Решение по делу № 2-2586/2018 от 19.12.2017

Дело № 2-7263/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16.01.2018 г. г. Махачкала

Советский районный суд г. Махачкалы в составе председательствующего - судьи Арсланалиева А.Х., при секретаре – ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО16 о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с иском к ФИО16 о взыскании денежных средств. В обоснование иска указано, что истец является инвалидом 1 группы с диагнозом: «Рак легкого 4 степени» и состоит с ДД.ММ.ГГГГ на учете в Республиканском онкологическом диспансере (далее по тексту - ФИО36).

В амбулаторных условиях получил в ФИО36 5 курсов химиотерапии.

Химиотерапия препаратом Пеметрексед под торговым наименованием Алимпта проводится по однодневной схеме амбулаторно. При лечении лекарственные препараты больные получают по месту жительства по бесплатным рецептам. Однако истцу бесплатно этот препарат не был предоставлен, а потому истец был вынужден приобретать его за свой счет, т.к. на неоднократные устные и письменные обращения истца в ФИО16 (далее по тексту - Ответчик), истцу отвечали отказом со ссылкой на то, что ввиду отсутствия средств, обеспечить истца лекарственным препаратом не представляется возможным.

В связи с несвоевременным получением лекарственных средств были нарушены права истца, т.к. здоровью истца был причинен вред.

В связи с прогрессированием заболевания и невозможностью проведения курса ПХТ и наличия ALK - мутации гена, специалистами ФГБУ «Российский онкологический научный центр им. ФИО7» ФИО16, истцу был рекомендован лекарственный препарат «Кризотиниб - 250 мг» два раза в день длительно с контролем каждые два месяца.

Решением врачебной комиссии МУЗ «ФИО47» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ М6 истцу назначен лекарственный препарат «Кризотиниб - 250 мг» два раза в день длительно с контролем каждые два месяца.

Истец неоднократно обращался к ответчику с просьбой об обеспечении его жизненно важным препаратом, но всякий раз получал отказы, в частности отказ от ДД.ММ.ГГГГ в лице зам. министра ФИО8, со ссылкой на отсутствие средств, а именно: «Возможность закупки данного лекарственного препарата может быть рассмотрена при выделении дополнительного финансирования из бюджета Республики Дагестан».

Жизнь истца под угрозой, истцу пришлось приобретать этот дорогостоящий препарат за свой счет.

Заочным решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования истца удовлетворены (дело М7).

Постановлено обязать ФИО16:

- принять меры по организации мероприятий, направленных на приобретение лекарственного препарата «Кризотиниб 250»;

- обеспечить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ\р «Кризотиниб 250» в соответствии с медицинскими показаниями в 500 мг в сутки постоянно до отмены препарата врачом.

Решение в части обеспечения ФИО2 лекарственным препаратом «Кризотиниб 250» в соответствии с медицинскими показаниями в 500 мг в сутки подлежит немедленному исполнению.

Истцу был выдан Исполнительный лист от ДД.ММ.ГГГГ (серия ФС ).

Несмотря на то, что решение суда, в части обеспечения истца лекарственным препаратом «Кризотиниб 250» в соответствии с медицинскими показаниями в 500 мг в сутки подлежал немедленному исполнению, истцу этот препарат долгое время так и не выдавали.

Судебный пристав-исполнитель Магомедов Марат всячески избегал общения с истцом, не отвечал на телефонные звонки, бездействовал, а потому истцу неоднократно приходилось обращаться с различными жалобами в ФИО16, ФИО16, в службу судебных приставов, в Генеральную прокурату РФ и прокуратуру РД.

Неисполнение ответчиком решения суда было для истца подобно смерти, поскольку стоимость препарата составляет 260 000 руб., что в пересчете на один день поддержания жизни составляет 8 666 руб.

На основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи» инвалиды являются получателями набора социальных услуг и имеют право на обеспечение их по рецептам врача необходимыми лекарственными средствами в соответствии со стандартами медицинской помощи.

«Кризотиниб 250» входит в стандарт лечения при оказании первичной медико-санитарной помощи при злокачественных метастатических и рецидивных новообразованиях.

В соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" N 178-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок назначения и выписки лекарственных препаратов в рамках государственной социальной помощи осуществляется в соответствии положениями Приказа Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ N1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения". Согласно п.4.1. Приказа, инвалиды обеспечиваются лекарственными препаратами в соответствии с Перечнем лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи" (утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 665).

«Кризотиниб 250» входит в указанный федеральный Перечень льготных лекарств, поэтому по медицинским показаниям должен быть предоставлен ФИО9 по льготному рецепту за счет средств федерального бюджета, в рамках переданных субъекту РФ указанных полномочий.

Перечень групп населения и категорий заболеваний для региональных льготников, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

В Приложении к Постановлению, указано, что граждане, страдающие онкологическими заболеваниям, имеют право на бесплатное обеспечение по рецептам врачей всеми лекарственными средствами.

Кроме этого, злокачественные новообразования входят в Перечень социально значимых заболеваний (постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 715). В связи с чем статья 16 Федерального закона № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относит установление мер социальной поддержки по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Согласно ст. 4, 10, 11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N323^3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", основными принципами охраны здоровья в РФ являются приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качество медицинской помощи и недопустимость отказа в ее оказании. Недостаточное финансирование не является основанием освобождения органа управления здравоохранением региона от лечения пациентов, страдающих социально значимыми заболеваниями и несоблюдение федеральных гарантий лекарственного обеспечения льготников.

Отсутствие лечения привело бы к прогрессированию заболевания истца и неблагоприятному прогнозу для жизни истца со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Именно поэтому суд и удовлетворил исковые требования истца к Министерству здравоохранения Республики Дагестан.

Денежные средства истца небезграничны, истцу пришлось просить деньги в долг на приобретение очередной дозы препарата, понимая, что вернуть деньги истцу будет очень трудно, т.к. истцу приходилось брать деньги в долг постоянно.

В соответствии со ст. 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Закона, предоставляется дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами.

Согласно п. 8 ст. 6.1 названного Закона, право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в частности, инвалиды.

В силу п. 5 ст. 6.3 этого же Федерального закона, порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Указанный Порядок утвержден приказом Министра здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 328.

Предоставление гражданам социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными средствами определено разделом II данного Порядка, согласно п. 2.7 которого в случае временного отсутствия лекарственных средств, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств, взамен выписанного или иного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту.

При этом ст. 4.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" определено, что с ДД.ММ.ГГГГ органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы для осуществления следующие полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг: организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов; организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.

Таким образом, обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с фармацевтическими организациями.

Субвенции на обеспечение лекарственными средствами в форме межбюджетных трансфертов из федерального бюджета перечисляются в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, который перечисляет указанные субвенции в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Далее субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации.

В этой связи, поскольку обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ с фармацевтическими организациями, то надлежащим ответчиком по делам о компенсации расходов, произведенных гражданами в связи с приобретением необходимых для лечения инвалидов лекарственных средств, указанных в рецепте, выписанном врачом (фельдшером) на бесплатной основе, в случае отсутствия этих лекарственных средств в аптеках, являются соответствующие уполномоченные фармацевтические организации, выигравшие конкурс на заключение этих контрактов в каждом конкретном субъекте РФ, либо иным способом уполномоченные субъектом Российской Федерации на реализацию этих лекарственных средств.

В настоящее время заочное решение Советского районного суда <адрес> вступило в законную силу и имеет преюдициальное значение.

Согласно ч.2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те лее лица.

В целом, на приобретение лекарственных препаратов (Алимпта и Кризотиниб) истец потратил 1 437 800 (один миллион четыреста тридцать семь тысяч восемьсот) руб.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Как упоминалось выше, в связи с несвоевременным получением лекарственных средств были нарушены права истца, здоровью истца был причинен вред. Кроме того, занимая деньги, истец ставил свою семью в трудное жизненную ситуацию, вынужден был обращаться в суд, а после того, как суд вынес решение в пользу истца, вынужден был писать в различные инстанции жалобы и просьбы, в связи с чем истец испытывал огромные моральные страдания. В конце концов, отчаявшись добиться в нашей <адрес> справедливости и исполнения решения суда, истец был вынужден зарегистрироваться и встать на учет в <адрес>.

Исходя из требований разумности и справедливости, свои нравственные страдания истец оценивает 500 000 (пятьсот тысяч) руб.

