Дело № 2-274/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
село Верхневилюйск 29 июля 2022 года
Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Никифорова А.А., при секретаре судебного заседания Егоровой Н.Е., с участием,
помощника прокурора Верхневилюйского района Адамовой Л.А.,
представителя ответчика Администрации МР «Верхневилюйский улус (район)» - Васильевой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верхневилюйского района Республики Саха (Якутия) к Администрации муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Верхневилюйского района РС (Я) Слепцов П.Н. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что прокуратурой района с привлечением специалистов Верхневилюйской инспекции государственного экологического надзора Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) проведена проверка соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями федерального законодательства в части соблюдения законодательства об охране окружающей среды, в зоне деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. В ходе проверки установлено, что в нарушение федерального законодательства об охране окружающей среды на территории муниципального образования «Кэнтикский наслег» в 500 м. к северу от крайних жилых домов села Харыялах на местности «Хоптолоох» установлен факт незаконного размещения твердых коммунальных отходов, имеет место свал мусора, древесных отходов, металлического лома (несанкционированная свалка). Площадь загрязненного участка составляет 4 тысячи кв. м., объем отходов составляет примерно более 100 куб. м. Также установлено, что на территории сельского поселения «Намский наслег», с правой стороны автодороги, ведущей в село Оргет, в 600 м. от ФАД «Вилюй», установлен факт незаконного размещения твердых коммунальных отходов, имеет место свал мусора, древесных отходов, металлического лома (несанкционированная свалка). Площадь загрязненного участка составляет 2 тысячи кв. м., объем отходов составляет примерно более 90 куб. м. Указывая на изложенное, истец просит обязать Администрацию МР «Верхневилюйский улус (район)» ликвидировать вышеуказанные свалки в течение 3-х месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Адамова Л.А. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Васильева К.С. с иском прокурора согласилась, возражения по нему не заявила, но при этом просила установить срок исполнения решения суда на один год, с момента его вступления решения суда в законную силу, мотивируя это большим объемом мероприятий, которые необходимо провести ответчику для исполнения решения суда, а также отсутствием финансовых средств на ликвидацию несанкционированных свалок, поскольку в бюджете района в текущем году финансирование на эти цели не были предусмотрены.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранить природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания закреплено положениями ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды), ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
В ст. 3 Закона об охране окружающей среды указано, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в частности, на основе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В силу ст. 51 Закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ст. 22 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) предусмотрено, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 6). Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (часть 7).
Под объектами размещения отходов понимаются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов (ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ).
При этом сооружение определяется как результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (подп. 23 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).
ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», утвержденный постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, даны понятия объектов размещения отходов: Полигоны, шламохранилища, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки (п. 4.11), а также несанкционированные свалки отходов: Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов (п. 4.13).
Пунктом 1 ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ установлен запрет ввода в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов.
При этом определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (п. п. 2, 6, 7 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ).
Пунктами 1 и 2 ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Анализ приведенных выше законоположений позволяет сделать вывод о том, что размещение отходов возможно только на объектах размещения отходов, к которым относятся специальные сооружения, оборудованные в соответствии с действующими экологическими, санитарными и иными требованиями, которые должны быть внесены в Государственный реестр объектов размещения отходов и отвечать требованиям проектно-разрешительной документации и регламента эксплуатации такого объекта. Выброс и складирование отходов непосредственно на почву запрещается.
Судебным следствием установлено и материалами дела подтверждается, что прокуратурой района с привлечением специалистов Верхневилюйской инспекции государственного экологического надзора Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) проведена проверка соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями федерального законодательства в части соблюдения законодательства об охране окружающей среды, в зоне деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. В ходе проверки установлено, что в нарушение федерального законодательства об охране окружающей среды на территории муниципального образования «Кэнтикский наслег» в 500 м. к северу от крайних жилых домов села Харыялах на местности «Хоптолоох» установлен факт незаконного размещения твердых коммунальных отходов, имеет место свал мусора, древесных отходов, металлического лома (несанкционированная свалка). Площадь загрязненного участка составляет 4 тысячи кв. м., объем отходов составляет примерно более 100 куб. м. Также установлено, что на территории сельского поселения «Намский наслег», с правой стороны автодороги, ведущей в село Оргет, в 600 м. от ФАД «Вилюй», установлен факт незаконного размещения твердых коммунальных отходов, имеет место свал мусора, древесных отходов, металлического лома (несанкционированная свалка). Площадь загрязненного участка составляет 2 тысячи кв. м., объем отходов составляет примерно более 90 куб. м.. Указанные обстоятельства подтверждаются актами №1 и 2 обследования территории от 26 мая 2022 года, составленными старшим государственным инспектором Верхневилюйской инспекции государственного экологического надзора Слепцовым В.Р., ответчиком не оспариваются.
Указанные земельные участки не являются легитимно используемыми объектами хранения отходов, не включены в Территориальную схему обращения с отходами и государственный реестр объектов размещения отходов, не отвечают признакам сооружения, которое могло бы быть объектом размещения отходов, однако на них в нарушение требований санитарных норм и правил длительное время складируются отходы.
В соответствии со ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» владение, пользование, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанной нормой законодательства владение и пользование земельными участками, расположенными на территории сельских поселений Верхневилюйского района и государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется администрацией МР «Верхневилюйский улус (район)».
Прокуратурой района по выявленному нарушению ранее принимались меры реагирования. Так, 29 октября 2021 года в адрес главы МР «Верхневилюйский улус (район)» внесено представление об устранении нарушений законодательства, однако выявленные нарушения по настоящее время не устранены.
Указанное бездействие органа местного самоуправления нарушает конституционные права граждан, проживающих на территории МР «Верхневилюйский улус (район)», на благоприятную окружающую среду, оказывают вред жизни, здоровью человека и гражданами, вред животному миру, окружающей природной среде.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает установление срока для исполнения решения в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу правильным, данный срок с учетом объема и характера мероприятий, которые необходимо провести ответчику является разумным и достаточным для исполнения решения суда. Предоставление ответчику более длительного срока исполнения решения суда отдалит его исполнение, что приведет к ущемлению конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду.
При этом суд полагает, что при наличии соответствующих обстоятельств, а также достаточных и достоверных доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения с момента его вступления в законную силу, ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке его исполнения в порядке ч. 1 ст. 203 ГПК РФ.
При подаче искового заявления в суд прокурор в силу пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождается от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобождаются также органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов и ответчиков. Таким образом, ответчик по настоящему делу подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Верхневилюйского района Республики Саха (Якутия) – удовлетворить.
Обязать Администрации муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» (ИНН 143514331276) в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные на территории:
- муниципального образования «Кэнтикский наслег» в 500 метров к северу от крайних жилых домов села Харыялах на местности «Хоптолоох»;
- сельского поселения «Намский наслег», с правой стороны автодороги, ведущей в село Оргет, в 600 метров от ФАД «Вилюй».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) через Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: А.А. Никифоров
Решение суда в окончательной форме изготовлено 29 июля 2022 года в 14 час. 15 мин.