Дело 2-1682/2024
03RS0007-01-2024-001071-60
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июня 2024 года г. Уфа
Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Галимзянова В.Р.,
при секретаре Кошелеве А.О.,
с участием представителя истца и третьего лица Левицкой Д.Ю.,
прокурора Шамматова И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений администрации городского округа ... к Шигорину М. С., Шигорину С. Н. и Шигориной Н. Н. об изъятии объектов недвижимости для муниципальных нужд,
УСТАНОВИЛ:
Управление по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений администрации городского округа г. Уфа обратилось в суд с иском к Шигорину М.С., Шигорину С.Н. и Шигориной Н.Н. об изъятии объектов недвижимости для муниципальных нужд.
Иск мотивирован тем, что в целях освобождения территории в связи со строительством объекта «Реконструкция улицы имени города Галле в Советском районе городского округа г. Уфа Республики Башкортостан. (1 очередь). Корректировка. 1 этап Участок от ул. Комсомольская до проспекта Салавата Юлаева, включая существующую транспортную развязку» принято постановление Администрации городского округа г. Уфа РБ от 06 октября 2022 года № 1706 «Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков, жилых домов и нежилых помещений в Октябрьском и Советском районах городского округа г. Уфа РБ». Изъятию для муниципальных нужд подлежит объект недвижимости: земельный участок с кадастровым номером ..., жилой дом с кадастровым номером ..., указанные в пп. 2, 4 данного постановления, расположенные по адресу: г. Уфа, ул. Северная, д. 11. Администрация ГО г. Уфы разместила постановление № 1706 от 06 октября 2022 года на своем сайте в сети Интернет, что признает официальным опубликованием правового акта, в разделе «Документы», страница сайта с размещением электронным образом решения: http://уфа.рф/document/471796.html. Согласно сведениям из ЕГРН правообладателями земельного участка с кадастровым номером ... со следующими характеристиками: категория: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования под строительство индивидуального жилого дома; площадь: 1047 +/- 11 кв.м.; местонахождение: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ..., являются: ... в размере ... доли в праве общей долевой собственности; Шигорин М. С., < дата > года рождения, – ... доли; Шигорина Н. Н., < дата > года рождения, – ... доли; Шигорин С. Н., < дата > года рождения, – ... доли. Согласно сведениям из ЕГРН правообладателями жилого дома с кадастровым номером ..., со следующими характеристиками: назначение: жилое, площадь:69,2 кв.м., количество этажей 1, в том числе подземных 0; местоположение: ..., являются: Городской округ г. Уфа в размере ... ..., ... и ... доли в праве общей долевой собственности; Шигорин М. С., < дата > года рождения, – 7/100 доли; Шигорина Н. Н., < дата > года рождения, – 7/100 доли; Шигорин С. Н., < дата > года рождения, – ... доли. У Шигорина С.Н. в ЕГРН имеется запись об ограничении прав и обременении объекта недвижимости: 02:55:010619:484-02/370/2023-39 от < дата > на основании постановления Октябрьского РО СП г. Уфы ГУССП по РБ о запрете на совершение действий по регистрации ..., по 40671/19/02005-ИП, выдан < дата >; ... от < дата > на основании постановления Октябрьского РО СП г. Уфы ГУФССП по РБ о запрете на совершение действий по регистрации ..., по 40671/19/02005-ИП, выдан < дата >. У Шигорина М.С. в ЕГРН имеется запись об ограничении прав и обременении объекта недвижимости ... от < дата > на основании постановления Советского РО СП г. Уфы ГУФССП по РБ о запрете на совершение действий по регистрации ..., по 38664/20/02007-ИП, выдан < дата >; ... от < дата > на основании постановления Советского РО СП г. Уфы ГУФССП по РБ о запрете на совершение действий по регистрации ..., по 38664/20/02007-ИП, выдан < дата >. согласно представленному отчету об оценке ... от < дата > рыночная стоимость объекта недвижимости составляет 8 081 000 рублей, в том числе земельного участка – 5 504 000 рублей, жилого дома – 2 577 000 рублей. На основании указанного отчета об оценке произведен расчет размера возмещения в денежной форме, подлежащий выплате собственнику объектов недвижимости. Ответчикам вручены: проект трехстороннего соглашения (с указанием в нем в качестве третьей стороны УЗИО г. Уфы), копия постановления Администрации городского округа г. Уфы от < дата > ..., выписка из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером ..., жилой дом с кадастровым номером 02..., отчеты об оценке ... от < дата >. По истечении девяноста дней со дня получения проекта соглашения ответчиками не было представлено подписанное соглашение, следовательно, у истца возникло право на обращение в суд с иском о принудительном изъятии помещения по ..., для муниципальных нужд.
В возражениях (ходатайстве) на исковое заявление ответчик Шигорина Н.Н. указывает, что исковое заявление должно быть оставлено без рассмотрения и возвращено заявителю. Истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел досудебный порядок урегулирования спора. Заявление подписано или подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или предъявление иска. 13 апреля 2023 года по заказу истца ООО «Технологии оценки и экспертизы» сделан отчет № 23-04-04 «Об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества». Законность и обоснованность данного отчета вызывает большие сомнения. Никакие специалисты в области оценки недвижимости в апреле 2023 года к ним не приходили, недвижимость не осматривали. Дата оценки и дата составления отчета одна и та же – 13 апреля 2023 года. Произвести объективную оценку, предполагающую осмотр оцениваемой недвижимости, и составить подробный отчет невозможно. Представленная стоимость изымаемой недвижимости сильно занижена. Доказательственное значение отчета от 13 апреля 2023 года прекратилось 14 октября 2023 года. Иск подан УСУРДИС. Между тем Администрация городского округа г. Уфы, чьих интересов непосредственно касается иск, в исковом заявлении практически не упоминается. Иск подписан представителем «по доверенности». Однако не указано кого конкретно он представляет. Полает, что Администрации го г. Уфа должна выступать истцом по данному делу.
В судебном заседании представитель истца УСРДИС и третьего лица Администрации ГО г. Уфа Левицкая Д.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме.
Прокурор Шамматов И.И. считал исковые требования подлежащими удовлетворению.
Ответчики Шигорин М.С., Шигорин С.Н., Шигорина Н.Н., представитель третьего лица ГУФССП по РБ, Октябрьского РО СП г. Уфы ГУФССП по РБ, Советского РО СП г. Уфы ГУФССП по РБ в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе в соответствии с требованиями ч. 2.1 ст. 113 ГПК РФ посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В ходе судебного разбирательства представители ответчиков Смагин С.В. и Бикбулатова С.В. с исковыми требованиями не соглашались.
От представителя ответчика Шигориной Н.Н. – Бикбулатовой С.В. поступило заявление об отложении судебного заседания в связи с нахождением в больнице.
Согласно ст. 2 Гражданского процессуального кодекса РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 154 ГПК РФ гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, если иные сроки рассмотрения и разрешения дел не установлены настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 155 ГПК РФ разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания.
Согласно чч. 1 и 4 ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату. Судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем.
Согласно ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин (ч. 1). Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными (п. 3).
В соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом РФ лица, участвующие в деле, имеют не только права, но и обязанности. В случаях недобросовестного пользования правами или неисполнения процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.
При изложенных обстоятельствах, учитывая дату принятия искового заявления к производству суда, принимая во внимание право истца на рассмотрение его дела в сроки, предусмотренные процессуальным законодательством, с целью не допущения нарушения этого права, отсутствие доказательств уважительности причин неявки представителя ответчика, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы гражданского дела, выслушав участников процесса, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.
Конституцией РФ установлено, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ).
Согласно пп. 3.2 п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, в том числе, отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд) (ст.239.2 ГК РФ).
По смыслу закона решение об изъятии земельного участка для государственных (муниципальных) нужд может быть принято только в исключительных случаях для достижения общественно-полезных целей, реализация которых невозможна без вмешательства органов государственной власти или местного самоуправления в частные интересы. Под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности.
Согласно ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством (пункт 1).
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом (пункт 6).
Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд определены в ст. 49 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), согласно которой изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:
1) выполнением международных договоров Российской Федерации;
2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:
объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
объекты использования атомной энергии;
объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;
объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;
автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
В соответствии с п. 3 ст. 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения, осуществляется на основании решений органов местного самоуправления.
На основании пп. 26 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся в том числе резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд.
Согласно п. 1 ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в том числе резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В силу ст. 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение (пункт 1).
При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством (пункт 2).
На основании ст. 282 ГК РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд (пункт 1).
В силу статьи 56.8 ЗК РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).
При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством (пункт 2).
В целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка (пункт 5).
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, выкупная цена изымаемого для государственных или муниципальных нужд земельного участка определяется по правилам, установленным пунктом 2 статьи 281 ГК РФ, и включает в себя рыночную стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с невозможностью исполнения своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. Так, например, в состав выкупной цены земельного участка может быть включена рыночная стоимость земельного участка и расположенного на нем дома, сараев, гаража, погреба, скважины, забора, плодово-ягодных насаждений, а также убытки, связанные с переездом и сменой места жительства (реальный ущерб).
В пункте 7 указанного Обзора изложена правовая позиция, согласно которой, при рассмотрении судом дела о выкупе земельного участка выкупная цена определяется исходя из рыночной стоимости земельного участка на момент рассмотрения спора.
В соответствии со статьей 56.10 ЗК РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство (п. 1).
Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества (пункт 2).
В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (пункт 10).
Из пункта 9 статьи 4 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что в случае, если земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимости подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции линейных объектов инфраструктуры и если по истечении сорока пяти дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости в соответствии с земельным законодательством проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладатель изымаемой недвижимости не представил подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости.
Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, рыночную стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
В силу ч. 9 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
Как следует из материалов дела, правообладателями земельного участка с кадастровым номером ...: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под строительство индивидуального жилого дома; площадь 1047 +/- 11 кв.м, а также жилого дома с кадастровым номером 02:..., назначении жилое, площадь ... кв.м, количество этажей 1, расположенных по адресу: ..., являются:
Городской округ г. Уфа соответственно в праве общей долевой собственности в размере ... и ..., ...;
Шигорин М. С. на каждый объект недвижимости – по ... долей;
Шигорина Н. Н. – по ... долей;
Шигорин С. Н. – по ... долей.
06 октября 2022 года Администрацией городского округа г. Уфа Республики Башкортостан принято решение № 1706 об изъятии для муниципальных нужд земельных участков, жилых и не жилых помещений в Октябрьском и Советском районах городского округа г. Уфы, в том числе об изъятии земельного участка с кадастровым номером 02..., расположенного по адресу: ....
< дата > ООО «Технология оценки и экспертизы» по заказу Управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации городского округа ... Республики Башкортостан составлен отчет ..., из которого следует, что стоимость земельного участка с кадастровым номером ... составляет 5 504 000 рублей, жилого дома с кадастровым номером ... – 2 577 000 рублей.
< дата > истцом в адрес ответчиков Шигориной Н.Н., Шигорина С.Н., Шигорина М.С. направлены проект соглашения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, копия постановления от 06 октября 2022 года № 1706, отчет об оценке от < дата >
Проект соглашения ответчиком не подписан.
Согласно справке о регистрации МУП ЕРКЦ г. Уфы № 0138/1 по месту жительства по адресу: ..., зарегистрированы с 08 февраля 1982 года Шигорин М.С., с 20 мая 1958 года – Шигорин С.Н., с 28 августа 1952 года – Шигорина Н.Н.
Определением Советского районного суда г. Уфы от 20 марта 2024 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО «ЭКСПЕРТИЗА».
В соответствии с заключением оценочной экспертизы ООО «ЭКСПЕРТИЗА» № 35/2024 от < дата > рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 02..., расположенного по адресу: ..., составляет 8 386 494 рублей, рыночная стоимость жилого дома с кадастровым номером ..., общей площадью 69,2 кв.м, расположенного по адресу: ..., с кадастровым номером 2 795 265 рублей. Рыночная стоимость хозяйственных и вспомогательных строений и сооружений, расположенных на земельном участке с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., составляет 492 779 рублей, в том числе: Гараж литер «Г» 27 654 рублей, Баня литер «Г1» – 173 388 рублей, предбанник «Литер Г2» – 33 156 рублей, Гараж литер «Г3» – 65 116 рублей, Уборная литер «I» – 5 901 рублей, Забор литер «II» – 144 529 рублей, забор «Литер III» – 34 090 рублей, погреб – 8 945 рублей, всего 492 799 рублей. Рыночная стоимость зеленых многолетних растений и насаждений, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 02:55:010619:484, расположенного по адресу: ..., составляет 206 500 рублей. Размер убытков, причиняемых собственникам земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., в связи с его изъятием для муниципальных нужд составляет 173 016 рублей, в том числе: предполагаемый найм равнозначного жилого помещения в размере 27 333 рублей, услуги риэлтора по поиску и аренде временного жилого помещения – 27 333 рублей; расходы связанные с переездом во временное равнозначное жилое помещение, услуги грузчика и грузового такси – 8 000 рублей, услуги риэлторов по покупке нового жилого помещения с юридическим сопровождением – 100 000 рублей; госпошлина за совершение регистрационных действий в соответствии с Налоговым кодексом РФ на приобретение помещения – 2 350 рублей; расходы, связанные с переездом в приобретенное жилье – 8 000 рублей.
