РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 марта 2019 года г.Оренбург
Дзержинский районный суд г. Оренбурга в составе судьи Губернской А.И., при секретаре Барболиной И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания жилищным фондом «Мирная» об обязании устранить нарушения обязательных требований жилищного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области (далее - инспекция) обратилась в суд с вышеуказанным иском к ООО «УКЖФ «Мирная» в обоснование исковых требований указав, что в период с 20 по 28 февраля 2013 года инспекцией проведено плановое мероприятие по контролю за соблюдением ООО «УКЖФ «Мирная» правил содержания общего имущества в многоквартирных домах, в том числе были осмотрены многоквартирные <...>, расположенные по адресу: <...>. В ходе осмотра выявлены нарушения, выразившиеся в разрушении штукатурного и окрасочного слоев наружных стен фасада и в разрушении штукатурки цоколя многоквартирного <...>, а также в разрушении стенового материала наружных стен, кирпичная кладка (фронтон, правый торец) многоквартирного <...>. Организацией, осуществляющей обслуживание указанных многоквартирных домов на основании договоров на обслуживание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, является ответчик - ООО «УКЖФ «Мирная». По результатам проверки инспекцией были выданы следующие предписания: в отношении <...> <Номер обезличен> от 21.02.2013 года (разрушение стенового материала наружных стен - кирпичной кладки (фронтон правый торец) с установлением срока устранения выявленных нарушений до 09.09.2013 года; в отношении <...> <Номер обезличен> от 25.02.2013 года (разрушение штукатурного и окрасочного слоев наружных стен фасада, разрушение штукатурки цоколя) с установлением срока устранения выявленных нарушений до 09.09.2013 года. В ходе проверки исполнения предписаний инспекцией было установлено, что каких-либо мер к устранению нарушений ООО «УКЖФ «Мирная» не принято, что свидетельствует о нарушении ООО «УКЖФ «Мирная» обязательных требований к содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, что существенно нарушает права и законные интересы граждан на благоприятные и безопасные условия проживания граждан в вышеуказанном доме. В адрес общества выносились новые предписания, которые также не исполнялись. Последними предписаниями стали № <Номер обезличен> от 19.04.2018 года в отношении тех же нарушений по дому <данные изъяты>, и № <Номер обезличен> от 19.04.2018 года в отношении тех же нарушений по дому <данные изъяты>. Таким образом, на протяжении длительного периода времени с февраля 2013 года по настоящее время каких-либо мер к устранению выявленных нарушений не принято.
В связи с чем, просит суд обязать ООО «УКЖФ «Мирная» в срок до 15 сентября 2019 года устранить нарушения правил содержания общего имущества в многоквартирных домах <Номер обезличен> и <Номер обезличен> по <...>, а именно: устранить неисправности штукатурного и окрасочного слоев наружных стен фасада, разрушение штукатурки цоколя многоквартирного <...>, устранить неисправности стенового материала наружных стен, кирпичная кладка (фронтон, правый торец) многоквартирного <...>.
Представитель истца Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области в судебно заседании не присутствовал, о дате, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. Причины неявки суду неизвестны. Ранее в судебном заседании представитель истца Мишина Л.С., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме. Просила удовлетворить на основаниях, изложенных в иске, полагая, что ответчик осуществляет обслуживание спорных многоквартирных домов, но не устраняет указанные в предписаниях нарушения. Доказательств их устранения также не представляет, в связи с чем требования иска должны быть удовлетворены.
Представитель ответчика ООО «УКЖФ «Мирная» Долгоброд Е.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании, возражала против удовлетворения иска, так как ответчик не осуществляет управление домом <Номер обезличен>, в отношении второго дома возражала против иска, так как их обслуживание не производится, в связи с тем, что оплата данного обслуживания не производится. Также полагает, что инспекция является ненадлежащим истцом по делу.
Третьи лица Есов М.Т., Есова Ж.Б., привлеченные к участию в деле определением суда от 07.02.2019, в судебном заседании поддержали требования иска.
Третьи лица Васенкин А.А., Васенкина Д.А., Третьякова Е.В., привлеченные к участию в деле определением суда от 07.02.2019, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте его проведения извещались надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Выслушав сторон по делу, исследовав материалы дела и оценив совокупность представленных доказательств, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Полномочия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственный жилищный надзор, определены ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 493.
Под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домахпосредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений (исходя из содержания ч. 1 ст.20 ЖК РФ).
В соответствии с п.4 ч.6 ст.20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями, в том числе, в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
В соответствии с Указом Губернатора Оренбургской области от 15.02.2010 года № 25-ук «Об утверждении положения о государственной жилищной инспекции по Оренбургской области» инспекция является органом исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор.
В связи с чем, суд приходит к выводу о несостоятельности довода стороны ответчика о том, что Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области является ненадлежащим истцом.
В силу п. 11 Положения № 493 предметом проверок является соблюдение обязательных требований, в том числе к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, выполнению лицами, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Судом установлено, что собственники многоквартирного <...> <Номер обезличен> по <...> в <...> выбрали и реализуют способ управления многоквартирным домом - непосредственное управление собственниками помещений.
Организацией, осуществляющей обслуживание указанных многоквартирных домов на основании договоров на обслуживание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, является общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания жилищным фондом «Мирная».
В опровержении указанных договоров стороной ответчика заявлено, что в соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <...>, от <Дата обезличена> принято решение о выходе из состава ООО «УКЖФ «Мирная» собственников <...> Васенкина А.А., Васенкиной Д.А.; в соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <...>, от <Дата обезличена> принято решение о выходе из состава ООО «УКЖФ «Мирная» собственника Никоновой Н.Л.
Данные протоколы общего собрания собственников помещений многоквартирного дома суд не принимает ко вниманию, так как они заключены отдельными собственниками квартир спорного многоквартирного <...>, в то время как в соответствии с указанными договорами на обслуживание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, от <Дата обезличена> <Номер обезличен> - обслуживание осуществляется в отношении общего имущества всего многоквартирного дома.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 161 ЖК РФ при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Так, пунктом 10 Правил № 491 предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надёжности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан; сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Кроме того, стандарты и порядок осуществления деятельности поуправлению многоквартирным домом установлены Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Правительством Российской Федерации постановлением от 15 мая 2013 года № 416 (далее - Правила № 416).
Так, в пункте 3 Правил № 416 установлено, что управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, а также исходя из минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290.
В пункте 4 минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме включены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов: выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков; выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Кроме того, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно - коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170 (далее - Правила № 170), которые являются обязательными для исполнения.
В названном документе указано, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома.
Так, в силу п. 4.2.3.1 Правил № 170 Местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту.
В силу п.4.2.3.1 Правил № 170 Повреждение поверхности цоколя следует оштукатурить цементно-песчаным раствором с введением гидрофобизирующей добавки (например, ГКЖ-10, ГКЖ-11) или облицевать. Цоколи из легкобетонных панелей с поврежденным фактурным слоем или имеющим малую толщину, а также кирпичные цоколи с разрушенной штукатуркой и кладкой, как правило, следует облицовывать плитками из естественного камня, бетонными плитами, керамическими плитками, другими влагостойкими и морозостойкими материалами по согласованию в установленном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 20 по 28 февраля 2013 года инспекцией проведено плановое мероприятие по контролю за соблюдением ООО «УКЖФ «Мирная» правил содержания общего имущества в многоквартирных домах, в том числе были осмотрены многоквартирные <...> расположенные по адресу: <...>.
В ходе осмотра выявлены нарушения, выразившиеся в разрушении штукатурного и окрасочного слоев наружных стен фасада и в разрушении штукатурки цоколя многоквартирного <...>, а также в разрушении стенового материала наружных стен, кирпичная кладка (фронтон, правый торец) многоквартирного <...>.
По результатам проверки инспекцией были выданы следующие предписания: в отношении <...> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> (разрушение стенового материала наружных стен - кирпичной кладки (фронтон правый торец) с установлением срока устранения выявленных нарушений до 09.09.2013 года; в отношении <...> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> (разрушение штукатурного и окрасочного слоев наружных стен фасада, разрушение штукатурки цоколя) с установлением срока устранения выявленных нарушений до 09.09.2013 года.
Согласно материалам дела, инспекцией неоднократно проводились проверки на предмет устранения нарушений, каждый разв связи с установлением неисполнения предписаний, выдавались новые предписания:
- от <Дата обезличена> № <Номер обезличен> и № <Номер обезличен> со сроком устранения до 01.11.2014 года;
- от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, №<Номер обезличен>;
- от <Дата обезличена> №<Номер обезличен> №<Номер обезличен>;
- от <Дата обезличена> №<Номер обезличен>, №<Номер обезличен>;
- от <Дата обезличена> №<Номер обезличен>, №<Номер обезличен>;
- от <Дата обезличена> №<Номер обезличен>, №<Номер обезличен>
В ходе проверочных мероприятий установлено, что нарушение не устранено, что подтверждается актами проверок от 01.10.2015 <Номер обезличен>
Таким образом, каких-либо мер к устранению нарушений в период с 21 февраля 2013 года и с 25.02.2013 года соответственно по настоящее время ООО «УКЖФ «Мирная» не принято, документов, подтверждающих выполнение работ, в суд не представлено. При выявлении данных нарушений управляющая организация обязана составить план восстановительных работ и устранить данные нарушения, чего сделано не было. Довод стороны ответчика о том, что перечисленные нарушения невозможно устранить из-за возведенного пристроя, суд находит несостоятельным ввиду недоказанности устранения нарушений, ответчиком суду не были представлены какие-либо возможные квитанции на строительные материалы и прочее. В целях исполнения рассматриваемых предписаний ООО «УКЖФ «Мирная» имеет право обратиться к собственникам самовольно возведенного пристроя с требованием о его сносе.
Также стороной ООО «УКЖФ «Мирная» заявлено, что обслуживание дома № <...> не производится компанией, так как собственники помещений не производят плату за обслуживание. Данный довод суд не принимает ко вниманию, так как в его опровержение третьими лицами Есовым М.Т., Есовой Ж.Б. представлены соответствующие квитанции об оплате.
Указанное выше свидетельствует о нарушении ООО «УКЖФ «Мирная» обязательных требований к содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, что существенно нарушает права и законные интересы граждан на благоприятные и безопасные условия проживания граждан в вышеуказанном доме.
Предписания № <Номер обезличен> от <Дата обезличена> и № <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, выданным ООО «УКЖФ «Мирная» по результатам ранее проведенных внеплановых мероприятий, содержат следующие нарушения соответственно:
- разрушение штукатурного и окрасочного слоев наружных стен фасада и в разрушении штукатурки цоколя многоквартирного <...>,
- разрушение стенового материала наружных стен, кирпичная кладка (фронтон, правый торец) многоквартирного <...>.
Частью 1 ст. 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294- ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля надзора обязаны:
выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Следовательно, при проверке ранее выданного предписания законодатель обязывает административный орган любыми предусмотренными правовыми механизмами принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения, в том числе в порядке, установленным гражданско-процессуальным законодательством.
Неоднократное привлечение ООО «УКЖФ «Мирная» к административной ответственности за неисполнение выдаваемых инспекцией предписаний по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ должно было способствовать прекращению нарушения (постановления мирового судьи судебного участка № 2 Дзержинского района от 29.01.2015, 11.10.2016, 28.06.2018), однако на сегодняшний день предписания не исполнены, нарушения не устранены.
Таким образом, судом установлено, что неисполнением вышеуказанных предписаний Обществом не обеспечиваются благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
На основании изложенного суд приходит к выводу о правомерности и обоснованности заявленных истцом требований, и удовлетворяет их в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания жилищным фондом «Мирная» об обязании устранить нарушения обязательных требований жилищного законодательства - удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания жилищным фондом «Мирная» в срок до 15 сентября 2019 года устранить нарушения правил содержания общего имущества в многоквартирных домах <Номер обезличен> и <Номер обезличен> по <...>, а именно: устранить неисправности штукатурного и окрасочного слоев наружных стен фасада, разрушение штукатурки цоколя многоквартирного дома № <...>, устранить неисправности стенового материала наружных стен, кирпичная кладка (фронтон, правый торец) многоквартирного дома № <...>.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Оренбургского областного суда через Дзержинский районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: А.И. Губернская
Мотивированный текст решения изготовлен: 22.03.2019 года.