Просит суд взыскать с ФИО16 в пользу ФИО2 1 437 800 (один миллион четыреста тридцать семь тысяч восемьсот) руб. в качестве возмещения расходов на приобретение назначенных жизненно важных лекарственных препаратов и 500 000 (пятьсот тысяч) руб. в качестве возмещения морального вреда за причиненные страдания.

Представитель ответчика по доверенности ФИО10 представила возражения на иск с просьбой об отказе в удовлетворении требований по следующим основаниям. По представленной главным врачом ГБУ РД «ФИО35» ФИО11 информации ФИО2, 1968 г.р., инвалид 1 группы с диагнозом: «Рак легкого 4 ст.» состоит на учете в ГБУ РД «ФИО36» с ДД.ММ.ГГГГ В амбулаторных условиях получил в ГБУ РД «ФИО36» пять курсов химиотерапии: 1 курс - 23.06.2016г., 2 курс -25.07.2016г., 4 курс - 05.09.2016г., 5 курс - 28.09.2016г., 6 курс - 19.10.2016г. Химиотерапия препаратом Пеметрексед (Алимта) проводится по однодневной схеме, амбулаторно, больные при проведении данной процедуры в госпитализации не нуждаются.

Больной консультирован в Российском онкологическом научном центре им. ФИО7 26.10.2016г. Рекомендовано продолжить еще два курса по месту жительства.

Лекарственный препарат «Ксалкори», необходимый для лечения ФИО2, не включен в Перечень лекарственных средств в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об утверждении перечней жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций».

Он также не включен в Перечень лекарственных препаратов согласно постановлению Правительства РД от 23.12.2016г. N 395 «Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в <адрес> на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

Министерство здравоохранения Республики Дагестан неоднократно обращалось в Правительство РД, Минздрав России и Минфин РД с просьбой об оказании содействия в решении вопроса о скорейшем выделении в 2017 году денежных средств из республиканского бюджета Республики Дагестан для приобретения лекарственных препаратов и дополнительном финансировании больных, (копии писем прилагаются.)

ДД.ММ.ГГГГ состоялось совещание у Первого заместителя Председателя Правительства Республики Дагестан ФИО49 по вопросу недофинансирования отрасли здравоохранения (копия протокола прилагается), по итогам которой Минфину РД необходимо предусмотреть при очередном внесении поправок в респ. бюджет РД на 2017 год дополнительные средства в объеме 116, 0 млн.руб.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО16 также обратилось к Председателю Правительства РД ФИО50 с просьбой внесения поправок в респ. бюджет РД и выделении дополнительного финансирования (копия письма прилагается). Вместе с тем, дополнительных средств из республиканского бюджета Республики Дагестан не поступало.

Вышеизложенное свидетельствует, что предусмотренная республиканским бюджетом Республики Дагестан на 2017 год сумма не позволяет обеспечить нуждающихся граждан жизненно необходимыми лекарственными препаратами в полном объеме.

Министерством здравоохранения Республики Дагестан были предприняты все меры к обеспечению данными лекарственными препаратами ФИО2, но в связи с непреодолимыми объективными обстоятельствами в настоящее время ФИО16 не в состоянии обеспечить ФИО2 данным лекарственным препаратом.

Министерство здравоохранения РД является органом исполнительной власти Республики Дагестан, обеспечивающим проведение в установленном порядке государственной политики в сфере охраны здоровья граждан в <адрес> (постановление Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ ) и осуществляет использование бюджетных ассигнований в сфере здравоохранения, утвержденных Законом РД о республиканском бюджете Республики Дагестан на очередной финансовый год и плановый период.

Согласно Закону Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в <адрес>» Правительство Республики Дагестан обеспечивает исполнение республиканского бюджета, а также предварительный и последующий контроль за его исполнением.

Вместе с тем, в процессе исполнения республиканского бюджета Министерство финансов Республики Дагестан осуществляет текущий контроль, а при осуществлении текущего контроля главных распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств, иных участников бюджетного процесса проверяются целевое использование бюджетных средств, своевременность перечисления бюджетных средств, своевременность и полнота возврата бюджетных средств.

В соответствии с Административным регламентом предоставления Министерством здравоохранения Республики Дагестан государственной услуги по приему заявлений, постановке на учет и предоставлению информации по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг, утвержденным приказом ФИО16 от ДД.ММ.ГГГГ -М установлен порядок обеспечения «региональных льготников».

Так, для получения лекарственной помощи по данному направлению гражданину необходимо:

подтверждение региональной льготы (наличие соответствующего диагноза или льготы, установленной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»);

рецепт, выписанный по месту жительства лечащим врачом, на лекарственное средство.

Согласно Инструкции о порядке выписывания лекарственных препаратов и оформления рецептов и требований-накладных, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 12.02.2007г. № ПО, при наличии соответствующих показаний гражданам, обратившимся за медицинской помощью в амбулаторно-поликлиническое учреждение, а также в случаях необходимости продолжения лечения после выписки больного из стационара назначаются лекарственные препараты и выписываются рецепты на них.

В соответствии с п. 2.1 Порядка выписывания рецептов на лекарственные препараты для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных средств бесплатно и со скидкой, утвержденного названным приказом Минздравсоцразвития России, самостоятельно лечащим врачом или врачом-специалистом лечебно-профилактического учреждения выписываются рецепты на лекарственные препараты для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных средств бесплатно и со скидкой, в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Рецепт на рецептурном бланке формы /у-04 (л) и /у-06 (л) выписывается врачом (фельдшером) в 3-х экземплярах, с двумя экземплярами которого больной обращается в аптечную организацию. Последний экземпляр рецепта подклеивается в амбулаторную карту больного.

Министерство здравоохранения РД в соответствии с действующим законодательством не осуществляет выписку рецептов установленной формы.

Лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте.

Указанные рецептурные бланки (формы /у-04 (л), /у-06 (л)) являются формами строгой отчетности, выписываются врачом и являются основанием для получения лекарств бесплатно.

В соответствии с ч.1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В силу п.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истцом не представлено доказательств в подтверждение того, что расходы на покупку лекарственного средства «Ксалкори» были необходимы и что эти расходы были понесены на приобретение лекарств рекомендованных врачом, поскольку рецептов установленной формы в материалах делах нет и суду они не представлены.

Законодательно установлено, что получение лекарственных препаратов гражданами осуществляется на основании выписанных рецептов, иного порядка бесплатного получения лекарственных средств для льготных категорий граждан не предусмотрено.

Кроме того, право требования убытков в виде понесенных расходов на приобретение лекарств возникает в случае необоснованного отказа в их бесплатном предоставлении по рецептам врача.

Аналогичные выводы подтверждаются и судебной практикой по данной категории спорных правоотношений.

На министерство не может быть возложена обязанность по возмещению затрат на приобретение лекарственного средства «Герцептин», поскольку из системного толкования норм ст.ст. 3, 6.1, 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи», следует, что обеспечение бесплатно по рецептам необходимыми лекарственными средствами входит в набор социальных услуг и является мерой государственной социальной помощи, иными словами льготой, предоставляемой за счет средств субъекта Российской Федерации и имеющей целью обеспечение адресной социальной поддержки нуждающихся граждан и адресное использование бюджетных средств.

Вместе с тем, по требованиям о возмещении убытков юридически значимыми являются обстоятельства, свидетельствующие о ненадлежащем исполнении ответчиком обязательств, размере убытков, а также наличии причинной связи между фактом, послужившим основанием для наступления ответственности в виде возмещения убытков, и причиненными убытками.

Истец не предоставил суду доказательств выдачи ему рецептов на приобретение лекарственного препарата «Ксалкори», а также вынужденности их приобретения за счет собственных средств, или отказа аптеки предоставить лекарство по бесплатному рецепту.

Законодательство не предусматривает компенсацию собственных расходов пациентов с социально-значимыми заболеваниями на приобретение лекарственных средств.

Таким образом, Министерство здравоохранения Республики Дагестан исполнило все обязательства, предусмотренные действующим законодательством РФ в части организации обеспечения гражданина ФИО2 необходимыми лекарственными препаратами.

Вместе с тем, заочным решением суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, было вынесено решение об обязании ФИО16 принять меры по организации мероприятий направленных на приобретение лекарственного препарата «Кризотиниб».

По чекам представленным ФИО2 препараты были приобретены до вынесения решения суда (ДД.ММ.ГГГГ). Лишь один чек от ДД.ММ.ГГГГ, то есть препарат был куплен после вступления решения суда в законную силу, но без рецепта, тогда как в соответствии с Административным регламентом предоставления Министерством здравоохранения Республики Дагестан государственной услуги по приему заявлений, постановке на учет и предоставлению информации по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг, утвержденным приказом ФИО16 от ДД.ММ.ГГГГ установлен порядок обеспечения «региональных льготников». В соответствии с которым для получения лекарственной помощи по данному направлению гражданину необходим рецепт, выписанный по месту жительства лечащим врачом, на лекарственное средство.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Моральный вред заключается в физических и нравственных страданиях. К физическим страданиям относятся боль, жжение, головокружение, удушье, тошнота, к нравственным страданиям страх, обида, возмущение, стыд. В данном случае Минздравом РД не было причинено никаких нравственных и физических страданий ФИО2, а обязательство по компенсации морального вреда возникает, как правило, при наличии общих условий возникновения деликатного обязательства: наличие вреда, неправомерность действий (бездействия) причинителя, вина причинителя и причинно-следственная связь между поведением причинителя и возникшим вредом.

Кроме того, несмотря на дефицит республиканского бюджета, Министерство здравоохранения изыскало возможность и 08.06.2017г. лекарственный препарат «кризотиниб» в количестве 1уп. был выдан ФИО2. Данный препарат был отпущен из федеральной партии, так как на региональном уровне он не закупается ввиду отсутствия должного финансирования.

Таким образом, своевременная и полная возможность обеспечения ФИО2 лекарственным препаратом «Кризотиниб» может быть рассмотрена при внесении изменений в Закон Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2017 и плановый период 2018-2019 годов».

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО13, а также адвокат ФИО14 иск поддержали по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика по доверенности ФИО10 иск не признала по доводам возражений.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец является инвалидом 1 группы с диагнозом: «Рак легкого 4 степени» и состоит с ДД.ММ.ГГГГ на учете в Республиканском онкологическом диспансере.

Специалистами ФГБУ «Российский онкологический научный центр им. ФИО7» ФИО16, истцу был рекомендован лекарственный препарат «Кризотиниб - 250 мг» два раза в день длительно с контролем каждые два месяца.

Решением врачебной комиссии МУЗ «ФИО47» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ М6 истцу назначен лекарственный препарат «Кризотиниб - 250 мг» два раза в день длительно с контролем каждые два месяца.

Также установлено, что на приобретение лекарственных препаратов истец потратил 1 437 800 (один миллион четыреста тридцать семь тысяч восемьсот) руб.

Заочным решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, постановлено:

«Обязать Министерство здравоохранения РД принять меры по организации мероприятий, направленных на приобретение лекарственного препарата «Кризотиниб 250 мг».

Обязать Министерство здравоохранения РД обеспечить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения «Кризотиниб 250 мг» в соответствии с медицинскими показаниями в 500 мг в сутки постоянно до отмены препарата врачом.

Решение в части обеспечения ФИО2 лекарственным препаратом «Кризотиниб 250 мг» в соответствии с медицинскими показаниями в 500 мг в сутки подлежит немедленному исполнению.».

В соответствии с п.2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.2011г. - ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закона) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по организации обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или)""тканей лекарственными препаратами по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

В п.п. 10 п. 1 ст. 16 Закона установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами изделиями медицинского назначения" утверждены перечни групп населения и виды заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врача бесплатно без ограничений в части ассортимента. В указанных перечнях поименованы лица, страдающие онкологическими заболеваниями. Финансирование расходов по оплате лекарственных средств осуществляется за счет средств субъекта Российской Федерации и иных источников, привлекаемых на эти цели.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень социально значимых заболеваний, согласно п. 6. С 00 - С 97 которого злокачественные новообразования - относятся к социально значимым заболеваниям.

Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в <адрес> на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов

Главой V Территориальной программы определено, что за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Дагестан осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Таким образом, предоставление мер социальной поддержки населению в виде бесплатных лекарственных препаратов производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в рамках, определенных специальными программами государственных гарантий в сфере здравоохранения.

Учитывая, что после принятия указанного решения суда истец согласно квитанции ООО «ФИО28» приобрел препарат Ксалкори (торговое наименование Кризотиниба) 250 мг за 262500 рублей, суд находит подлежащими удовлетворению требования истца в части взыскания данной суммы, поскольку установлено, что после принятия данного решения суда Министерством здравоохранения РД не приняты надлежащие меры по его исполнению путем обеспечения истца указанным лекарственным препаратом.

В остальной части иска о взыскании стоимости лекарственных препаратов, приобретенных истцом в период до принятия указанного решения суда, следует отказать по следующим основаниям.

В соответствии с Административным регламентом предоставления Министерством здравоохранения Республики Дагестан государственной услуги по приему заявлений, постановке на учет и предоставлению информации по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг, утвержденным приказом ФИО16 от ДД.ММ.ГГГГ установлен порядок обеспечения «региональных льготников».

Так, для получения лекарственной помощи по данному направлению гражданину необходимо:

подтверждение региональной льготы (наличие соответствующего диагноза или льготы, установленной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»);

рецепт, выписанный по месту жительства лечащим врачом, на лекарственное средство.

Согласно Инструкции о порядке выписывания лекарственных препаратов и оформления рецептов и требований-накладных, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 12.02.2007г. № ПО, при наличии соответствующих показаний гражданам, обратившимся за медицинской помощью в амбулаторно-поликлиническое учреждение, а также в случаях необходимости продолжения лечения после выписки больного из стационара назначаются лекарственные препараты и выписываются рецепты на них.

В соответствии с п. 2.1 Порядка выписывания рецептов на лекарственные препараты для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных средств бесплатно и со скидкой, утвержденного названным приказом Минздравсоцразвития России, самостоятельно лечащим врачом или врачом-специалистом лечебно-профилактического учреждения выписываются рецепты на лекарственные препараты для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных средств бесплатно и со скидкой, в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Рецепт на рецептурном бланке формы (л) и (л) выписывается врачом (фельдшером) в 3-х экземплярах, с двумя экземплярами которого больной обращается в аптечную организацию. Последний экземпляр рецепта подклеивается в амбулаторную карту больного.

Министерство здравоохранения РД в соответствии с действующим законодательством не осуществляет выписку рецептов установленной формы.

Лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте.

Указанные рецептурные бланки (формы /у-04 (л), /у-06 (л)) являются формами строгой отчетности, выписываются врачом и являются основанием для получения лекарств бесплатно.

Истцом не представлено доказательств в подтверждение того, что расходы на покупку лекарственного средства Кризотиниб (Ксалкори) были необходимы, поскольку рецептов установленной формы на приобретение данного лекарственного препарата суду не представлено.

Получение лекарственных препаратов гражданами осуществляется на основании выписанных рецептов, иного порядка бесплатного получения лекарственных средств для льготных категорий граждан не предусмотрено.

Право требования убытков в виде понесенных расходов на приобретение лекарств возникает в случае необоснованного отказа в их бесплатном предоставлении по рецептам врача.

По требованиям о возмещении убытков юридически значимыми являются обстоятельства, свидетельствующие о ненадлежащем исполнении ответчиком обязательств, размере убытков, а также наличии причинной связи между фактом, послужившим основанием для наступления ответственности в виде возмещения убытков, и причиненными убытками.

Истец не предоставил суду доказательств выдачи ему рецептов на приобретение лекарственного препарата Кризотиниб (Ксалкори), а также вынужденности их приобретения за счет собственных средств, или отказа аптеки предоставить лекарство по бесплатному рецепту.

Законодательство не предусматривает компенсацию собственных расходов пациентов с социально-значимыми заболеваниями на приобретение лекарственных средств.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Судом установлено, что в связи с несвоевременным получением лекарственных средств были нарушены права истца, здоровью истца был причинен вред. Истец вынужден был обращаться в суд, после принятия решения в его пользу обращаться в различные инстанции с жалобами и просьбами, в связи с чем истец испытывал моральные страдания.

С учетом требований разумности и справедливости, суд оценивает компенсацию нравственных страданий истца в размере 20 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО16 в пользу ФИО2 в счет возмещения расходов на приобретение жизненно важного лекарственного препарата262 500 рублей, а также компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.

В остальной части иска отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня вынесения.

Председательствующий А.X. Арсланалиев

2-2586/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Алиев А.С.
Ответчики
Минздрав РД
Суд
Советский районный суд г. Махачкала
Судья
Арсланалиев Аскерали Хизриевич
Дело на странице суда
sovetskiy.dag.sudrf.ru
19.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.12.2017Передача материалов судье
21.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.01.2018Судебное заседание
16.01.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.02.2018Дело оформлено
13.12.2018Дело передано в архив
16.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее