Решение по делу № 33-5293/2021 от 25.06.2021

Судья Корниенко С.А.                 Дело № 33-5293/2021

№ 2-91/2021 УИД 22RS0013-01-2020-004229-11

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 июля 2021 года                                 г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе

председательствующего Кузнецовой С.В.,

судей Ильиной Ю.В., Варнавского В.М.,

при секретаре Подлужной А.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Бийска в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «СИБЭКОМ» о понуждении к совершению действий

по апелляционной жалобе ответчика общества с ограниченной ответственностью «СИБЭКОМ» на решение Бийского городского суда Алтайского края от 02 апреля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Ильиной Ю.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор г.Бийска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «СИБЭКОМ» (далее по тексту ООО «СИБЭКОМ») с требованиями о возложении обязанности на ООО «СИБЭКОМ» принять меры по устранению выявленных нарушений при содержании детских игровых площадок, расположенных на придомовой территории многоквартирного дома по <адрес>, путем их приведения в соответствии с требованиями Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52299-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытания качалок», Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования», а именно:

- установить информационные таблички или доски, содержащие: правила и возрастные требования при пользовании оборудованием; номера телефонов службы спасения, скорой помощи; номер(а) телефон(ов) для сообщения службе эксплуатации о неисправности и поломке оборудования;

- при определении границы зоны приземления рядом с металлическими турниками, под металлической радугой в зоне падения под турниками учесть возможные перемещения элементов конструкции и ребенка, граница зоны приземления должна быть на расстоянии не менее 1500 мм от проекции любой точки конструкции на зону приземления, установить ударопоглошающее покрытие;

- в зоне приземления металлической детской горки оборудовать место приземления, убрать яму в земле от длительного использования; восстановить повреждения окрасочного покрытия оборудования на детской площадке.

В обоснование исковых требований указано, что многоквартирный жилой дом по <адрес> в соответствии с договором управления от 01.05.2015 находится в управлении управляющей компании ООО «СИБЭКОМ». При проведении проверки прокуратурой г.Бийска установлено, что ООО «СИБЭКОМ» ненадлежащим образом осуществляет содержание детской игровой площадки, расположенной на придомовой территории многоквартирного дома. Непринятие ООО «СИБЭКОМ» мер к устранению выявленных нарушений создает опасность для жизни и здоровья несовершеннолетних, пользующихся указанным игровым оборудованием, имеющим ряд технических неисправностей, не соответствующим требованиям ГОСТа, неудобным в технической эксплуатации, а также эстетически непривлекательным.

В суде первой инстанции ответчик ООО «СИБЭКОМ» возражал против удовлетворения исковых требований, просил учесть, что условиями договора управления предусмотрена возможность проведения работ по ремонту и восстановлению оборудования детских, спортивных и хозяйственных площадок, только в рамках проведения работ по текущему ремонту и только при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений (п. 4.10 договора, п. 14 Приложения № 2 к договору управления). Соответствующие решения о проведении работ по текущему ремонту оборудования детской игровой площадки, расположенной у дома <адрес>, собственниками помещений не принималось, с заявлениями в адрес ООО «СИБЭКОМ» не обращались. Более того, собственники жилого <адрес>, в <адрес> не могли включить в состав общего имущества, предусмотренный в договоре управления, какие либо объекты, расположенные на земельном участке, как и сам участок, поскольку, последний им не передавался, в установленном законом порядке и не принадлежит на праве общей долевой собственности.

Решением Бийского городского суда Алтайского края от 02 апреля 2021 года исковые требования удовлетворены частично.

Суд обязал общество с ограниченной ответственность «СИБЭКОМ» принять меры по устранению выявленных нарушений при содержании детской игровой площадки, расположенных на придомовой территории многоквартирного дома по <адрес>, а именно:

установить информационные таблички или доски, содержащие: правила и возрастные требования при пользовании оборудованием; номера телефонов службы спасения, скорой помощи; номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации о неисправности и поломке оборудования;

при определении границы зоны приземления под металлической радугой в зоне падения учесть возможные перемещения элементов конструкции и ребенка, с учетом того, что граница зоны приземления должна быть на расстоянии не менее 1500 мм от проекции любой точки конструкции на зону приземления, установить ударопоглощающее покрытие.

восстановить повреждения окрасочного покрытия оборудования на детской площадке.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда, отказав в иске. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с пп. «а» п. 1 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, состав общего имущества, в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества определяется собственниками помещения в многоквартирном доме.

В соответствии с договором управления, заключенного между собственниками помещений расположенных в доме <адрес> и управляющей организацией ООО «СИБЭКОМ» (п. 1.3 договора), стороны определили, что для целей договора применяются следующие понятия и термины, в том числе понятие - «Общее имущество многоквартирного дома - имущество, не являющееся частями квартир и предназначенное для обслуживания более одной помещения в данном доме, в том числе: межквартирные лестничные площадки, лестницы лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одной помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыш ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом. Границы и размеры земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с условиями договора управления многоквартирным домом, заключенным между собственниками помещений жилого дома <адрес> и управляющей организацией ООО «СИБЭКОМ», последняя осуществляет функции по управлению (содержанию и техническому обслуживанию) общим имуществом многоквартирного дома в т.ч. земельным участком, на котором расположен жилой дом, границы и размер которого определены в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Таким образом, указание на то, что в состав общего имущества в целях управления собственниками включены объекты, размещенные на земельном участке, а также обязанность ООО «СИБЭКОМ» по содержанию таких объектов договор управления, заключенный с собственниками вышеуказанного многоквартирного дома, не содержит. В стоимость услуг по управлению не включено содержание вышеуказанных объектов, и собственники в составе данной платы не оплачивают эти услуги.

Возложение обязанности на управляющую организацию по содержанию элементов благоустройства в границах придомовой территории в силу прямого указания закона, в отсутствие соответствующего решения собственников помещений, о включении таких объектов в состав общего имущества, в рамках заключенного договора управления противоречит вышеуказанным положениям ЖК РФ, положениям Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.

Судом не дана оценка доводом о том, что условиями договора управления предусмотрена возможность проведения работ по ремонту и восстановлению в т.ч., оборудования детских, спортивных и хозяйственных площадок, но только в рамках проведения работ по текущему ремонту и только при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений (п. 4.10 договора, п. 14 Приложения № 2 к договору управления). Соответствующие решения о проведении работ по текущему ремонту оборудования на площадке, расположенной у дома <адрес>, собственниками помещений не принималось, с соответствующими заявлениями в адрес ООО «СИБЭКОМ» собственники не обращались.

Земельный участок, на котором распложен жилой дом <адрес> предусмотренном законом порядке не сформирован, в общую долевую собственной собственников помещений не передан и не может относятся к общей собственности собственников помещений многоквартирного дома (данный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГ, т.е. после введение в действие Жилищного кодекса РФ).

Поскольку сведения о принадлежности земельного участка отсутствуют в ЕГРП и земельный участок находится в границах муниципального образования «город Бийск» собственником такого участка является муниципальное образование, которое в соответствии с ст. 210 Гражданского кодекса РФ обязано несет бремя содержание принадлежащего ему имущества.

В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местно самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городски поселения относятся, утверждение правил благоустройства территории поселения осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами. Таким образом, поскольку детская площадка расположена на земельном участке, в отношении которого отсутствуют какие-либо сведения о его принадлежности и как следствие, такой участок является муниципальной собственностью, то и сама площадка является муниципальной собственностью и ответственность за ее содержание несет непосредственно администрация муниципального образования.

Вышеуказанные доводы подтверждаются и тем, что в августе 2018 г., адрес МКУ «Управление ЖКХ, БиДХ Администрации города Бийска» управляющей организацией ООО «СИБЭКОМ», на основании решения общего собрания собственников помещений, расположенных в доме <адрес>, было направлено заявление о предоставлении разрешения (согласия) на демонтаж металлической конструкции (корабль), расположенной у вышеуказанного дома. В качестве основания для обращения были указаны приведенные выше доводы. В соответствии ответом МКУ «Управление ЖКХ, БиДХ Администрации города Бийска» от ДД.ММ.ГГ исх. № 2090 управление сообщило о том, что не возражает относительно демонтажа металлической конструкции.

Прокурором поданы письменные возражения, в которых он просит решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор возражал против удовлетворения жалобы, суду пояснил, что согласно п.3.2.13, 3.2.1 Договора управления, Устава ответчик обязан обслуживать общее имущество дома, находящееся в его управлении, расположенное на придомовой территории, детская площадка согласно выводам эксперта, частично находится в границах земельного участка, относящегося к жилому дому ***, в данной части и был удовлетворен иск. Поводом для проверки стал несчастный случай с ребенком, произошедший на площадке и здоровье детей является приоритетом. Меры по обеспечению безопасности ответчиком не принимались, в том числе по закрытию площадки или инициированию перед собственниками вопроса о ее приведении в соответствие требованиям.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого решения.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что многоквартирный жилой дом <адрес> находится в управлении ООО «СИБЭКОМ», что подтверждается договором управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГ (л.д. 126-148).

