Решение по делу № 2а-5/2020 от 08.10.2019

Дело №2а-5/20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 января 2020 года г. Новотроицк

Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Сухановой Л.А.,

при секретаре Коломасовой Т.С.,

с участием: представителя административного истца Мельниковой Д.И.,

административного ответчика Романченко О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 8 по Оренбургской области к Романченко О.С. о взыскании обязательных платежей,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России N 8 по Оренбургской области (далее по тексту ­инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Романченко О.С. о взыскании обязательных платежей. Требования мотивированы тем, что Романченко О.С. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России №8 по Оренбургской области. Она является плательщиком страховых взносов, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшего до 01.01.2017 (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

В отношении Романченко О.С. в налоговые органы переданы сведения о наличии задолженности за 2011-2016 годы по страховым взносам на ОПС в размере 49807,68 рублей и на ОМС в размере 19503,83 рублей.

Романченко О.С. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 30.05.2007 по 27.02.2017.

Поскольку страховые взносы не уплачены налоговым органом в соответствии со ст.75 НК РФ начислены пени за период с 19.07.2017 по 12.12.2018 по страховым взносам на ОПС в сумме 4033,93 рублей и по страховым взносам на ОМС с 19.07.2017 по 12.12.2018 в сумме 1032,25 рублей.

Романченко О.С. были направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов от 17.09.2018, от 12.12.2018.

Однако в установленный срок требования не исполнены.

Административный истец просил взыскать с Романченко О.С. задолженность в сумме 5674 руб. 26 коп., в том числе:

4033 руб. 93 коп. – пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование до 01.01.2017;

1032 руб. 25 коп. - пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017;

99 руб. 71 коп. - пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование с 01.01.2017;

508 руб. 23 коп. - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с 01.01.2017.

В ходе рассмотрения дела административный истец неоднократно уточнял исковые требования и окончательно просит взыскать с Романченко О.С. пени в размере 1640 руб. 19 коп., в том числе:

1032 руб. 25 коп. - пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017;

99 руб. 71 коп. - пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование с 01.01.2017;

508 руб. 23 коп. - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с 01.01.2017.

В судебном заседании представитель административного истца Мельникова Д.И. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.

Административный ответчик Романченко О.С. исковые требования не признала и пояснила, что она ранее была зарегистрирована индивидуальным предпринимателем, но в 2008г. снялась с регистрации. Доказательств, что она с 2008г. не является индивидуальным предпринимателем, представить не может. Просила в иске отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает следующее.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый гражданин обязан платить установленные законом налоги и сборы.

Согласно пункта 1 части 1 статьи 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу пункта 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Статьей 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Романченко О.С. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России №8 по Оренбургской области.

В силу ч.2 ст.61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебнымпостановлениемпо ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

23.01.2019 Новотроицким городским судом было вынесено решение, которое вступило в законную силу, по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 8 по Оренбургской области к Романченко Ольге Сергеевне о взыскании обязательных платежей. Данным решением установлено, что Романченко О.С. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 30.05.2007 по 27.02.2017.

Согласно части 1 статьи 21 Закона N 212-ФЗ, в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов обращается в суд с иском о взыскании страховых взносов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного плательщика страховых взносов - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

Заявление о взыскании подается органом контроля за уплатой страховых взносов в суд, если общая сумма страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 500 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью 2.2 настоящей статьи (часть 1.2).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 2).

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, учитываемого органом контроля за уплатой страховых взносов при расчете общей суммы страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма страховых взносов, пеней и штрафов превысила 500 рублей, орган контроля за уплатой страховых взносов обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 500 рублей (часть 2.1).

Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов и штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 9).

Таким образом, орган контроля вправе обратиться в суд с иском о взыскании недоимки и пеней по страховым взносам в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате таких взносов.

Уплата страховых взносов в государственные внебюджетные фонды индивидуальным предпринимателем производится с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из ЕГРИП (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно ч. 2 ст. 16 Закона N 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период, которым в силу ч. 1 ст. 10 данного закона признается календарный год, уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения их деятельности включительно (ч. 8 ст. 16 Закона N 212-ФЗ).

На основании ст. 25 Закона N 212-ФЗ в случае несвоевременной уплаты страховых взносов в ПФР производится взыскание пени, начисляемой за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за сроком уплаты сумм страховых взносов. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абз. 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.

Как следует из материалов дела, административным истцом Романченко О.С. были направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов №6936 от 17.09.2018 со сроком исполнения до 29.10.2018, №10662 от 12.12.2018 со сроком исполнения до 30.01.2019.

Из смысла статьи 25 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", статьи 75 Налогового кодекса содержащей аналогичные положения, которые приведены выше, следует, что пени являются мерой ответственности за нарушение срока внесения соответствующего платежа, то есть требование об их взыскании является производным от требования о взыскании спорного платежа, поскольку только при наличии недоимки по его уплате плательщику страховых могут быть начислены пени.

Исходя из неоднократно высказанной правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной, в том числе в Постановлениях от 17 декабря 1996 года N 20-П, 15 июля 1999 года N 11-П, неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства.

Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов и иных обязательных платежей, то есть представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налогов и иных сборов.

Таким образом, обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате обязательных платежей. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания обязательных платежей и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.

Учитывая, что доказательств взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, на которую начислены пени в размере 99,71 рублей и недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на которую начислены пени в размере 508,23 рублей не представлено административным истцом, а пени могут взыскиваться только в том случае, если уполномоченным органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующих страховых взносов, оснований для начислении указанных пени не имеется. Представитель административного истца в судебном заседании пояснила, что недоимка взыскана не была.

Статьей 11 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 436-ФЗ) предусмотрено признание безнадежной к взысканию и списание недоимки (пени, штрафов) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации при соблюдении следующих двух условий: во-первых, задолженность относится к расчетным (отчетным) периодам, истекшим до 01.01.2017, и, во-вторых, задолженность числится за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Данная норма не содержит ограничений по сфере ее применения в зависимости от того, по какому из предусмотренных законодательством оснований и в каком конкретном размере исчислены страховые взносы. Имеющаяся в части 1 статьи 11 Закона N 436-ФЗ отсылка к положениям части 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ касается лишь максимального размера списываемой недоимки, исчисленной за соответствующий расчетный период, а не оснований образования задолженности, подлежащей списанию.

Иное толкование норм материального права обуславливает возможность списания недоимки только для плательщиков страховых взносов, не представивших необходимых для расчета страховых взносов сведений, и сохраняет обязанность по их уплате для лиц, добросовестно представлявших такую информацию, однако это является недопустимым, поскольку приводило бы к нарушению принципа равенства всех перед законом.

Следовательно, исходя из смысла положений статьи 11 Закона N 436-ФЗ и статьи 14 Закона N 212-ФЗ списанию подлежат все неуплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования взносы (недоимки) в пределах размера, определенного за соответствующие расчетные периоды согласно части 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ, а также задолженность по пеням и штрафам.
На это указано в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.11.2019 N 302-ЭС19-10889.

Пеня в размере 1032,25 рублей начислена на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 19503,83 рублей, которая образовалась за период с 2011 года по 2016 год включительно и соответственно недоимка имелась по состоянию на 01.01.2017.

Сумма недоимки в размере 19503,83 рублей была взыскана с Романченко О.С. постановлением пенсионного органа от 13.03.2012 (1610,76 + 1039,20 рублей), постановлением от 19.03.2013 (2821,93), постановлением от 02.04.2014 (3185,46), постановлением от 09.07.2015 (3399,05), постановлением от 27.04.2016 (3650,58). Также решением Новотроицкого городского суда от 23.01.2019 взыскана недоимка в размере 3796,85 рублей.

В данном случае недоимка за 2016 год в размере 3796,85 рублей, на которую начислены пени, взыскана с Романченко О.С. в судебном порядке после дня вступления Федерального закона N 436-ФЗ в силу (после 29.12.2017) и поэтому она должна быть признана безнадежной ко взысканию и соответственно на неё не может быть начислена пени и взыскана.

Из пояснения представителя административного истца следует, что вышеперечисленные постановления пенсионного органа о взыскании с Романченко О.С. страховых взносов, пеней и штрафов были переданы на исполнение в службу судебных приставов. В настоящее время не установлены результаты по исполнительным производствам.

При этом суд обязывал представителя административного истца в соответствии со ст.62 КАС РФ и ст. 289 КАС РФ представить доказательства уплаты недоимки по постановлениям пенсионного органа. Таких доказательств суду не представлено.

В соответствии с ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ч.4 ст.289 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

При этом, Романченко О.С. пояснила суду, что никаких исполнительных производств на основании постановлений пенсионного органа нет, её никто не вызывал в службу судебных приставов.

В силу пункта 4.1 части 1 статьи 12 ФЗ "Об исполнительном производстве" 02.10.2007 N 229-ФЗ акты Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ о взыскании денежных средств с должника - гражданина, зарегистрированного в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, без приложения документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в случае, если должник вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без открытия расчетного и иных счетов, относятся к числу исполнительных документов.

Такие акты могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения (части 3, 6.1 статьи 21 ФЗ N 229).

В соответствии с частью 3 статьи 22 ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.

При этом, в силу части 2 статьи 23 указанного Федерального закона пропущенные сроки предъявления к исполнению исполнительных документов, кроме исполнительных листов и судебных приказов, восстановлению не подлежат.

Учитывая, что суду не представлено доказательств возбуждения исполнительных производств на основании вышеуказанных постановлений пенсионного органа, сроки предъявления постановлений ко взысканию истекли, значит, возможность взыскания недоимки по страховым взносам за 2011-2015 годы утрачена.

В связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 8 по Оренбургской области в удовлетворении административного иска к Романченко О.С. о взыскании обязательных платежей отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Суханова Л.А.

Мотивированное решение составлено 16.01.2020.

Судья Суханова Л.А.

2а-5/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная инспекция Федеральной Налоговой Службы № 8 в г. Новотроицке
Ответчики
Романченко Ольга Сергеевна
Суд
Новотроицкий городской суд Оренбургской области
Судья
Суханова Лариса Александровна
Дело на странице суда
novotroitsky.orb.sudrf.ru
06.04.2020Регистрация административного искового заявления
06.04.2020Передача материалов судье
06.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
06.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.04.2020Судебное заседание
06.04.2020Судебное заседание
10.12.2019Судебное заседание
26.12.2019Судебное заседание
14.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.02.2020Дело оформлено
09.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее