Дело № 2-3160/2021
УИД 92RS0002-01-2021-003966-37
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
14 сентября 2021 года Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Гавуры О.В.,
при секретаре Федоровой Л.С.,
с участием:
представителя истца ФИО6,
представителя
ответчика ФИО3 ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО2, ФИО3 о признании недействительными предварительных договоров купли-продажи недвижимого имущества,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в суд с иском к ФИО2 и ФИО3 о признании недействительными предварительных договоров купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, которые были заключены между ответчиками, и применении последствий недействительности сделок.
В обоснование исковых требований истец указал, что с 1997 года он состоит в браке с ответчиком ФИО4 А.В., а во время нахождения в браке супругами ФИО4 в общую совместную собственность супругов была приобретена <адрес>, площадью 37,1 кв.м, расположенная по адресу: г. Севастополь, <адрес>, кадастровый №, и <адрес>, площадью 43,1 кв.м, расположенная по адресу: г. Севастополь, <адрес>, кадастровый №. Приобретение в общую совместную собственность указанных квартир произошло в результате выплаты ответчиком ФИО4 А.В. в полном объёме паевых взносов в ЖСК «СОИР», членом которого она является, на строительство квартир.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 и ИП ФИО4 А.В. был заключён предварительный договор, по условиям которого ответчик ФИО4 А.В. взяла на себя обязательство заключить с ФИО3 в будущем в срок, не позднее ДД.ММ.ГГГГ, основной договор купли-продажи квартиры, общей площадью 38,66 кв.м, расположенной по адресу: город Севастополь, <адрес>, корпус 10, <адрес>, которая будет принадлежать ей на праве собственности.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 и ИП ФИО4 А.В. был заключён предварительный договор, по условиям которого ответчик взял на себя обязательство заключить с ФИО3 в будущем в срок, не позднее ДД.ММ.ГГГГ, основной договор купли-продажи квартиры, общей площадью 45,5 кв.м, расположенной по адресу: город Севастополь, <адрес>, корпус 10, <адрес>, которая будет принадлежать ей на праве собственности.
После регистрации в ФИО9 ФИО2 права собственности на вышеуказанные квартиры она отказалась заключать с ФИО3 основные договора кули-продажи, мотивируя свой отказ тем, что истец ФИО4 А.В. отказался давать ей согласие на продажу квартир, являющихся общей совместной собственностью. Апелляционным определением Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № исковые требования ФИО3 о понуждении к заключению договоров купли-продажи квартиры, площадью 37,1 кв.м, расположенной по адресу: г. Севастополь, <адрес>, кадастровый № и квартиры, площадью 43,1 кв.м, расположенной по адресу: г. Севастополь, <адрес>, кадастровый №, а также признание заключёнными договоров купли-продажи указанных квартир были удовлетворены. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, истец считает заключённые ДД.ММ.ГГГГ между ответчиками предварительные договора купли-продажи квартир недействительными.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования в полном объёме, настаивал на их удовлетворении. Ответчик ФИО4 А.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим способом. Ответчик ФИО3 и её представитель исковые требования не признали в связи с их необоснованностью.
Суд, рассмотрев заявленные требования, выслушав сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.
Согласно свидетельству о браке серии ОЛ №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Новенским поселковым советом <адрес> города Кировоград истец ФИО4 А.В. и ответчик ФИО4 А.В. состоят в зарегистрированном браке. Доказательства расторжения указанного брака суду не предоставлены.
Во время нахождения в браке супругами ФИО4 в общую совместную собственность супругов была приобретена <адрес> площадью 37,1 кв.м, расположенная по адресу: г. Севастополь, <адрес>, кадастровый №, и <адрес>, площадью 43,1 кв.м, расположенная по адресу: г. Севастополь, <адрес>, кадастровый №. Приобретение в общую совместную собственность указанных квартир произошло в результате выплаты ответчиком ФИО4 А.В. в полном объёме паевых взносов в ЖСК «СОИР», членом которого она является, на строительство квартир. Право собственности на указанные квартиры за ответчиком ФИО4 А.В. зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, что подтверждается выписками из ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 и ИП ФИО4 А.В. был заключён предварительный договор, по условиям которого ответчик ФИО4 А.В. взяла на себя обязательство заключить с ФИО3 в будущем в срок, не позднее ДД.ММ.ГГГГ, основной договор купли-продажи квартиры, общей площадью 38,66 кв.м, расположенной по адресу: город Севастополь, <адрес>, корпус 10, <адрес>, которая будет принадлежать ей на праве собственности.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 и ИП ФИО4 А.В. был заключён предварительный договор, по условиям которого ответчик взял на себя обязательство заключить с ФИО3 в будущем в срок, не позднее ДД.ММ.ГГГГ, основной договор купли-продажи квартиры, общей площадью 45,5 кв.м, расположенной по адресу: город Севастополь, <адрес>, корпус 10, <адрес>, которая будет принадлежать ей на праве собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В силу п. 1. ст. 429 Гражданского кодекса Российской Федерации по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором. Таким образом, предметом предварительного договора является обязательство его сторон заключить в будущем на определённых условиях основной договор, а сам предварительный договор не порождает возникновение у одной из его сторон прав на имущество, которое будет предметом основного договора купли-продажи. В момент заключения предварительного договора отчуждение имущества, которое будет являться предметом основного договора, не происходит. При таких обстоятельствах действующее законодательство не предусматривает обязательное наличие согласия супруга при заключении вторым супругом предварительного договора, предметом которого будет являться продажа общего супружеского имущества.
Согласно ч. 1 ст. 33 Семейного кодекса Российской Федерации законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности. Законный режим действует, если брачным договором не установлено иное.
В силу ч. 1 ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации имущество, нажитое супругами во время браке является их совместной собственностью.
В соответствии с ч. 2 указанной статьи общим имуществом супругов признаются доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности, приобретённые за счёт общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи и любое другое нажитое супругами во время брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено.
В соответствии с п. 3 ст. 35 Гражданского кодекса Российской Федерации для заключения одним из супругов сделки по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, сделки, для которой законом установлена обязательная нотариальная форма, или сделки, подлежащей обязательной государственной регистрации, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга. При этом супруг, чьё нотариально удостоверенное согласие получено не было, вправе требовать признания сделки недействительной.
Пункт 1 статьи 173-1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что сделка, совершённая без согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления, необходимость получения которого предусмотрена законом, является оспоримой, если из закона не следует, что она ничтожна или не влечёт правовых последствий для лица, управомоченного давать согласие при отсутствии такого согласия.
П. 90 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015г. № «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ» указывает на то, что сделка может быть признана недействительной по основанию, предусмотренному п. 1 ст. 173.1 ГК РФ, только тогда, когда получение согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления на её совершение, необходимо в силу указания закона.
Согласно п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания её таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). П. 2 указанной статьи предоставляет право предъявления требования о признании оспоримой сделки недействительной стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
Недействительная сделка не влечёт юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с её недействительностью, и недействительна с момента её совершения.
Апелляционным определением Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № исковые требования ФИО3 о понуждении к заключению договоров купли-продажи квартиры, площадью 37,1 кв.м, расположенной по адресу: г. Севастополь, <адрес>, кадастровый № и квартиры, площадью 43,1 кв.м, расположенной по адресу: г. Севастополь, <адрес>, кадастровый №, а также признании заключёнными договоров купли-продажи указанных квартир были удовлетворены.
При принятии указанного решения суд апелляционной инстанции дал оценку доводам истца об отказе в предоставлении согласия супруга на продажу спорных квартир и квалифицировал их как злоупотребление правом и недобросовестное осуществление своих прав. По сути же предъявление ФИО4 А.В. иска, рассматриваемого в настоящем деле, связано и мотивировано его несогласием с Апелляционным определением Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При рассмотрении по существу настоящего дела доказательств обосновывающих заявленные требования истцом не представлено.
При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводами представителя ответчика о том, что суд апелляционной инстанции дал оценку доводам истца об отказе в предоставлении согласия супруга на продажу спорных квартир и квалифицировал их как злоупотребление правом и недобросовестное осуществление своих прав, в связи с чем, в удовлетворении иска ФИО1 к ФИО2 и ФИО3 о признании недействительными предварительных договоров купли-продажи недвижимого имущества следует отказать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации РФ, суд -
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФИО2 и ФИО3 о признании недействительными предварительных договоров купли-продажи недвижимого имущества - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий по делу
судья /подпись/ О.В. Гавура
Решение не вступило в законную силу.
Копия верна:
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя О.В. Гавура