Дело № 2-3070/2023 (43RS0003-01-2023-003362-46)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 ноября 2023 года                                    г. Киров

Первомайский районный суд г. Кирова Кировской области в составе председательствующего судьи Комаровой Л.В.,

при секретаре Казаковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3070/2023 по исковому заявлению прокурора Нагорского района Кировской области к министерству лесного хозяйства Кировской области о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

{Адрес} Кировской области обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к министерству лесного хозяйства Кировской области о возложении обязанности. В обоснование указал, что проведенной органами прокуратуры проверки выявлено, что на территории лесного фонда в 3 лесотаксационном выделе 91 квартала Мулинского участкового лесничества Нагорского лесничества на 6-м километре автодороги «Нагорск-Синегорье», в 2,3 км. от моста через {Адрес}, площадью 1166 кв.м., объемом – не менее 100 куб.м. Указанная территория лесного фонда, в пользование третьим лицам не передавалась. {Дата} прокуратурой Кировской области в адрес министерства внесено представление об устранении нарушений лесного законодательства, по результатам рассмотрения которого мер к ликвидации несанкционированной свалки не принято. Просит возложить на министерство лесного хозяйства Кировской области обязанность по организации ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, расположенной на территории лесного участка в кадастровом квартале {Номер} (данные GPS: N 59,357532, Е 50,851754) на землях лесного фонда в 3 лесотаксационном выделе 91 квартала Мулинского участкового лесничества Нагорского лесничества на 6-м километре автодороги «Нагорск-Синегорье», в 2,3 км. от моста через {Адрес}.

С учетом характера спорных правоотношений к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство лесного хозяйства, Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, администрация {Адрес} Кировской области.

Истец прокурор {Адрес} Кировской области в судебное заседание не явился. Уведомлен своевременно и надлежащим образом. Причины неявки не известны. Направил пояснения, в которых указал, что площадь захламления составляет 1166 кв.м., объемом отходов – не менее 100 куб.м.

Представитель истца - помощник прокурора Первомайского района г.Кирова ФИО3 в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика министерства лесного хозяйства Кировской области – ФИО4 в судебном заседании исковые требования полагала не подлежащими удовлетворению по доводам отзыва, приобщенного к материалам дела. Полагала, что министерство не является причинителем вреда окружающей среде, в связи с чем является ненадлежащим ответчиком. Мероприятия по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов на земельных участках лесного фонда не предусмотрены лесным законодательством в качестве мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов. Министерство лесного хозяйства Кировской области не является собственником земельных участков, на которых расположены лесные насаждения. Кроме того, для устранения несанкционированной свалки требуются дополнительные денежные средства, которые у ответчика отсутствуют. Виды отходов свидетельствуют о том, что они не являются отходами, образующимися в результате выполнения мероприятий в области лесных отношений, а являются следствиями недобросовестных действий жителей близлежащих населенных пунктов.

Представитель третьего лица – министерства охраны окружающей среды Кировской области в судебное заседание не явился. Уведомлен своевременно и надлежащим образом. Ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Направил отзыв.

Представители третьих лиц – Федерального агентства лесного хозяйства, Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, администрации {Адрес} Кировской области в судебное заседание не явились. Уведомлены своевременно, надлежащим образом. Причины неявки не известны.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

Согласно части 1 статьи 60.12 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия и в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от {Дата} № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.

Требованиями части 3 статьи 60.12 Лесного кодекса РФ охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляете; в том числе, органами государственной власти в пределах их полномочия; определенных в соответствии с Лесным кодексом и Федеральным законом {Дата} № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В силу положений части 1 статьи 51 Федерального закона от {Дата} №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 Федерального закона № 52-ФЗ от {Дата} «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживаю, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательств Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от {Дата} {Номер} утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнен органами государственной власти, органами местного самоуправления юридическими лицами и гражданами (пункт 1).

Согласно пункту 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от {Дата} {Номер}, запрещается засорение лесов отходами производства и потребления.

Следовательно, наличие несанкционированных свалок на территории лесного фонда запрещено, поскольку может привести к возникновению лесных пожаров и причинения вреда Российской Федерации как собственнику лесных ресурсов.

ФИО1 передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения (п. 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ).

Пунктом 2.1 Положения о министерстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от {Дата} {Номер}, установлено, что министерство исполняет функцию «управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов» и является центром ответственности за ее исполнение.

Пунктом 3.{Дата} Положения предусмотрено, что министерство осуществляет самостоятельно и через подведомственные учреждения на землях лесного фонда охрану лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров). Согласно п. 3.{Дата} Положения, министерство лесного хозяйства Кировской области обеспечивает охрану лесов на землях лесного фонда.

Министерство лесного хозяйства Кировской области является исполнительным органом государственной власти Кировской области межотраслевой компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сферах лесных отношений и лесной промышленности. На министерство возложена государственная функция управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (п. 2.1, 2.2 Положений), т.е. министерство лесного хозяйства Кировской области осуществляет на территории Кировской области полномочия по организации использования лесов, их охраны и защиты, определенные п. 1 ст. 83 Лесным Кодексом РФ полномочия, то есть полномочия собственника лесного участка.

В силу ч. 3 ст. 50.7 Лесного кодекса РФ, принимая во внимание, что из положений Федерального закона от {Дата} № 89-ФЗ (ред. от {Дата}) «Об отходах производства и потребления», Земельного кодекса РФ следует, что охрана лесов от загрязнения в части ликвидации несанкционированных свалок возлагается на органы государственной власти субъекта Российской Федерации и собственника – ФИО1 в лице Росимущества, ликвидация несанкционированных свалок не относится к полномочиям переданным органом государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 83 Лесного кодекса РФ, и должна осуществляться за счет средств регионального бюджета в рамках региональных программ либо за счет финансирования, выделяемого Росимуществу как органу, исполняющему полномочия собственника имущества, находящегося в федеральной собственности, именно министерство лесного хозяйства Кировской области является надлежащим ответчиком по делу.

В целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления другого негативного воздействия (п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ).

Ранее органами прокуратуры в адрес министерства лесного хозяйства Кировской области внесено представление об устранении несанкционированных свалок на территории лесного фонда, однако достаточных мер к устранению нарушений не принято. Иного суду, вопреки ст. 56 ГПК РФ не доказано.

Установив фактические обстоятельства дела и применив к правоотношениям сторон вышеуказанные нормы материального права, суд приходит к выводу о законности и обоснованности исковых требований прокурора, поскольку несоблюдение обязанности по ликвидации несанкционированных свалок может создать предпосылки к затруднению тушения пожара и увеличению времени эвакуации людей, что, безусловно создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, нарушает интересы Российской Федерации на сохранение природных ресурсов и подлежит судебной защите.

Суд возлагает на министерство лесного хозяйства Кировской области обязанность по организации ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, расположенной на территории лесного участка в кадастровом квартале {Номер} (данные GPS: N 59,357532, Е 50,851754) на землях лесного фонда в 3 лесотаксационном выделе 91 квартала Мулинского участкового лесничества Нагорского лесничества на 6-м километре автодороги «Нагорск-Синегорье», в 2,3 км. от моста через {Адрес}, площадью захламления 1166 кв.м., объемом отходов не менее 100 куб.м.

Суд убежден, что иск заявлен прокурором в пределах предоставленных ст.45 ГПК РФ полномочий, поскольку направлен на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации.

Доводы министерства лесного хозяйства Кировской области, что оно не является причинителем вреда окружающей среде, не является собственником земельных участков, на которых расположены лесные насаждения, а так же что виды отходов (твердых бытовых): мусор от сноса и разборки зданий несортированный; тара полиэтиленовая, загрязненная нефтепродуктами; холодильники бытовые, утратившие потребительские свойства; приемники телевизионные, утратившие потребительские свойства; шины пневматические автомобильные отработанные; лом и отходы твердые, свидетельствуют о том, что они являются следствием недобросовестных действий жителей близлежащих населенных пунктов, не являются правовым основанием для отказа в иске, поскольку обязанность по устранению несанкционированных свалок, находящихся на территориях лесного фонда возложена на министерство лесного хозяйства Кировской области в силу закона и согласуется с его полномочия по организации использования лесов, их охраны и защиты.

Довод министерства лесного хозяйства Кировской области о недостаточности финансирования на обеспечение ликвидации несанкционированной свалки так же не может являться основанием к отказу в иске, поскольку несмотря на доводы о необходимости дополнительного финансирования для надлежащего исполнения переданных государственных полномочий, с каким-либо ходатайством министерство лесного хозяйства в Федеральное агентство лесного хозяйства не обращалось.

Иные доводы также не подтверждает обоснованность возражений ответчика, т.к. направлены на придание легитимности несоблюдения требований законодательства, что не является основанием к отказу в иске.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ {░░░░░} ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ {░░░░░} (░░░░░░ GPS: N 59,357532, ░ 50,851754) ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ 3 ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 91 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 6-░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░-░░░░░░░░░», ░ 2,3 ░░. ░░ ░░░░░ ░░░░░ {░░░░░}, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 1166 ░░.░., ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 100 ░░░.░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░    /░░░░░░░/            ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ {░░░░}.

2-3070/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Нагорского района Кировской области
Ответчики
Министерство лесного хозяйства Кировской области
Другие
Министерство охраны окружающей среды Кировской области
Федеральное агентство лесного хозяйства
Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу
Администрация Нагорского района Кировской области
Суд
Первомайский районный суд г. Кирова
Дело на сайте суда
pervomaysky.kir.sudrf.ru
15.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.08.2023Передача материалов судье
16.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.10.2023Судебное заседание
02.11.2023Судебное заседание
03.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее