Дело № 2а-1537/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кетовский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Ломова С.А.
при секретаре Михалевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Кетово Кетовского района Курганской области 18 октября 2018 года административное дело по административному исковому заявлению Администрации Чесноковского сельского совета Кетовского района Курганской области к судебному приставу-исполнителю Кетовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Курганской области Тимченко Г.А., об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Администрация Чесноковского сельского совета Кетовского района Курганской области обратились в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Кетовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Курганской области Тимченко Г.А., об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обоснование заявленных требований указано, что постановлением судебного пристава исполнителя Кетовского РО СП УФССП России по Курганской области Тимченко Г.А. от 04.03.2016 возбуждено исполнительно производство №-ИП, на основании исполнительного документа - исполнительного листа № № от 19.02.2016, выданного Кетовским районным судом Курганской области по делу 2-1887/2015. Предмет исполнения: «обязать Администрация Чесноковского сельского совета Кетовского района Курганской области организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок, находящихся на территории земель сельскохозяйственного использования в черте населенного пункта <адрес>: несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и мусора, отходов жизнедеятельности животных, на земельном участке площадью 3,5 га в кадастровом № в 250 м южнее застроенной территории западной части с Чесноки, в 300 м. западнее застроенной территории восточной части <адрес>, с координатами местоположения земельного участка по GPS навигатору: согласно приложению». При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. Основание ответственности за нарушение обязательств предусмотрены ст. 401 ГК РФ, в силу которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Для исполнения вышеуказанного решения Администрацией Чесноковского сельского совета предприняты меры, а именно в координатах несанкционированной свалки в 2015 году Администрацией Чесноковского сельского совета предоставлен земельный участок для производства работ на гидротехническом сооружении пруда р. Отнога, в 2014 году представлен земельный участок для размещения площадки для компоста и утилизации отходов. Управлением Россельхознадзора по Курганской области была проведена проверки, в результате которой свалки на сельскохозяйственных земельных участках не обнаружены. Ведутся работы на районном уровне по единому региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области. Просят освободить от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по постановлению судебного пристава-исполнителя Кетовского РО СП УФССП России по Курганской области Тимченко Г.А. от 16.07.2018.
Административный истец - глава Чесноковского сельского совета Кетовского района Курганской области Сёмочкина А.А., действующий на основании Устава, в судебном заседании заявленные требования поддержала, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Тимченко Г.А., действующий так же в интересах УФССП России по Курганской области на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Установлено, что на основании исполнительного листа № № от 19.02.2016, выданного Кетовским районным судом Курганской области, постановлением судебного пристава-исполнителя Кетовского РО СП УФССП России по Курганской области Тимченко Г.А. от 04.03.2016 возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении в отношении Администрации Чесноковского сельского совета Кетовского района Курганской области, предмет исполнения: «Обязать Администрацию Чесноковского сельского совета Кетовского района Курганской области организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок, находящихся на территории земель сельскохозяйственного использования в черте населенного пункта <адрес>: несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и мусора, отходов жизнедеятельности животных, на земельном участке площадью 3,5 га в кадастровом квартале №: в 250 м южнее застроенной территории западной части <адрес>, в 300 м западнее застроенной территории восточной части <адрес>, с координатами местоположения земельного участка по GPS навигатору: 55 17 42,31 северной широты 64 52 28,97 восточной долготы; 55 17 45,00 северной широты 64 52 37,24 восточной долготы; 55 17 43,28 северной широты 64 52 44,89 восточной долготы; 55 17 38,47 северной широты 64 52 39,94 восточной долготы; несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и мусора на земельном участке площадью 2,0 га в кадастровом квартале № у поворота <адрес> в сторону кладбища у колодца с координатами местоположения земельного участка по GPS навигатору: 55 17 55,20 северной широты 64 53 25,38 восточной долготы; 55 17 56,52 северной широты 64 53 27,16 восточной долготы; 55 17 54,58 северной широты 64 53 31,99 восточной долготы; несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и мусора на земельном участке площадью 3,0 га в кадастровом квартале № на выезде от застроенной территории села по <адрес>, справа от дороги в направлении проезда на новую санкционированную свалку, с координатами местоположения земельного участка по GPS навигатору: 55 17 31,55 северной широты 64 53 28,21 восточной долготы; 55 17 29,13 северной широты 64 53 37,17 восточной долготы; 55 17 27,61 северной широты 64 53 36,67 восточной долготы; 55 17 28,16 северной широты 64 53 26,35 восточной долготы».
Постановлением от 16.07.2018 судебным приставом-исполнителем Кетовского РО СП УФССП России по Курганской области Тимченко Г.А. было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с Администрации Чесноковского сельского совета Кетовского района Курганской области в размере 50 000 руб. в связи с тем, что должником не были исполнены в добровольном порядке требования исполнительного документа № № от 19.02.2016.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.10.2017 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» одной из основных задач исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
На основании части 1 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
В силу части 2 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении № 13-П от 30.07.2001 «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В данном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Следовательно, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Часть 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предоставляет должнику право обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 указанного Федерального закона).
При этом основания ответственности за нарушение обязательства установлены статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Административный истец указывает, что Администрацией Чесноковского сельского совета Кетовского района Курганской области предпринимались меры по исполнению судебного решения, а именно в координатах несанкционированной свалки в 2015 году Администрацией Чесноковского сельского совета предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, для производства работ на гидротехническом сооружении пруда р Отнога, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 45-АА№ от 08.06.2015; в 2014 году представлен земельный участок с кадастровым номером №, для размещения площадки для компоста и утилизации отходов (свидетельство 45-АА № от 05.02.2014).
Управление Россельхознадзора по Курганской области 16.08.2018 была проведена проверки, в результате которой свалки на сельскохозяйственных земельных участках не обнаружены.
Поскольку Администрацией Чесноковского сельского совета Кетовского района Курганской области требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения не исполнены, должник с заявление об отсрочке исполнения решения суда не обращался, доказательства того, что исполнение требований исполнительного документа было невозможно вследствие непреодолимой силы, административным истцом не представлено, суд приходит к выводу, что судебный пристав-исполнитель правомерно взыскал с Администрации Чесноковского сельского совета Кетовского района Курганской области исполнительский сбор.
Размер данного сбора соответствует требованиям закона, об уменьшении размера исполнительского сбора заявитель не просил.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования Администрации Чесноковского сельского совета Кетовского района Курганской области к судебному приставу-исполнителю Кетовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Курганской области Тимченко Г.А., об освобождении от взыскания исполнительского сбора оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в срок 1 месяц со дня вынесения решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.
Мотивированное решение составлено 19 октября 2018 года.
Судья: С.А.Ломов