№12-70/2018
Р Е Ш Е Н И Е
28 ноября 2018 года г.Медвежьегорск
Судья Медвежьегорского районного суда Республики Карелия Свинкина М.Л., рассмотрев жалобу ПАО «ФСК ЕЭС» на постановление Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральном округу от 18.09.2018 №08-497/2018рк об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 КоАП Российской Федерации,
у с т а н о в и л :
Постановлением Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу от 18.09.2018 №08-497/2018рк Публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (далее – ПАО «ФСК ЕЭС») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП Российской Федерации, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. Основанием для привлечения к административной ответственности явилось нарушение юридическим лицом требований пожарной безопасности, выразившееся в оставлении порубочных остатков на просеке, на которой находится линия электропередачи, в условиях особого противопожарного режима.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ПАО «ФСК ЕЭС» обжаловало его. Из принесенной жалобы следует, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено с нарушением установленных требований, поскольку в его описательной и резолютивной частях указывается на нарушение юридическим лицом разных частей статьи 8.32 КоАП Российской Федерации. В материалах дела отсутствуют доказательства частичного пролегания линии электропередач по землям Скалистого участкового лесничества Хвойного лесничества – филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России. Событие административного правонарушения изложено неверно, доказательства оставления порубочных остатков на проводах линии электропередач ВЛ-220Кв «Кондопога-Медвежьегорск» отсутствуют. Также указывает, что по данному лесному участку уже было рассмотрено дело об административном правонарушении, решением Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 26.09.2017 по делу №12-44/2017 постановление Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу от 25.07.2017 №08-261/2017рк было отменено, указано на отсутствие состава административного правонарушения в действиях юридического лица, повторное вменение одного и того же нарушения полагает недопустимым. На основании пункта 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации в связи с отсутствием события административного правонарушения просит отменить постановление о назначении административного наказания.
В судебном заседании представитель ПАО «ФСК ЕЭС» Залевская Н.В. поддержала жалобу по изложенным в ней доводам, представила в материалы дела постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 06.07.2018, в резолютивной части которой указано о возбуждении в отношении ПАО «ФСК ЕЭС» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП Российской Федерации, указав, что допущенное расхождение не позволило юридическому лицу надлежащим образом реализовать свои права, поскольку является неясным, какое именно нарушение ему вменяется – части 1 или же части 3 статьи 8.32 КоАП Российской Федерации, а также кадастровый план земельного участка и землеустроительное дело по территориальному землеустройству в отношении земельных участков под опорами ЛЭП 220кВ Л-202 ПС 16 «Кондопога» ПС 19 «Медвежьегорск», расположенными на территории Медвежьегорского района, из которых следует, что земли, занятые ЛЭП пролегают по землям поселений, указала, что доказательства пролегания линий электропередач по землям обороны отсутствуют, в связи с чем постановление о возбуждении дела об административной ответственности вынесено неуполномоченным должностным лицом. Также сообщила, что пояснения Семочкиной С.С. не являются надлежащими доказательствами по делу, поскольку она не имела полномочий действовать от имени юридического лица. Указала на неверное описание события правонарушения в части указания оставления порубочных остатков на проводах линии электропередачи, представленные фотографии просеки линии электропередач полагала ненадлежащим доказательством по делу, поскольку из них не следует место их изготовления. Также полагает, что место совершения административного правонарушения надлежащим образом не определено.
Представитель Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу Корнилов К.А. полагал жалобу необоснованной, поскольку полагал место совершения административного правонарушения установленным верно, представил дополнительные доказательства прохождения линии электропередачи ВЛ-220кВ «Кондопога-Медвежьегорск» Л-202 по землям Скалистого участкового лесничества Хвойного лесничества – филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России в кварталах 314, 317, 320. Сообщил, что указание в резолютивной части постановления о возбуждении дела об административного правонарушения на часть 1 статьи 8.32 КоАП Российской Федерации является очевидной технической ошибкой, чему дана оценка в вынесенном постановлении о назначении административного наказания. Согласился с тем, что при описании события административного правонарушения в постановлении от 18.09.2018 №08-497/2018рк допущена ошибка в указании, что часть порубочных материалов оставлена на проводах линии электропередач, однако в целом событие административного правонарушения изложено верно, подтверждено достаточными доказательствами, в связи с чем поданная жалоба удовлетворению не подлежит.
Выслушав лиц, участвующих при рассмотрении дела, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 8.32 КоАП Российской Федерации нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в отношении объектов защиты специального назначения, в том числе объектов, расположенных в лесах, наряду с настоящим Федеральным законом должны соблюдаться требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктами 34 и 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 №417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», закреплено, что просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов; при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 28.05.2018 №371р-П с 28.05.2018 на территории Республики Карелия введен особый противопожарный режим.
ПАО ФСК ЕЭС» является собственником линии электропередач «Кондопога-Медвежьегорск» Л-202 ВЛ220кВ, пролегающей, в том числе по землям Скалистого участкового лесничества Хвойного лесничества – филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России.
Из представленных в материалы дела документов и публичной кадастровой карты Медвежьегорского района следует, что территории 314, 317 и 320 кварталов расположены в северной части кадастрового квартала 10:13:11 03 02, вид разрешенного использования для размещения иных объектов обороны и безопасности, входят в состав территории Скалистого участкового лесничества Хвойного лесничества филиала ФКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России, в указанных кварталах пролегает трасса ЛЭП. Наложение данных географической карты и публичной кадастровой карты Медвежьегорского района в совокупности с представленными Департаментом лесного хозяйства Северо-Западного федерального округа схемами земельного участка, плана лесонасаждений Хвойного лесничества, картографических данных позволяет сделать вывод о том, что линия электропередачи ВЛ-220кВ «Кондопога-Медвежьегорск» Л-202 проходит по указанным выше географическим кварталам 314, 317 и 320. Судья одновременно учитывает, что представителем ПАО «ФСК ЕЭС» Семочкиной С.С. при даче объяснений 06.07.2018 факт принадлежности названной ЛЭП в названных выше кварталах ПАО «ФСК ЕЭС» не оспаривалось, кадастровый план земельного участка от 29.04.2004 и землеустроительное дело по территориальному землеустройству данного не опровергает.
Из акта осмотра лесного участка от 09.06.2018 №151/1-18РО следует, что в кварталах 314, 317, 320 Скалистого участкового лесничества Хвойного лесничества филиала ФКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России выявлено нарушение правил пожарной безопасности, выразившееся в оставлении порубочных остатков на линии ЛЭП. Указанный акт составлен заместителем начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Корнилова К.А. в присутствии лесничего Садкова А.В.
Указанный акт судья полагает надлежащим доказательством выявленного нарушения.
При проведении осмотра изготавливались фотографии, однако на представленных в материалы дела фотографиях отметки, где, когда и кем они были изготовлены не имеется, в связи с чем судьей в качестве доказательства совершения административного правонарушения, вменяемого ПАО» ФЭСК ЕЭС», они не принимаются.
Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 06.07.2018, вынесенного заместителем военного прокурора Петрозаводского гарнизона, следует, что ПАО «ФСК ЕЭС» вменяется нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, выразившееся в том, что после произведения рубки лесных насаждений, уборка порубочных остатков надлежащим образом не осуществлена, часть из них оставлена на линии электропередач.
При этом в постановлении о назначении административного наказания от 18.09.2018 №08-497/2018рк указывается, что после произведения рубки лесных насаждений по периметру просеки линии электропередач «Кондопога-Медвежьегорск» Л-202 ВЛ-220кВ уборка порубочных остатков надлежащим образом не произведена, часть из них оставлена на проводах линии электропередач.
Вменение юридическому лицу оставление порубочных остатков на проводах ЛЭП, а не на линии ЛЭП (то есть просеке ЛЭП) является очевидно необоснованным, но при этом само событие судья полагает изложенным с достаточной четкостью и ясностью, исключающей неоднозначное толкование, в чем именно выразилось нарушение правил пожарной безопасности.
Указание в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 06.07.2018 о возбуждении в отношении ПАО «ФСК ЕЭС» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП Российской Федерации, судья расценивает явной технической ошибкой, поскольку одновременно приведена фабула части 3 статьи 8.32 КоАП Российской Федерации, из текста постановления следует, что юридическому лицу вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП Российской Федерации, при назначении административного наказания действия юридического лица правильно квалифицированы по части 3 статьи 8.32 КоАП Российской Федерации. Довод ПАО «ФСК ЕЭС» в данной части при вынесении постановления от 18.09.2018, как следует из его текста, учтен.
Полномочия Семочкиной С.С. представлять интересы ПАО «ФСК ЕЭС» перед всеми юридическими лицами, а также во всех органах государственной власти Российской Федерации подтверждены имеющейся в материалах дела копией доверенности от 29.06.2018 №102-18, в связи с чем довод представителя ПАО «ФСК ЕЭС» Залевской Н.В. о недопустимости использования в качестве доказательства объяснений Семочкиной С.С. судья отвергает.
Из решения Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 26.09.2017 по делу №12-44/2017 следует, что ПАО «ФСК ЕЭС» вменялось оставление порубочных остатков на линии ЛЭП ВЛ 220кВ «Кондопога-Медвежьегорск» на полосе отвода ЛЭП в кварталах 314, 317, 320 Скалистого участкового лесничества Хвойного лесничества – филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации за отсутствием состава административного правонарушения, в том числе по тем основаниям, что в акте осмотра указано на совершение административного правонарушения в кварталах 314, 317, 320 Онежского участкового лесничества Хвойного лесничества – филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации.
Тот факт, что работы в отношении ЛЭП ВЛ 220кВ «Кондопога-Медвежьегорск» проводились в 2017 году, о том, что ПАО «ФСК ЕЭС» повторно вменяется то же самое административное правонарушение не свидетельствует.
Доказательств объективной невозможности соблюдения ПАО «ФСК ЕЭС» требований правил пожарной безопасности в лесах в материалах дела не имеется, какие-либо иные обстоятельства, исключающие его вину в совершении вменяемого правонарушения, судьей не установлены.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Срок давности и порядок привлечения ПАО «ФСК ЕЭС» к административной ответственности не нарушены.
При назначении наказания учтены конкретные обстоятельства дела, характер совершенного правонарушения, отсутствие обстоятельств, как смягчающих, так и отягчающих административную ответственность.
Оснований для освобождения от административной ответственности не установлено. Административное наказание назначено в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 8.32 КоАП Российской Федерации.
Оснований для квалификации правонарушения как малозначительного судья не усматривает, поскольку подобная квалификация может иметь место только в исключительных случаях применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении материальных последствий правонарушения, но и в игнорировании требований пожарной безопасности.
Оснований для замены наказания в виде административного штрафа предупреждением в виду отсутствия совокупности всех обстоятельств, указанных в статье 3.4 КоАП Российской Федерации, не имеется.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 3 – 5 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации могли бы повлечь отмену обжалуемого постановления, судьей не установлено.
Руководствуясь статьями 30.6-30.8 КоАП Российской Федерации, судья
р е ш и л :
Оставить постановление Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральном округу от 18.09.2018 №08-497/2018рк без изменения, а жалобу ПАО «ФСК ЕЭС» без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня вручения или получения настоящего решения.
Судья М.Л. Свинкина