Предметом указанного договора согласно п.2.1 является осуществление Управляющей организацией деятельности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и техническому обслуживанию общего имущества многоквартирного дома, осуществление иной, направленной на достижение вышеуказанных целей деятельности.

В силу п.п. 3.1.1, 3.1.2 договора управления управляющая организация обязана осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом в соответствии с условиями настоящего договора, оказывать собственнику услуги по содержанию и техническому обслуживанию общего имущества многоквартирного дома, а также выполнять работы по текущему ремонту такого имущества в соответствии с перечнем и периодичностью, которые указаны в настоящем договоре или приложениях к нему.

Согласно разделу 1 Общие положения договора управления многоквартирным домом, в перечень общего имущества включен земельный участок, на котором расположен дом, границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Приложением №1 к договору установлен перечень работ и услуг, связанных с содержанием общего имущества, в числе которых имеется содержание придомовой территории, включая уборку и другие работы по обеспечению санитарного состояния, озеленение.

20.07.2020 прокуратурой г.Бийска в связи с причинением телесных повреждений несовершеннолетнему ребенку проведена проверка соблюдения законодательства при эксплуатации детской игровой площадки по <адрес>.

Согласно акту проверки (осмотра), с приложением в виде фототаблицы (л.д. 12-22), установлены нарушения законодательства при эксплуатации детской площадки, а именно: на территории детской площадки отсутствуют информационные таблички с указанием возрастных категорий и телефонов спецслужб, служб спасения. Рядом с металлическими турниками, под металлической радугой в зоне падения под турниками отсутствует ударопоглощающее покрытие. В зоне приземления металлической детской горки, расположенной на рассматриваемо детской площадке, не оборудовано место приземления, имеется яма в земле от длительного использования, конец участок скольжения выступает над уровнем земли на высоту около 0,15 м. Окрасочное покрытие оборудования на детской площадке имеет повреждения.

Ненадлежащее осуществление эксплуатации детской игровой площадки, расположенной на придомовой территории многоквартирного дома по <адрес> подтверждено и актом проверки (осмотра) от 23.03.2021.

Нарушения в содержании и обслуживании элементов детской площадки, находящейся на придомовой территории, указанные в акте, ответчиком не оспорены с помощью надлежащих доказательств.

Суд первой инстанции, проанализировав положения нормативных актов, регулирующих спорные отношения, исходя из установленных по делу обстоятельств пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований, учитывая, что ответчиком ненадлежащим образом исполняются обязанности по надлежащему содержанию и техническому обслуживанию общего имущества многоквартирного дома, в частности, обязанности по содержанию элементов детской игровой площадки на придомовой территории обслуживаемого им дома.

Судебная коллегия с выводами суда по существу рассмотренного спора соглашается, т.к. они основаны на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим возникшие отношения.

Частью 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В соответствии с п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации в состав общего имущества в многоквартирном доме входит, в т.ч., земельный участок, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Причем под земельным участком в данном случае понимается не только участок земли, непосредственно занятый многоквартирным домом, но и придомовая территория.

Придомовая территория это участок около жилого многоквартирного здания, включающий пешеходные пути ко входам, подъезды к нему и площадки для жильцов данного дома - детские, спортивные, для отдыха, для контейнеров, для выгула собак и т.п. (СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 г. N 605).

Согласно пункту "ж" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества многоквартирного дома включаются детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Пунктом 16 Правил N 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией.

Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 №170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.

В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003г. №170, определяющими требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с обеспечением выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда: территория каждого домовладения, как правило, должна иметь детские игровые и спортивные площадки с озеленением и необходимым оборудованием малых архитектурных форм для летнего и зимнего отдыха детей (п.3.5.11).

В приложении №4 (рекомендуемом) в перечне работ по содержанию жилых домов, выполняемые при подготовке жилых зданий к эксплуатации в весенне-летний период указан ремонт оборудования детских и спортивных площадок.

В силу пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" исполнение требований ГОСТ при эксплуатации детских игровых площадок является обязательным в силу направленности его норм на обеспечение защиты жизни или здоровья граждан.

Сами требования к устройству и содержанию детских игровых площадок, установлены ГОСТ Р 52301-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 24.06.2013 № 182-ст (далее по тексту ГОСТ Р 52301-2013), ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования», утвержденного приказом Росстандарта от 23.11.2012 № 1148-ст (далее по тексту - ГОСТ Р 52169-2012), ГОСТ Р 52299-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний качалок», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 23.06.2013 № 180-ст (далее по тексту ГОСТ Р 52299-2013).

В соответствии с п.4.3 ГОСТ Р 52301-2013 запрещается пользоваться оборудованием, не обеспечивающим безопасность детей. Контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант (владелец) (п.6.2 ГОСТ Р 52301-2013), при этом эксплуатантом согласно п.3.3 ГОСТ Р 52301-2004 является общество, организация, корпорация, объединение или частное лицо с соответствующими полномочиями и ответственностью за эксплуатацию оборудования.

Как следует из акта прокурора, на детской площадке отсутствуют информационные таблички или доски, содержащие: правила и возрастные требования при пользовании оборудованием; номера телефонов службы спасения, скорой помощи; номер(а) телефон(ов) для сообщения службе эксплуатации о неисправности и поломке оборудования; зона приземления под металлической радугой в зоне падения на расстоянии не менее 1500 мм от проекции любой точки конструкции на зону приземления не оборудована ударопоглощающим покрытием, окрасочное покрытие оборудования на детской площадке имеет повреждения.

Материалами дела подтверждаются и обществом не оспариваются указанные в акте прокурора факты несоответствия вышеназванным обязательным требованиям элементов детской игровой площадки.

В силу пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан.

При этом пунктом 11 Правил № 491 установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:

а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;

б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;

в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях, в том числе посредством постоянного поддержания в открытом состоянии в течение всего календарного года одного продуха помещений подвалов и технических подполий, входящих в состав общего имущества, в случае наличия продухов в таких помещениях;

Таким образом, из смысла приведенных норм жилищного законодательства следует, что на проведение работ текущего характера, своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; и устранение таковых обстоятельств, принятие дополнительного решения собственников не требуется.

Учитывая вышеизложенное, управляющая организация в соответствии с договором управления многоквартирным домом обязана обеспечить проведение работ по текущему ремонту и без решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.

В соответствии с Приказом Минстроя России N 897/пр, Минспорта России N 1128 от 27.12.2019 "Об утверждении методических рекомендаций по благоустройству общественных и дворовых территорий средствами спортивной и детской игровой инфраструктуры", содержание оборудования, установленного на площадках, целесообразно проводить в виде:

проверки оборудования, позволяющей обнаружить очевидные опасные дефекты, вызванные актами вандализма, неправильной эксплуатацией и климатическими условиями (регулярный визуальный осмотр);

детальной проверки оборудования с целью оценки рабочего состояния, степени изношенности, прочности и устойчивости оборудования (функциональный осмотр);

ежегодной проверки с целью оценки соответствия технического состояния оборудования требованиям безопасности ежегодный (основной осмотр).

В течение всего периода службы оборудования рекомендуется проводить его техническое освидетельствование (п.6.5).

В силу пункта 66 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", согласно части 1 статьи 16, части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.

В связи с этим содержание элементов благоустройства в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, относится к обязанностям лица, осуществляющего управление домом, независимо от отсутствия либо наличия обстоятельств, перечисленных заявителем в апелляционной жалобе.

Поскольку судом установлено, что детская площадка, при эксплуатации которой выявлены указанные выше нарушения обязательных требований технических регламентов (государственных стандартов), расположена в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, то обязанность по поддержанию надлежащего состояния элементов детской площадки обоснованно возложена на ответчика - ООО «СИБЭКОМ».

Таким образом, обществом нарушены обязательные требования законодательства о техническом регулировании при эксплуатации (содержании) общего имущества многоквартирного дома.

На момент принятия жилого дома в управление такой элемент благоустройства как детская площадка уже существовал, что не опровергнуто ответчиком.

Доводы ответчика о том, что содержание и ремонт детской площадки не предусмотрен условиями договора управления, проводится на основании протокола общего собрания, не освобождают управляющую организацию от обязанности обеспечивать надлежащее состояние детской игровой площадки на придомовой территории. Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги, считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта, должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу их выполнения решение общего собрания собственников помещений в жилом доме. Содержание элементов благоустройства в границах придомовой территории относится к обязанностям управляющей организации в силу прямого указания закона.

При этом, вопреки доводам представителя ответчика, отдельное решение собственников о необходимости проведения работ по восстановлению элементов детской площадки не требуется, поскольку законодательством четко обозначен круг задач, подлежащих исполнению управляющей организацией.

При этом согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, круг обязанностей управляющей организации, определенный в договоре управления многоквартирным домом, не освобождает ее от соблюдения общеобязательных требований, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

В соответствии с положениями статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации пунктов 10, 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, управляющие организации несут ответственность за содержание общего имущества в многоквартирном доме в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей).

Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие принятие всех зависящих от него мер по соблюдению обязательных требований при эксплуатации (содержании) детской игровой площадки многоквартирного дома (в том числе предложение собственникам дома по приведению площадки в соответствие требованиям), при этом ответчик допускал эксплуатацию общего имущества, не соответствующего ГОСТам, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возможности возложения на ответчика обязанности по устранению несоответствий элементов площадки обязательным требованиям, что не является текущим ремонтом, а обеспечением эксплуатации общего имущества в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Ссылка ответчика на то, что сведения о границах земельного участка по <адрес> не внесены в ГКН, не имеет правового значения, поскольку неопределенность границ придомовой территории не препятствовало ответчику принять обязательства по ее содержанию и заключению договора обслуживания, следовательно, оно имело представление о ее границах. Границы придомовой территории определены материалами межевания по упорядочению границ земельного участка. Кроме того, суду не представлено доказательств, что неисполнение обязанности по надлежащему содержанию придомовой территории вызвано невозможностью определить границы земельного участка. Ответчик, являясь юридическим лицом, предметом деятельности которого в числе прочего является выполнение работ по содержанию в надлежащем техническом и санитарном состоянии жилых домов с прилегающей к ним территории (абз.2 п.3.1 Устава), с учетом требований разумности и добросовестности при заключении договора должен был предпринять все зависящие от него меры по установлению объема предстоящих работ.

В соответствии с п.67 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, наличие государственного кадастрового учета земельного участка под многоквартирным жилым домом и прилегающей к нему территории имеет значение для определения собственника земельного участка, но не влияет на обязанность управляющей организации поддерживать порядок на придомовой территории, обеспечивать надлежащее состояние детской площадки как элемента благоустройства. Установлено, что земельный участок по <адрес> внесен в государственный кадастр недвижимости как ранее учтенный земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м и имеет кадастровый ***, следовательно, данный земельный участок находится в собственности лиц, владеющих жилыми помещениями в жилом доме на праве собственности.

Границы придомовой территории определены материалами межевания по упорядочению границ земельного участка. ООО «СИБЭКОМ», являясь юридическим лицом, предметом деятельности которого, в числе прочего, является выполнение работ по содержанию в надлежащем техническом и санитарном состоянии жилых домов с прилегающей к ним территории (абз.2 п.3.1 Устава), с учетом требований разумности и добросовестности при заключении договора должен был предпринять все зависящие от него меры по установлению объема предстоящих работ. Доказательств совершения данных действий ответчиком суду не представлено.

Таким образом, судом верно определено, что наличие государственного кадастрового учета земельного участка под многоквартирным жилым домом и прилегающей к нему территории имеет значение для определения собственника земельного участка, но не влияет на обязанность управляющей организации поддерживать порядок на придомовой территории, обеспечивать надлежащее состояние детской площадки как элемента благоустройства. Спорный земельный участок внесен в государственный кадастр недвижимости как ранее учтенный земельный участок площадью 4630 кв.м, и имеет кадастровый номер, следовательно, данный земельный участок находится в собственности лиц, владеющих жилыми помещениями в жилом доме на праве собственности.

Размещение части элементов детской площадки в границах спорного земельного участка определено заключением проведенной в рамках гражданского дела строительно-технической экспертизой от 18.01.2021.

Довод жалобы о том, что УК не может являться надлежащим ответчиком по делу, судебная коллегия находит несостоятельным, основанным на ошибочном толковании норм действующего законодательства, положениями которых установлена обязанность управляющей организации по надлежащему содержанию и техническому обслуживанию общего имущества многоквартирного дома.

Суд при вынесении оспариваемого решения правильно определил нормы материального права, подлежащие применению, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, дал обстоятельный анализ позиции, на которой основывали стороны свои требования и возражения при рассмотрении дела.

Таким образом, в пределах доводов апелляционной жалобы оснований для отмены, либо изменения решения суда не усматривается.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Бийского городского суда Алтайского края от 02 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика общества с ограниченной ответственностью «СИБЭКОМ – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное определение изготовлено в окончательной форме 22.07.2021

33-5293/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор города Бийска
Ответчики
ООО "Сибэком"
Другие
МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации г.Бийска"
ТСЖ "Ленинградский"
Администрация города Бийска
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на странице суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
01.07.2021Передача дела судье
21.07.2021Судебное заседание
23.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.07.2021Передано в экспедицию
21.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее