Судья Шурухина Е.В. |
№ 33-2910-2021 УИД 51RS0002-01-2021-003737-03 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск |
27 октября 2021 года. |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего |
Койпиш В.В. |
судей |
Киселевой Е.А. |
Самойленко В.Г. |
|
при секретаре |
Малик А.Ю. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2268/2021 по иску Соповой Елены Александровны к обществу с ограниченной ответственностью «ТТ-Трэвел» о защите прав потребителей
по апелляционной жалобе Соповой Елены Александровны на заочное решение Первомайского районного суда города Мурманска от 05 июля 2021 года (с учетом определения об исправлении описки от 26 июля 2021 года).
Заслушав доклад судьи Самойленко В.Г., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Сопова Е.А. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью ( далее ООО ) «ТТ-Трэвел» о защите прав потребителей.
В обоснование заявленных требований указала, что 22.02.2021 между ней и ООО «Апрель» был заключен договор о реализации туристского продукта в Турецкую Республику, ***, на состав семьи из четырех человек на период с 14.04.2021 по 28.04.2021.
При подписании договора 22.02.2021 в офисе ООО «Апрель» ей произведена полная оплата тура в размере 149500 руб.
В установленные договором сроки поездка не состоялась в связи с угрозой безопасности жизни и здоровья туристов, обусловленной распространением новой коронавирусной инфекции, о чем 12.04.2021 на официальном сайте Ростуризма опубликована соответствующая информация.
13.04.2021 на адрес электронной почты ООО «Апрель» истцом было направлено заявления о расторжении договора о реализации туристского продукта. Согласно информации турагента указанное заявление направлено в адрес туроператора 13.04.2021, заявка по туру аннулирована 13.04.2021, между тем денежные средства до настоящего времени не возвращены.
Истец просила суд расторгнуть договор о реализации туристского продукта от 22.02.2021 № 34-2021, взыскать с ответчика в пользу истца общую стоимость туристского продукта в размере 149 500 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 5000 рублей, штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя, судебные расходы на оплату почтовых услуг.
Судом принято заочное решение, которым исковые требования Соповой Елены Александровны к ООО «ТТ-Трэвел» о защите прав потребителей удовлетворены частично. Договор о реализации туристского продукта № 34-2021 от 22.02.2021, заключенный между ООО «Апрель» и Соповой Еленой Александровной, расторгнут. С ООО «ТТ-Трэвел»» в пользу Соповой Елены Александровны взысканы денежные средства в размере 102 438,20 рублей, компенсация морального вреда в сумме 5000 рублей, штраф в размере 57 719,10 рублей, почтовые расходы в сумме 250,10 рублей, а всего 161 407,40 рублей. ООО «ТТ-Трэвел» установлен срок осуществления выплаты не позднее 31 декабря 2021 года. С ООО «ТТ-Трэвел» в доход местного бюджета муниципального образования город Мурманск взыскана государственная пошлина в сумме 3848,76 рублей.
В апелляционной жалобе Сопова Е.А. просит решение суда в части установления для ответчика срока осуществления выплаты не позднее 31.12.2021 года, отменить.
Настаивает на том, что суд неправомерно установил срок исполнения судебного решения, предоставив отсрочку возврата взысканной суммы до 31 декабря 2021 года.
Приводит доводы о том, что постановление Правительства № 1073 от 20.07.2020 распространяет свое действие на отношения (договоры), возникшие до 31.03.2020, тогда как договор о реализации туристического продукта заключен между сторонами 22.02.2021.
В этой связи находит, что названный нормативный правовой акт не подлежал применению к правоотношению, возникшему между сторонами.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены заблаговременно в установленном законом порядке.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Из содержания пункта 2 указанной выше статьи Гражданского кодекса Российской Федерации следует также, что правила главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации "Возмездное оказание услуг" применяются и к договорам возмездного оказания услуг по туристическому обслуживанию, в соответствии с которыми исполнитель (туроператор) обязан обеспечить оказание заказчику (туристу) комплекса туристских услуг.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта; туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор); турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент).
Согласно положениям статьи 14 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» под безопасностью туризма понимаются безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства. В случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения. При расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта в связи с наступлением обстоятельств, указанных в настоящей статье, туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.
Общие условия формирования, продвижения и реализации туристского продукта закреплены статьей 9 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
В силу статьи 10 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» каждая из сторон договора реализации туристского продукта вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.
К существенным изменениям обстоятельств относятся: ухудшение условий путешествия, указанных в договоре; изменение сроков совершения путешествия; непредвиденный рост транспортных тарифов; невозможность совершения туристом поездки по не зависящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, между ООО «Апрель» (исполнитель), действующим по поручению туроператора ООО «ТТ-Трэвел», и Соповой Е.А. (турист) заключен договор № * о реализации туристского продукта от _ _ в соответствии с которым исполнитель обязуется оказать услуги по бронированию и оплате комплекса услуг, входящих в туристский продукт, туроператору, совершить иные предусмотренные договором действия, а заказчик обязуется оплатить туристский продукт. Оказание услуг, входящих в туристский продукт, обеспечивает туроператор.
Разделом 4 договора предусмотрена ответственность сторон за неисполнение и ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных договором о реализации туристского продукта, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4.1. установлено, что ответственность за неоказание (ненадлежащее оказание) услуг, входящих в туристский продукт, несет туроператор.
Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств по договору, если это неисполнение или ненадлежащее исполнение является следствием наступления обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, которые стороны не могли ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами.
При наступлении указанных обстоятельств срок исполнения обязательств сторонами может быть изменен соразмерно времени, в течение которого будут действовать такие обстоятельства. Если данные обстоятельства будут продолжаться более 14 календарных дней, каждая из сторон вправе отказаться от исполнения обязательств по договору; в этом случае возврат денежных средств осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (пункт 4.3).
Пунктом 5.4. договора предусмотрено право каждой из сторон потребовать расторжения договора или его изменения в случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания угрозы безопасности жизни и здоровью туриста.
При расторжении договора до начала путешествия в связи с наступлением указанных обстоятельств, заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта.
Согласно приложению № 1 по договору сформирована заявка № * на туристов: Сопову Е.А., С М., М страна проживания – Тугрция, г. *** на период с 14.04.2021 по 28.04.2021. Общая цена туристского продукта составила 149 500 рублей.
Указанная сумма была внесена Соповой Е.А. в кассу ООО «Апрель» 22.02.2021, о чем свидетельствует кассовый чек.
Материалами дела также подтверждено, что согласно информации, опубликованной на официальном сайте Ростуризма, в период с 15.04.2021 по 01.06.2021 в связи с пандемией временно прекращено авиационное сообщение России с Турецкой Республикой.
12.04.2021 истцом в адрес турагенства ООО «Апрель» направлено заявление о расторжении договора, аннулировании тура в связи со сложившейся вследствие распространения новой коронавирусной инфекции эпидемиологической ситуацией в мире, возврате денежных средств, что предусмотрено пунктом 4.3. договора.
Указанное заявление отправлено турагентом 16.04.2021 в адрес туроператора ООО «ТТ-Трэвел».
Как установлено судом, турагентом ООО «Апрель» произведен возврат денежных средств Соповой А.Е. в сумме 47062 рублей. Денежные средства в сумме 102438,20 рублей, перечисленные на счет ООО «ТТ-Трэвел» в счет оплаты заявки Соповой А.Э., истцу не возвращены.
Разрешая спор, оценив представленные сторонами доказательства, руководствуясь приведенными нормами права, а также разъяснениями по их применению, изложенными в пункте 50 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами дел по спорам о защите прав потребителей», установив, что отказ истца от поездки обусловлен официальным подтверждением уполномоченными органами о наличии угрозы безопасности здоровья туристов, что свидетельствует о возникновении обстоятельств, являющихся в силу статьи 14 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» основанием для расторжения договора и возврате уплаченных денежных средств, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для расторжения договора реализации туристского продукта № * от _ _ и возложении на ООО «ТТ-Трэвел» обязанности выплатить истцу внесенные в счет стоимости туристского продукта денежные средства в размере 102 438 рублей 20 копеек.
Установив факт нарушения прав истца как потребителя платной услуги, суд, руководствуясь статьей 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», разъяснениями, данными Верховным Судом Российской Федерации в пункте 45 постановления Пленума от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», суд признал обоснованными требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, размер которого определен судом с учетом характера причиненных истцу нравственных страданий, а также исходя из принципа разумности и справедливости, в 5000 рублей.
Поскольку требования потребителя не были удовлетворены в добровольном порядке, руководствуясь положениями пункта 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», суд первой инстанции также взыскал с ответчика штраф, определив его размер исходя из удовлетворенных требований в размере 57 719,10 рублей.
Решение суда в части наличия оснований для расторжения договора, взыскания указанных сумм и их размера, лицами, участвующими в деле, не обжалуется, в связи с чем законность и обоснованность решения в указанной части в соответствии с положениями части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Вместе с тем, применив Положение об особенностях на 2020 и 2021 годы исполнения и расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного по 31 марта 2020 года включительно, туроператором, осуществляющим деятельность в сфере внутреннего туризма, и (или) въездного туризма, и (или) выездного туризма, либо турагентом, реализующим туристский продукт, сформированный таким туроператором, включая основания, порядок, сроки и условия возврата туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм или предоставления в иные сроки равнозначного туристского продукта, в том числе при наличии обстоятельств, указанных в части третьей статьи 14 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2020 г. № 1073, суд счел возможным установить ООО «ТТ-Трэвел» срок осуществления выплаты - не позднее 31 декабря 2021 года.
Проверяя решение суда по доводам жалобы в части предоставления ответчику отсрочки осуществления выплаты, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу пункта 3 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации к правовым актам, содержащим нормы гражданского права, отнесены также и указы Президента Российской Федерации, не противоречащие законам.
На основании и во исполнение Гражданского кодекса Российской Федерации и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права (пункт 4).
Действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации (далее - иные правовые акты), определяются правилами главы 1 Гражданского кодекса Российской Федерации "Гражданское законодательство" (пункт 6 статьи 3).
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 19.4 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (в редакции Федерального закона от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ) Правительство Российской Федерации вправе устанавливать на 2020 и 2021 годы особенности исполнения, изменения и (или) расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного по 31 марта 2020 г. включительно, туроператором, осуществляющим деятельность в сфере внутреннего туризма, и (или) въездного туризма, и (или) выездного туризма, либо турагентом, реализующим туристский продукт, сформированный таким туроператором, включая основания, порядок, сроки и условия возврата туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм или предоставления в иные сроки равнозначного туристского продукта, в том числе при наличии обстоятельств, указанных в части третьей статьи 14 Федерального закона N 132-ФЗ.
Во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодателем, постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2020 г. № 1073 утверждено указанное выше положение, согласно п. 5 которого в случае расторжения договора по требованию заказчика, в том числе при отказе заказчика от равнозначного туристского продукта, туроператор осуществляет возврат заказчику уплаченных им за туристский продукт денежных сумм не позднее 31.12.2021 (в отдельных случаях - не позднее 31.12.2020).
В соответствии с пунктом 1 настоящее Положение устанавливает особенности на 2020 и 2021 годы исполнения и расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного по 31 марта 2020 г. включительно, туроператором, осуществляющим деятельность в сфере внутреннего туризма, и (или) въездного туризма, и (или) выездного туризма (далее - туроператор), либо турагентом, реализующим туристский продукт, сформированный таким туроператором (далее - договор), включая основания, порядок, сроки и условия возврата туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта (далее - заказчик) уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм или предоставления в иные сроки равнозначного туристского продукта, в том числе при наличии обстоятельств, указанных в части третьей статьи 14 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
Таким образом, указанное постановление Правительства Российской Федерации определяет круг договоров (заключенные по 31.03.2020), в отношении которых действует особый порядок возврата денежных средств в случае их расторжения.
Между тем, как следует из материалов дела, договор о реализации туристского продукта заключен между сторонами 22.02.2021, в связи с чем применение указанного нормативного правового акта к спорному правоотношению, и как следствие, предоставление ответчику срока осуществления выплаты не позднее 31.12.2021 является неправомерным.
При изложенных обстоятельствах вывод суда в резолютивной части о предоставлении ответчику срока осуществления выплаты не позднее 31.12.2021 подлежит исключению.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
заочное решение Первомайского районного суда города Мурманска от 05 июля 2021 года (с учетом определения об исправлении описки от 26 июля 2021 года) изменить.
Исключить из абзаца 3 резолютивной части заочного решения указание на срок осуществления выплаты «не позднее 31 декабря 2021 года».
председательствующий: |
судьи: |