РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Бузулук 21 июня 2018 года
Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Санфировой О.П.,
при секретаре Зубовой Ю.А.
с участием помощника прокурора Черновой Е.П.,
истца Тарасовой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бузулукского межрайонного прокурора в интересах Тарасовой Л.А. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «<данные изъяты>», Министерству здравоохранения Оренбургской области о возмещении расходов по оплате жилья с отоплением и освещением,
УСТАНОВИЛ:
Бузулукский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Тарасовой Л.А. к ГБУЗ «<данные изъяты>», Министерству здравоохранения Оренбургской области о возмещении расходов по оплате жилья с отоплением и освещением, указывая, что прокуратурой проведена проверка по обращению Тарасовой Л.А. о взыскании в ее пользу фактически понесенных расходов на отопление и освещение жилого помещения за период с ** ** **** по ** ** **** в сумме <данные изъяты> руб.
В ходе проверки установлено, что Тарасова Л.А. с ** ** **** работает в ГБУЗ «<данные изъяты>» в должности заведующей Чапаевского ФАПа, фельдшера, проживает в сельской местности – в <адрес>.
За период с ** ** **** по ** ** **** Тарасова Л.А. в счет оплаты освещения уплачено <данные изъяты> руб., за отопление уплачено <данные изъяты> руб., в общей сложности <данные изъяты> руб.
За указанный период Тарасовой Л.А. выплачена ежемесячная компенсация на общую сумму <данные изъяты> руб.
В ходе проверки установлено, что Тарасова Л.А. является медицинским работником, работает и проживает в сельской местности и не может быть лишена права на льготу по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми она пользовалась до ** ** ****. Данные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки, копией диплома, справкой с места жительства, справкой-расчетом.
Выплатой денежной компенсации в размере <данные изъяты> руб. ГБУЗ «<данные изъяты>» нарушаются права Тарасовой Л.А., поскольку размер произведенной выплаты по сравнению с фактическими затратами носит символический характер.
Разница между фактическими расходами Тарасовой Л.А. на оплату освещения и отопления с учетом выплаченной компенсации составляет <данные изъяты> руб.
Просит суд взыскать с Министерства здравоохранения Оренбургской области и ГБУЗ «<данные изъяты>» в субсидиарном порядке за счет средств бюджета Оренбургской области денежные средства в пользу Тарасовой Л.А. за период с ** ** **** по ** ** **** в качестве возмещения расходов по оплате жилья с отоплением и освещением в сумме <данные изъяты>.
Истец Тарасова Л.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям указанным в исковом заявлении.
Помощник прокурора Чернова А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям указанным в иске.
Представитель ГБУЗ «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, извещен о дате, месте и времени судебного заседания надлежащим образом. Согласно представленному заявлению просят рассмотреть дело в отсутствие представителя ГБУЗ «<данные изъяты>», исковые требования не признают, так как находятся в ведении субъекта РФ – Оренбургской области, понесенные истцом расходы подлежат взысканию с Министерства здравоохранения Оренбургской области.
Представитель Министерства здравоохранения Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен о дате, месте и времени судебного заседания надлежащим образом. Ходатайств об отложении слушания дела и причины уважительности неявки суду не представили.
В порядке ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав истца Тарасову Л.А., помощника прокурора Чернову А.В., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований частично, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72, статьей 55 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
До 01 января 2005 года врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа пользовались правом на бесплатное предоставление жилой площади с отоплением и освещением на основании ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 50 статьи 35) передал решение вопросов социальной поддержки медицинских работников тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
В соответствии с частями 5, 6 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. Федерального закона РФ от 22.08.2004 года N 122-ФЗ) меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
В силу п. 2 ст. 153 Федерального закона РФ от 22.08.2004 года N 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:
вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004 года;
при изменении после 31.12.2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Как следует из правовой позиции, обозначенной Конституционным Судом РФ в определении от 07.02.2008 N 383-О-П закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ правовое регулирование - во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона - не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 года, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты.
При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере. В целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения) с учетом требований Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации.
В силу Закона Оренбургской области от 12 января 2005 года N 1772/301-III-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области" право на получение компенсации имеют квалифицированные работники областных государственных учреждений: врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал.
Как следует из материалов дела и установлено судом Тарасова (Рождествина) Л.А., ** ** **** г.р., ** ** **** принята на должность и.о. заведующей <данные изъяты>, ** ** **** уволена в связи с окончанием времени работы, ** ** **** принята в колхоз <данные изъяты> на должность <данные изъяты>, ** ** **** уволена из колхоза в связи с переходом на другое место работы, ** ** **** принята временно на должность заведующей <данные изъяты>, ** ** **** <данные изъяты> переведена в статус центральной районного больницы, ** ** **** переведена на должность заведующей <данные изъяты>, ** ** **** <данные изъяты> передан на баланс <данные изъяты>, ** ** **** <данные изъяты> переименована в Муниципальное учреждение здравоохранение <данные изъяты>, с ** ** **** Тарасова Л.А. считается заведующей <данные изъяты> – фельдшер, ** ** **** Муниципальное учреждение здравоохранения «<данные изъяты>» переименована в Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «<данные изъяты>», ** ** **** Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «<данные изъяты>» переименовано в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «<данные изъяты>», ** ** **** реорганизовано в государственное бюджетное учреждение здравоохранения «<данные изъяты>» в форме слияния государственного бюджетного учреждения здравоохранения «<данные изъяты>, государственного бюджетного учреждения здравоохранения «<данные изъяты>», государственное бюджетное учреждение здравоохранения «<данные изъяты>».
В соответствии с дипломом № от ** ** **** Рождествина Л.А. в ** ** **** году поступила в <данные изъяты> медицинское училище, в ** ** **** году окончила полный курс названного училища по специальности фельдшер.
Согласно свидетельству о заключении брака № от ** ** **** Тарасов В.В. и Рождествина Л.А. зарегистрировали брак, после регистрации брака присвоены фамилии: мужу Тарасов, жене Тарасова.
Администрация Лисьеполянского сельсовета сообщает, что Тарасова Л.А., ** ** **** г.р. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> имеет состав семьи: сын – Тарасов С.В., ** ** **** г.р., сын – Тарасов А.В., ** ** **** г.р.
Из договора на выдачу квартир в собственность граждан от ** ** **** следует, что администрация Лисьеполянского сельсовета передала в частную собственность Тарасова В.В., Тарасовой Л.А., Тарасова С.В., Тарасова А.В., занимаемую ими квартиру по адресу: <адрес>, по 1/4 доли каждому.
ГБУЗ «<данные изъяты>» сообщает, что Ефимова Г.Г. пользовалась льготами по ежемесячной денежной компенсации квалифицированным медработникам на частное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения, отопление и освещение с ** ** **** года по ** ** **** года за счет средств областного бюджета Оренбургской области. С января по ** ** **** года – <данные изъяты> руб., с ** ** **** года – <данные изъяты> руб.
По сведениям ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» в Бузулукском районе № от ** ** **** мера социальной поддержки в соответствии с Постановлением Правительства Оренбургской области №359-П от 29.09.2008 года «О предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилья и коммунальный услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Оренбургской области», Постановлением Правительства Оренбургской области №27-П от 21.01.2016 года «О предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Оренбургской области» за период с ** ** **** по ** ** **** не назначалась и не выплачивалась. За период с ** ** **** по ** ** **** Тарасовой Л.А. в счет оплаты освещения уплачено <данные изъяты> руб., за отопление уплачено <данные изъяты>., в общей сложности <данные изъяты>. За указанный период Тарасовой Л.А. выплачена ежемесячная компенсация на общую сумму <данные изъяты> руб.
Расчет взыскиваемой суммы, ответчиками не оспаривался.
Принимая во внимание требования Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, о наличии правовых и фактических оснований для возмещения истцу расходов по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), установив, что истец в соответствии с частью 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. до 01.01.2005 года) пользовалась правом на бесплатное предоставление жилой площади с освещением и отоплением по декабрь 2004 года включительно, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения Оренбургской области.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о возложении обязанности компенсировать Тарасовой Л.А., проживающей и работающей в сельской местности, понесенные расходы по оплате коммунальных услуг, как медицинскому работнику государственного учреждения здравоохранения за период с ** ** **** по ** ** **** на обеспечивающее проведение в Оренбургской области государственной политики в сфере охраны здоровья граждан - министерство здравоохранения Оренбургской области, осуществляющего функции и полномочия учредителя в отношении учреждения здравоохранения, в котором работает истец.
Факт пользования истцом указанными мерами социальной поддержки до ** ** ****, не опровергнут ответчиком.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «<данные изъяты>» является ненадлежащим ответчиком, т.к. законом в данном случае не предусмотрена солидарная ответственность.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Согласно Положению о министерстве здравоохранения Оренбургской области, утвержденному Указом Губернатора Оренбургской области 09 сентября 2010 года N 184-ук, министерство здравоохранения Оренбургской области является органом исполнительной власти Оренбургской области, обеспечивающим проведение в Оренбургской области государственной политики в сфере охраны здоровья граждан, а также исполняющим отдельные полномочия Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, министерство здравоохранения Оренбургской области, как исполнительный орган государственной власти, не может быть отнесено к числу субъектов, являющихся в установленном законом порядке плательщиками государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Бузулукского межрайонного прокурора в интересах Тарасовой Л.А. к Министерству здравоохранения Оренбургской области о возмещении расходов по оплате жилья с отоплением и освещением удовлетворить.
Взыскать с Министерства здравоохранения Оренбургской области за счет средств бюджета Оренбургской области денежные средства в пользу Тарасовой Л.А. за период с ** ** **** по ** ** **** в качестве возмещения расходов по оплате жилья с отоплением и освещением в сумме <данные изъяты>
В удовлетворении исковых требований Бузулукского межрайонного прокурора в интересах Тарасовой Л.А. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «<данные изъяты>» - отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Санфирова О.П.
В окончательной форме решение составлено 26 июня 2018 г.
Подлинник решения подшит в гражданском деле №2(1)-1939/2018 в производстве Бузулукского районного суда.