Советского района Алтайского края.

Из материалов дела следует, что Козлов С.А. зарегистрирован и проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей ему на праве общей долевой собственности (л.д.16, 18).

Мотивируя заявленные требования, административный истец указывал на отсутствие проезда к вышеназванному жилому дому, отвечающего требованиям «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее - ГОСТ Р 50597-2017).

Административным ответчиком данные обстоятельства не оспаривались. В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции представитель администрации Платовского сельского совета Советского района Алтайского края Кудрявцев В.В. ссылался на отсутствие у администрации сельсовета обязанности по содержанию проезда к домовладению административного истца, поскольку он не включен в Перечень дорог, улиц, переулков Платовского сельсовета Советского района Алтайского края, утвержденного администрацией Платовского сельсовета Советского района Алтайского края от 19 декабря 2012 года №31.

Вместе с тем в силу вышеприведенных положений закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах сельского поселения Платовского сельсовета является прямой обязанностью администрации Платовского сельсовета Советского района Алтайского края.

В статье 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Свобод правил СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89 выделяет следующие категории сельских улиц и дорог: поселковая дорога, главная улица, улица в жилой застройке, которая подразделяется на основную, второстепенную и проезд. Проезд представляет собой связь жилых домов, расположенных в глубине квартала, с улицей, где ширина полосы движения от 2,75м – 3м, число полос движения – 1, ширина пешеходной части тротуара от 0,1м (таблица 9).

Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям установлены "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля".

В силу пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

Аналогичные положения содержались в ранее действующем «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Анализ приведенных нормативных положений свидетельствует о том, что проезд, осуществляющий связь жилых домов, расположенных в глубине квартала, с улицей должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 50597-2017.

Доказательств соответствия указанным требованиям существующего проезда к дому административного истца материалы дела не содержат.

При рассмотрении дела судом первой инстанции представитель администрации Платовского сельского совета Советского района Алтайского края Кудрявцев В.В. несоответствие данного проезда ГОСТ Р 50597-2017 не оспаривал.

При этом требования указанного стандарта являются обязательными для применения, направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии нарушения прав административного истца оспариваемым бездействием не может быть признан правомерным.

Невключение спорного участка дороги в Перечень дорог, улиц, переулков Платовского сельсовета Советского района Алтайского края, не освобождает административного ответчика от осуществления возложенной на него в соответствии с действующим законодательством обязанности по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах сельского поселения.

С учетом изложенного решение суда не может быть признано законным, подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда Алтайского края от 31 августа 2018 года отменить и принять новое решение.

Признать незаконным бездействие администрации Платовского сельского совета Советского района Алтайского края, выразившееся в непринятии мер к приведению в соответствие с «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» проезда к жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию Платовского сельского совета Советского района Алтайского края привести в соответствие с "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" проезд к жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>, за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Советского района Алтайского края, в течение 10 месяцев со дня вынесения настоящего определения.

Председательствующий

Судьи

33а-10461/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Козлов С.А.
Ответчики
администрация Платовского сельсовета Советского района АК
Администрация Советского района АК
Другие
Кудрявцев В.В.
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
27.11.2018[Адм.] Судебное заседание
11.12.2018[Адм.] Судебное заседание
17.12.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.12.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее