Решение от 14.09.2021 по делу № 2-1040/2021 от 24.06.2021

61RS0017-01-2021-001890-37

Дело № 2-1040/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 сентября 2021 года                         г. Зверево,

Красносулинский районный суд Ростовской области

Под председательствованием судьи Самойленко М.Л.,

при секретаре Иньковой Н.С.,

при участии представителя истца – старшего помощника прокурора г. Зверево Шикиной Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г. Зверево к Гончаровой Ольге Александровне, ФКУ «Главного бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, третьи лица ГУ ПФР по Ростовской области, УСЗН Администрации г. Зверево, МБУЗ «ЦГБ» г. Гуково, МБУЗ «ЦГБ» г.Зверево о признании недействительными со дня выдачи справку медико-социальной экспертизы и выписку из акта освидетельствования об установлении инвалидности

УСТАНОВИЛ::

Прокурор обратился в Красносулинский районный суд в интересах Российской Федерации с иском ( с учетом его уточнения) к Гончаровой Ольге Александровне, ФКУ «Главного бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, третьи лица ГУ ПФР по Ростовской области, УСЗН Администрации г. Зверево, МБУЗ «ЦГБ» г. Гуково, МБУЗ «ЦГБ» г.Зверево о признании недействительными со дня выдачи справку медико-социальной экспертизы и выписку из акта освидетельствования об установлении инвалидности, по тем основаниям, что прокуратурой г. Зверево по поручению прокуратуры Ростовской области проведена проверка законности установления 2 группы инвалидности Гончаровой О.А. Согласно выписке из акта освидетельствования серии МСЭ -2014 № 2342034 от 02.12.2014, выданной Бюро № 30 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по РО», с 02.12.2014 Гончаровой О.А. установлена 2 группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (бессрочно) вследствие общего заболевания. В ходе проверки установлено, что согласно представленным сведениям ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда и социальной защиты РФ протоколы и акты проведения медико-социальной экспертизы Гончаровой О.А. в ФКУ «ГБ МСЭ по РО» Минтруда России отсутствуют. В базе данных Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационной системы (ЕАВИИАС), используемой при прохождении МСЭ, информация о проведении медико-социальной экспертизы Гончаровой О.А. отсутствует.

Истец полагает, что Гончарова О.А. не проходила медико-социальную экспертизу в экспертном составе Бюро № 30 - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России, и как следствие знала об этом при предъявлении недействительной справки в Пенсионный фонд с целью получения пенсии по инвалидности. Просит суд признать недействительной с момента выдачи справки Бюро № 30 - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по РО» серии МСЭ -2014 № 2342034 от 02.12.2014, об установлении Гончаровой О.А. второй группы инвалидности бессрочно.

Дело было назначено к слушанию, стороны надлежаще извещены о времени и месте слушания дела, о чем имеются подтверждения в материалах дела.

Дело слушалось с участием представителя истца, в отсутствие ответчиков и третьих лиц, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Зверево заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске,

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 1 Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 г. "О социальной защите инвалидов" инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила признания лица инвалидом утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 года N 95.

В соответствии с п. 2, п. 3 указанных Правил, признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.

Согласно п. п. 5 и 6 указанных Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию. Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

Классификация и критерии, используемые при осуществлении МСЭ граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы утверждены приказом Минтруда России от 17 декабря 2015 г. N 1024н.

Согласно п. 7 Правил признания лица инвалидом в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности.

Пунктом 15 указанных Правил предусмотрено, что гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.

В случае если медицинская организация, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно (пункт 19 Правил).

В соответствии с пунктом 28 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного Приказом Минтруда России от 29 января 2014 года N 59н, для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы необходимо предоставление документа, удостоверяющего личность гражданина (возможна копия) и заявления о предоставлении государственной услуги.

Кроме того, пунктом 31 Административного регламента установлено, что для проведения медико-социальной экспертизы также необходимо предоставить направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, либо справку об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу.

Необходимым и обязательным для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы условием, является выдача направления на медико-социальную экспертизу либо справки об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу.Пунктом 13 Правил признания лица инвалидом предусмотрено, что гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования: не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению; не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам).

Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом по основаниям, указанным в абзацах втором и третьем настоящего пункта, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Гражданам, обратившимся в бюро самостоятельно в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил, группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть установлена при первичном признании гражданина инвалидом в случае отсутствия положительных результатов назначенных ему в соответствии с указанным пунктом реабилитационных или абилитационных мероприятий.

В силу пункта 1 части 3 статьи 8 Закона N 181-ФЗ на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 указанного Федерального закона N 181-ФЗ Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что 02 декабря 2014 года, Гончаровой Ольге Александровне, ДД.ММ.ГГГГ рождения, установлена впервые вторая группа инвалидности, бессрочно, по общему заболеванию, что подтверждается справкой серии МСЭ -2014 № 2342034 от 02.12.2014.

Как следует из отзыва на исковое заявление ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" Минтруда России от 05.07.2021 года, сведениями о прохождении 02.12.2014 года Гончаровой О.А. медико-социальной экспертизы в бюро №30 – филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России учреждение не располагает. Отсутствуют дело медико-социальной экспертизы (акт, протокол) Гончаровой О.А., а также сведения о нем в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационной системе (ЕАВИИАС). Таким образом справка серии МСЭ -2014 № 2342034 от 02.12.2014 об установлении Гончаровой О.А. второй группы инвалидности впервые без указания срока переосвидетельствования выдана в отсутствие законных к тому оснований ( л.д. 22,23).

Из материалов дела следует, что приговором Красносулинского районного суда Ростовской области от 05.04.2021 Гончарова О.А. признана виновной и осуждена по ч.3 ст. 159.2 УК РФ в связи с тем, что Гончарова О.А., достоверно зная об отсутствии у нее законных оснований на получение страховой пенсии по инвалидности и иных социальных выплат, без предоставления медицинских документов и прохождения медико-социальной экспертизы в установленном законом порядке, получила справку серии МСЭ -2014 № 2342034 от 02.12.2014, выданную Бюро № 30 ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» об установлении ей второй группы инвалидности бессрочно в связи с общим заболеванием.( л.д. 9-12).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, направление на МСЭ Гончарова О.А. не получала, медико-экспертные документы в службе МСЭ отсутствуют, справка серии МСЭ -2014 № 2342034 от 02.12.2014 об установлении второй группы инвалидности, бессрочно, получена ею без проведения медико-социальной экспертизы и оценки ограничений основных категорий жизнедеятельности, что нельзя расценить как формальные (процедурные) нарушения.

Медицинские документы ответчика и индивидуальная программа реабилитации (ИПР), которые могли бы подтвердить наличие у него заболевания, являющегося основанием для установления группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования - суду не представлены, в связи с чем суд полагает, что отсутствие указанных документов, отсутствие направления на медико-социальную экспертизу или отказа в таком направлении, а также документов, подтверждающих прохождение МСЭ (акты и протоколы проведения МСЭ) подтверждают выводы о незаконном получении справки серии МСЭ -2014 № 2342034 от 02.12.2014, без проведения освидетельствования.

После приостановления, а затем и прекращения выплат пенсии по инвалидности, Гончарова О.А. повторное медицинское освидетельствование не проходила, доказательств наличия у нее заболевания, свидетельствующего о необходимости и обоснованности установления ей инвалидности, суду не представлено.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что правила прохождения медико-социальной экспертизы Гончаровой О.А. нарушены, следовательно требования прокурора о признании недействительными справки и выписки из акта медицинского освидетельствования об установлении Гончаровой О.А. второй группы инвалидности – подлежат удовлетворению.

Поскольку прокурор подлежит освобождению от уплаты госпошлины по данному исковому заявлению, в соответствии с п.9 ч.1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ, то в силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчиков Гончаровой О.А. и ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ надлежит взыскать в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей за требования неимущественного характера, по 150 рублей с каждого из ответчиков.

Руководствуясь ст.ст.12,56,194-198,209, 321 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ №30 - ░░░░░░░ ░░░ "░░ ░░░ ░░ ░░" ░░░░░ ░░░ -2014 № 2342034 ░░ 02.12.2014 ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ -2014 № 2342034 ░░ 02.12.2014 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 150 (░░░ ░░░░░░░░░) ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 150 ░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17.09.2021.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░

2-1040/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г.Зверево
Ответчики
Гончарова Ольга Александровна
ФКУ ГБМСЭ по РО Министерства труда и социальной защиты РФ
Другие
УСЗН Администрации г.Зверево
ГУПФР по РО
Суд
Красносулинский районный суд Ростовской области
Судья
Самойленко Марина Леонидовна
Дело на сайте суда
krasnosulinsky.ros.sudrf.ru
24.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.06.2021Передача материалов судье
25.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.07.2021Подготовка дела (собеседование)
12.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.07.2021Судебное заседание
14.09.2021Судебное заседание
17.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.10.2021Дело оформлено
14.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее