Решение по делу № 33-4120/2018 от 10.04.2018

    ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 мая 2018 года                                                         гор. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи Паниной П.Е.,

судей Егоровой Е.С., Матвиенко Н.О.,

при секретаре Марушко В.В.,

по докладу судьи Паниной П.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Евпатория Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов Гомля Светланы Юрьевны к администрации г.Евпатория Республики Крым, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, о предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма,

по апелляционной жалобе представителя администрации г. Евпатория Кобяковой Ларисы Борисовны на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,

    у с т а н о в и л а:

ДД.ММ.ГГГГ прокурор города Евпатория Республики Крым Мошегов А.Н. в интересах Гомля С.Ю. обратился с иском в суд к Администрации города Евпатория о возложении обязанности предоставить Гомля С.Ю., ДД.ММ.ГГГГ г.р., благоустроенное, применительно к муниципальному образованию городской округ Евпатория, жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений. В обоснование иска указано, что Гомля С.Ю. является сиротой, лицом имеющим право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». На основании решения исполнительного комитета Евпаторийского городского совета от 15.10.2013 года Гомля С.Ю. включена в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей подлежащих обеспечению жилыми помещениями. На момент обращения с иском в суд жилое помещение Гомля С.Ю. не предоставлено, своего жилья она не имеет.

Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ иск прокурора в интересах Гомля С.Ю. удовлетворен.

Не согласившись с вышеуказанным решением, представитель ответчика Кобякова Л.Б. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Жалоба обоснована тем, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права. В частности, заявитель указывает на неисполнимость принятого судом решения ввиду отсутствия субвенций, получаемых из бюджета Республики Крым, на приобретение органом местного самоуправления жилья для предоставления истцу, а также на не включение в число ответчиков Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым.

В судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции прокурор возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил отказать в ее удовлетворении.

Иные лица в судебное заседание не явились, уведомлены надлежаще. Представитель Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым Боцаненко Д.Н. просил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя Министерства.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Из существа разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» следует, что решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Обжалуемое решение суда первой инстанции соответствует вышеизложенным требованиям.

В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

По мнению судебной коллегии, при рассмотрении дела судом первой инстанции нарушений норм материального права не допущено.

Разрешая спор и возлагая обязанность по предоставлению жилого помещения на Администрацию города Евпатории, суд исходил из требований статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым» и обоснованно сделал вывод о том, что обязанность по предоставлению истице, которая является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена в соответствии с законом жилым помещением, должна быть возложена на Администрацию города Евпатория.

С данным выводом суда первой инстанции коллегия судей соглашается, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированого жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Частью 8 ст. 8 Федерального Закона РФ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В силу п. 3 вышеуказанного закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Отношения, связанные с организацией приобретением и предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) жилых помещений, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от 18 декабря 2014 года №46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым».

В силу ст. 9 Закона Республики Крым от 18.12.2014 № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым» органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона Республики Крым от 18.12.2014 № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым» список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года №46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым» жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 м2 общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как следует из материалов дела, Гомля С.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как мать ФИО9, 1971 года рождения, и отец ФИО10, 1961 года рождения, лишены родительских прав в отношении своей дочери – Гомля С.Ю., что подтверждается копией решения Евпаторийского местного суда АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ. Решением Евпаторийского городского суда АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 признан безвестно отсутствующим.

Согласно архивной выписке из решения исполнительного комитета Евпаторийского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ Гомля С.Ю. принята на учет, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, включена в общий список под .

По информации Управления о делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Евпатория Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ч.2 ст.3 Закона Республики Крым от 18.12.2014 года №46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в Республике Крым» Гомля С.Ю. включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, как ранее поставленная на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год Гомля С.Ю. числится в списке под . Гомля С.Ю. проживает в арендованном жилье по адресу: <адрес>. Администрацией города Евпатория жилое помещение Гомля С.Ю. не предоставлялось.

Из материалов дела следует, что собственного жилья Гомля С.Ю. не имеет. Денежные средства на приобретение жилого помещения ей не выделялись, жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось.

При таких обстоятельствах, с учетом приведенных норм права, суд пришел к правильному выводу об обоснованности исковых требований, предъявляемых к Администрации города Евпатория и возложении на нее обязанности предоставить Гомля С.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения.

Доводы апеллянта об отсутствии денежных средств для приобретения и предоставления жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в частности Гомля С.Ю., не могут быть приняты во внимание, поскольку с момента включения истца в список на получение жилья у ответчика возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц. Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Следовательно, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.

При таких обстоятельствах, установив факт нарушения прав истца на обеспечение жильем, суд правомерно удовлетворил иск, обязав ответчика обеспечить истца жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Довод апелляционной жалобы о необходимости привлечения к участию в деле в качестве ответчика Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым не основан на законе, поскольку исходя из характера правоотношений, возникших между сторонами, содержания исковых требований, положений ст. 9 Закона Республики Крым от 18.12.2014 № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым» на органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений возложена обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Доводы апелляционной жалобы о нарушении норм бюджетного законодательства при исполнении решения суда за счет местного бюджета, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку принятым решением суда на ответчика не возложены обязательства, влекущие нарушение бюджетных отношений на территории Республики Крым.

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации города Евпатории Республики Крым Кобяковой Л.Б. без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи

33-4120/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Панина Павлина Евгеньевна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
24.05.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее