Решение по делу № 2-3095/2021 от 17.05.2021

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 июля 2021 года                             <адрес>

Советский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Атаева Э.М., при секретаре судебных заседаний ФИО2, с участием представителя истца ФИО5, представителя ответчика ФИО6, действующего на основании доверенности, представителя ответчика ФИО7, действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исполняющего обязанности заместителя прокурора города ФИО3 Гаджимурадова в защиту прав ФИО1 к Администрации ГОсВД «<адрес>» и Министерству финансов Республики Дагестан, третьим лицам – Министерству образования и науки Республики Дагестан и Муниципальному казенному учреждению «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» <адрес> об обязании администрации МО «ГОсВД <адрес>» предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры) по договору найма специализированного жилого помещения, обязании Министерство финансов Республики Дагестан в установленном законодательством порядке обеспечить доведение из республиканского бюджета Республики Дагестан до бюджета МО ГОсВД «<адрес>» субвенции в объеме необходимым для обеспечения жилым помещением в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставлении площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений,

УСТАНОВИЛ:

Исполняющий обязанности заместителя прокурора <адрес> ФИО4 обратился в суд с иском в защиту прав ФИО1 к Администрации ГОсВД «<адрес>» и Министерству финансов Республики Дагестан, третьим лицам – Министерству образования и науки Республики Дагестан и Муниципальному казенному учреждению «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» <адрес> об обязании администрации МО «ГОсВД <адрес>» предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры) по договору найма специализированного жилого помещения, обязании Министерство финансов Республики Дагестан в установленном законодательством порядке обеспечить доведение из республиканского бюджета Республики Дагестан до бюджета МО ГОсВД «<адрес>» субвенции в объеме необходимым для обеспечения жилым помещением в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставлении площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, в обоснование исковых требований ссылаясь на то, что прокуратурой города проведена проверка по обращению ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о защите его права на получение жилья, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено следующее.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на учет для предоставления помещения по договору социального найма.

В силу требований статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Исходя из этих требований, представление жилых помещений указанной категории граждан не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Обеспечение жильем указанной категории граждан относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В настоящее время ФИО1 собственного жилья не имеет, специализированным жилым помещением не обеспечен (согласно сведениям Управления Росреестра по <адрес>) из-за недоведения из республиканского бюджета Республики Дагестан до бюджета МО ГОсВД «<адрес>» субвенций на осуществление государственных полномочий в необходимых объемах. Указанные обстоятельства привели к нарушению его прав на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки в виде жилья.

На основании изложенного в иске, просит суд обязать администрацию МО «ГОсВД <адрес>» предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоящего на учете в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры) по договору найма специализированного жилого помещения; обязать Министерство финансов Республики Дагестан в установленном законодательством порядке обеспечить доведение из республиканского бюджета Республики Дагестан до бюджета МО ГОсВД «<адрес>» субвенции в объеме, необходимом для обеспечения ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоящего на учете в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, жилым помещением в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставлении площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора <адрес> ФИО5 исковые требования поддержал, по изложенным в иске основаниям просил удовлетворить в полном объеме.

Заинтересованное лицо ФИО1, будучи надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в связи с чем определено рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика Администрации <адрес> ФИО6, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, пояснив, что при предоставлении ФИО1 вне очереди жилого помещения будут нарушены интересы других лиц, которые состоят в очереди до него. У администрации не имеется финансовых возможностей обеспечить жильем всех сирот, ввиду недостаточного финансирования из бюджета Республики Дагестан.

Представитель ответчика Министерства финансов Республики Дагестан ФИО7, действующий на основании доверенности, исковые требования прокурора не признал и пояснил, что обязанность обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на местные органы власти. Министерство финансов РД на основании сведений, представленных Министерством образования РД, при формировании Республиканского бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц их из числа формирует объем субвенций, полномочием Министерства является доведение до главного распорядителя бюджетных средств, которым в рассматриваемых отношениях является администрация <адрес>, общую сумму бюджетных средств, утвержденную на соответствующий финансовый год.

Из возражений ответчика также следует, что у Республики Дагестан в лице органов государственной власти в процессе реализации государственной политики по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникают расходные обязательства по финансированию расходов местных органов власти, связанных с обеспечением жильем указанной категории граждан.

Третьи лица - Министерство образования и науки Республики Дагестан, МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» <адрес>, будучи извещены о времени и месте рассмотрения дела, в суд представителей не направили, сведений об уважительности их неявки не сообщили, в связи, с чем определено рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц на основании части 3 статьи 167 ГПК РФ.

Выслушав объяснения явившихся сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 статьи 56 ГПК РФ следует, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч.3 указанной статьи каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 1 статьи 57 ГПК РФ доказательства представляются лицами, участвующими в деле.

Согласно ч.1 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, а также иными способами, предусмотренными законом. При этом избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.

Согласно ч. 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Согласно ч.2 указанной статьи, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда от ДД.ММ.ГГГГ «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормам.

В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и лиц из их числа относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Статьей 1 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон) органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и лиц из их числа.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона органы государственной власти Республики Дагестан обязаны своевременно и в полном объеме доводить до бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан субвенции на осуществление государственных полномочий.

Из пункта 2 постановления Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений и формы отчета об осуществлении органом местного самоуправления переданных государственных полномочий Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что Министерство образования и науки Республики Дагестан определено уполномоченным органом, осуществляющим контроль за исполнением указанных государственных полномочий.

Согласно пунктам 4.58 и 4.8 Положения о Министерстве образования и науки Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ , данное министерство реализует государственную политику в области социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Дагестан, предусмотренных на эти цели.

Пунктом 1 части 1 статьи 27 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в <адрес>» предусмотрено, что Министерство финансов Республики Дагестан составляет проект республиканского бюджета и представляет его в Правительство Республики Дагестан.

Частью 3 статьи 27 вышеуказанного закона субъекта РФ определено, что Министерство финансов Республики Дагестан несет ответственность за осуществление бюджетных полномочий, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации и данным законом.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является лицом из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из представленного третьим лицом МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» <адрес>» по запросу суда учетному делу ФИО1 следует, что он обратился в Администрацию <адрес> с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с тем, что он является сиротой - ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилой площадью в городском округе с внутригородским делением «<адрес>» на 01.02.2021г., утвержденному первым заместителем Главы г.ФИО8 Маликовым 15.01.2021г. следует, что ФИО1 постановлен на учет в качестве нуждающихся в жилье с 23.12.2019г., для предоставления помещения по договору социального найма.

Жилого помещения, закрепленного или находящегося в собственности ФИО1 не имеет, что усматривается из Уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, выданным Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.

Однако до настоящего времени администрацией <адрес> жилое помещение истцу для проживания не предоставлено по причине недостаточности выделяемых субвенций из бюджета РД на эти цели. Министерство финансов РД не выделила в достаточном размере субвенции администрации <адрес> для финансирования расходов по приобретению или строительства жилья для передачи их сиротам.

Указанные обстоятельства, а также обоснованность постановки на учет истца по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, ответчиками не оспариваются.

Доводы представителя администрации <адрес> о недопущении нарушения прав лиц, состоящих на учете ранее, чем ФИО1, суд считает несостоятельными, поскольку гарантированное законом право, как лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем не может быть поставлено в зависимость от момента выделения органам местного самоуправления денежных средств на эти цели.

В законе также отсутствует указание на предоставление жилых помещений названной категории граждан в порядке очередности исходя из времени принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, включения в список детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии с положениями статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, в силу недееспособности и по другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Обращение прокурора в защиту интересов ФИО1 суд считает допустимым, как менее социально защищенной категории граждан РФ, которые самостоятельно не в состоянии осуществлять защиту своих прав и интересов в силу отсутствия материально-правовых средств. При указанных обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению с учетом фактических обстоятельств постановки его на учет с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Исполняющего обязанности заместителя прокурора города ФИО3 Гаджимурадова в защиту прав ФИО1 к Администрации ГОсВД «<адрес>» и Министерству финансов Республики Дагестан, третьим лицам – Министерству образования и науки Республики Дагестан и Муниципальному казенному учреждению «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» <адрес> об обязании администрации МО «ГОсВД <адрес>» предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры) по договору найма специализированного жилого помещения, обязании Министерство финансов Республики Дагестан в установленном законодательством порядке обеспечить доведение из республиканского бюджета Республики Дагестан до бюджета МО ГОсВД «<адрес>» субвенции в объеме необходимым для обеспечения жилым помещением в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставлении площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, удовлетворить.

Обязать администрацию ГОсВД «<адрес>» предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоящего на учете в <адрес> с 23.12.2019г., вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставлении площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Обязать Министерство финансов Республики Дагестан в установленном законодательством порядке обеспечить доведение из республиканского бюджета Республики Дагестан до бюджета МО ГОсВД «<адрес>» субвенции в объеме, необходимом для обеспечения ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоящего на учете в <адрес> с 23.12.2019г., жилым помещением в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставлении площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его вынесения в мотивированной форме, через Советский районный суд <адрес>.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                     Э.М. Атаев

2-3095/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора г.Махачкалы Гаджиева Э.М.
Ответчики
Администрация ГОсВД г.Махачкалы
Министерство финансов РД
Другие
Министерство образования и науки РД
Суд
Советский районный суд г. Махачкала
Судья
Атаев Эльдар Мавлетгереевич
Дело на странице суда
sovetskiy.dag.sudrf.ru
17.05.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.05.2021Передача материалов судье
21.05.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.06.2021Подготовка дела (собеседование)
15.06.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.07.2021Предварительное судебное заседание
14.07.2021Судебное заседание
14.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее