Решение по делу № 2-9222/2023 от 19.06.2023

УИД 50RS0-42

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 августа 2023 года                                        АДРЕС

Одинцовский городской суд АДРЕС в составе:

председательствующего судьи Денисовой А.Ю.,

при секретаре                           Костькине Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонного природоохранного прокурора Московской области в интересах Российской Федерации к Сельскому Станиславу Алексеевичу об истребовании части земельного участка из чужого незаконного владения, внесения изменений в ЕГРН,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонный природоохранный прокурор АДРЕС, действующий в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в АДРЕС, обратился в суд с иском к Сельскому Станиславу Алексеевичу об истребовании из чужого незаконного владения части земельного участка с кадастровым номером ..... площадью ..... кв.м, занятой береговой полосой водного объекта - реки ..... в координатах, указанных в схемах взаимного расположения земельного участка и береговой полосы водного объекта, подготовленной ГБУ МО «МОБТИ», а именно:

..... .....
..... .....
.....
..... ..... .....
..... ..... .....
..... ..... .....
..... ..... .....
..... ..... .....
..... ..... .....
.....
..... ..... .....
..... ..... .....
..... ..... .....
..... ..... .....
..... ..... .....
..... ..... .....
..... ..... .....
..... ..... .....
..... ..... .....

Также истец требует внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости изменив площадь земельного участка с кадастровым номером ..... с 600 кв.м, на 479 кв.м.; внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения об ограничении (обременении) прав при использовании земельного участка с кадастровым номером ..... в соответствии с п. 15, 17 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, разделом 4.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, с приложением к решению исполнительных комитетов Московского городского и АДРЕС Советов народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ

В обоснование заявленных требований истец указал, что спорный земельный участок принадлежит на праве частной собственности Сельскому С.А., о чем в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ сделана запись о государственной регистрации соответствующего права 50-50-49/001/2012-009, земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, отнесен к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования - огородничество, объекты капитального строительства на земельном участке отсутствуют.

Согласно письму Администрации Одинцовского городского округа АДРЕС от ДД.ММ.ГГГГ исх-5562Т спорный земельный участок расположен на расстоянии 5-10 метров от реки Островня, на земельном участке произрастает травянистая, древеснокустарниковая растительность.

Согласно письму Комитета по архитектуре и градостроительству АДРЕС от 20.03.2023    Исх-3728/33-02 спорный земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) Одинцовского городского округа АДРЕС, утвержденным постановлением администрации Одинцовского городского округа АДРЕС от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) расположен в территориальной зоне СХ-2, то есть зоне, предназначенной для ведения садоводства (в границах бывшего городского округа Звенигород). В соответствии с Генеральным планом городского округа ЗвениАДРЕС, утвержденном решением Совета депутатов городского округа ЗвениАДРЕС от ДД.ММ.ГГГГ , рассматриваемый земельный участок расположен в функциональной зоне СХ-2, которая предназначена для ведения садоводства и дачного хозяйства в границах населенного пункта - АДРЕС. Земельный участок с кадастровым номером ..... расположен в береговой полосе, прибрежной защитной полосе, водоохранной зоне реки Островня, а также в 100 метровой зоне второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения АДРЕС в соответствии с решением Исполнительных комитетов АДРЕС и Московского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения АДРЕС в границах ЛПЗП» и «СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10. Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения АДРЕС. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

По поручению межрайонной природоохранной прокуратуры АДРЕС ГБУ МО «МОБТИ» осуществлено сопоставление местоположения границ береговой полосы водного объекта - реки Островня с местоположением границ земельного участка с кадастровым номером 50:49:0020109:65. По результатам установлено, что границы береговой полосы реки Островня пересекают границы указанного земельного участка на площади в 121 кв.м.

Истец поддержал исковые требования, настаивал на их удовлетворении, дал пояснения, аналогичные, изложенным в иске.

Ответчик и его представитель в судебное заседание явились, против факта расположения земельного участка в береговой зоне реки не возражали, обратили внимание, что истец является добросовестным приобретателем и ходатайствовали о применении срока исковой давности по заявленным требованиям.

Третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Дело рассмотрено при имеющейся явке по правилам ч. 3-5 ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав доводы сторон, исследовав доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 1 Водного кодекса Российской Федерации водный объект - это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

В силу положений статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации река Островня является поверхностным водным объектом. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Береговая линия (граница водного объекта) определяется по нормальному подпорному уровню.

В соответствии со статьей 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Береговая полоса является неотъемлемой частью водного объекта, связана с ним территориально и функционально и составляет с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая сохранность водного объекта, путем использования водоохранной зоны в особо установленном режиме. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них. Законодатель исчерпывающе определил цели использования береговой полосы водного объекта общего пользования, установив для всех граждан без исключения право на ее использование только для передвижения и пребывания около водного объекта (без использования механических транспортных средств).

Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов река Островня имеет протяженность 16 км, ширина береговой полосы — 20 метров от уреза воды, прибрежной защитной полосы - 50 метров, водоохранной зоны — 100 метров.

Статьей 8 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что все водные объекты, за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся в собственности Российской Федерации.

Пунктом 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельного участка не должно нарушать требования, установленные настоящим кодексом и другими федеральными законами.

В силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 8 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» земельные участки в составе земель общего пользования, в том числе водные объекты отчуждению (приватизации) не подлежат.

Частью 8 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельного участка в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.

С учетом изложенного акватория и береговая полоса указанного водного объекта находится в собственности Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 102 Земельного кодекса Российской Федерации землями водного фонда являются земли, на которых находятся поверхностные водные объекты.

Спорный земельные участок с поставлен на государственным кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, однако его формирование противоречит требованиям действующего законодательства, поскольку в состав границ земельного участка включена часть береговой полосы реки Островня.

Поскольку земельный участок, расположенный в границах поверхностного водного объекта, образован с нарушением прямых запретов, установленных правовыми нормами земельного и водного законодательства, сведения о координатах границ и характерных поворотных точках данного земельного участка подлежат корректировке в части исключения из его площади береговой полосы реки Островня.

Проведенной проверкой также было установлено, что в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним не внесены сведения об ограничениях на использование земельного участка в соответствии с разделом 4.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения АДРЕС. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , решением Исполнительных комитетов АДРЕС и Московского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения АДРЕС в границах ЛПЗП», а также в соответствии с пунктами 15, 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ), санитарно-эпидемиологическое благополучие обеспечивается, в том числе, посредством обязательного выполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В силу части 2 статьи 12 данного закона при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и ФИО2 поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.

Границы зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения АДРЕС и режим этих зон определены решением Исполнительных комитетов АДРЕС и Московского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения АДРЕС в границах ЛПЗП».

В соответствии с положениями, указанными в приложении к решению исполнительных комитетов Московского городского и АДРЕС Советов народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ второй пояс охватывает территорию, непосредственно окружающую источники водоснабжения и их притоки.

Во втором поясе выделена режимная «жесткая» зона, в которую входят прибрежные участки канала им. Москвы, его водохранилища и участки Москвы-реки по 150 м в обе стороны.

В этой зоне воспрещается всякое строительство и обработка земли с применением навозного удобрения, воспрещается стирка белья, водопой и купанье скота.

Согласно ч. 8 - 10 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О внесении изменении в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» зоны с особыми условиями использования территорий, установленные до дня официального опубликования названного федерального закона нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 данной статьи, считаются установленными вне зависимости от наличия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости и соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции данного федерального закона).

Таким образом, границы зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения АДРЕС установлены нормативно-правовыми актами, регулирующими правоотношения в указанной сфере.

Также зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения АДРЕС установлены СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения АДРЕС» (далее - СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

Назначение второго пояса ЗСО - защита источника водоснабжения от биологического и химического загрязнения, поступающего с поверхностным и подземным стоком и с судов, находящихся в акватории пояса, а также обеспечение процессов самоочищения воды от имеющегося биологического загрязнения.

В силу п. 4.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 при использовании земельного участка, расположенного в границах второго пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения АДРЕС устанавливаются следующие ограничения: не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка. При строительстве и реконструкции объектов отдыха и спорта необходимо соблюдать требование, чтобы все строения располагались на расстоянии не менее 100 метров от уреза воды. В зонах рекреации в полосе 100 м от уреза воды не допускается капитальная застройка, за исключением размещения, реконструкции и капитального ремонта линейных объектов федерального, регионального и местного значения; допускается установка малых архитектурных форм. Размещение, реконструкция и капитальный ремонт линейных объектов федерального, регионального и местного значения осуществляется при условии выполнения мероприятий по предупреждению загрязнения источника водоснабжения. В случае размещения и реконструкции автомобильных дорог должно быть обеспечено наличие водоотвода поверхностного стока с дорожного полотна с последующей его очисткой на локальных очистных сооружениях в соответствии с гигиеническими нормативами. На территории 2 пояса ЗСО станций водоподготовки и гидроузлов не допускается размещение объектов, обуславливающих опасность химического и микробного загрязнения почвы, грунтовых вод и воды источника водоснабжения кладбищ, скотомогильников (на существующих кладбищах не допускается расширение территории; разрешается захоронение в родственные могилы в соответствии с санитарными правилами и нормами по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения); складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов, минеральных удобрений; накопителей промстоков, шламохранилищ, полигонов и накопителей твердых промышленных отходов (ТПО) и полигонов твердых бытовых отходов (ТБО); полей ассенизации, полей фильтрации, земледельческих полей орошения, полей подземной фильтрации; животноводческих и птицеводческих комплексов, ферм, силосных траншей и навозохранилищ; применение пестицидов, органических и минеральных удобрений; изменение технологии действующих предприятий, связанное с увеличением техногенной нагрузки на источник водоснабжения; на территории шириной не менее 500 м от уреза воды не допускаются сплошные рубки леса, выполняющего функции защиты природных и иных объектов, за исключением рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями; рубок в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций; рубок для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых в целях организации питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; рубок для использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; рубок для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Не допускается расположение стойбищ, выпас скота в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 м, а также распашка земли в пределах прибрежной полосы 100 метров.

П. 15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что в границах водоохранных зон запрещается: I) использование сточных вод в целях повышения почвенного плодородия; 2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов, а также загрязнение территории загрязняющими веществами, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены; 3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами; 4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; 5) строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горючесмазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; 6) хранение пестицидов и агрохимикатов (за исключением хранения агрохимикатов в специализированных хранилищах на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос), применение пестицидов и агрохимикатов; 7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод; 8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 "О недрах").

Согласно п. 17 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются: 1) распашка земель; 2) размещение отвалов размываемых грунтов; 3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

В силу ст. 65 Водною кодекса Российской Федерации ширина прибрежной защитной полосы реки Островня составляет 50 метров, ширина водоохранной зоны - 100 метров.

Согласно ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации права па землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территории в соответствии с настоящим Кодексом. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или па определенный срок. Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту - Федеральный закон № 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее -государственная регистрация прав).

          В соответствии с п. 5 ч. 5 ст. 8 Федерального закона №218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества - что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, границах публичного сервитута, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны, территории или в связи с установлением публичного сервитута.

Согласно п. 6 ч. 2 ст. 9 Федерального закона №218-ФЗ в реестр прав на недвижимость вносятся следующие сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках с ним, в том числе основания возникновения, изменения, прекращения ограничений права или обременений объекта недвижимости.

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона №218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.

В силу разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», требования об обязании использовать имущество по назначению и о государственной регистрации ограничений (обременений) прав при использовании имущества предъявляются к собственнику, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с п. 1 ст. 1065 Гражданского Кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Правило, установленное данной нормой, выполняет предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций.

Из представленных материалов дела следует, что спорный земельный участок принадлежит на праве частной собственности ФИО2, о чем в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ сделана запись о государственной регистрации соответствующего права 50-50-49/001/2012-009, земельные участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, отнесен к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования - огородничество, объекты капитального строительства на земельном участке отсутствуют.

Согласно письму Администрации Одинцовского городского округа АДРЕС от ДД.ММ.ГГГГ исх-5562Т спорный земельный участок расположен на расстоянии 5-10 метров от реки Островня, на земельном участке произрастает травянистая, древеснокустарниковая растительность.

Согласно письму Комитета по архитектуре и градостроительству АДРЕС от 20.03.2023    Исх-3728/33-02 спорный земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) Одинцовского городского округа АДРЕС, утвержденным постановлением администрации Одинцовского городского округа АДРЕС от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) расположен в территориальной зоне СХ-2, то есть зоне, предназначенной для ведения садоводства (в границах бывшего городского округа Звенигород). В соответствии с Генеральным планом городского округа ЗвениАДРЕС, утвержденном решением Совета депутатов городского округа ЗвениАДРЕС от ДД.ММ.ГГГГ , рассматриваемый земельный участок расположен в функциональной зоне СХ-2, которая предназначена для ведения садоводства и дачного хозяйства в границах населенного пункта - АДРЕС. Земельный участок с кадастровым номером ..... расположен в береговой полосе, прибрежной защитной полосе, водоохранной зоне реки Островня, а также в 100 метровой зоне второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения АДРЕС в соответствии с решением Исполнительных комитетов АДРЕС и Московского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения АДРЕС в границах ЛПЗП» и «СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10. Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения АДРЕС. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

По поручению межрайонной природоохранной прокуратуры АДРЕС ГБУ МО «.....» осуществлено сопоставление местоположения границ береговой полосы водного объекта - реки Островня с местоположением границ земельного участка с кадастровым номером ..... По результатам установлено, что границы береговой полосы реки Островня пересекают границы указанного земельного участка на площади в 121 кв.м.

В связи с тем, что формирование земельного участка с кадастровым номером 50:49:0020109:65 не только противоречит требованиям водного законодательства, но и нарушает закрепленное в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ право каждого на благоприятную окружающую среду, тем самым затрагивает права неопределённого круга лиц.

В силу статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу пункта 1 статьи 302 ГК РФ, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

Как следует из разъяснений, данных в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации , Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя (статьи 301, 302 ГК РФ).

Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что часть спорного земельного участка площадью 121 кв.м. находится в береговой полосе реки Островня, что нарушает положения как федерального, так и регионального законодательства. Добросовестность ответчика в приобретении права собственности на земельный участок в его имеющихся границах не лишает права истца истребовать ту часть земельного участка, которая не могла быть передана ответчику в силу ограничений действующего законодательства.

Возражения ответчика относительно пропуска срока исковой давности истцом не подтверждаются материалами дела.

Согласно ч. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Согласно позиции Пленума ВС РФ, изложенной в пункте 5 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ , по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 ГПК РФ, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.

В пункте 57 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации , Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ разъяснено, что течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП. При этом сама по себе запись в ЕГРП о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в ЕГРП лицо знало или должно было знать о нарушении права. Поскольку законом не установлено иное, к искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, применяется общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 ГК РФ.

В связи с тем, что иск предъявлен прокурором в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ответчику надлежало представить доказательства того, что именно прокурор знал или должен был знать о наличии спорного нарушения.

Из материалов дела следует, что сведения о передаче ответчику в собственность части береговой линии стали известны прокурору в связи с проведением проверки в 2023 году. В связи с чем, срок исковой давности не пропущен.

С учетом вышеизложенного, исковые требования в части истребования из чужого незаконного владения части земельного участка с кадастровым номером 50:49:0029109:65 площадью 121 кв.м. и о внесении изменений в ЕГРН об изменении площади такого земельного участка - подлежат удовлетворению.

Также подлежат удовлетворению требования истца о внесении изменений в единый государственный реестр недвижимости о об ограничении прав при использовании земельного участка с кадастровым номером 50:49:0029109:65 с учётом положений действующего законодательства.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

    Исковые требования Межрайонного природоохранного прокурора Московской области в интересах Российской Федерации к Сельскому Станиславу Алексеевичу об истребовании части земельного участка из чужого незаконного владения, внесения изменений в ЕГРН - удовлетворить.

    Истребовать из чужого незаконного владения Сельского Станислава Алексеевича, паспорт ..... в собственность Российской Федерации часть земельного участка с кадастровым номером ..... площадью ..... кв.м, занятой береговой полосой водного объекта - реки Островия в координатах, указанных в схемах взаимного расположения земельного участка и береговой полосы водного объекта, подготовленной ГБУ МО «МОБТИ», а именно:

..... .....
..... .....
.....
..... ..... .....
..... ..... .....
..... ..... .....
..... ..... .....
..... ..... .....
..... ..... .....
.....
..... ..... .....
..... ..... .....
..... ..... .....
..... ..... .....
..... ..... .....
..... ..... .....
..... ..... .....
..... ..... .....
..... ..... .....

    Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости изменив площади земельного участка: с кадастровым номером ..... с 600 кв.м, на 479 кв.м.

    Внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения об ограничении (обременении) прав при использовании земельного участка с кадастровым номером ..... в соответствии с п. 15, 17 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, разделом 4.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, с приложением к решению исполнительных комитетов Московского городского и АДРЕС Советов народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ , а именно:

    1) В границах водоохранных зон запрещается:

    - использование сточных вод в целях повышения почвенного плодородия;

    - размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов, а также загрязнение территории загрязняющими веществами, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены;

    - осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

    - движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

    - строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

    - хранение пестицидов и агрохимикатов (за исключением хранения агрохимикатов в специализированных хранилищах на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос), применение пестицидов и агрохимикатов;

    - сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

    - разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 "О недрах").

    В границах прибрежных защитных полос запрещается:

    - распашка земель;

    - размещение отвалов размываемых грунтов;

    - выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

    2) Не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка. При строительстве и реконструкции объектов отдыха и спорта необходимо соблюдать требование, чтобы все строения располагались на расстоянии не менее 100 метров от уреза воды. В зонах рекреации в полосе 100 м от уреза воды не допускается капитальная застройка, за исключением размещения, реконструкции и капитального ремонта линейных объектов федерального, регионального и местного значения; допускается установка малых архитектурных форм.

    Размещение, реконструкция и капитальный ремонт линейных объектов федерального, регионального и местного значения осуществляется при условии выполнения мероприятий по предупреждению загрязнения источника водоснабжения. В случае размещения и реконструкции автомобильных дорог должно быть обеспечено наличие водоотвода поверхностного стока с дорожного полотна с последующей его очисткой на локальных очистных сооружениях в соответствии с гигиеническими нормативами.

    На территории 2 пояса ЗСО станций водоподготовки и гидроузлов не допускается размещение объектов, обуславливающих опасность химического и микробного загрязнения почвы, грунтовых вод и воды источника водоснабжения:

    - кладбищ, скотомогильников (на существующих кладбищах не допускается расширение территории; разрешается захоронение в родственные могилы в соответствии с санитарными правилами и нормами по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения);

    - складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов, минеральных удобрений;

    - накопителей промстоков, шламохранилищ, полигонов и накопителей твердых промышленных отходов (ТПО) и полигонов твердых бытовых отходов (ТБО);

    - полей ассенизации, полей фильтрации, земледельческих полей орошения, полей подземной фильтрации;

    - животноводческих и птицеводческих комплексов, ферм, силосных траншей и навозохранилищ;

    - применение пестицидов, органических и минеральных удобрений;

    - изменение технологии действующих предприятий, связанное с увеличением техногенной нагрузки на источник водоснабжения;

    - на территории шириной не менее 500 м от уреза воды не допускаются сплошные рубки леса, выполняющего функции защиты природных и иных объектов, за исключением:

    рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями;

    рубок в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций;

    рубок для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых в целях организации питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

    рубок для использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;

    рубок для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

    Не допускается расположение стойбищ, выпас скота в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 м, а также распашка земли в пределах прибрежной полосы 100 метров.

    3) Во втором поясе запрещается такое использование территории или источников водоснабжения, которое может вызвать качественное или количественное ухудшение последних.

    В режимной «жесткой» зоне второго пояса воспрещается всякое строительство и обработка земли с применением навозного удобрения, воспрещается стирка белья, водопой и купанье скота.

    Решение суда является основанием для внесения соответствующих сведений в ЕГРН.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня постановления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

                Судья             А.Ю. Денисова

2-9222/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная природоохранная прокуратура Московской области
ТУ РОСИМУЩЕСТВА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Московско-окское бассейновое водное управление Федерального агентство водных ресурсов
Ответчики
Сельский Станислав Алексеевич
Другие
Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по Московской области "
Администрация Одинцовского городского округа Московской области
Управление Росреестра по Московской области
Суд
Одинцовский городской суд Московской области
Дело на странице суда
odintsovo.mo.sudrf.ru
19.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.06.2023Передача материалов судье
23.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.07.2023Подготовка дела (собеседование)
14.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.08.2023Судебное заседание
17.08.2023Судебное заседание
19.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее