Решение по делу № 33-13412/2023 от 24.10.2023

Судья Рахматулина И.А. № 33-13412/2023, 2.211

24RS0035-01-2023-000842-80

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 ноября 2023 года г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Макурина В.М.,

судей Андриенко И.А., Лоншаковой Е.О.

при ведении протокола судебного заседания Славской О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лоншаковой Е.О.,

гражданское дело по исковому заявлению Ачинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида №21 «Золотая рыбка» о возложении обязанности по обеспечению соблюдения требований законодательства об образовании и санитарно-эпидемиологического законодательства, к Управлению образования администрации г. Ачинска о возложении обязанности по финансированию расходов на устранение нарушений,

по апелляционной жалобе представителя Управления образования администрации г. Ачинска Барышникова К.В.

на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 14 августа 2023 года, которым постановлено:

«Исковые требования Ачинского городского прокурора – удовлетворить.

Обязать МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №21 «Золотая рыбка» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить в раздевальных комнатах или отдельных помещениях условия для сушки верхней одежды и обуви детей.

Обязать Управление образования администрации г. Ачинска Красноярского края в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу профинансировать расходы по обеспечению в раздевальных комнатах или в отдельных помещениях условия для сушки верхней одежды и обуви детей МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №21 «Золотая рыбка».».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ачинский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида №21 «Золотая рыбка» (далее МАДОУ «Детский сад № 21»), Управлению образования администрации г. Ачинска о возложении обязанности обеспечить в раздевальных комнатах или в отдельных помещениях условия для сушки верхней одежды и обуви детей, обеспечить финансирование расходов на обеспечение условий для сушки верхней одежды и обуви детей, мотивируя свои требования тем, что Ачинской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об образовании и санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности дошкольного учреждения. В ходе проверки было установлено, что в МАДОУ «Детский сад № 21» в здании по адресу г. Ачинск, 4 мкр. Привокзального района, д.11 отсутствуют условия для сушки верхней одежды и обуви детей в учреждении. 28.04.2023 в адрес МАДОУ «Детский сад №21» внесено представление об устранении указанных нарушений, однако выполнение требований прокурора своевременно не обеспечено ввиду отсутствия необходимого финансирования на указанные цели. В связи с этим прокурор просит обязать МАДОУ «Детский сад № 21» в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить в раздевальных комнатах или в отдельных помещениях условия для сушки верхней одежды и обуви детей, кроме того, прокурор просит обязать Управление образования администрации г. Ачинска в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу профинансировать создание условий для сушки верхней одежды и обуви детей     в МАДОУ «Детский сад №21».

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель Управления образования администрации г. Ачинска просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. Полагает, что при вынесении оспариваемого решения судом первой инстанции не принято во внимание в полном объеме положение Управления образования администрации г. Ачинска, согласно которому организационно-правовой формой управления является казенное учреждение, финансовое обеспечение деятельности осуществляется за счет средств бюджета г.Ачинска на основании бюджетной сметы, управление обеспечивает исполнение своих денежных обязательств в пределах доведённых ему лимитов бюджетных обязательств. Считает, что в материалы дела Управлением образования администрации г.Ачинска представлены доказательства, свидетельствующие о принятии Управлением образования администрации г. Ачинска исчерпывающих мер, направленных на выделение денежных средств, однако финансирование отсутствует. С учетом указанных обстоятельств указывает, что Управление образования администрации г. Ачинска не имеет возможности исполнить решение суда в установленные сроки. Просит увеличить срок финансирования Управлением образования администрации г. Ачинска Красноярского края расходов по обеспечению в раздевальных комнатах или в отдельных помещениях условия для сушки верхней одежды и обуви детей МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №21 «Золотая рыбка» до 12 месяцев, срок исполнения обязательств МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №21 «Золотая рыбка» - до 15 месяцев.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Ачинский городской прокурор просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель ответчика – МАДОУ «Детский сад № 21 «Золотая рыбка» - Бовгира М.Н., представитель ответчика – Управления образования Администрации г. Ачинска Барышников К.В., представитель третьего лица – администрации г.Ачинска, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, в силу положений ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Рассмотрев материалы дела, проверив решение суда согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав прокурора Гераскевич А.С., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с ч.1 ст.28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В целях охраны здоровья детей и молодежи, предотвращения инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» установлены санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми.

Согласно п. 3.1.3 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» планировка помещений дошкольных организаций и организаций, осуществляющих присмотр и уход за детьми, за исключением помещений, размещенных в жилых помещениях, должна обеспечить возможность формирования изолированных помещений для каждой детской группы (далее - групповая ячейка) - раздевальная комната, групповая комната, спальня, буфет, туалет, совмещенный с умывальной, наличие при необходимости дополнительных помещений для занятий с детьми (музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет логопеда, помещения для иных дополнительных занятий), а также иных помещений (помещения для оказания медицинской помощи, пищеблок, помещения для стирки белья) и помещений служебно-бытового назначения.

В раздевальных комнатах или в отдельных помещениях создаются условия для сушки верхней одежды и обуви детей.

Как следует из материалов дела и установлено судом, МАДОУ «Детский сад №21» является юридическим лицом, зарегистрировано и осуществляет свою деятельность на основании Устава.

В соответствии с п.1.1-1.8 Устава МАДОУ «Детский сад №21» является дошкольной образовательной организацией с местом нахождения <адрес>. Учредителем образовательной организации является муниципальное образование г.Ачинск, органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя – управление образования администрации г.Ачинска.

В ходе проведенной Ачинской городской прокуратурой проверки по соблюдению МАДОУ «Детский сад №21» требований законодательства об образовании и санитарно-эпидемиологического законодательства были выявлены нарушения требований Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в помещении МАДОУ «Детский сад №21», а именно нарушения п. 3.1.3 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», выразившиеся в отсутствии в 13 раздевальных группах детского сада условий для сушки верхней одежды и обуви детей.

По данному факту Ачинской городской прокуратурой внесено представление от 24 апреля 2023 года об устранении нарушений законодательства об образовании, санитарно-эпидемиологического законодательства.

Письмом от 17 мая 2023 года заведующая МАДОУ «Детский сад №21» сообщила, что с целью устранения выявленных нарушений, указанных в представлении от 24 апреля 2023 года в управление образования администрации г. Ачинска направлено ходатайство о выделении дополнительных бюджетных средств в сумме 519 350 рублей для приобретения сушильных шкафов в количестве 13 штук; данный вид расходов будет учтен при планировании бюджета на 2024 год и плановый период 2025-2026 года.

Разрешая спор, суд первой инстанции, дав надлежащую правовую оценку представленным сторонами доказательствам, доводам и возражениям сторон, исходил из отсутствия доказательств того, что в настоящее время МАДОУ «Детский сад №21» устранены установленные в ходе проверки нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, учитывая, что выявленные нарушения ущемляют права и законные интересы несовершеннолетних воспитанников и сотрудников учреждения, пришел к обоснованному выводу о правомерности заявленных Ачинским городским прокурором требований, возложив на МАДОУ «Детский сад №21» обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить в раздевальных комнатах или в отдельных помещениях учреждения условия для сушки верхней одежды и обуви детей.

Установив факт отсутствия финансирования со стороны учредителя и собственника имущества на выполнение соответствующих требований санитарно-эпидемиологического законодательства, суд первой инстанции возложил обязанность на Управление образования администрации г.Ачинска Красноярского края в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу профинансировать расходы по обеспечению в раздевальных комнатах или в отдельных помещениях условия для сушки верхней одежды и обуви детей МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №21 «Золотая рыбка».

Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не находит, поскольку данные выводы соответствуют нормам материального права, регулирующим спорное правоотношение, и представленным в дело доказательствам.

Как указано выше, МАДОУ «Детский сад №21» относится к дошкольным образовательным организациям, следовательно, на данный объект распространяются требования вышеназванных правовых норм санитарного законодательства, соблюдение которых возможно при реализации предлагаемых Ачинским городским прокурором мер, направленных на устранение выявленных нарушений.

Учитывая отсутствие доказательств, свидетельствующих об устранении ответчиками выявленных нарушений путем создания условия для сушки верхней одежды и обуви детей в раздевальных комнатах в группах детского сада, а также принятие ответчиками мер, направленных на финансирование мероприятий по приобретению сушильных шкафов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что образовательной организацией не в полном объеме исполнены требования предписания об устранении выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

Определяя срок исполнения возложенных на ответчиков обязательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу будет достаточно для обеспечения в раздевальных комнатах или в отдельных помещениях учреждения условий для сушки верхней одежды и обуви детей, и 6 месяцев - для финансирования мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений.

Учитывая существо допущенных ответчиками нарушений прав неопределенного круга лиц, которые ставят под угрозу жизнь и здоровье воспитанников и сотрудников образовательного учреждения, длительность срока неисполнения выявленных нарушений, судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.

Отсутствие финансирования, на которое ссылается в апелляционной жалобе Главное управление образования администрации г.Ачинска, не может служить основанием для несоблюдения органом местного самоуправления своей непосредственной обязанности по выделению средств на выполнение образовательным учреждением необходимых мероприятий в целях обеспечения безопасных условий обучения, воспитания обучающихся и исполнений требований действующего законодательства в указанной части. Образовательное учреждение самостоятельно несет обязанность по принятию мер по обеспечению безопасных условий обучения и воспитания обучающихся, вместе с тем реализовать такую обязанность может только за счет выделяемых средств бюджета городского округа, которые Управлением образования администрации г. Ачинска в необходимом размере обеспечены не были.

Доказательств того, что в указанный в решении суда срок невозможно осуществить необходимые меры, направленные на исполнение возложенных законом на ответчиков обязательств, не представлено. Доводы о зависимости ответчиков от субсидирования бюджета муниципального уровня не освобождают ответчиков от исполнения требований законодательства в области обеспечения безопасных условий образовательной деятельности.

С учетом указанных обстоятельств, судебная коллегия полагает, что определенный судом первой инстанции срок для финансирования мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений в виде обеспечения в раздевальных комнатах или в отдельных помещениях учреждения условий для сушки верхней одежды и обуви детей, является разумным и достаточным, оснований для его увеличения, с учетом социальной значимости проведения установленных мероприятий, по доводам жалобы не усматривает.

При этом ответчик не лишен возможности с учетом конкретных обстоятельств заявлять в последующем об отсрочке исполнения судебного акта.

С учетом изложенных обстоятельств, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

В целом доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, поскольку по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных доказательств, которым в решении дана надлежащая оценка.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного решения, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ачинского городского суда Красноярского края от 14 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления образования администрации г. Ачинска Барышникова К.В. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-13412/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Ачинский городской прокурор
Ответчики
Управление Образования администрации г. Ачинска
МАДОУ Детский сад № 21
Другие
администрация г. Ачинска
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Лоншакова Елена Олеговна
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
01.11.2023Судебное заседание
13.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.11.2023Передано в экспедицию
01.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее