Решение по делу № 33-7802/2023 от 25.07.2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу № 33-7802/2023

Судья первой инстанции: Цыкуренко А.С.

Дело № 2-2373/2023

УИД: 91RS0002-01-2023-002618-64

12 сентября 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи:

Бондарева Р.В.

судей:

Подлесной И.А., Курской А.Г.

при секретаре:

Андрейченко М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> в защиту социальных прав Лапы Ахтема Мустафаевича к Муниципальному казенному учреждению Департаменту труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым, третье лицо Министерство труда и социальной защиты Республики Крым о признании решения незаконным и понуждении совершить определенные действия, по апелляционной жалобе представителей Муниципального казенного учреждения Департамента труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым, Министерства труда и социальной защиты Республики Крым на решение Киевского районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,

заслушав доклад судьи Бондарева Р.В.,

УСТАНОВИЛА:

В апреле 2023 года заместитель прокурора <адрес> в защиту социальных прав Лапы А.М. обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному казенному учреждению Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым, в котором просил отменить решение Муниципального казенного учреждения Департамента труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении предоставления истцу мер социальной поддержки, возложении обязанности возобновить предоставление мер социальной поддержки: «Компенсация расходов на оплату взноса на капитальный ремонт» с ДД.ММ.ГГГГ, «Ежемесячная компенсация на оплату занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг» с ДД.ММ.ГГГГ, «Ежемесячная денежная выплата» с ДД.ММ.ГГГГ.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению Лапы А.М. по вопросу нарушения его прав на социальное обеспечение Муниципальным казенный учреждением департаментом труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> Республики Крым. Установлено, что по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ Лапе А.М. с ДД.ММ.ГГГГ Департаментом труда и социальной защиты населения администрации <адрес> в соответствии со ст. 3 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК/2016 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий» назначена мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату взноса на капитальный ремонт, ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной скидки на оплату занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг. Указанная мера предоставлялась ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно. Кроме этого, заявителю Департаментом предоставлялась мера социальной поддержки по льготному проезду с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Протоколами от ДД.ММ.ГГГГ Департаментом Лапе А.М. прекращено предоставление вышеуказанных мер социальной поддержки по причине отсутствия документов, подтверждающих факт постоянного проживания на территории <адрес>. По результатам проведенной проверки по обращению Лапы А.М., прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ, в адрес Департамента внесено представление об устранении выявленных нарушений при предоставлении мер социальной поддержки Лапе А.М. По результатам рассмотрения указанного представления ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру <адрес> поступил ответ Департамента от ДД.ММ.ГГГГ за исх. о фактическом отказе в удовлетворении требований прокурора города. Указанный отказ Департамента в предоставлении мер социальной поддержки в виде «Ежемесячной денежной выплаты, «Ежемесячной скидки на оплату занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг», «Компенсации расходов на оплату взноса на капитальный ремонт», «По льготному проезду» согласно позиции прокуратуры является незаконным и не обоснованным.

Решением Киевского районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с указанным решением суда, представители ответчиков подали апелляционные жалобы. В обоснование апелляционных жалоб, ссылаются на нарушение норм материального права, просят решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать в полном объеме. Ссылаются на то, что Лапа А.М. не имеет прав на получение мер социальной поддержки именно от ответчика, так как он с 1990 г. зарегистрирован в <адрес> взвоз, <адрес>.

В своих возражениях прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.

Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Из существа разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума ВС РФ № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Указанным требованиям обжалуемое решение отвечает.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец постоянно проживает на территории <адрес> в своей квартире, зарегистрирован в данном населенном пункте, а поэтому оснований для прекращения предоставления ему мер социальной поддержки у ответчика не имелось.

С такими выводами соглашается судебная коллегия.

Судом установлено, что согласно справке о реабилитации № Л-26 от ДД.ММ.ГГГГ Лапа Ахтем Мустафаевич, ДД.ММ.ГГГГ, уроженец <адрес> Узбекской ССР, согласно свидетельству о рождении (повторному) II-ТЮ , выданному ДД.ММ.ГГГГ Галдя-Аральским рай/бюро ЗАГС <адрес>, является сыном Лапы Мустафы, 1931 года рождения, репрессированного в виде выселения по национальному признаку в 1944 г. на основании Постановления ГОКО СССР сс от ДД.ММ.ГГГГ из д. <адрес> на спецпоселение в <адрес>, в 1945 переселенного в <адрес>, состоявшего на учете спецпоселения органов МВД СССР до ДД.ММ.ГГГГ, реабилитированного на основании пункта «в» статьи 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политических репрессий» ДД.ММ.ГГГГ ОАИ и Р ИЦ МВД по Республике Крым.

Проведенной проверкой установлено, что по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ Лапе А.М. с ДД.ММ.ГГГГ Департаментом труда и социальной защиты населения администрации <адрес> в соответствии со ст. 3 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК/2016 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий» назначена мера социальной поддержки в виде «Компенсации расходов на оплату взноса на капитальный ремонт». Указанная мера предоставлялась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Также по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ Лапе А.М. с ДД.ММ.ГГГГ Департаментом назначена мера социальной поддержки в виде «Ежемесячной денежной выплаты». Указанная мера предоставлялась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме этого, по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ Лапе А.М. с ДД.ММ.ГГГГ Департаментом назначена мера социальной поддержки в виде «Ежемесячной скидки на оплату занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг». Указанная мера предоставлялась ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Также заявителю Департаментом предоставлялась мера социальной поддержки по льготному проезду с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ Департаментом труда и социальной защиты населения администрации <адрес> решено прекратить назначение всех мер социальной поддержки истцу в связи с тем, что он зарегистрирован за пределами Республики Крым.

Правовые гарантии социальной поддержки лиц, проживающих в Республике Крым и относящихся к категории реабилитированных, и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий регламентированы Законом Республики Крым от 18.02.2016 № 218-ЗРК/2016 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий».

Согласно статьи 3 Закона № 218-ЗРК/2016 меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда по месту постоянного проживания.

В связи с тем, что в личном деле отсутствуют документы, подтверждающие постоянное проживание по адресу: <адрес>, Департаментом принято решение о прекращении предоставления указанных мер социальной поддержки.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Крым от 18.02.2016 № 218-ЗРК/2016 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий» (далее - Закон № 218-ЗРК) настоящий Закон устанавливает правовые гарантии социальной поддержки лиц, проживающих в Республике Крым и относящихся к категории реабилитированных, и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 года № 1761 -1 «О реабилитации жертв политических репрессий».

Статьей 3 Закона № 218-ЗРК установлено, что реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

ежемесячная денежная выплата в размере 500 рублей;

компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

а) платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);

б) взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членам семей, совместно с ними проживающим;

в)    платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

г)    платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

льготный проезд в автобусах, троллейбусах, трамваях, следующих по маршрутам регулярных перевозок в городском сообщении в пределах Республики Крым;

льготный проезд в автобусах, троллейбусах по маршрутам регулярных перевозок в пригородном сообщении; железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в пределах Республики Крым.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон РФ № 5242-1) граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Абзацем вторым ст. 2 Закона РФ №    5242-1 определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных данным законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абзац 3 ст. 2 Закона РФ № 5242-I).

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац 4 ст. 2 Закона РФ № 5242-1).

Абзацем 8 ст. 2 Закона РФ № 5242-1 определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1998 № 4-П указано, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Из содержания ст. 20 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации (п. 12 раз. IV Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, № 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016).

Таким образом, исходя из приведенных нормативных положений Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 и Гражданского кодекса РФ в их системной взаимосвязи, местом жительства признается место (жилой дом, квартира, жилое помещение и др.), где гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законом (право собственности, договор найма и др.). Граждане Российской Федерации вправе выбрать место пребывания и место жительства в пределах Российской Федерации, на них возложена обязанность регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

При этом регистрация не совпадает с понятием «место жительства», является одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства или месту пребывания. Установление места жительства гражданина возможно на основе других данных, не обязательно исходящих из органов регистрационного учета. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 3 Порядка предоставления до 1 марта 2022 года мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, на приобретение твердого топлива и сжиженного газа в Республике Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 № 578 (далее - Порядок № 578), меры социальной поддержки предоставляются на основании заявления гражданина в органы труда и социальной защиты населения Республики Крым по месту жительства или месту пребывания (по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку). К заявлению прилагаются: паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий личность заявителя и место его жительства или место пребывания; документ, подтверждающий право гражданина на получение мер социальной поддержки; лицевые счета на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; согласие заявителя на обработку персональных данных по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.

В тоже время Лапой А.М. в Департамент предоставлялось свидетельство по форме № 3 от 28.12.2017 о регистрации по месту пребывания с 28.12.2017 по 28.12.2022 по адресу: г. Симферополь, ул. Полевая, 65 и свидетельство по форме № 3 от 13.01.2023 о регистрации по месту пребывания с 13.01.2023 по 10.01.2033 по адресу: г. Симферополь, ул. Полевая, 65 (л. д. 96-97).

Из материалов дела следует, что истец постоянно проживает в своей квартире № 86 дом. 42 по ул. Гагарина в г. Симферополь, однако временно зарегистрирован по месту нахождения жилого дома своей сестры тоже в г. Симферополь.

В суде апелляционной инстанции Лапа А.М. пояснил, что с 1990 г. он зарегистрирован в г. Томск по месту жительства родственников, однако постоянно проживает в г. Симферополе, в 2006 г. он приобрел квартиру, в которой живет постоянно, меры социальной поддержки им используются по месту фактического жительства в квартире № 86 дом. 42 по ул. Гагарина в г. Симферополь.

Согласно полученным сведениям по месту постоянной регистрации в г. Томске Лапа А.М. аналогичными льготами не пользуется.

В соответствии с договором купли-продажи от 01.09.2006 г. Лапа А.М. приобрел квартиру № 86 дом. 42 по ул. Гагарина в г. Симферополь (л. д. 105-106). Лицевые счета на квартиру открыты на истца.

Учитывая положения ст. 20 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решения Департамента от 19.11.2021 являются незаконными и не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод истца на выбор места жительства, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Аналогичная позиция содержится в определениях Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.05.2021 № 46- КГ21-8-К6, от 29.07.2019 № 18-КГ 19-31.

Доводы, изложенные в жалобах, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. По существу апелляционные жалобы являются изложением позиции истца при рассмотрении дела судом первой инстанции, которая была проверена судом первой инстанции, всем доводам суд дал надлежащую правовую оценку.

Учитывая, что выводы суда основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, основания для отмены обжалуемого судебного решения отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Киевского районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке путём подачи в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции кассационной жалобы в срок, не превышающий трёх месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Председательствующий:

Судьи:

33-7802/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора г. Симферополя в инт. Лапа Ахтем Мустафаевич
Лапа Ахтем Мустафаевич
Прокуратура Республики Крым
Ответчики
МКУ Департамент труда и социальной защиты населения Администрации г. Симферополя РК
Другие
Министерство труда и социальной защиты РК
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
25.07.2023Передача дела судье
12.09.2023Судебное заседание
03.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.10.2023Передано в экспедицию
12.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее