Решение по делу № 21-60/2017 от 14.12.2016

Дело № 21-60/2017

№ 21-843/2016

Р Е Ш Е Н И Е

07 февраля 2017 года гор. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев жалобу защитника ФИО1ФИО2 на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 15.11.2016 г. № 12-58/2016 по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – заведующего производством Общества с ограниченной ответственностью «АРТ» ФИО1 по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л :

Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Крым Сандрыгайло С.А. № 003224/0216/45 от 07 июля 2016 года должностное лицо – заведующий производством Общества с ограниченной ответственностью «АРТ» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 (двадцати тысяч) рублей.

Решением судьи Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 15.11.2016 г. № 12-58/2016 указанное постановление № 003224/0216/45 от 07 июля 2016 года оставлено без изменения, а жалоба Борисова А.П. – без удовлетворения.

Не согласившись с принятым решением, защитник ФИО1ФИО2 подал жалобу, в которой просит указанные решение суда и постановление должностного лица № 003224/0216/45 от 07 июля 2016 года отменить, прекратив производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Жалоба сводится к несогласию с выводами должностного лица, послужившими основанием для привлечения Борисова А.П. к административной ответственности, а также с выводами, изложенными в решении суда. Заявитель указывает на то, что вывод Министерства экологии и природных ресурсов о неведении учета и отчетности в области обращения с отходами на предприятии опровергается материалами дела, которыми подтверждено направление отчета об образовании, использовании и размещении отходов в территориальный орган в установленный законом срок. Относительно паспортизации отходов заявитель ссылается на то, что срок предоставления копий паспортов и документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности в соответствующий орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования законодателем не установлен. Также представитель Борисова А.П. считает, что обследованием территории не может быть установлен факт образования отходов в хозяйственной деятельности предприятия, а такой факт может быть определен исключительно на основании технических регламентов, и других технических документов, разработанных предприятием. Имеющиеся на территории Общества в момент проведения проверки деревянная тара, утратившая потребительские свойства относится к виду отходов 5 класса опасности, к которому как к малоопасному, требования о паспортизации не предъявляются. Иных доказательств нахождения выявленных отходов, по мнению заявителя, материалы дела не содержат.

Изучив материалы дела, заслушав защитника ФИО1ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Крым Сандрыгайло С.А., возражавшего против жалобы, проверив изложенные в жалобе доводы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.

В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Состав правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушением требований природоохранного законодательства.

Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

В силу статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статьей 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ установлено, что юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности», согласно п. 7 которых на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 712.

Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.

В силу статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Согласно пункту 1 статьи 10 указанного Закона при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (пункт 7 статьи 12 Закона).

В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ при обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Пунктом 1 статьи 15 ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.

Как усматривается из материалов дела, на основании приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 23 мая 2016 года № 916 о проведении внеплановой выездной проверки ООО «АРТ», сотрудниками Министерства в период с 08 июня 2016 года по 15 июня 2016 года проведена проверка деятельности Общества, с целью выявления возможных нарушений природоохранного законодательства, в том числе, в области обращения с отходами производства и потребления в части несанкционированного складирования отходов, что отражено в акте № 9 от 21.06.2016 г.

Главным специалистом оперативного реагирования и экологической безопасности управления государственного экологического надзора - государственным инспектором Республики Крым Сандрыгайло С.А. в отношении должностного лица – заведующего производством Общества с ограниченной ответственностью «АРТ» ФИО1 01.06.2016 г. составлен протокол №003224/0216 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.

В постановлении государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Крым Сандрыгайло С.А. № 003224/0216/45 от 07 июля 2016 года установлено, что заведующий производством ООО «АРТ» Борисов А.П. совершил административное правонарушение, выразившееся в не обеспечении проведения инвентаризации отходов и объектов их размещения; не направлении заверенных копий паспортов отходов, материалов по подтверждению класса опасности отходов; не оформлении документов о квалификации лиц, выданных по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности; не обеспечении учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; не разработке приказов, распоряжений об утверждении мест складирования отходов на территории предприятия, их границ, обустройства, а также должностных лиц, ответственных за их эксплуатацию.

Указанным постановлением Борисов А.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ, с назначением ему административного наказания в виде административного штрафа.

Так, приказом директора ООО «АРТ» № 17/4 от 21 марта 2016 года организация деятельности предприятия в области охраны окружающей среды и производственного экологического контроля, проведение экологической политики на предприятии возложена на заведующего производством Борисова А.П.

Приказом директора ООО «АРТ» № 17/2 от 21 марта 2016 года заведующий производством Борисов А.П. назначен ответственным за разработку инструкции по обращению с отходами производства; за организацию, ведение и складирование учета отходов; за проведение инвентаризации отходов производства, а также разработку нормативов образования отходов производства; за сбор и хранение отходов и разделение их по видам.

Также Борисов А.П. согласно приказу директора Общества № 17/3 от 21.03.2016 года назначен ответственным за обращение (накопление, образование, своевременный вывоз) с отходами производственного цеха ООО «АРТ», их учет, передачу в специализированные организации.

В соответствии со свидетельством на право работы с отходами І- IV класса опасности, выданным 29.04.2016 года, ФИО1 прошел профессиональную подготовку по программе «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с отходами І- IV класса опасности, что опровергает вывод государственного инспектора о том, что на момент проведения проверки 08-15.06.2016 г., не оформлены документы о квалификации лиц, выданных по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При изложенных обстоятельствах и с учетом положений названной нормы из постановления должностного лица и судебного решения подлежит исключению указание на нарушение должностным лицом природоохранного законодательства в области обращения с отходами, выразившееся в не оформлении документов о квалификации лиц, выданных по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.

Что касается установленных нарушений, выразившихся в не обеспечении проведения инвентаризации отходов и объектов их размещения; не направлении заверенных копий паспортов отходов, материалов по подтверждению класса опасности отходов; не обеспечении учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; не разработке приказов, распоряжений об утверждении мест складирования отходов на территории предприятия, их границ, обустройства, а также должностных лиц, ответственных за их эксплуатацию, то указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 21 - 23), актом проверки и приложенной к нему фототаблицей (л.д. 24 - 41), приказом о проведении проверки (листы 8-11 дела об административном правонарушении Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым), решением о согласовании проведения внеплановой выездной проверки (лист 12 дела об административном правонарушении), обращением граждан в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым (лист 1 дела об административном правонарушении), приказами директора ООО «АРТ» (л.д. 56-58) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, в рассматриваемом случае должностным лицом ООО «АРТ» Борисовым А.П. допущено административное правонарушение, выраженное в несоблюдении экологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами, что в свою очередь является объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, а именно: является действиями, состоящими в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Довод жалобы о направлении отчета об образовании, использовании и размещении отходов в территориальный орган в установленный законом срок, не влияет на существо рассматриваемых правоотношений, поскольку такое нарушение как не направление отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в адрес Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым должностному лицу Борисову А.П., согласно постановлению государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Крым № 003224/0216/45 от 07 июля 2016 года, не вменяется.

Довод заявителя относительно отсутствия нарушений в части паспортизации отходов в связи с не установлением действующим законодательством срока предоставления копий паспортов и документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности в соответствующий орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования законодателем, не состоятелен.

Так, согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» утверждены Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, согласно п. 7 которых на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт, копия которого, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.

Таким образом соблюдение законодательно закрепленного порядка паспортизации отходов предполагает составление индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами паспорта на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, его утверждение и направление его заверенной копии в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности.

Иные доводы жалобы не содержат доказательств, опровергающих обстоятельства, установленные административным органом, и направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, которые были исследованы судьей Бахчисарайского районного суда Республики Крым. Указанные доводы противоречат совокупности собранных по делу доказательств, не основаны на законе и не ставят под сомнение наличие в действиях Борисова А.П. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

При производстве по делу об административном правонарушении, а также при рассмотрении жалобы заявителя в Бахчисарайском районном суде Республики Крым, юридически значимые обстоятельства определены правильно, доказательства получены с соблюдением установленных КоАП РФ процессуальных требований, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

Несогласие апеллянта с выводами суда, не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку жалоба на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 15.11.2016 г. № 12-58/2016 по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – заведующего производством Общества с ограниченной ответственностью «АРТ» ФИО1 по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не содержит правовых и фактических обстоятельств, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, основания для отмены решения суда отсутствуют.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым

р е ш и л:

Жалобу защитника ФИО1ФИО2 на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 15.11.2016 г. № 12-58/2016 – оставить без удовлетворения.

Решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 15.11.2016 г. № 12-58/2016 в отношении должностного лица – заведующего производством Общества с ограниченной ответственностью «АРТ» ФИО1 – оставить без изменения.

Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.

Судья подпись Е.Г. Тимошенко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

21-60/2017

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Тимошенко Екатерина Григорьевна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
07.02.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее