Дело № 2-60/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 февраля 2020 года п. Пограничный
Пограничный районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Билле И.П.,
при секретаре Шакировой Е.В.,
с участием помощника военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона Лещёва С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности произвести капитальный и выделить лимиты на текущий ремонт,
У С Т А Н О В И Л :
Военный прокурор 33 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд с иском к Министерству Обороны РФ:
- о возложении обязанности произвести капитальный ремонт котельной № 18, расположенной в военном городке № 72 с. Сергеевка Пограничного района Приморского края, а именно: прилегающей территории, ограждения, кровли, котла «ВК-081», участки трубопровода тепловой сети.
- о возложении обязанности по выделению лимитов денежных средств ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ для выполнения работ по текущему ремонту, а именно: проемов (окна, двери), инженерных систем (электро, водо, теплоснабжения, водоотведения), труб стальных, внутренних трубопроводов и арматуры, электрооборудования, электрокабелей.
В обоснование иска указал, что в ходе проверки котельной № 18, 1961 года постройки, расположенной в военном городке № 72 с. Сергеевка Пограничного района Приморского края было установлено, что ремонт (текущий, капитальный) здания не производился, сведения о внесении в планы текущего и капитального ремонта отсутствуют, сроки работ по ремонту не определены, что создает реальные предпосылки к порче федеральной собственности и возникновению чрезвычайных ситуаций.
В судебном заседании помощник военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона Лещёв С.Е. на исковых требованиях настоял в полном объеме, указав, что на прилегающей территории объекта необходимо провести капитальный ремонт, а именно обустроить площадку для хранения котельного топлива с установкой ограждения.
Представитель ответчика Министерства Обороны РФ, представитель третьего лица ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще - повесткой.
Представитель третьего лица ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ в суд направил письменный отзыв, который приобщен к материалам дела, где указал, проведение текущего ремонта осуществляется только с согласия и направления финансирования МО РФ как собственника имущества. Денежные средства на проведение текущего ремонта МО РФ не выделяло, поэтому текущий ремонт котельной не проводился.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В ходе проведения надзорных мероприятий установлено, что котельная инв. № 18, 1961 года постройки, расположенная в военном городке № 72 с. Сергеевка Пограничного района Приморского края, на основании акта приема-передачи № 2/2/908 от 01.06.2017 передана в безвозмездное пользование ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ.
При проведении проверки установлена необходимость проведения текущего и капитального ремонта котельной.
В силу п. 14.2 ст. 1ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Текущий (предупредительный) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей, то есть, носит предупредительный, плановый характер.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1624 "О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом", Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 марта 2017 года № 155 было создано Федеральное Государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации. Основной целью деятельности Учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.
Пунктом 19 Устава определено, что имущество учреждения формируется за счет имущества, закрепленного Минобороны России за Учреждением на праве оперативного управления или предоставленного Учреждению в безвозмездное пользование.
Согласно уставу (изменения от 30.01.2018 № 2025) п. 21 ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ выполняет капитальный и текущий ремонт, реконструкцию недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование.
В ходе проверки, проведенной 33 военной прокуратурой гарнизона с привлечением специалистов проведена проверка котельной инв. № 18, 1961 года постройки, расположенной в военном городке № 72 (Приморский край, Пограничный район, с. Сергеевка) готовности к отопительному сезону 2019-2020 г.
При проведении проверки установлено, что капитальный ремонт объекта с момента ее постройки не проводился. Также установлена необходимость проведения текущего ремонта.
Согласно акту осмотра № 9 от 03.10.2019 необходимо провести текущий ремонт оборудования и здания котельной, а именно: проемов (окна, двери), инженерных систем (электро, водо, теплоснабжения, водоотведения), труб стальных, внутренних трубопроводов и арматуры, электрооборудования, электрокабелей и провести капитальный ремонт прилегающей территории, ограждения, кровли, котла «ВК-081», участки трубопровода тепловой сети.
Согласно ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу указанных норм, Министерство обороны РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе обязанность по проведению текущего и капитального ремонта объектов недвижимости.
Министерством обороны Российской Федерации создаются учреждения для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Судом установлено, что котельная инв. № 18, расположенная в военном городке № 72 с. Сергеевка Пограничного района Приморского края, нуждается в проведении капитального и текущего ремонта, и что собственник (Министерство обороны РФ) надлежащих мер к проведению такого ремонта не принимает, в связи с чем, нарушаются права неопределенного круга граждан.
Следует учесть, что котельная инв. № 18 построена в 1961 году, имеет значительный срок эксплуатации и износа. При этом, доказательств, проведения капитального ремонта здания котельной, в том числе, вышеназванных систем и конструкций, суду не предоставлено. Представленные прокурором доказательства о ненадлежащем состоянии объекта в установленном порядке не опровергнуты.
Необходимость проведений капитального и текущего ремонта подтверждается перечисленными выше доказательствами, в связи с чем, требования прокурора подлежат удовлетворению.
Исковые требования о возложении обязанности по выделению лимитов денежных средств ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ для выполнения работ по текущему ремонту, также подлежат удовлетворению.
Согласно п.30 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» финансирование Учреждения осуществляется за счет средств федерального бюджета (субсидий) с учетом государственного задания на очередной финансовый год.
Статьей 38 Бюджетного кодекса определено, что принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
При этом реализация полномочий органов государственной власти в рассматриваемой области действующим законодательством не ставится в зависимость от наличия финансовой возможности, поскольку на Министерство Обороны РФ в силу закона возложена обязанность по финансированию ремонтных работ.
Ст. 45 ГПК РФ установлено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «О статусе военнослужащих» социальная защита, охрана здоровья военнослужащих и членов из семей является функцией государства.
По смыслу названных положений, государство обязано принимать все необходимые меры к тому, чтобы обеспечить военнослужащих и членов их семей благоприятными условиями труда и отдыха. Надзор за исполнением данных норм возложена на Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров.
В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
С учетом заявленных требований суд определяет срок в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, данный срок является разумным и достаточным для выполнения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона, удовлетворить.
Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность обеспечить проведение капитального ремонта котельной инв. № 18, расположенной в военном городке № 72 с. Сергеевка Пограничного района Приморского края, а именно: прилегающей территории (устройство площадки для хранения котельного топлива с установкой ограждения), кровли, котла «ВК-081», участки трубопровода тепловой сети – 1 шт., в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по выделению лимитов денежных средств ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации для проведения работ по текущему ремонту котельной инв. № 18, расположенной в военном городке № 72 с. Сергеевка Пограничного района Приморского края, а именно: проемов (окна, двери), инженерных систем (электро, водо, теплоснабжения, водоотведения), труб стальных – 1 шт., внутренних трубопроводов и арматуры, электрооборудования, электрокабелей в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Пограничный районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: И.П.Билле