Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес> 03 декабря 2020 года
Ленинский районный суд <адрес> Республики в составе: председательствующего судьи Башуева А.С.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-1006/2020 административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Чеченской Республике к ФИО1 о взыскании недоимки за налог на имущество с физических лиц, транспортный налог, земельный налог, страховых взносов и пени,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № по Чеченской Республике обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки за налог на имущество с физических лиц, транспортный налог, земельный налог, страховых взносов и пени, мотивируя свои требования тем, что на налоговом учёте в Межрайонной ИФНС России № по Чеченской Республике состоит в качестве налогоплательщика ФИО1, и в соответствии с п. 1 ст.23 Налогового Кодекса Российской Федерации обязан уплачивать законно установленные налоги. Межрайонной ИФНС России № по Чеченской Республике на основании сведений, представленных регистрирующими органами, ответчику было направлено уведомление. В связи с тем, что в установленные законом сроки ФИО1 налог уплачен не был, на сумму недоимки в соответствии со ст. 75 Кодекса Налоговым органом начислены пени. Налоговым органом в отношении ФИО1 выставлено требование от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № об уплате налога, в котором сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме, начисленной на сумму недоимки пени. До настоящего времени задолженность налогоплательщиком не погашена. В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев после вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора пеней штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащих взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании, может быть восстановлен. В связи с изложенным, просит суд взыскать с ФИО1 задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 409 руб., пени в размере 05 руб. 77 коп., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отменённому, за расчетный период, начиная с ДД.ММ.ГГГГ) налог в размере 49 945 руб. 00 коп., пени в размере 339 руб. 88 коп., страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчётный период начиная с ДД.ММ.ГГГГ: налог в размере 10 430 руб. 00 коп., пеней 69 руб. 62 коп., по транспортному налогу с физических лиц в размере 38 083 руб. 00 коп., пеней в размере 536 руб. 97 коп., а всего денежную сумму в размере 99 819 руб. 24 коп.
Представителем административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Чеченской Республике в суд представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя Межрайонной ИФНС России № по Чеченской Республике. Административные исковые требования поддерживают.
Административный ответчик ФИО1 в суд подано ходатайство о рассмотрении дела без его участия, административные исковые требования не признает, просит суд отказать по доводам, изложенным в возражениях.
Исследовав материалы дела, доводы административного истца, изложенные в заявлении, с учетом представленных ФИО1 возражений на административные исковые требования, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что мировым судьей судебного участка № <адрес> ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ, которым с ФИО1 по заявлению Межрайонной ИНФС России № по Чеченской Республике была взыскана задолженность по страховым взносам в сумме 99819,24, а также государственной пошлины в размере 1597,29 руб.
Однако, в настоящее время обязанность по уплате указанных сумм налогов (страховых взносов), а также соответствующих пеней административным ответчиком не исполнена.
В соответствии с пп. 1 п. 1, пп. 1 п. 3.4 ст. 23 НК РФ налогоплательщики, а также плательщики страховых взносов, обязаны уплачивать законно установленные налоги и страховые взносы.
Из содержания положений ст. 38, 357, 358, 388, 389, 400, 401 НК РФ следует, что объектами обложения транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц являются факт регистрации физическим лицом транспортного средства либо соответственно наличия в собственности физического лица земельного участка или объекта недвижимости.
В силу норм ст. 360, 405, 393 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц является календарный год.
Согласно положениям ст. 52, 362, 396, 408 НК РФ обязанность по исчислению подлежащих уплате физическими лицами сумм транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога возложена на налоговые органы.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (абз. 3 п. 2 ст. 52 НК РФ)
В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57).
В то же время, в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 52 НК РФ).
Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (п. 6 ст. 58 НК РФ).
Согласно налоговым уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ № налогоплательщику произведено начисление сумм налога на имущество физических лиц, транспортного налога, земельного налога и страховым взносам.
Однако указанная обязанность не была исполнена административным ответчиком своевременно в полном объеме.
В силу норм п. 2 ст. 57, ст. 75 НК РФ уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
В силу п. 1, 2, 8 ст. 69, 70 НК РФ при наличии налогоплательщика недоимки по уплате налогов (страховых взносов), соответствующих пеней и налоговых штрафов, не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки ему направляется требование об уплате налогов (страховых взносов), пеней и штрафов, под которым понимается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, пеней и налоговых санкций, которое подлежит исполнению в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно п. 6 ст. 45 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных НК РФ.
В соответствии с положениями пунктов 2 и 3 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено названным пунктом.
Административному ответчику в соответствии со ст. 69, 70 НК РФ в досудебном порядке направлялось требование № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, с установлением срока исполнения требования до ДД.ММ.ГГГГ, и требование № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, с установлением срока исполнения требования до ДД.ММ.ГГГГ, а так же налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об оплате транспортного налога с установлением срока исполнения требования до ДД.ММ.ГГГГ.
Административный ответчик ФИО1 указанные требования не исполнил.
Судебный приказ мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с ФИО1 задолженности, отменен определением от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно пункту 2 этой же статьи Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено названным пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно п. 1 ст. 204 ГК РФ со дня обращения в суд срок исковой давности не течет на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита (в том числе, при подаче заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд - п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) № «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности»).
Если после оставления заявления без рассмотрения неистекшая часть срока давности составляет менее шести месяцев, по общему правилу она удлиняется до шести месяцев (п. 3 ст. 204 ГК РФ).
При этом, Пленум Верховного Суда Российской Федерации применил закон по аналогии, сославшись на п. 1 ст. 6 ГК РФ, и распространил общее правило, предусмотренное п. 3 ст. 204 ГК РФ, на случаи отмены судебного приказа (п. 18 того же постановления Пленума).
Однако, в рассматриваемом деле данные правила об удлинении давностного срока неприменимы, поскольку обращение истца в суд за выдачей судебного приказа имело место за пределами установленного законом срока (п. 2 ст. 48 НК РФ).
Истекшие к моменту совершения юридически значимого действия сроки приостановлению, перерыву и продлению не подлежат.
Из материалов дела следует, что судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному, земельному и налогу на имущество вынесен ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, заявление инспекцией подано по истечении 6 месяцев.
При таких обстоятельствах, налоговый орган изначально, обращаясь с заявлением о вынесении судебного приказа, пропустил установленный законом срок.
Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Следует учитывать, что своевременность подачи заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи, с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по № по Чеченской Республике является юридическим лицом, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, имеет необходимый штат сотрудников для надлежащего исполнения обязанностей по взысканию налогов, в том числе по надлежащему и своевременному оформлению процессуальных документов для обращения в суд в пределах установленного законом срока, являющегося достаточным.
С заявлением о восстановлении пропущенного срока в соответствии со ст. 95 Кодекса административного судопроизводства РФ, административный истец не обращался.
Согласно части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В силу части 5 статьи 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных названным Кодексом случаях, в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Суд, основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ), исходит из универсальности воли законодателя, выраженной в п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ в отношении давности взыскания в судебном порядке суммы налога.
В силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Поскольку отсутствует заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи административного искового заявления в суд о взыскании задолженности обязательных платежей и санкций с ФИО1, заявленные межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по № по Чеченской Республике административные исковые требования к ФИО1 удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Чеченской Республике к ФИО1 о взыскании недоимки за налог на имущество с физических лиц, транспортный налог, земельный налог, страховых взносов и пени, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чеченской Республики через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия.
ФИО3 Башуев
копия верна
Судья А.С. Башуев