Дело № 2а-201/2019
Мотивированное решение изготовлено 11 февраля 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 февраля 2019 года ЗАТО г. Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Курчак А.Н.,
при секретаре Алещенко О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Мурманской области к Бикташевой Наталье Сергеевне о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 2 по Мурманской области (далее – МИФНС России № 2) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Бикташевой Н.С. о взыскании обязательных платежей, указав в обоснование, что та состояла на учете в МИФНС России № 2 в качестве лица, осуществлявшего предпринимательскую деятельность и плательщика страховых взносов. В настоящее время административный ответчик статус индивидуального предпринимателя утратила.
В связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате указанных взносов у нее до 1 января 2017 года образовалась задолженность в общей сумме 9 065,16 руб., из которых недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование составила 7 369,16 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – 1696,70 руб., полномочия по взысканию которых на основании ст. 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» были переданы от соответствующих внебюджетных фондов налоговым органам.
На этапе досудебного урегулирования спора МИФНС России № 2 в соответствии с п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ направила налогоплательщику требования от 9 января, 17 мая, 20 сентября, 13 ноября, 18 декабря 2017 года, 17 апреля и 25 июля 2018 года.
Принимая во внимание, что налоговый орган не вправе самостоятельно принимать решение о признании недоимки и задолженности по налогам, пеням и штрафам безнадежными ко взысканию при отсутствии оснований, указанных в п. 1 ст. 59 Налогового кодекса РФ, административный истец просит суд восстановить срок для подачи искового заявления и взыскать с Бикташевой Н.С. задолженность в указанном размере.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Административный ответчик Бикташева Н.С. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена, что подтверждается имеющимся в материалах дела уведомлением о вручении почтовой корреспонденции, об уважительности причин неявки суду не сообщила, рассмотреть дело в свое отсутствие не просила.
В соответствии со ст. 150 и ч. 1 ст. 307 Кодекса административного судопроизводства РФ, принимая во внимание, что в силу ч. 2 ст. 289 названного кодекса неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного ответчика.
Исследовав материалы дела, суд полагает административный иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в редакции закона на момент возникновения спорных правоотношений) индивидуальные предприниматели являлись плательщиками страховых взносов.
Согласно частям 1, 2 ст. 16 данного Федерального закона расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, исчислялся плательщиками страховых взносов самостоятельно. Страховые взносы уплачивались за расчетный период не позднее 31 декабря текущего года. Расчетным периодом являлся календарный год.
Из материалов дела следует и административным ответчиком не оспорено, что в период с 8 июля 2011 года по 20 декабря 2016 года она являлась индивидуальным предпринимателем, следовательно, в силу вышеприведенных положений закона, обязана была уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование в установленном законом порядке.
Согласно представленным административным истцом документам у административного ответчика имелась недоимка, образовавшаяся до 1 января 2017 года, в общей сумме 9 065,16 руб., из которых недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование составила 7 369,16 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – 1696,70 руб.
С 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам, вопросы исчисления и уплаты страховых взносов регулируются главой 34 Налогового кодекса РФ.
Из ст. 419 Налогового кодекса РФ следует, что плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели.
Административному ответчику направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 9 января № 061S01170024130, 17 мая № 93744, 20 сентября № 95933, 13 ноября № 258704, 18 декабря 2017 года № 97000, 17 апреля № 98885 и 25 июля 2018 года № 101075.
Факт направления данных требований административным ответчиком не оспорен, доказательств, свидетельствующих о невозможности их получения, суду не представлено. Указанное требование административным ответчиком не исполнено.
Поскольку обязательные платежи не были уплачены административным ответчиком в установленный срок, налоговый орган обратился в суд с административным иском в порядке ст. 48 Налогового кодекса РФ о принудительном взыскании недоимки.
Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Из материалов дела следует, что административное исковое заявление поступило в суд 9 января 2019 года, то есть с нарушением срока, установленного п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ.
Согласно ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Административный истец не представил каких-либо доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока для подачи административного искового заявления или наличии объективных препятствий для своевременного обращения в суд.
Принимая во внимание пропуск административным истцом срока для обращения в суд, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Таким образом, суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-290, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Мурманской области к Бикташевой Наталье Сергеевне о взыскании обязательных платежей – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда.
Председательствующий А.Н. Курчак