ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Докладчик Ленковский С.В. Апелляционное дело № 33а-4046/2021
Судья Лушникова Е.В. Дело № 2а-130/2021
УИД 21RS0012-01-2021-000011-52
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 сентября 2021 года город Чебоксары
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Орловой И.Н.,
судей Ленковского С.В. и Кудряшовой Р.Г.,
с участием административного истца Алексеевой Е.Я.,
представителя административных истцов Алексеева В.В. и Алексеевой Е.Я. Галочкина С.В.,
представителя администрации Москакасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики Мостовой В.В.,
при секретаре судебного заседания Филиппове К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Алексеева Василия Васильевича, Алексеевой Елены Яковлевны к администрации Москакасинского сельского поселения, главе администрации Москакасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики Кириллову Д.В. о признании незаконным бездействие администрации Москакасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики по подготовке документации по планировке территории и плана межевания территории для формирования земельного участка под многоквартирным домом, расположенном по адресу: <адрес>, поступившее по апелляционной жалобе административного ответчика главы Москакасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики Кириллова Д.В. на решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 4 мая 2021 года.
Заслушав доклад судьи Ленковского С.В., изложившего выводы суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения и выступления Алексеевой Е.Я., Галочкина С.В. и Мостовой В.В.,
установила:
Алексеев В.В. и Алексеева Е.Я. обратились в суд с административным исковым заявлением с учетом уточнения к администрации Москакасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия, выразившееся в не подготовке проектов планировки территорий и межевания территорий в районе <адрес>, а также о возложении на административного ответчика обязанности с функций заказчика по подготовке документации по планировке территории и плана межевания территории в районе <адрес>.
В обоснование требований указано, что истцы и заинтересованные лица являются собственниками жилых помещений в <адрес>. С ноября 2016 года административный ответчик не выполняет предусмотренную законом обязанность по формированию земельного участка, находящегося под данным домом. Решением Моргаушского районного суда от 29 августа 2019 года было признано незаконным постановление администрации Моргаушского района № 100 от 02.02.2012 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории Москакасинского сельского поселения». Участок с кадастровым номером № площадью 350 кв.м., по адресу: <адрес>, снят с государственного кадастрового учета. 3 июня 2020 года суд возложил на администрацию Москакасинского сельского поселения обязанность повторно рассмотреть заявления истцов от 23 декабря 2019 года о подготовке проекта планировки и проекта территории с проведением публичных слушаний. В рамках исполнительного производства 7 сентября 2020 года глава администрации вынес постановление № 28 в соответствии с которым принял предложение собственников дома <адрес> о подготовке документации по планировке территории, ограниченной улицей <адрес> и возложил на самих собственников дома обязанность по предоставлению чертежа планировки территории, подготовки документации по планировке территории (проект межевания территории), предоставлении готовой документации в администрацию поселения. После неоднократных обращений, главой администрации Москакасинского сельского поселения, истцам было направлено письмо № 537 от 17.12.2020, из которого следует, что администрация не будет принимать участие в изготовлении документации по подготовке проекта планировки проекта межевания территории, ограниченной улицей <адрес>, и заявители должны сами, за свой счет изготовить проект планировки территории улицы и проект межевания территории и представить подготовленную документацию в администрацию. Истцы полагают, что действия администрации являются незаконными, поскольку обязанность по подготовке документации по планировке территории и проекта межевания лежит на администрации сельского поселения.
Административный истец Алексеев В.В. извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился.
Административный истец Алексеева Е.Я. в судебном заседании исковые требования подержала в полном объеме.
Представитель административных истцов Алексеевой Е.Я. и Алексеева В.В.- Галочкин С.В. в судебном заседании требования, изложенные в иске поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации Москакасинского сельского поселения Моргаушского района Мостова В.В. в судебном заседании пояснила, что постановлением возложили обязанность, в том числе и на истцов, представить соответствующие документы.
Административный ответчик глава администрации Москакасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики Кириллов Д.В. извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился.
Заинтересованные лица Калинина З.М., Калинин М.А., Малькова Д.В., Федотова О.В., администрация Моргаушского района Чувашской Республики, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике - Чувашии извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились.
Решением Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 5 мая 2021 года признано незаконным бездействие администрации Москакасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, выразившееся в не подготовке проектов планировки территории и межевания территории для формирования земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>
На администрацию Москакасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики возложена обязанность по подготовке проектов планировки территории и межевания территории для формирования земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>.
На данное решение административным ответчиком главой Москакасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики Кирилловым Д.В. подана апелляционная жалоба, в которой считает решение незаконным, поскольку в обращениях собственника жилого дома <адрес> Алексеевой Е.Я. от 02.11.2020 г. и от 01.12.2020 г. не выражены какие-либо требования о вынесении каких-либо решений, которые могли бы быть обжалованы в порядке КАС РФ, что нарушает права и законные интересы администрации Москакасинского сельского поселения. Изложенные доводы в письмах администрации Москакасинского сельского поселения от 23.11.2020 г. № 496 и от 17.12.2020 г. № 537 не являются отказом, подлежащих обжалованию административными истцами. Ссылается на пункты 1, 2, подп.4 пункта 3 ст.11.3 Земельного кодекса РФ. Указывает, что в данном случае межевой план, необходимый для постановки указанного образуемого земельного участка на государственный кадастровый учет, может быть подготовлен на основании схемы расположения образуемого земельного участка на кадастровом плане территории. Просит решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики отменить полностью.
В дополнении к апелляционной жалобе, глава Москакасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики Кириллов Д.В. указывает, что обращения, ответы, которые оспариваются не содержат просьбу направить им информацию, под действие административного регламента по предоставлению муниципальной услуги « Принятие решения о подготовке документации по планировке территории (проектов планирования и проектов межевания)», утвержденного постановлением администрации Москакасинского сельского поселения, указанного в оспариваемом решении, не подпадают. Обращает внимание на то, что решение суда от 3 июня 2020 года об исполнении которого ставился вопрос в обращении административных истцов от 1 декабря 2020 года, ответ по которому оспаривается по делу, исполнено, что подтверждается Постановлением судебного пристава исполнителя от 15.10.2020 об окончании исполнительного производства №14829/20/21017 – ИП, из которого следует, что требования исполнительного документа выполнены в полном объеме. По мнению автора жалобы, суд вышел за пределы заявленных требований, по своему усмотрению разрешил требования, которые не были заявлены в административном иске, поскольку в иске указано о признании незаконным бездействия главы поселения Кириллова Д.В., суд же признал незаконным бездействие администрации поселения. Обращает внимание на то, что формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к полномочиям органа местного самоуправления, а не должностного лица органа местного самоуправления. Необходимость возлагать указанную обязанность в судебном порядке отсутствует. Также указывает на то, что формирование земельного участка под многоквартирным домом установлена особая процедура и суд не вправе подменить уполномоченный орган власти и возлагать обязанность по осуществлению каких-либо действий по формированию земельного участка под многоквартирным домом. Обращает внимание на то, что согласно всех перечисленных норм закона на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность по формированию земельных участков на которых расположены многоквартирные дома, а не обязанность по такому формированию путем подготовки проектов планировки территории и межевания территории, который является не единственным способом формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома. Судом не исследованы такие обстоятельства дела и не дана этому оценка. Суд не вправе был ограничивать уполномоченный орган в выборе процедуры способа такого формирования.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец Алексеев В.В. просит апелляционную жалобу административного ответчика оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав явившихся участников процесса, признав возможным рассмотреть дело без участия других лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно статье 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории. Подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.
Согласно части 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи.
Частью 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
В соответствии с частью 8 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
Порядок принятия решения о подготовке документации по планировке территории (проектов планирования и проектов межевания) установлен администрацией Москакасинского сельского поселения в административном регламенте по предоставлению муниципальной услуги «Принятие решения о подготовке документации по планировке территории (проектов планирования и проектов межевания)», утвержденном постановлением администрации Москакасинского сельского поселения от 10 марта 2017 года № 11.
Из материалов дела следует, что Алексеев В.В., Алексеева Е.Я., а также заинтересованные лица Калинина З.М., Калинин В.А., Малькова Д.В., Федотова О.С. являются собственниками квартир, расположенных в <адрес>: <адрес>, площадью 124,5 кв.м, принадлежит Алексееву В.В. и Алексеевой Е.Я. по 1/2 доле в праве собственности; <адрес>, площадью 83,3 кв.м. - Калинину Б.А. и Калининой З.М. по 1/2 доле в праве собственности; <адрес>, площадью 37,6 кв.м. - Мальковой Д.В. и Мальковой О.С. по 1/2 доле в праве собственности.
В 2012 году был проведен государственный кадастровый учет в отношении земельного участка, сформированного в феврале 2012 года под многоквартирным домом <адрес>. Собственники помещений в данном доме стали его сособственниками, владеющими им на праве общей долевой собственности.
Заочным решением Моргаушского районного суда от 29 августа 2019 года по делу №2-274/2019 признано незаконным постановление администрации Моргаушского района № 100 от 2 февраля 2012 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) на территории Москакасинского сельского поселения»; этим же решением суда был снят с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №, площадью 350 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> За Алексеевым В.В., Алексеевой Е.Я., Калининой З.М., Калининым В.А., Мальковой Д.В., Федотовой О.С. признано право общей долевой собственности на земельный участок, площадью 1627 кв.м., по адресу: <адрес>, с местоположением его границ по межевому плану, изготовленному ООО «Земля» 20 августа 2019 года.
Апелляционным определением Верховного Суда Чувашской Республики от 20 ноября 2019 года решение суда от 29 августа 2019 года в части признания за истцами права собственности на земельный участок в определенных судом границах отменено, принято в этой части новое решение. Отказано административным истцам в удовлетворении исковых требований о признании права общей долевой собственности на земельный участок, площадью 1627 кв.м., по адресу: <адрес>, с местоположением его границ по межевому плану, изготовленному ООО «Земля» 20 августа 2019 года.
Решением Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 3 июня 2020 года признано незаконным решение главы администрации Москакасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики Кириллова Д.В., выраженное в письме от 20 января 2020 года № 20, по вопросу о подготовке проекта планировки и проекта межевания территории <адрес>. Возложено на администрацию Москакасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, главу администрации Москакасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики обязанность повторно рассмотреть заявление от 23 декабря 2019 года Алексеева В.В., Алексеевой Е.Я., Калининой З.М., Калинина В.А., Мальковой Д.В., Федотовой О.С., являющихся сособственниками квартир, расположенных в многоквартирном жилом доме <адрес>, о подготовке проекта планировки и проекта межевания территории с проведением публичных слушаний.
Данное решение суда вступило в законную силу 4 июля 2020 года.
10 августа 2020 года Моргаушским РОСП УФССП России по Чувашской Республике было возбуждено исполнительное производство № 14829/20/21017-ИП, предмет исполнения - о возложении на администрацию Москакасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, главу администрации Москакасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики обязанность повторно рассмотреть заявление от 23 декабря 2019 года Алексеева В.В., Алексеевой Е.Я., Калининой З.М., Калинина В.А., Мальковой Д.В., Федотовой О.С. являющихся собственниками квартир, расположенных в многоквартирном жилом доме <адрес>, о подготовке проекта планировки и проекта межевания территории с проведением публичных слушаний.
15 октября 2020 года постановлением судебного пристава-исполнителя исполнительное производство № 14829/20/21017-ИП было окончено.
Из письма администрации Москакасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от 21 июля 2020 года № 312 в адрес собственников многоквартирного жилого дома № <адрес> следует, что административный ответчик сообщает собственникам многоквартирного жилого дома об отсутствии достаточного финансирования для проведения работ по подготовке проекта планировки и проекта межевания территории <адрес>, а также сообщает о невозможности исполнения решения Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 3 июня 2020 года.
Письмом от 2 сентября 2020 года № 370 административный ответчик сообщает собственникам многоквартирного жилого дома том, что будет вынесено постановление «О подготовке документации по планировке территории (проект межевания), ограниченной улицей <адрес>».
7 сентября 2020 года администрацией Москакасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики вынесено постановление № 28 «О подготовке документации по планировке территории (проект межевания территории), ограниченной улицей <адрес>».
2 октября 2020 года и 2 ноября 2020 года истец Алексеева Е.Я. обращалась в адрес административного ответчика с заявлениями, в которых просила уведомить о результатах проведенной работы в соответствии с постановлением №28 «О подготовке документации по планировке территории (проект межевания территории), ограниченной улицей <адрес>» от 7 сентября 2020 года.
На обращение собственников жилых помещений дома <адрес> от 02.11.2020 года административным ответчиком дан ответ о том, что после вынесения постановления от 07.09.2020 № 28 предложений о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории (проект межевания территории), ограниченной улицей <адрес>, от физических и юридических лиц в администрацию сельского поселения не поступало.
17 декабря 2020 года административным ответчиком был дан ответ на обращение от 01.12.2020 года, из которого усматривается, что собственниками многоквартирного жилого дома в администрацию не представлен проект межевания территории, ограниченной улицей <адрес>. Этим же ответом, административный ответчик рекомендовал собственникам многоквартирного жилого дома представить в администрацию сельского поселения проект межевания территории, ограниченной улицей <адрес>, а также сообщил, что администрация сельского поселения полностью исполнила решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 3 июня 2020 года.
Суд первой инстанции, рассматривая заявленные требования и признавая незаконным бездействие администрации Москакасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, выразившееся в не подготовке проектов планировки территории и межевания территории для формирования земельного участка и возлагая на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения прав административных истцов путем подготовки документации по планировке территории и плана межевания территории для формирования земельного участка, исходил из того, что обязанность по подготовке проекта планировки и проекта межевания территории под многоквартирным жилым домом <адрес> и в районе данного дома является прямой обязанностью самого административного ответчика.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Вместе с тем, с доводами апелляционной жалобы административного ответчика судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неверном понимании и ошибочном толковании действующего законодательства.
Доводы административного ответчика были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, оснований для принятия иного решения у судебной коллегии не имеется.
Апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 177, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 4 мая 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Москакасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) через суд первой инстанции в течении шести месяцев.
Председательствующий
Судьи