Дело №2а-12669/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Ю.Н. Агранович,
при секретаре Г.Ф. Синицкой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре «19» августа 2016 года административное дело по заявлению Торлопова В.Г. к Территориальной избирательной комиссии г.Сыктывкара о признании несоответствующим закону проведение заседании ТИК г. Сыктывкара по вопросу регистрации кандидата в депутаты Совета МО ГО «Сыктывкар», отмене постановления об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета МО ГО «Сыктывкар» по одномандатному избирательному округу № 1
УСТАНОВИЛ:
Торлопов В.Г. обратился в суд с заявлением к Территориальной избирательной комиссии г.Сыктывкара, в котором просил о признании несоответствующим закону проведение заседании ТИК г. Сыктывкара по вопросу регистрации кандидата в депутаты Совета МО ГО «Сыктывкар», отмене постановления об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета МО ГО «Сыктывкар» по одномандатному избирательному округу № 1.
В обоснование заявления указано, что как гражданин Российской Федерации Торлопов В.Г. планирует принять участие в выборах депутатов Совета МО ГО «Сыктывкар», назначенных на ** ** **. Однако постановлением Территориальной избирательной комиссии г.Сыктывкара от ** ** **. ему было отказано в регистрации кандидата в депутаты по выборам депутатов Совета МО ГО «Сыктывкар» в связи с тем, что ** ** **. им не был сдан первый финансовый отчет. С данным постановлением не согласен, поскольку ** ** **. им были сданы подписные листы, но члены избирательной комиссии приняли документы без замечаний и не предложили ему дополнительно представить первый финансовый отчет. Вместе с тем, п. 1.1 ст. 38 ФЗ РФ от 12.06.2002г. № 67-ФЗ Территориальная избирательная комиссия г. Сыктывкара обязана была предупредить его об отсутствии необходимых документов и предложить ему передать их в избирательную комиссию. Отказ в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета МО ГО «Сыктывкар» нарушает его избирательные права.
В судебном заседании Торлопов В.Г. поддержал заявленные требования.
Представитель Территориальной избирательной комиссии г.Сыктывкара с заявлением не согласен по основаниям, изложенным в отзыве на иск.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 5 Закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002г. граждане РФ участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях.
Статьей 33 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ установлены условия выдвижения кандидатов.
Самовыдвижение кандидатов согласно ст. 34 Закона № 67-ФЗ производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
Согласно ст. 38 Закона регистрация кандидатов производится соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в п.п. 2, 2.2 и 3 ст. 33 Закона № 67-ФЗ, иных предусмотренных законом документов, предоставляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Пунктом 9 статьи 59 Федерального закона закреплено, что законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации, а инициативная группа по проведению референдума одновременно с представлением подписных листов представляют первый финансовый отчет.
Согласно п. 10 ст. 66 Закона № 88-РЗ «О выборах и референдумах в Республике Коми» от 27.09.2010г. первый финансовый отчет представляется в соответствующую комиссию кандидатом одновременно с представлением документов для регистрации. Копии финансовых отчетов не позднее чем через 5 дней со дня их получения передаются комиссиями в редакции средств массовой информации для опубликования.
В соответствии с п. 5 ст. 37 Закона № 67-ФЗ подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда. На выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата.
В силу ст. 38 Закона № 88-РЗ для прохождения процедуры регистрации кандидат в срок не позднее чем за 40 дней до дня голосования представляет в соответствующую избирательную комиссию все необходимые в соответствии с Федеральным законом, настоящим законом для регистрации документы.
В соответствии с п. 12 ст. 58 Закона № 67-ФЗ при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации порядок открытия, ведения и закрытия указанных в пункте 11 настоящей статьи счетов устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. При проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума порядок открытия, ведения и закрытия указанных счетов устанавливается соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов, фондов референдума и расходовании этих средств, в том числе по каждой операции, устанавливаются соответствующей избирательной комиссией.
Аналогичная норма содержится и в ст. 62 Закона № 88-РК.
Во исполнение требований законодательства ** ** **. Территориальной избирательной комиссией принято Постановление № 70/267 «Об Инструкции о порядке и формах учета и отчетности кандидатов и избирательных объединений о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств, в том числе по каждой операции, при проведении выборов депутатов Совета МО ГО «Сыктывкар»», согласно п. 4.3 которой кандидаты, избирательные объединения обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию первый финансовый отчет и итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда. Обязанность представлять финансовую отчетность о поступлении и расходовании средств избирательного фонда сохраняется и за гражданином, утратившим статус кандидата.
Кандидат, уполномоченный представитель по финансовым вопросам представляет в соответствующую избирательную комиссию на бумажном носителе и в машиночитаемом виде финансовые отчеты со следующей периодичностью: 1) первый финансовый отчет – одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации. В отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета; 2) итоговый финансовый отчет – не позднее чем через 30 дней после официального опубликования результатов выборов депутатов Совета муниципального образования городского круга «Сыктывкар» (п. 4.8).
В силу п. 4.9 финансовый отчет (первый, итоговый) составляется по форме, приведенной в приложении № 4 к настоящей Инструкции. Остаток средств на специальном избирательном счете подтверждается банковской справкой, прилагаемой к финансовому отчету.
В соответствии с пп. 1.1 ст. 38 Закона № 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и представленные в соответствии с п.п. 2 и 3 ст. 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе в их оформлению. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено п. 2.2 ст. 33 настоящего Федерального закона, кандидат вправе представить ее не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
При этом первый финансовый отчет и уведомление об открытии специального избирательно счета не входят в перечень копий документов, которые могут быть представлены не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на которой будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
Из правового анализа приведенного законодательства следует, что избирательная комиссия не позднее чем за три дня до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, должна известить кандидата об отсутствии необходимого для регистрации документа. В свою очередь, кандидат не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также представить соответствующие документы, об отсутствии которых он должен был быть своевременно уведомлен избирательной комиссией.
Как следует из материалов дела, Решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от ** ** **. № ... назначены дополнительные выборы депутата Совета МО ГО «Сыктывкар» пятого созыва (** ** **.г.) по одномандатному избирательному округу № 1 от ** ** **.
** ** **. в Территориальную избирательную комиссию г. Сыктывкара поступило заявление Торлопова В.Г. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 1, как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения.
В этот же день Торлоповым В.Г. в Территориальную избирательную комиссию были представлены следующие документы: заявление о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу № 1, копия паспорта, копия трудовой книжки, копия диплома о высшем образовании, сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах.
** ** **. Торлопов В.Г. также представил в Территориальную избирательную комиссию подписные листы и протокол об итогах сбора подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата в депутаты Совета МО ГО «Сыктывкар» пятого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения.
** ** **. Торлопову В.Г. было вручено уведомление от ** ** **. № ..., в котором сообщалось о неполноте сведений о кандидате, несоблюдение требований закона к оформлению документов, а именно: отсутствовало уведомление об открытии специального избирательного счета, первый финансовый отчет, а также сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах неустановленной формы. Кандидату предлагалось устранить указанные нарушения не позднее ** ** **.
** ** **. Торлопов В.Г. представил в Территориальную избирательную комиссию сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах; первый финансовый отчет; уведомление об открытии банковского счета.
Таким образом, судом установлено, что кандидатом Торлоповым В.Г. в установленный законом срок (непозднее чем за ... дней до дня голосования, то есть до ** ** **.) не были представлены в избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации кандидата в депутаты Совета МО ГО Сыктывкар, а именно – первый финансовый отчет и уведомление об открытии избирательного счета, что является нарушением требований избирательного законодательства и влечет отказ в регистрации кандидата.
Доводы административного истца о том, что ** ** **. он приходил в Территориальную избирательную комиссию, чтобы донести необходимые документы, однако комиссия уже не работала, суд находит несостоятельными, поскольку не подтверждаются какими-либо объективными доказательствами по делу, а из пояснений председателя Территориальной избирательной комиссии следует, что документы от кандидатов принимались до ** ** ** часов ** ** **.
Несостоятельна также ссылка административного истца на то, что ему не было разъяснено какие именно документы он должен был предоставить и в какой срок, поскольку действующим законодательством в области избирательного права предусмотрен перечень документов, при наличии которых производится регистрация кандидатов в депутаты, данные нормативно-правовые акты официально опубликованы и находятся в общем доступе. Кроме того, во исполнение требований п. 1.1 ст. 38 Закона № 67-ФЗ Торлопову В.Г. было вручено уведомление от ** ** **. № ..., в котором сообщалось о неполноте сведений о кандидате, несоблюдение требований закона к оформлению документов и предлагалось исправить недостатки.
При этом суд также учитывает, что у комиссии отсутствуют полномочия и обязанности по консультированию кандидатов в вопросах их выдвижения и регистрации, однако, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно. Во исполнение этого положения Территориальная избирательная комиссия размещает все свои постановления и иные документы в открытом доступе в сети интернет, а документы, относящиеся к выборам депутатов Совета - также в отдельной папке, находящейся на всеобщем обозрении в помещении ТИКа (г. Сыктывкар, ул. Бабушкина, д. 22.).
В соответствии со ст. 38 Закона № 67-ФЗ недействительными признаются: и). все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные п.п. 9 и 10 ст. 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных п. 5 ст. 37 настоящего Федерального закона.
В силу п. 5 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда.
Исходя из представленного ** ** **. первого финансового отчета кандидата Торлопова В.Г. следует, что им не оплачивалось изготовление подписных листов, что является нарушением пп. «и» п. 6.4 ст. 38 Закона № 67-ФЗ.
Согласно выписки операций по лицевому счету ... оплата по счету от ** ** **. № ... за изготовление подписных листов кандидата Торлопова В.Г. произведена только ** ** **.
Следовательно, суд считает, что обоснованно все ... подписей избирателей, собранных кандидатом Торлоповым В.Г. в поддержку своего самовыдвижения, были признаны комиссией недействительными.
Доводы истца в части того, что оплата подписных листов была осуществлена им позже по причине сбоя программного обеспечения ПАО «Сбербанк России», хотя ** ** **. был выписан счет на оплату подписных листов и он приходил в отделение ПАО «Сбербанк России», чтобы его оплатить, суд находит несостоятельными, поскольку административным истцом не представлены суду доказательства невозможности оплаты услуг по изготовлению подписных листов как ** ** **., так и в другой день. Доказательств предъявления административным истцом счета на оплату в ПАО «Сбербанк России» ** ** **. материалы дела также не содержат.
Вместе с тем, из условий договора специального избирательного счета кандидата, заключенного между ПАО «Сбербанк России» и Торлоповым В.Г., следует, что банк обязуется осуществлять перевод денежных средств по счету в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, при этом списывать денежные средства со счета е позднее операционного дня, следующего за днем поступления в банк расчетного (платежного) документа, только на основании распоряжения кандидата или его уполномоченного представителя.
В соответствии с п. 18 ст. 38 Закона № 67-ФЗ избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
Основаниями отказа в регистрации в том числе являются: в). отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; д). недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (п. 24 ст. 38 Закона № 67-ФЗ).
Согласно ст. 28 Закона деятельность комиссий осуществляется коллегиально (п. 1). Заседания комиссии созываются ее председателем по мере необходимости (п. 9). Решения комиссии о регистрации кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса (п. 13).
На заседании Территориальной избирательной комиссии ** ** **. большинством голосов было принято решение (постановление № ... от ** ** **.) об отказе в регистрации Торлопову В.Г. в качестве кандидата на дополнительных выборах депутата Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 в связи с отсутствием среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Оценив представленные по делу доказательства с учетом перечисленных обстоятельств и приведенных правовых норм, суд приходит к выводу о том, что права Торлопова В.Г. Территориальной избирательной комиссией г.Сыктывкара не нарушены, в связи с чем, в удовлетворении административного искового заявления Торлопову В.Г. следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Торлопову В.Г. в удовлетворении заявления к Территориальной избирательной комиссии г.Сыктывкара о признании несоответствующим закону проведение заседании ТИК г. Сыктывкара по вопросу регистрации кандидата в депутаты Совета МО ГО «Сыктывкар», отмене постановления об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета МО ГО «Сыктывкар» по одномандатному избирательному округу № 1.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение 5 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Ю.Н. Агранович