Решение по делу № 2-1155/2021 от 27.11.2020

...

2-1155/2021

56RS0018-01-2020-009862-39

                         РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 апреля 2021 года город Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе председательствующего: судьи Чадова А.А.,

при секретаре: Борисовой Н.Г.,

с участием:

представителя истца Шашиной А.О.,

Представитель ответчика ГУ-Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Оренбургской области/представителя третьего лица Вяткиной Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению финансового управляющего должника Понкратова Ю.Е. - Джуламанова Н.К. к Государственному учреждению – Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Оренбургской области о взыскании убытков,

УСТАНОВИЛ:

Ф/у Джалуманов Н.К. обратился в суд с исковым заявлением к УПФР в г.Оренбурга о взыскании убытков, указав, что решением Арбитражного суда Оренбургской от 21.01.2020 г. по делу ... Понкратов Ю.Е. признан банкротом, введена процедура реализации имущества сроком на 6 месяцев.

Финансовым управляющим утвержден Джуламанов Н.К. ,

В рамках процедуры несостоятельности (банкротства) Понкратова Ю.Е. пенсионные выплаты по должнику перечислялись на расчетный счет N, открытый в ПАО «Сбербанк России».

В последующем, зачисление пенсии на расчетный счет должника было прекращено по непонятным причинам.

Согласно выписке о состоянии вклада с расчетного счета N за период с 01.01.2020 года по 28 мая 2020 года на указанный расчетный счет приходила пенсия в следующих размерах: 06.02.2020г. – ...

Последнее зачисление пенсии на расчетный счет должника было осуществлено 27.03.2020г. В дальнейшем, зачисление пенсии на расчетный счет должника было прекращено.

Согласно ответу, полученному из УПФР в г. Оренбурге от 12.08.2020г. выбор организации, которая доставляет пенсию, делается исключительно самим пенсионером путем подачи заявления.

Истец считает, что данный порядок является неправильным и необоснованным.

Пенсия, выплачиваемая должнику- гражданину после введения процедуры реализации имущества гражданина, является имуществом приобретенным гражданином после признания его банкротом, и в силу п. 1 ст. 213.25 Закона о банкротстве подлежит включению в конкурсную массу.

Таким образом, неправомерные действия УПФР по Оренбургской области относительно перечисления и выплаты пенсии должнику Понкратову Ю.Е. причиняют имущественный вред конкурсной массе должника.

В результате бездействия Управления Пенсионного Фонда России по Оренбургской области, выразившегося в неперечислении пенсионных выплат на специальный счет Должника, фактически, конкурсной массе Должника были причинены убытки в размере пенсии за каждый месяц неперечисления на специальный счет Должника.

В связи с чем, просил суд взыскать с УПФР по Оренбургской области убытки в размере начисленной страховой пенсии по старости, начиная с 28.03.2020г. по 16.11.2020г, в сумме ...

Определением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 27.04.2021г. произведена замена ненадлежащего ответчика ГУ - УПФР в г. Оренбурге на надлежащего ответчика ГУ- Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Оренбургской области. ГУ - УПФР в г. Оренбурге привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований.

Истец ф/у Джуламанов Н.К. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель истца Шашина А.О., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала и просила удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ-Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Оренбургской области/ третьего лица Вяткина Е.М., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании возражала в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, в иске просила отказать.

Третье лицо Понкратов Ю.Е. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался по правилам главы 10 ГПК РФ.

Судом вынесено определение о рассмотрении дела в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу:

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии с п. 1 ст. 393 ГК РФ Должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или не надлежащим исполнением обязательства.

Согласно ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его не надлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно принял о все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Как установлено материалами дела Понкратов Юрий Евгеньевич состоит на учете как получатель страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ в УПФР в г. Оренбурге с 14.04.2014 года.

В связи с заявлением пенсионера от 17.10.2018 выплата пенсии производится через кредитное учреждение - Оренбургское отделение N Сбербанка России, счет N

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 21.01.2020г. Понкратов Ю.Е. признан несостоятельным (банкротом). Введена процедура реализации имущества гражданина сроком на шесть месяцев. Финансовым управляющим утвержден Джуламанов Н.К.

Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 16.07.2020г. продлен срок процедуры реализации имущества в отношении Понкратова Ю.Е. на шесть месяцев, до 21.01.2021г.

В территориальный орган ПФР от финансового управляющего Джуламанова Н.К. поступил запрос от 18.02.2020 С-ЧЕВ с просьбой изменить способ выплаты страховой пенсии по старости, причитающейся пенсионеру и осуществлять перечисление на основной банковский счет Понкратова Ю.Е. N.. .. ..., открытый в Оренбургском отделении N Сбербанка России.

По результатам рассмотрения указанного обращения финансовому управляющему дан ответ от ... N о том, что обращение за установлением страховой пенсии, выплатой и доставкой осуществляется при личном обращении гражданина с соответствующим заявлением непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

Зачисление пенсии на банковский счет, указанный в заявлении финансовым

управляющим, а не пенсионером, признанным банкротом, Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ не предусмотрено.

Не согласившись с указанным ответом УПФР в г. Оренбурге, финансовый управляющий должника Джуламанов Н.К. обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением об обязании Государственного учреждения – Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Оренбургской области перечислять пенсию должника на специальный банковский счет должника. Понкратов Ю.Е. обратился с заявлением об исключении из конкурсной массы должника в полном объёме денежных средств, получаемых Понкратовым Ю.Е в качестве пенсии до окончания процедуры банкротства; разрешении лично получать денежные средства в качестве пенсии в полном объеме до окончания процедуры банкротства.

Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 07.02.2021г. заявление финансового управляющего должника Джуламанова Н.К. удовлетворено. Суд обязал Государственное учреждение - Центр по выплате пособий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Оренбургской области перечислять пенсию Понкратова Ю.Е. (дата рождения: ... место рождения: ... Ташлинского района Оренбургской области, ИНН 561200824175, место жительства: ...) на специальный банковский счет должника: Банк получателя: Оренбургское отделение N ПАО Сбербанк, кор. счет банка: 30N, БИК банка: 045354601, КПП 561202001, ИНН 7707083893 счет получателя: 40N, Ф.И.О. получателя: Понкратов Ю.Е. . В удовлетворении заявления Понкратова Ю.Е. об исключении из конкурсной массы должника в полном объеме денежных средств, получаемых Понкратовым Ю.Е. в качестве пенсии до окончания процедуры банкротства; разрешении Понкратову Ю.Е. получать лично денежные средства в качестве пенсии в полном объеме до окончания процедуры банкротства отказано.

Постановлением Восемнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 08.04.2021г. апелляционную жалобу ГУ ОПФР по Оренбургской области в лице Государственное учреждение - Центр по выплате пособий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Оренбургской области удовлетворить частично.

Определение Арбитражного суда Оренбургской области от 02.02.2021 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции.

Заявление финансового управляющего должника Джуламанова Н.К. удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Центр по выплате пособий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в ... перечислять пенсию Понкратова Ю.Е. (дата рождения: 14.04.1954г., место рождения: с/з ..., инн 561200824175, место жительства: ..., СНИЛС 046-750-180 59) на специальный банковский счет должника: Банк получателя: Оренбургское отделение N ПАО Сбербанк, кор. счет банка: 30N, БИК банка: 045354601, КПП 561202001, инн 7707083893 счет получателя: 40N, Ф.И.О. получателя: Понкратов Ю.Е. , в размере превышающем прожиточный минимум, установленный ... для пенсионеров.

В удовлетворении заявления Джуламанова Н.К. в остальной части отказано.

В удовлетворении заявления Понкратова Ю.Е. об исключении из конкурсной массы должника в полном объеме денежных средств, получаемых Понкратовым Ю.Е. в качестве пенсии до окончания процедуры банкротства; разрешении Понкратову Ю.Е. получать лично денежные средства в качестве пенсии в полном объеме до окончания процедуры банкротства, отказано.

Апелляционная жалоба Понкратова Ю.Е. оставлена без удовлетворения.

Право на получение пенсии гарантируется Конституцией Российской Федерации (ст. 7 и 39), а непосредственно условия пенсионного обеспечения устанавливаются законами.

Основное содержание пенсионного обеспечения заключается в предоставлении человеку средств к существованию, удовлетворении его основных жизненных потребностей. Поскольку пенсия имеет особое значение для поддержания материальной обеспеченности пенсионеров, стабильности их правового положения, сохранение за ними признанных государством пенсионных прав гарантируется на законодательном уровне.

В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ) страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с названным федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в данный Федеральный закон.

    В силу части 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон о страховых пенсиях) правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Порядок начисления за текущий месяц сумм страховой пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также порядок определения излишне выплаченной пенсионеру суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) производится в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения (часть 1 статьи 26, часть 5 статьи 28).

Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, устанавливает, что Минтруд России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения; к его полномочиям отнесено в том числе принятие правил выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, а также порядка начисления за текущий месяц сумм страховой пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и порядка определения излишне выплаченных пенсионеру (застрахованному лицу) сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), сумм накопительной пенсии за период, в течение которого выплата указанных сумм производилась неправомерно (пункт 1, подпункты 5.2.70, 5.2.73(4), 5.2.73(5) пункта 5).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Законом о страховых пенсиях.

Согласно статье 2 Закона о страховых пенсиях законодательство о страховых пенсиях состоит из этого закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов (часть 1).

Страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Законом о страховых пенсиях. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в названный закон (часть 2).

Как обоснованно отмечено в обжалуемом решении, приведенная норма направлена на недопущение внесения произвольных изменений в правила пенсионного обеспечения, при этом правила выплаты пенсии должны устанавливаться лишь в самом пенсионном законодательстве.

Порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии регламентирован статьей 21 Закона о страховых пенсиях.

Федеральным законом от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (вступил в силу с 1 января 2019 г.) (далее - Закон N 350-ФЗ) внесены изменения в Закон о страховых пенсиях, направленные на обеспечение прав пенсионеров, признанных банкротами в соответствии с Законом о банкротстве, на получение установленной им пенсии в полном объеме.

Согласно части 12 указанной статьи (в редакции Закона N 350-ФЗ) выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, в том числе при признании этого гражданина банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 Закона о страховых пенсиях.

Доставка страховой пенсии производится по желанию пенсионера через кредитную организацию путем зачисления сумм страховой пенсии на счет пенсионера в этой кредитной организации либо через организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой страховых пенсий, путем вручения сумм страховой пенсии на дому или в кассе организации, производящей доставку (часть 13 статьи 21 Закона о страховых пенсиях).

Данные законоположения конкретизированы в соответствующих пунктах Правил.

Выплата пенсии, включая организацию доставки - ежемесячное начисление территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации причитающихся пенсионеру сумм пенсии, оформление документов, отражающих начисленную сумму пенсии, перечисление начисленных к доставке сумм пенсии на счет организации, осуществляющей доставку пенсии. Доставка пенсии - передача начисленной суммы пенсии пенсионеру (его законному представителю) путем зачисления сумм пенсии на счет пенсионера (его законного представителя в установленных законодательством Российской Федерации случаях) в кредитной организации либо путем вручения сумм пенсии на дому или в кассе организации почтовой связи или иной организации, занимающейся доставкой пенсии (пункт 4).

Выплата начисленных сумм пенсии производится за текущий календарный месяц в установленном размере без каких-либо ограничений, в том числе при признании этого гражданина банкротом в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях" (пункт 10).

Доставка пенсии производится через кредитные организации, организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой пенсий, с которыми территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заключены договоры, типовые формы которых утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 23).

Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, осуществляющую доставку, и уведомить об этом территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации путем подачи заявления о доставке пенсии. При этом территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает пенсионеру разъяснения об организациях, осуществляющих доставку, с которыми заключены договоры (пункт 24).

В силу части 1 статьи 29 Закона о страховых пенсиях удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании: исполнительных документов (пункт 1); решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям), излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением положений части 5 статьи 26 названного закона (пункт 2); решений судов о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям) вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке (пункт 3). Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что удержание производится в размере, исчисляемом из размера установленной страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в Законе о страховых пенсиях закреплен исчерпывающий перечень оснований для выплаты страховой пенсии в полном объеме и удержания из установленной пенсионеру страховой пенсии.

Из приведенных нормативных положений следует, что в рамках выплаты страховой пенсии пенсионеру, признанному банкротом согласно Закону о банкротстве, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации организует доставку пенсии лишь в соответствии с заявлением пенсионера (его представителя) о доставке пенсии.

Каких-либо иных правил, в том числе о выплате и доставке пенсии согласно требованию финансового управляющего иным способом, отличным от указанного в заявлении пенсионера, или на счет самого финансового управляющего, пенсионное законодательство не содержит.

Между тем, как уже отмечалось выше, Законом N 350-ФЗ, принятым позднее и вступившим в силу с 1 января 2019 г., в новой редакции изложена часть 12 статьи 21 Закона о страховых пенсиях, гарантирующая, что выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру в установленном размере без каких-либо ограничений, в том числе при признании этого гражданина банкротом в соответствии с Законом о банкротстве. При этом в ранее действовавшей редакции названная часть не устанавливала дополнительных гарантий пенсионерам в процедурах банкротства.

Указанные изменения в закон были внесены законодателем с целью установления ясности в правовом регулировании вопроса о выплате и доставке страховой пенсии гражданину, признанному банкротом, учитывая различную судебную практику по данному вопросу, а также с целью защиты его права на своевременное и в полном объеме получение страховой пенсии по старости.

Таким образом, основное содержание пенсионного обеспечения заключается в предоставлении человеку средств к существованию, удовлетворении его основных жизненных потребностей. Поскольку пенсия имеет особое значение для поддержания материальной обеспеченности пенсионеров, стабильности их правового положения, сохранение за ними признанных государством пенсионных прав гарантируется на законодательном уровне.

С учетом изложенного выплата и доставка страховой пенсии гражданину, признанному банкротом, должна осуществляться согласно его волеизъявлению в порядке, предусмотренном пенсионным законодательством.

Учитывая изложенное, суд находит заявленные требования финансового управляющего должника Джуламанова Н.К. о взыскании убытков, в результате неправомерных действий ответчика не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования финансового управляющего должника Понкратова Ю.Е. - Джуламанова Н.К. к Государственному учреждению – Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Оренбургской области о взыскании убытков –оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд города Оренбурга в течение одного месяца со дня изготовления решения судом в полном объеме.

Решение судом в окончательной форме принято 11 мая 2021 года

Судья:        /подпись/

Подлинник решения хранится

в Ленинском районном суде г.Оренбурга

при гражданском деле № 2-1155/2021

2-1155/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Финансовый управляющий Джуламнов Нурале Киниспаевич
Ответчики
Понкратов Юрий Евгеньевич
Другие
ГУ – Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Оренбургской области
УПФР России по Оренбургской области
Суд
Ленинский районный суд г. Оренбург
Судья
Чадов Алексей Анатольевич
Дело на странице суда
leninsky.orb.sudrf.ru
27.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.11.2020Передача материалов судье
02.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.01.2021Подготовка дела (собеседование)
29.01.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.02.2021Предварительное судебное заседание
25.03.2021Судебное заседание
31.03.2021Судебное заседание
13.04.2021Судебное заседание
27.04.2021Судебное заседание
11.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее