Дело № 2а-1903/19
11RS0001-01-2019-001047-73
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.,
при секретаре Биглер Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре
18 апреля 2019 года административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сыктывкару к ... М.А. в лице законного представителя Екишевой А.И. о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
ИФНС России по г. Сыктывкару обратилась в суд к ... М.А., ** ** ** в лице законного представителя Екишевой А.И. с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций. Заявленные требования мотивирует тем, что ... М.А., являясь налогоплательщиком, не уплатил сумму транспортного налога за №... в размере ..., ему также начислены пени и в адрес последнего выставлено требование об уплате суммы недоимки и пени №... от ** ** **. Поскольку в добровольном порядке недоимка по транспортному налогу за ... и пени административным ответчиком не погашены, Инспекция обратилась в суд с настоящим административным иском.
В судебном заседании представитель административного истца не присутствует, о времени и месте извещался надлежаще, в иске просил о рассмотрении дела без их участия.
Законный представитель административного ответчика, о времени и месте слушания дела извещена надлежаще, направила для участия в деле представителя.
Представитель административного ответчика, не оспаривая наличие у ... М.А. задолженности по транспортному налогу за ..., с размером недоимки, заявленным ко взысканию, не согласен; ссылаясь на то, что перерасчет подлежащего уплате транспортного налога за ... произведен Инспекцией неправильно. В то же время, своего контррасчета в обоснование позиции по спору, не представил.
В силу ч. 2 ст. 289 КАС РФ, суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Отсюда, суд счел возможным рассмотреть дело по существу по представленным доказательствам, по правилам ст. ст. 150, 289 КАС РФ.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ст. 57 Конституции РФ и ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет, по смыслу данной статьи, публично-правовой, а не частноправовой (гражданско-правовой) характер. Ее реализация в соответствующих правоотношениях предполагает субординацию, властное подчинение одной стороны другой, а именно: налогоплательщику вменяется в обязанность своевременно и в полном объеме уплатить суммы налога, а налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит полномочие обеспечить исполнение данной обязанности налогоплательщиком. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью принадлежащего ему имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, соответствующие же органы публичной власти наделены правомочием в односторонне-властном порядке, путем государственного принуждения взыскивать с лица причитающиеся налоговые суммы, - иначе нарушались бы воплощенный в статье 57 Конституции Российской Федерации конституционно защищаемый публичный интерес и связанные с ним права и законные интересы налогоплательщиков, публично-правовых образований, государства в целом.
В целях обеспечения исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности платить налоги и возмещения ущерба, понесенного казной в случае ее неисполнения, федеральный законодатель - на основании статей 57, 71 (пункты "в", "ж", "з", "о"), 72 (пункты "б", "и" части 1), 75 (часть 3) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации - устанавливает систему налогов, взимаемых в бюджет, и общие принципы налогообложения, а также предусматривает меры государственного принуждения, которые могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности (погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога - пеня), так и штрафными, возлагающими на нарушителей в качестве меры ответственности дополнительные выплаты (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2005 года № 9-П по делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектами налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 358 НК РФ).
Пунктом 1 ст. 362 НК РФ предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии со ст. 361 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
В то же время, частью 2 настоящей статьи установлено, что налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.
Статьей 2 Закона Республики Коми от 26.11.2002г. № 110-РЗ "О транспортном налоге" предусмотрено, что на территории Республики Коми установлены ставки транспортного налога (далее - налог) в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах: автомобили грузовые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) – 85 рублей с каждой лошадиной силы.
В силу ст. 363 НК РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Судом установлено, что в налоговой инспекции имеются сведения, согласно которым, начиная с ** ** **, в собственности ... М.А., ** ** ** находилось транспортное средство, автомобиль ..., госномер ... регион, мощностью ....
Факт регистрации за административным ответчиком вышеуказанного транспортного средства подтверждается сведениями, представленными суду Управлением ГИБДД МВД по РК.
В соответствии с ч. 2 ст. 27 НК РФ, законными представителями налогоплательщика – физического лица признаются лица, лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации
За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны (ч. 1 ст. 28 ГК РФ).
Статьей 64 Семейного кодекса РФ предусмотрено, что родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отсюда, при наличии в собственности несовершеннолетнего ребенка имущества, являющегося объектом налогообложения, полномочиями по управлению таковым имуществом, в т.ч. по уплате обязательных платежей, наделены родители, как законные представители.
Из представленной суду копии записи акта о рождении №... от ** ** ** следует, что матерью (законным представителем) несовершеннолетнего ... М.А. является Екишева А.И.
На основании ч. 3 ст. 363 НК РФ, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Согласно письменных материалов дела, ** ** ** налоговым органом в адрес административного ответчика выставлено налоговое уведомление №... о необходимости уплаты транспортного налога за ** ** ** в размере 20 831 рубль (420,12 л.с. х 85руб. / 12 х 7), по сроку уплаты до ** ** **.
Налоговое уведомление было направлено по месту регистрации административного ответчика ** ** **, получено последним ** ** **.
В силу ст. 45 НК, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Из представленных административным истцом документов следует, что к указанному сроку сумма налога в бюджет административным ответчиком не уплачена.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
За несвоевременную уплату транспортного налога за ..., ... М.А. также начислены пени за период со ...
Расчет сумм пени проверен судом и сомнений не вызывает.
В силу ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с п.1 ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно ст.ст. 69, 70 НК РФ в адрес ... М.А. было выставлено требование №... (по состоянию на ... об уплате недоимки по транспортному налогу за ... в сумме 20 831 рубль и пени. Срок погашения задолженности установлен до ....
Данное требование было направлено в адрес административного ответчика ..., что подтверждается представленными суду документами.
Между тем, в соответствии с ч. 6 ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога может быть направлено физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) по почте заказным письмом, В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Отсюда, требование №... считается полученным административным ответчиком ...; однако, каких-либо доказательств, свидетельствующих об исполнении данного требования в установленный срок, налогоплательщиком не представлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ, заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей.
Согласно пункту 2 этой же статьи, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 ст. 48 НК РФ).
Как разъяснил Верховный Суд РФ в своем постановлении Пленума от 11.06.1999 № 41 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (п. 20), при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Из представленных суду документов следует, что налоговый орган обратился в суд в пределах сроков, установленных п.п. 2, 3 ст. 48 НК РФ.
В соответствии со статьей 14 КАС РФ, административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу присущего административному судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по административным делам обусловливается поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (статья 123, часть 3, Конституции Российской Федерации), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
Между тем, несмотря на то, что при подготовке административного дела к судебному разбирательству сторонам разъяснялось бремя доказывания; допустимых и достаточных доказательств, свидетельствующих об уплате ... М.А. недоимки по транспортному налогу за ... и пени, административным ответчиком не представлено и судом не добыто.
Следовательно, с ... М.А. в лице законного представителя надлежит взыскать недоимку по транспортному налогу за ... и пени в размере, заявленном ко взысканию, т.е. в сумме 10 605 рублей и 37 рублей 91 копейка.
При этом, ссылка представителя административного ответчика на необходимость перерасчета задолженности, отклонена судом как несостоятельная, по нижеприведенным основаниям.
Так, в соответствии с п. 3 ст. 361.1 НК РФ, физическое лицо, имеющее право на налоговую льготу, представляет в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
На основании статьи 361.1 Кодекса, освобождаются от налогообложения транспортным налогом физические лица в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы, если сумма платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее - плата в счет возмещения вреда), уплаченная в налоговом периоде в отношении такого транспортного средства, превышает или равна сумме исчисленного налога за данный налоговый период.
Пунктом 2 статьи 362 Кодекса установлено, что сумма налога, исчисленная по итогам налогового периода налогоплательщиками в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, уменьшается на сумму платы в счет возмещения вреда, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде.
В этой связи, если в отношении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированных на собственника транспортного средства, плата в счет возмещения вреда уплачивается иным лицом, то указанный собственник транспортного средства не вправе уменьшить транспортный налог на уплаченную иным лицом сумму платы в счет возмещения вреда.
Как следует из приложенного налогоплательщиком заявления о представлении льготы, налоговым органом ... М.А. сделан перерасчет налога и сформировано налоговое уведомление №... от ** ** ** с указанием уменьшения суммы платы в счет возмещения вреда в размере 10 226 рублей.
Соответственно, при обращении в суд с настоящим административным иском Инспекцией заявлена ко взысканию задолженность в размере 10 605 рублей, с учетом уменьшенной суммы платы в счет возмещения вреда (20 831 рубль (сумма, указанная в налоговом уведомлении) – 10 226 рублей (уменьшение суммы платы в счет возмещения вреда)).
В то же время, оспаривая произведенный Инспекцией перерасчет подлежащего уплате транспортного налога, своего контррасчета стороной административного ответчика не представлено; равно как не представлено и доказательств того, что расчет произведен не верно.
Таким образом, принимая во внимание, что при подаче иска от уплаты госпошлины административный истец был освобожден, на основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ, с административного ответчика также подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета, размер которой с учетом требований ст. 333.19 НК РФ, составит 400 рублей.
Рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст. 59, 62 КАС РФ, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сыктывкару к №... М.А. в лице законного представителя Екишевой А.И. о взыскании обязательных платежей и санкций - удовлетворить.
Взыскать с законного представителя №... М.А. Екишевой А.И., зарегистрированной по адресу: ..., недоимку по транспортному налогу за ... в размере 10 605 рублей и пени в сумме 37 рублей 91 копейка; всего взыскать 10 642 (десять тысяч шестьсот сорок два) рубля 91 копейку.
Взыскать с законного представителя ... М.А. Екишевой А.И. в доход местного бюджета судебные расходы в виде расходов по уплате государственной пошлины в сумме 400 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия настоящего решения.
Председательствующий