Решение
именем Российской Федерации
29 апреля 2014 года Первоуральский городской суд Свердловской области
в составе: председательствующего Карапетян Е.В.
при секретаре Ягудиной А.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петуховой Елены Владимировны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
установил:
имея специальное педагогическое образование Петухова Е.В. начала трудовую деятельность в образовательных учреждениях для детей с 15.08.1986.
Считает, что ее специальный педагогический стаж составляет более 25 лет, 30.07.2013 Петухова Е.В. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области о признании права на досрочное назначение пенсии. Однако в назначении пенсии ей было отказано, о чем имеется решение об отказе в назначении пенсии от 04.10.2013 №. Управлением пенсионного фонда к зачету для определения права на пенсию принят специальный педагогический стаж 22 года 10 месяцев 18 дней.
Ответчиками не приняты ряд периодов, из которых Петухова Е.В. оспаривает:
с 01.09.1995 по 10.10.1995 в средней школе № 6 в должности учителя, однако фактически работала классным воспитателем в <данные изъяты>, и с 11.10.1995 по 31.08.1996 в должности классного воспитателя, так как должность классного воспитателя не предусмотрена Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781;
с 15.11.2004 по 31.12.2004, с 20.09.2010 по 24.09.2010, с 25.10.2010 по 28.10.2010, с 22.10.2012 по 28.10.2012, с 19.11.2012 по 22.11.2012, с 18.02.2013 по 24.02.2013 в должности учителя, так как в соответствии с выпиской из ИЛС от 31.07.2013 данные периоды указаны без кода льготной профессии.
с 01.04.2013 по 05.04.2013 период прохождения курсов повышения квалификации.
В ходе судебного заседания истец Петухова Е.В.на заявленных требованиях настаивает в полном объеме, суду пояснила, что классный воспитатель подлежит включению в специальный стаж, так как весь период она была занята с детьми специального спортивного класса. Периоды, указанные в справке без кода льготной профессии – это периоды курсов повышения квалификации, на которых она находилась в связи с необходимостью ее специальности, которая требует обязательного подтверждения квалификации педагога. При этом она не оспаривает период с 15.11.2004 по 31.12.2004, так как находилась в отпуске без сохранения заработной платы.
Представитель ответчика Управления пенсионного фонда в г.Первоуральске Блинова О.А. исковые требования Петуховой Е.В. не признала, представила отзыв в письменном виде. Суду пояснила, что периоды работы истца в должности классного воспитателя в школе не подлежат зачету в специальный стаж, так как наименование должностей не предусмотрено Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781. Причиной отказа является то обстоятельство, что у истца отсутствует специальный педагогический стаж 25 лет, что предусмотрено подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях. К зачету в специальный стаж Управлением пенсионного фонда принят педагогический стаж 22 года 10 месяцев 18 дней, что является недостаточным для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Управление образования в судебное заседание не явилось. О рассмотрении дела извещено своевременно, надлежащим образом. Суд, учитывая мнение сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие 3 лица.
Исследовав материалы по делу, выслушав стороны, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости ранее достижения общеустановленного статьей 7 вышеназванного закона возраста (для женщин 55 лет) устанавливается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от возраста.
Согласно пункту 2 статьи 27 вышеуказанного закона, Списки соответствующих работ, профессий, специальностей и учреждений (организаций), Правила исчисления периода работы (деятельности) и назначения пенсий при пониженном возрасте утверждаются Правительством Российской Федерации.
С учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П исчисление стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет педагогическим работникам, может производиться по условиям и нормам, установленным в следующих нормативных правовых актах:
в Постановлении Совета Министров ССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «Об утверждении Списка учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет» - до 06 сентября 1991 года,
в Постановлении Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет",.
в Постановлении Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, которым утверждены Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей»
а также в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, где утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей…»
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Данная норма устанавливает общее правило распределения бремени доказывания, которое применяется, если иное не предусмотрено федеральным законом
Отказ Управления пенсионного фонда во включении в специальный трудовой стаж истца периодов ее работы в должности классного воспитателя в школе № 20 по той причине, что наименование должности не предусмотрено Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, суд признает незаконным и необоснованным.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлены лишь виды социально-полезной деятельности, которая дает право на назначение пенсии на льготных условиях. Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Списки соответствующих работ, профессий, специальностей и учреждений (организаций), правила исчисления периода работы (деятельности) и назначения пенсий при пониженном возрасте утверждаются Правительством Российской Федерации. Диспозиция пункта 2 статьи 27 не свидетельствует о том, что установленные Правительством Российской Федерации перечни являются исчерпывающими по своему содержанию. В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации как подзаконным актом в принципе не может ограничиваться, а равным образом произвольно истолковываться предусмотренное Федеральным законом право. Данные Списки являются лишь примерными и типовыми.
Согласно представленной трудовой книжке Петухова с 01.09.1995 по 10.10.1995 и с 11.10.1995 по 31.08.1996 работала в средней школе № 6 в должности классного воспитателя
Наименование должности «воспитатель» позволяет сделать суду вывод, что Петухова Е.В.. была занята работой с детьми - учащимися школы № 6.
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, в п.1 содержит такое наименование должности как «воспитатель», а в п.1.1 содержится такое наименование учреждения как «школы всех наименований».
Дополнительное слово «классный» рассматривается судом как конкретизация рабочего места и не влияет на сущность работы истца.
В календарном исчислении данный период составляет 01 год.
Период служебной командировки подлежит включению в специальный педагогический стаж, так как за истцом сохранялась заработная плата, она продолжала исполнять свои должностные обязанности
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В подтверждении данных доводов в материалы дела представлены приказы о командировании истца в город Екатеринбург на курсы повышения квалификации в периоды: с 20.09.2010 по 24.09.2010, с 25.10.2010 по 28.10.2010, с 22.10.2012 по 28.10.2012, с 19.11.2012 по 22.11.2012, с 18.02.2013 по 24.02.2013 и с 01.04.2013 по 05.04.2013, что в календарном исчислении составит 32 дня или 01 месяц 02 дня.
В соответствии с должностными обязанностями, занимаясь педагогической деятельностью, на педагогического работника возложена обязанность и он имеет право на повышение своей квалификации на курсах усовершенствования не реже 1 раза в 5 лет, на участие в научно-практической работе, что предусмотрено Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.03.2010 № 209, и которым утвержден Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Учитывая стаж, установленный судом – 01 год 01 месяц 02 дня, и принятый Управлением пенсионного фонда – 22 года 10 месяцев 18 дней, на момент обращения в УПФ 30.07.2013 специальный педагогический стаж истца составил 23 года 11 месяцев 20 дней, что не давало оснований говорить о наличии у истца права на назначение пенсии с момента обращения в Управление пенсионного фонда с.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Соответственно, решение Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области от 04.10.2013 № о невключении ряда оспариваемых периодов в специальный трудовой стаж истца Петуховой Е.В., следует признать в оспариваемой части незаконным.
Руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судрешил:
исковые требования Петуховой Елены Владимировны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области удовлетворить.
Решение государственного учреждения Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области об отказе в установлении пенсии от 04.10.2013 № признать незаконным в части.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области:
-принять Петуховой Елене Владимировне в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижение общеустановленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» возраста в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, периоды:
с 01.09.1995 по 10.10.1995, с 11.10.1995 по 31.08.1996, с 20.09.2010 по 24.09.2010, с 25.10.2010 по 28.10.2010, с 22.10.2012 по 28.10.2012, с 19.11.2012 по 22.11.2012, с 18.02.2013 по 24.02.2013, с 01.04.2013 по 05.04.2013
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Первоуральский городской суд в течение 10 суток с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 05 мая 2014 года.
Председательствующий: Е.В.Карапетян