Дело № 3а-957/2020
32ОS0000-01-2020-000476-94
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Брянск 12 октября 2020 г.
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Горбарчука С.А.,
при секретаре Смольняковой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кооператор» к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Государственному бюджетному учреждению «Брянскоблтехинвентаризация» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Кооператор» (далее – ООО «Кооператор») обратилось в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что ему на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:
наименование: данные отсутствуют, назначение: нежилое здание, площадью 1 539 кв. м, количество этажей: 4, в том числе подземных 1, расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: 32:16:0370705:50, кадастровая стоимость которого по состоянию на 1 января 2019 г. составляет 34 876 277 руб. 75 коп.;
ресторан «Зартый», назначение: нежилое здание, площадью 1 246,3 кв. м, количество этажей: 3, в том числе подземных 1, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: №, кадастровая стоимость которого по состоянию на 1 января 2019 г. составляет 24 680 915 руб. 11 коп.;
земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для предпринимательской деятельности, площадью 682+/-6 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: 32:16:0370705:47, кадастровая стоимость которого по состоянию на 1 января 2019 г. составляет 598 441 руб. 36 коп.;
земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для предпринимательской деятельности, площадью 630+/-2 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: 32:16:0371601:46, кадастровая стоимость которого по состоянию на 1 января 2019 г. составляет 552 812 руб. 40 коп.;
земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: предприятия общественного питания, площадью 283+/-5,89 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>Б, с кадастровым номером: 32:16:0371601:111, кадастровая стоимость которого по состоянию на 1 января 2019 г. составляет 248 326 руб. 84 коп.;
земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: предприятия общественного питания, площадью 951+/-10,79 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>В, с кадастровым номером: 32:16:0371601:112, кадастровая стоимость которого по состоянию на 1 января 2019 г. составляет 834 483 руб. 48 коп.
Установленная кадастровая стоимость объектов недвижимости затрагивает права и обязанности административного истца, поскольку уплачиваемые им налоги рассчитываются, исходя из этой кадастровой стоимости.
Кадастровую стоимость указанных объектов недвижимости ООО «Кооператор» посчитало завышенной, в связи с чем обратилось в ООО «Брянский оценщик» для определения их рыночной стоимости.
Согласно отчету об оценке от 9 января 2020 г. № 3 по состоянию на 1 января 2019 г. рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 32:16:0370705:50 составляет 14 565 000 руб.; нежилого здания с кадастровым номером № составляет 11 700 000 руб.
Согласно отчету об оценке от 10 января 2020 г. № 4 по состоянию на 1 января 2019 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:16:0370705:47 составляет 309 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером № составляет 285 000 руб.
Согласно отчету об оценке от 13 января 2020 г. № 4-1 по состоянию на 1 января 2019 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:16:0371601:111 составляет 309 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером № составляет 403 000 руб.
ООО «Кооператор» просит суд установить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г. в соответствии с представленным отчетом.
Лица, участвующие в деле и их представители, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель административных ответчиков – Управления имущественных отношений Брянской области и ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» по доверенностям Андриянова Д.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще. Представлены отзывы, согласно которым представитель административных ответчиков возражает против удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку установление кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости в соответствии с предоставленным административным истцом отчетом об оценке приведет к понижению консолидируемого бюджета Брянской области. Вместе с тем, не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области Богушевская Н.С. ранее в материалы дела представила отзыв, в котором указала, что Управление полагает себя ненадлежащим административным ответчиком, исковые требования в части привлечения его в данном процессуальном статусе не признает, поскольку как регистрирующий орган права и законные интересы административного истца не нарушало. Не оспаривает его право на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости и представленный им отчет, по существу заявленных требований не возражает.
От представителя заинтересованного лица – администрации Мглинского района Жогиной В.П. поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
С учетом положений статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие участников процесса.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из ЕГРН ООО «Кооператор» является собственником следующих объектов недвижимости:
наименование: данные отсутствуют, назначение: нежилое здание, площадью 1 539 кв. м, количество этажей: 4, в том числе подземных 1, адрес: <адрес>, с кадастровым номером: №;
ресторан «Зартый», назначение: нежилое здание, площадью 1 246,3 кв. м, количество этажей: 3, в том числе подземных 1, адрес: <адрес>, с кадастровым номером: №;
земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для предпринимательской деятельности, площадью 682+/-6 кв. м, адрес: <адрес>, с кадастровым номером: №;
земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для предпринимательской деятельности, площадью 630+/-2 кв. м, адрес: <адрес>, с кадастровым номером: №
земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: предприятия общественного питания, площадью 283+/-5,89 кв. м, адрес: <адрес>Б, с кадастровым номером: №;
земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: предприятия общественного питания, площадью 951+/-10,79 кв. м, адрес: <адрес>В, с кадастровым номером: №.
Кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости была утверждена Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 г. № 1498 и по состоянию на 1 января 2019 г. составляет:
нежилого здания с кадастровым номером: № в размере 34 876 277 руб. 75 коп.;
нежилого здания с кадастровым номером: № в размере 24 680 915 руб. 11 коп.;
земельного участка с кадастровым номером: № в размере 598 441 руб. 36 коп.;
земельного участка с кадастровым номером: № в размере 552 812 руб. 40 коп.;
земельного участка с кадастровым номером: № в размере 248 326 руб. 84 коп.
земельного участка с кадастровым номером: № в размере 834 483 руб. 48 коп.
Дата внесения сведений о кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами № в ЕГРН – 23 января 2020 г.
Дата внесения сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами № в ЕГРН – 26 января 2020 г.
В силу ст. 245 КАС РФ, ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Административный истец является плательщиком налога на имущество, которые рассчитываются, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, в связи с чем результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости затрагивают права и обязанности ООО «Кооператор», он имеет право на оспаривание кадастровой оценки.
В соответствии с п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г., Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке
С учетом указанных разъяснений, а также положений Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» о наделении органа регистрации права полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости (ст. ст. 9, 13, 14), изложенные в письменном отзыве доводы представителя Управления Росреестра по Брянской области о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, суд находит несостоятельными.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Согласно абз. 4 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с ч. 1 ст. 62, ч. 5 ст. 247 и ст. 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
В силу ст. ст. 70, 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика.
Административный истец в обоснование заявленного требования представил отчеты об оценке, выполненные ООО «Брянский оценщик»:
Согласно отчету об оценке от 9 января 2020 г. № 3 по состоянию на 1 января 2019 г. рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером: 32:16:0370705:50 составляет 14 565 000 руб.; нежилого здания с кадастровым номером: № составляет 11 700 000 руб.
Согласно отчету об оценке от 10 января 2020 г. № 4 по состоянию на 1 января 2019 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: 32:16:0370705:47 составляет 309 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером: № составляет 285 000 руб.
Согласно отчету об оценке от 13 января 2020 г. № 4-1 по состоянию на 1 января 2019 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: 32:16:0371601:111 составляет 309 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером: № составляет 403 000 руб.
Как разъяснено в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», по смыслу части 2 статьи 67 ГПК РФ и части 2 статьи 84 КАС РФ экспертное заключение саморегулируемой организации на отчет об оценке не имеет для суда заранее установленной силы и оценивается наравне с другими доказательствами (абзац восьмой статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
По ходатайству представителя административного истца определением Брянского областного суда от 6 августа 2020 г. назначена экспертиза для определения соответствия представленных отчетов требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки. Производство экспертизы поручено ООО «РосЭкспертЪ».
Согласно заключению эксперта ООО «РосЭкспертЪ» от 17 сентября 2020 г. № 209-20, отчеты об оценке от 13 января 2020 г. № 4-1; от 10 января 2020 г. № 4; от 9 января 2020 г. № 3, выполненные ООО «Брянский оценщик», соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Оценивая заключение эксперта ООО «РосЭкспертЪ» от 17 сентября 2020 г. № 209-20 в соответствии с п. 8 ст. 82 КАС РФ, суд признает его надлежащим доказательством по делу, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями процессуального законодательства, в заключении приведены ссылки на нормативные акты и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения. Заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования, на основании чего сделаны выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Основания для сомнения в правильности заключения, беспристрастности и объективности эксперта отсутствуют.
Эксперт ООО «РосЭкспертЪ» Прохоров И.Н., проводивший судебную экспертизу, с 11 мая 2016 г. является членом саморегулируемой организации региональной ассоциации оценщиков, имеет право осуществлять оценочную деятельность на всей территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, необходимые дипломы.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Таким образом, с учетом экспертного заключения суд находит, что содержание отчетов, представленных административным истцом, свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки, отчеты базируются на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки, оценщиком проанализирован рынок объектов оценки, необходимые факторы, оказывающие влияние на его рыночную стоимость.
Каких-либо сомнений в обоснованности отчетов об оценке и достоверности определения рыночной стоимости объектов оценки, с учетом исследованных материалов дела, у суда не имеется.
При указанных обстоятельствах, с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска и установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г.:
- с кадастровым номером № в размере 14 565 000 руб.;
- с кадастровым номером № в размере 11 700 000 руб.;
- с кадастровым номером № в размере 309 000 руб.;
- с кадастровым номером № в размере 285 000 руб.;
- с кадастровым номером № в размере 160 000 руб.;
- с кадастровым номером № в размере 403 000 руб.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Административный истец обратился в Брянский областной суд с настоящим административным иском 16 июня 2020 г.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в ЕГРН в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Вступивший в законную силу судебный акт об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, является основанием для внесения соответствующих сведений в ЕГРН в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Кооператор» к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Государственному бюджетному учреждению «Брянскоблтехинвентаризация» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2019 г.:
наименование: данные отсутствуют, назначение: нежилое здание, площадью 1 539 кв.м, количество: 4, в том числе подземных 1, адрес: <адрес>, с кадастровым номером: №, в размере 14 565 000 рублей;
ресторана «Зартый», назначение: нежилое здание, площадью 1 246,3 кв.м, количество этажей: 3, в том числе подземных 1, адрес: <адрес>, с кадастровым номером: №, в размере 11 700 000 рублей;
земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для предпринимательской деятельности, площадью 682+/-6 кв.м, адрес: <адрес>, с кадастровым номером: №, в размере 309 000 рублей;
земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для предпринимательской деятельности, площадью 630+/-2 кв.м, адрес: <адрес>, с кадастровым номером: №, в размере 285 000 руб.;
земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: предприятия общественного питания, площадью 283+/-5,89 кв.м, адрес: <адрес>, с кадастровым номером: №, в размере 160 000 руб.;
земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: предприятия общественного питания, площадью 951+/-10,79 кв.м, адрес: <адрес>В, с кадастровым номером: №, в размере 403 000 руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 16 июня 2020 г.
Вновь установленная кадастровая стоимость объектов недвижимости подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца.
Председательствующий
судья Брянского областного суда С.А. Горбарчук