Суд считает данное экспертное заключение 35/2024 от < дата > относимым, допустимым и достоверным доказательством, на котором основывает свои выводы. Расчеты произведены экспертом в соответствии с нормативными и методическими документами, указанными в заключении. Данное заключение соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ».
Выводы эксперта являются полными, ясными, непротиворечивыми и содержат описание процедур исследования. Экспертом даны ответы на все поставленные перед ним вопросы в пределах его специальных знаний. Расчеты произведены в соответствии с нормативными и методическими документами. Исследование проведено с осмотром объекта экспертизы. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ об ответственности за дачу заведомо ложного заключения Причин ставить под сомнение компетентность эксперта или не доверять сделанным им выводам не имеется.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об изъятии у ответчиков Шигорина М.С., Шигорина С.Н. и Шигориной Н.Н. в собственность муниципального образования городской округ город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером ..., общей площадью 1047 +/- 11 кв.м; и жилого дома с кадастровым номером ..., общей площадью 69,2 кв.м, расположенных по адресу: ..., с уплатой возмещения.
При этом при определении денежной компенсации за изымаемое недвижимое имущество, суд исходит из указанного экспертного заключения.
При определении размера убытков, причиненных собственник в результате изъятия, определяемых в соответствии со ст. 56.8 Земельного кодекса РФ, суд приходит к выводу о необходимости их определения в размере 227 682 рублей, учитывая суммы указанные в заключении судебной экспертизы, а также из расчета в три месяца за временное использование иного жилого помещения (81 999 рублей +27 333 рублей + 8 000 рублей + 100 000 рублей + 2 350 рублей + 8 000 рублей). При этом суд учитывает, что согласно сведениям ЕГРН иного жилого помещения на праве собственности ответчики не имеют.
При определении итоговых сумм, подлежащих взысканию в пользу каждого ответчика, суд также исходит из того, что суммы возмещения в размере 227 682 рублей и 2 795 265 рублей связаны с утратой права собственности на жилой дом, а суммы возмещения в размере 8 386 494 рублей и 492 779 рублей, связаны с утратой права собственности на земельный участок. Таким образом, с учетом размера долей ответчиков в праве собственности на жилой дом с кадастровым номером 02..., суммы возмещения подлежат распределению в следующем порядке:
Шигорин М.С. (... долей) – (227 682 рублей + 2 795 265 рублей) / 100 х 7 = 211 606,29 рублей
Шигорин С.Н. (... долей) – (227 682 рублей + 2 795 265 рублей) / 100 х 7 = 211 606,29 рублей
Шигорина Н.Н. (... долей) – (227 682 рублей + 2 795 265 рублей) / 100 х 7 = 211 606,29 рублей
С учетом размера долей ответчиков в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 02:55:010619:484 суммы возмещения подлежат распределению в следующем порядке:
Шигорин М.С. (... долей) – (8 386 494 рублей + 492 779 рублей) / 100 х 7 = 621 549,11 рублей;
Шигорин С.Н. (... долей) – (8 386 494 рублей + 492 779 рублей) / 100 х 7 = 621 549,11 рублей;
Шигорина Н.Н. (... долей) – (8 386 494 рублей + 492 779 рублей) / 100 х 7 = 621 549,11 рублей;
Таким образом, итоговая сумма возмещения за изымаемое имущество в пользу Шигорна М.С. составляет 833 155,40 рублей (211 606,29 + 621 549,11 рублей); Шигорна С.Н. – 833 155,40 рублей (211 606,29 + 621 549,11 рублей); Шигориной Н.Н. 833 155,40 рублей (211 606,29 + 621 549,11 рублей). Всего на сумму 2 499 466,20 рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса РФ, п. 1 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственнику жилого помещения принадлежат права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (п.2 ст.31 ЖК РФ).
Указанное означает, что права членов семьи собственника по пользованию жилым помещением производны от прав самого собственника и подлежат прекращению одновременно с прекращением права собственности этого собственника на принадлежащее ему жилое помещение по установленным законом основаниям.
Согласно п. 20 (ж) постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 год № 14 правовым последствием изъятия у собственника принадлежащего ему жилого помещения путем выкупа является его выселение из этого жилого помещения.
Согласно п. 1 ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
На этом основании правовым последствием изъятия жилого помещения является также и выселение из него лиц, вселенных в это жилое помещение его собственником в качестве членов его семьи (п. 1 ст. 31 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 7 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» выселение гражданина РФ из занимаемого жилого помещения на основании вступившего в законную силу решения суда является основанием для снятия этого гражданина с регистрационного учета по месту жительства органом регистрационного учета.
На этом основании по решению суда с ответчики, являющиеся собственниками жилого дома по ..., подлежат выселению и снятию с регистрационного учета по месту жительства.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований УСРДИС Администрации г.Уфы.
Вступившее в законную силу решение суда об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости, находящихся в частной собственности, является основанием для перехода права собственности на изъятые земельный участок и указанные объекты недвижимости, государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на них и сноса объектов недвижимости (п.1 ст.56.11 ЗК РФ). В случае, если указанным решением суда предусмотрено полное или частичное возмещение за изъятую недвижимость в денежной форме, указанные правовые последствия наступают только после предоставления такого возмещения. С момента прекращения права частной собственности на изымаемую недвижимость на нее возникает право собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, от лица которого уполномоченным органом принято решение об изъятии (п.4 ст.56.11 ЗК РФ).
Согласно разъяснениям, данными в постановлении Пленума Верховного Суда РФ в п. 20 (л) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием (ч.6 ст.32 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано (ч. 1 ст. 98 ГПК РФ).
При рассмотрении гражданского дела определением от 20 марта 2024 года назначена судебная техническая экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО «ЭКСПЕРТИЗА».
Во исполнение указанного определения ООО «ЭКСПЕРТИЗА» подготовлено заключение эксперта № 35/2024 от 06 мая 2024 года, затраты на производство судебной экспертизы составили 80 000 рублей.
Поскольку при вынесении решения суд руководствовался результатами судебной экспертизы, то с истца в пользу ООО «ЭКСПЕРТИЗА» подлежат взысканию расходы по оплате экспертизы в размере 80 000 рублей.
При таких обстоятельствах, исковые требования истца подлежат удовлетворению. Основания для оставления искового заявления без рассмотрения не имеется.
Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений администрации городского округа г. Уфа к Шигорину М. С., Шигорину С. Н. и Шигориной Н. Н. об изъятии объектов недвижимости для муниципальных нужд удовлетворить.
Изъять у Шигорина М. С. (паспорт ...), Шигорина С. Н. (паспорт ...) и Шигориной Н. Н. (паспорт ...) в собственность муниципального образования городской округ ... Республики Башкортостан для муниципальных нужд земельный участок с кадастровым номером ...484, общей площадью 1047 +/- 11 кв.м; и жилой дом с кадастровым номером ... общей площадью ... кв.м, расположенные по адресу: ..., с уплатой:
Шигорину М. С. (паспорт ...) возмещения в размере 833 155,40 рублей;
Шигорину С. Н. (паспорт ...) – 833 155,40 рублей;
Шигориной Н. Н. (паспорт ...) – 833 155,40 рублей.
Прекратить право собственности Шигорина М. С. (паспорт ...), Шигорина С. Н. (паспорт ...) и Шигориной Н. Н. (паспорт ...) на земельный участок с кадастровым номером ..., общей площадью 1047 +/- 11 кв.м, жилой дом с кадастровым номером ..., общей площадью 69,2 кв.м, расположенные по адресу: ..., после выплаты возмещения.
Признать право собственности за муниципальным образованием городской округ город Уфа Республики Башкортостан на земельный участок с кадастровым номером ..., общей площадью 1047 +/- 11 кв.м; и жилой дом с кадастровым номером ..., общей площадью 69,2 кв.м, расположенные по адресу: ....
Выселить Шигорина М. С. (паспорт ...), Шигорина С. Н. (паспорт ...) и Шигорину Н. Н. (паспорт ...) из жилого помещения, расположенного по адресу: ....
Снять Шигорина М. С. (паспорт ...), Шигорина С. Н. (паспорт ...), Шигорину Н. Н. (паспорт ...), с регистрационного учета по адресу ....
Обязать Шигорина М. С., Шигорина С. Н. и Шигорину Н. Н. в срок 15 календарных дней с момента поступления суммы возмещения на счет освободить от личного имущества и покинуть изымаемые объекты недвижимости, находящиеся по адресу: ....
Взыскать с Управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (ИНН 0278198875) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ЭКСПЕРТИЗА» (ИНН 0276079142) судебные расходы на проведение экспертизы в размере 80 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.
Председательствующий В.Р. Галимзянов
Мотивированное решение составлено 18 июня 2023 года.