Судья: Белова Е.В. Дело № 33-25186/2023
УИД 50RS0027-01-2023-000376-88
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красногорск,
Московская область 19 июля 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Абдулгалимовой Н.В.,
судей Колесник Н.А., Романенко Л.Л.,
при помощнике судьи Алексеевой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поповой О. Н. к Муниципальному казенному учреждению Можайского городского округа Московской области «Содействие», Шкуратову С. Н. о признании удостоверения недействительным, понуждению об исключении сведений, признании удостоверения действующим, понуждению к внесению данных,
по апелляционной жалобе Поповой О. Н. на решение Можайского городского суда Московской области от 3 мая 2023 года,
заслушав доклад судьи Абдулгалимовой Н.В.,
объяснения Поповой О.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы,
установила:
Попова О.Н. обратилась в суд с иском к МКУ МГО МО «Содействие» и Шкуратову С. Н. о признании удостоверения о семейном захоронении <данные изъяты>, выданном Шкуратову С.Н. недействительным и подлежащим аннулированию, понуждении МКУ МГО МО «Содействие» исключить сведения о Шкуратове С.Н. как ответственном лице за семейное захоронение в д.<данные изъяты>, где захоронен <данные изъяты>, признании удостоверения о семейном захоронении <данные изъяты> в <данные изъяты>, выданное Поповой О.Н., действительным и понуждении МКУ МГО МО «Содействие» внести в книгу регистрации захоронения сведения об истце, как о лице ответственном за захоронение, где захоронен Шкуратов Н.П.
В обоснование заявленных требований Попова О.Н. указала, что 6 июля 2020 года она получила удостоверение о семейном захоронении <данные изъяты> в д.<данные изъяты>, между тем при обращении 8 декабря 2022 года в МКУ МГО МО «Содействие» узнала, что ответственным лицом за данное захоронение является Шкуратов С.Н., который получил удостоверение о семейном захоронении <данные изъяты> в д.<данные изъяты> значительно позже истца, в связи с чем посчитала свои права нарушенными и обратилась в суд.
Решением Можайского городского суда Московской области от 3 мая 2023 года в удовлетворении требований Поповой О.Н. о признании удостоверения о семейном захоронении <данные изъяты> выданного МКУ МГО МО «Содействие» Шкуратову С.Н. недействительным и подлежащим аннулированию, а также в понуждении МКУ МГО МО «Содействие» исключить сведения о Шкуратове С.Н. как ответственном лице за семейное захоронение в д.<данные изъяты>, где захоронен <данные изъяты> отказано. Признано недействительным удостоверение <данные изъяты> от 06.07.2020 года о семейном захоронении в д. <данные изъяты>, где захоронен <данные изъяты>, умерший <данные изъяты>, выданное Поповой О. Н..
Не согласившись с решением суда, Попова О.Н. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, вынести новое, которым требования удовлетворить.
В возражениях на апелляционную жалобу Шкуратов С.Н. и Муниципальное казенное учреждение Можайского городского округа Московской области «Содействие»ее доводы считают необоснованными.
Исходя из положений ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Попова О.Н. и Шкуратов С.Н. являются родными братом и сестрой – детьми <данные изъяты>, умершего <данные изъяты> и захороненного в д. <данные изъяты>, рядом с данным захоронением захоронен отец мужа истца Поповой О.Н. – <данные изъяты> До 7 октября 2022 года данные захоронения были огорожены одной оградой, площадь места захоронения была около 22 кв.м., что не отрицалось сторонами в ходе судебного разбирательства и подтверждается карточкой захоронения.
Полномочия в сфере погребения и похоронного дела на территории Можайского городского округа по выдаче удостоверений о захоронении возложены на МКУ МГО МО «Содействие».
17 мая 2021 года Попова О.Н. получила два удостоверения о семейной захоронении <данные изъяты> в отношении захоронения <данные изъяты> и <данные изъяты> в отношении захоронения <данные изъяты> в д.<данные изъяты>, удостоверения датированы 6 июля 2020 года, что подтверждается выпиской из книги регистрации удостоверений <данные изъяты>, порядковые номера записи <данные изъяты> и <данные изъяты>, что соответствует номерам удостоверений о захоронениях, с подписью Поповой О.Н. о получении.
Площадь захоронения на дату выдачи спорного удостоверения <данные изъяты> составлял 350х630 кв.м., что подтверждается карточкой захоронения и не отрицалось сторонами в ходе судебного разбирательства, поскольку стороны подтвердили, что две могилы были огорожены одной оградой, площадь захоронения была более 12 кв.м.
В соответствии с Законом Московской области от 17 июля 2007 года №115/2007-ОЗ «О погребении и похоронном деле в Московской области» оформление удостоверений о захоронениях, произведенных до 1 августа 2004 года, а также после 1 августа 2004 года в случае, если данные удостоверения не были оформлены и выданы при предоставлении мест захоронения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, законодательства Московской области, осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела на безвозмездной основе.
При этом основанием для отказа в оформлении удостоверений о захоронениях является превышение 12 кв.м. размера семейного места захоронения, за исключением случая, когда место захоронения полностью использовано для погребения. Семейные захоронения, созданные до 1 августа 2004 года, не могут превышать 12 кв. метров, за исключением случая, когда место захоронения полностью использовано для погребения.
Суд посчитал, что удостоверение о семейном захоронении <данные изъяты> Поповой О.Н. выдано с нарушением действующего законодательства, поскольку на момент выдачи данного удостоверения размер захоронения составлял более 12 кв.м., т.е. имелось основание для отказа в выдачи удостоверения.
При этом суд указал, что правового значения, получала ли Попова О.Н. уведомления о приведении захоронения к установленной законом Московской области размеру правового значения не имеет, при том что сама истица пояснила, что никаких работ после получения удостоверения по приведению захоронения к установленному законом размеру не производила.
1 июля 2022 года Шкуратов С.Н. обратился МКУ МГО МО «Содействие» за получением удостоверения о семейном захоронении, однако ему было отказано, что подтверждается соответствующем уведомлением от 1 июля 2022 года об отказе в предоставлении государственной услуги.
7 октября 2022 года актом физического размера захоронения главным экспертом общего отдела и смотрителем кладбища МКУ МГО МО «Содействие» зафиксировано, что площадь захоронения <данные изъяты> приведена к размеру 11,75 кв.м., что стало основанием к выдаче удостоверения о семейном захоронении <данные изъяты> выданного МКУ МГО МО «Содействие» Шкуратову С.Н.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости отказать истцу в удовлетворении исковых требований о признании удостоверения о семейном захоронении <данные изъяты> выданного МКУ МГО МО «Содействие» Шкуратову С.Н. недействительным и подлежащим аннулированию, также как и требовании о понуждении МКУ МГО МО «Содействие» исключить сведения о Шкуратове С.Н. как ответственном лице за семейное захоронение в д. <данные изъяты>.
Также суд признал удостоверение <данные изъяты> от 6 июля 2020 года о семейном захоронении, выданное Поповой О.Н., недействительным.
С такими выводами судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
Статья 21 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", согласно которой гражданам Российской Федерации могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, направлена на реализацию волеизъявления лица (лиц) о получении на общественных кладбищах земельных участков для создания единых мест захоронения скончавшихся членов семьи и родственников.
В соответствие с пунктом 1.1 статьи 12 Закона Московской области от 4 июля 2007 г. N 15/13-П "О погребении и похоронном деле в Московской области», места для родственных захоронений предоставляются уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела на безвозмездной основе в день обращения лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, специализированной службы по вопросам похоронного дела или иного хозяйствующего субъекта с заявлением о предоставлении места для родственного захоронения.
Согласно пункту 3 статьи 12 Закона Московской области "О погребении и похоронном деле в Московской области" при предоставлении места для родственного захоронения уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела выдается удостоверение о родственном захоронении.
Приведенными положениями действующего законодательства предусмотрено, что удостоверение о захоронении выдается лицу ответственному за захоронение, и только таким документом может быть подтвержден статус лица, ответственного захоронение.
Из материалов дела усматривается, что Попова О.Н. получила удостоверение о семейной захоронении <данные изъяты> в отношении захоронения <данные изъяты> и <данные изъяты> в отношении захоронения <данные изъяты> в д. <данные изъяты>, удостоверение датировано 6 июля 2020 года, что подтверждается выпиской из книги регистрации удостоверений н.<данные изъяты>. Удостоверение выдано уполномоченным лицом МКУ МГО МО «Содействие».
Шкуратов С.Н. 7 октября 2022 года в МКУ МГО МО «Содействие» получил удостоверение <данные изъяты> на это же семейное захоронение.
Однако в соответствии со ст. 18.2 Закона Московской области от 4 июля 2007 г. N 15/13-П "О погребении и похоронном деле в Московской области» в редакциях, действующих как на момент выдачи удостоверений Поповой О.Н., так и Шкуратову С.Н., основанием для отказа в оформлении удостоверения о захоронения является удостоверение о захоронении на истребуемое место захоронения ранее предоставленное другому лицу.
То есть, на одно место захоронения можно выдавать только одно удостоверение.
На момент выдачи удостоверения Шкуратову С.Н., удостоверение, выданное Поповой О.Н., не было признано недействительным и аннулировано, поэтому МКУ МГО МО «Содействие» выдало удостоверение о семейном захоронении Шкуратову С.Н. незаконно.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что удостоверение <данные изъяты> на семейное захоронение, выданное Шкуратову С.Н. 7 октября 2022 года Муниципальным казенным учреждением Можайского городского округа Московской области «Содействие», следует признать недействительным, обязать исключить из книги регистрации удостоверений сведения о Шкуратове С.Н., как о лице, ответственном за семейное захоронение ( сведения о захороненных лицах: <данные изъяты>, дата захоронения <данные изъяты>) кладбище по адресу: <данные изъяты>
Заслуживают внимания и доводы апелляционной жалобы о том, что суд признал недействительным удостоверение <данные изъяты> от 06.07.2020 года о семейном захоронении в д. <данные изъяты>, где захоронен <данные изъяты>, умерший <данные изъяты>, выданное Поповой О. Н., хотя таких требований никем не заявлялось.
В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Из материалов дела усматривается, что ответчиками исковых требований о признании недействительным удостоверения, выданного Поповой О.Н. не было заявлено.
Суд в нарушение ч.3 ст. 196 ГПК РФ вышел за пределы исковых требований Поповой О.Н. и признал удостоверение, выданное истцу недействительным.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований Поповой О.Н.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Можайского городского суда Московской области от 3 мая 2023 года отменить, вынести новое решение, которым исковые требования Поповой О. Н. к Муниципальному казенному учреждению Можайского городского округа Московской области «Содействие», Шкуратову С. Н. о признании удостоверения недействительным, понуждению об исключению сведений, признании удостоверения действующим, понуждению к внесению данных удовлетворить.
Признать недействительным удостоверение <данные изъяты> на семейное захоронение, выданное Шкуратову С.Н. 7 октября 2022 года Муниципальным казенным учреждением Можайского городского округа Московской области «Содействие», обязать Муниципальное казенное учреждение Можайского городского округа Московской области «Содействие» исключить сведения из книги регистрации удостоверений о Шкуратове С.Н., как о лице, ответственном за семейное захоронение
(сведения о захороненных лицах: <данные изъяты>, дата захоронения <данные изъяты>) кладбище по адресу: д. Федоровское Можайского городского округа Московской области, 131 км Минского шоссе.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 июля 2023 г.