Дело № 3а-617/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Воронеж 11 ноября 2019 г.
Воронежский областной суд в составе председательствующего Привалова А.А., при секретаре Аристовой Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Красинское» к правительству Воронежской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной,
установил:
представитель административного истца Уваров А.Н. обратился в суд с названным выше административным иском, указывая, что у ООО «Красинское» в пользовании на основании договоров аренды находятся 14 земельных участков, расположенных на территории Новоусманского муниципального района Воронежской области.
Ссылаясь на то, что в настоящее время административный истец обязан уплачивать арендную плату исходя из размера кадастровой стоимости земельных участков, размер которой значительно превышает размер их рыночной стоимости на указанную дату, административный истец просит установить кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости, установленной в отчетах оценщика ООО «Эстим-Такс» №№ 3240/19-1, 3240/19-2, 3240/19-2, 3240/19-4 от 22.05.2019.
Заинтересованными лицами на стороне административных ответчиков привлечены администрация Новоусманского муниципального района Воронежской области, администрация Рождественско-Хавского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области.
Представители участвующих в деле лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
На основании ч. 4 ст. 247 КАС РФ судом определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами ст. ст. 65 и 66 ЗК РФ, гл. III.1 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Закон об оценочной деятельности в ст. 24.18 предусматривает, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения содержатся в п. 1 ст. 245 КАС РФ.
Постановлением правительства Воронежской области от 31.10.2016 № 827 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Воронежской области.
Из материалов дела следует, что в пользовании ООО «Красинское» находятся:
1. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2 648 588 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>.
Договор аренды от 7 июля 2016 г. зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости, о чем 25 июля 2016 г. сделана запись регистрации № (том 1 л.д. 16-20).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 24.05.2019 № КУВИ-001/2019-11617952 кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 10.06.2016 составляет 18 566 601,88 руб. (том 1 л.д. 21).
2. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 830 290 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>.
Договор аренды от 3 февраля 2015 г. зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости, о чем 27 февраля 2015 г. сделана запись регистрации № (том 1 л.д. 22-26).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 24.05.2019 № КУВИ-001/2019-11617268 кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2015 составляет 4 956 831,3 руб. (том 1 л.д. 27).
3. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 6 769 855 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>.
Договор аренды от 5 июня 2002 г. зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости, о чем 12 июля 2002 г. сделана запись регистрации №, дополнительное соглашение от 15 мая 2017 г. зарегистрировано 13 июня 2017 г. за № (том 1 л.д. 28-38).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 27.05.2019 № КУВИ-001/2019-11615341 кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 06.06.2017 составляет 40 416 034,35 руб. (том 1 л.д. 39).
4. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 547 970 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>.
Договор аренды от 15 мая 2017 г. зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости, о чем 24 мая 2017 г. сделана запись регистрации № (том 1 л.д. 40-45).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 24.05.2019 № КУВИ-001/2019-11615934 кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 10.05.2017 составляет 3 271 380,9 руб. (том 1 л.д. 46).
5. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 617 150 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>.
Договор аренды от 15 мая 2017 г. зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости, о чем 24 мая 2017 г. сделана запись регистрации № (том 1 л.д. 47-52).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 27.05.2019 № КУВИ-001/2019-11616142 кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 10.05.2017 составляет 9 654 385,3 руб. (том 1 л.д. 53).
6. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2 137 500 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>.
Договор аренды от 15 мая 2017 г. зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости, о чем 24 мая 2017 г. сделана запись регистрации № (том 1 л.д. 54-59).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 24.05.2019 № КУВИ-001/2019-11616379 кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 10.05.2017 составляет 12 760 875 руб. (том 1 л.д. 60).
7. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2 154 500 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>.
Договор аренды от 15 мая 2017 г. зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости, о чем 24 мая 2017 г. сделана запись регистрации № (том 1 л.д. 61-66).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 24.05.2019 № КУВИ-001/2019-11616663 кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 10.05.2017 составляет 12 862 365 руб. (том 1 л.д. 67).
8. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 660 650 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>.
Договор аренды от 15 мая 2017 г. зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости, о чем 24 мая 2017 г. сделана запись регистрации № (том 1 л.д. 68-73).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 24.05.2019 № КУВИ-001/2019-11617016 кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 10.05.2017 составляет 9 914 080,5 руб. (том 1 л.д. 74).
9. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 3 600 000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>.
Договор аренды от 4 сентября 2001 г. зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости, о чем 17 октября 2001 г. сделана запись регистрации № (том 1 л.д. 75-79).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 24.05.2019 № КУВИ-001/2019-11615973 кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2015 составляет 23 076 000 руб. (том 1 л.д. 80).
10. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 604 608 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>
Договор аренды от 14 декабря 2012 г. зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости, о чем 9 января 2013 г. сделана запись регистрации № (том 1 л.д. 81-86).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 24.05.2019 № КУВИ-001/2019-11618227 кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2015 составляет 3 609 939,6 руб. (том 1 л.д. 87).
11. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2 900 000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>.
Договор аренды от 4 сентября 2001 г. зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости, о чем 17 октября 2001 г. сделана запись регистрации №, дополнительное соглашение от 7 августа 2013 г. зарегистрировано 29 августа 2013 г. за № (том 1 л.д. 88-93).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 27.05.2019 № КУВИ-001/2019-11617381 кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2015 составляет 24 099 000 руб. (том 1 л.д. 94).
12. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 340 000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>.
Договор аренды от 4 сентября 2001 г. зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости, о чем 17 октября 2001 г. сделана запись регистрации №, дополнительное соглашение от 10 января 2012 г. зарегистрировано 9 августа 2013 г. за №, дополнительное соглашение от 7 августа 2013 г. зарегистрировано 5 сентября 2013 г. за № (том 1 л.д. 95-102).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 24.05.2019 № КУВИ-001/2019-11616432 кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2015 составляет 2 825 400 руб. (том 1 л.д. 103).
13. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 130 000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>.
Договор аренды от 4 сентября 2001 г. зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости, о чем 17 октября 2001 г. сделана запись регистрации №, дополнительное соглашение от 10 января 2012 г. зарегистрировано 9 августа 2013 г. за №, дополнительное соглашение от 7 августа 2013 г. зарегистрировано 5 сентября 2013 г. за № (том 1 л.д. 95-102).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 24.05.2019 № КУВИ-001/2019-11617072 кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2015 составляет 9 390 300 руб. (том 1 л.д. 104).
14. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 5 403 110 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>.
Договор аренды от 4 августа 2016 г. зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости, о чем 7 сентября 2016 г. сделана запись регистрации № (том 1 л.д. 105-110).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 24.05.2019 № КУВИ-001/2019-11617764 кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2015 составляет 33 445 250,9 руб. (том 1 л.д. 111).
По условиям договоров аренды арендная плата исчисляется из кадастровой стоимости земельных участков, в силу чего административный истец обладает правом на ее пересмотр.
Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельных участков и законность нормативного акта об утверждении кадастровой стоимости предметом оспаривания в этом случае не являются.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с нормами, установленными земельным и гражданским законодательством в Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 ЗК РФ).
В подтверждение доводов к административному исковому заявлению приложены отчеты №№ 3240/19-1, 3240/19-2, 3240/19-3, 3240/19-4 от 22.05.2019, выполненные оценщиками ООО «Эстим-Такс» Лахиным В.А., Колдаевым Е.А., являющимися членами некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация ассоциации российских магистров оценщики» (том 1 л.д. 112-210, том 2 л.д. 1-190).
Указанными отчетами определена рыночная стоимость земельных участков по состоянию на дату определения кадастровой стоимости в размере соответственно 6 907 000 руб., 1 877 000 руб., 18 495 000 руб., 1 571 000 руб., 4 418 000 руб., 5 839 000 руб., 5 886 000 руб., 4 537 000 руб., 7 398 000 руб., 1 367 000 руб., 5 960 000 руб., 769 000 руб., 2 322 000 руб., 11 103 000 руб.
Согласно абзацам тридцать седьмому и тридцать восьмому статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, а также бездействие Комиссии, выразившееся в нерассмотрении заявления о пересмотре кадастровой стоимости в установленный законом срок, являются для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления условием для обращения в суд с требованием о пересмотре кадастровой стоимости и не могут быть предметом оспаривания при рассмотрении заявлений о пересмотре кадастровой стоимости.
ООО «Красинское» с соблюдением требований статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности 31 мая 2019 г. обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Воронежской области (далее - Комиссия) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка (том 2 л.д. 191-194).
Решением Комиссии от 20 июня 2019 г. № 175 заявление отклонено. Основанием для отказа, как указано в решении Комиссии, стало то, что отличие рыночной стоимости объектов недвижимости от кадастровой стоимости составляет более 30 процентов, оформление и содержание отчетов об оценке не соответствует требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки (том 2 л.д. 195-203).
Для устранения сомнений в определенной в отчетах рыночной стоимости земельных участков, принимая во внимание кратную разницу между кадастровой и рыночной стоимостью земельных участков, судом назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ФБУ Воронежский РЦСЭ Минюста России. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
В соответствии с заключением эксперта № 7977/6-4 от 14.10.2019 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 06.06.2017 составляет 16 540 748, с кадастровым номером № по состоянию на 10.06.2016 – 6 436 069 руб., отчеты № 3240/19-1, 3240/19-2 от 22.05.2019 соответствуют требованиям федеральных стандартов оценки, не выявлены нарушения требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости конкретного объекта оценки, и иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой рыночной стоимости, в том числе правильно ли определены факторы, влияющие на стоимость объекта недвижимости, не допускались ошибки при выполнении математических действий, использованная оценщиками информация является достоверной и проверяемой (том 3 л.д. 3-20).
Заключение судебной экспертизы никем не оспаривалось, составлено лицом, обладающим правом на проведение судебных экспертиз в данной области, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных участков, содержит подробное описание проведенного исследования, его выводы, и на основании этого исследования даны ответы на поставленные вопросы. Эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Оценив заключение эксперта по правилам, установленным в статье 84 КАС РФ, суд соглашается с изложенными в нем выводами.
Достоверность данных, содержащихся в заключении эксперта лицами, участвующими в деле, не оспорена, какие-либо доводы, свидетельствующие о несоответствии указанного заключения эксперта установленным требованиям лицами, участвующими в деле, не приведены.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Учитывая изложенное, а также то, что участвующие в деле лица не представили доказательств несоответствия заключения эксперта действующему законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки, суд считает, что кадастровую стоимость 2 земельных участков надлежит установить в размерах, определенных в данном заключении, а 12 земельных участков по результатам проведенной оценки, нашедшей свое выражение в отчетах, прошедших судебную экспертизу.
При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные административные исковые требования, поскольку рыночная стоимость земельных участков установлена как оценщиком, так и экспертом на дату определения их кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 28 ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
Поскольку общество обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 31 мая 2019 г., данную дату следует считать датой подачи заявления.
В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для органа регистрации права внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 111 КАС РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 названного кодекса.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2017 № 20-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения «Российский сельскохозяйственный центр» положения статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1, 2 и 3), 46 (части 1 и 2), 53, 55 (часть 3) и 57, в той мере, в какой этими положениями - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, - при отсутствии возражений ответчика, административного ответчика на требования истца, административного истца фактически исключается возможность присуждения судебных расходов лицу, чье исковое заявление, административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости удовлетворено судом.
В названном Постановлении также указано, что этими выводами не исключается учет при решении вопросов о распределении судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей - вопреки объективному экономическому содержанию отношений, связанных с формированием налоговой базы по земельному и иным имущественным налогам, - к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 05.07.2016 № 15-П сформулировал ряд правовых позиций, в силу которых кадастровая стоимость как таковая представляет собой не объективно существующую безусловную величину, установленную (исчисленную и проверенную) в качестве действительной цены, обязательной для любых сделок с объектами недвижимости, а их предполагаемую (условную) стоимость, установленную в ходе корректного исполнения законных процедур государственной кадастровой оценки, которая считается достоверной, пока не пересмотрена по правилам оценочной деятельности с установлением в итоге столь же законной рыночной стоимости этих объектов. В то же время рыночная стоимость также представляет собой лишь наиболее вероятную, т.е. в любом случае приблизительную и не безусловную, цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на цене сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Исходя из этого Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что как кадастровая стоимость, так и рыночная стоимость, будучи условными, считаются достоверными и подлежат признанию не в силу состоявшегося согласования или доказанного факта уплаты цены по известной реальной сделке, а в силу закона, поскольку их величина исчислена и обоснована в отчете оценщика по законно установленным правилам и не опровергнута (не пересмотрена, не исправлена) впоследствии законными же средствами.
Имеющиеся различия в методах оценки делают неизбежными не только несовпадение установленной на основании отчета оценщика стоимости с реальной ценой состоявшейся сделки, но и создают определенные расхождения между результатами разных оценок в отношении одного объекта недвижимости, притом что и тот и другой результаты считаются достоверными постольку, поскольку они законно получены либо в процедурах массовой государственной кадастровой оценки, либо в порядке приведения кадастровой стоимости объекта к его рыночной стоимости на основании индивидуальной оценки.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03.07.2014 № 1555-О, установление кадастровой стоимости равной рыночной, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик объекта недвижимости, в том числе в целях налогообложения, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки.
Именно поэтому Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке» связывает понимание кадастровой стоимости с соблюдением методических указаний о государственной кадастровой оценке, в ходе которой формируется соответствующая стоимостная характеристика объекта недвижимости, а также с использованием как рыночной, так и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования такого объекта (пункт 2 части 1 и часть 2 статьи 3). Проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на основе закрепленных статьей 4 названного Федерального закона принципов единства методологии определения кадастровой стоимости, непрерывности актуализации сведений, необходимых для определения кадастровой стоимости, независимости и открытости процедур государственной кадастровой оценки на каждом этапе их осуществления, экономической обоснованности и проверяемости результатов определения кадастровой стоимости призвано подтвердить достоверность кадастровой стоимости, оценка которой должна быть не произвольной и обеспечивать соотносимость (приближенность), насколько это возможно, результатов определения кадастровой стоимости с существующими рыночными реалиями, но и не исключает вариативности оценок кадастровой стоимости, обусловленной объективными факторами, включая особенности применяемой методологии кадастровой оценки и возможности различной профессиональной интерпретации имеющихся экономических и иных значимых данных.
Соответственно, достоверность кадастровой стоимости объекта недвижимости предполагается в отношении результата ее определения, укладывающегося в разумный диапазон возможных значений, которые могут быть получены в рамках соблюдения законной процедуры кадастровой оценки на основе имеющейся информации об объекте недвижимости с учетом профессионального усмотрения.
Приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 № 508 утвержден Федеральный стандарт оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», который определяет массовую оценку недвижимости как процесс определения стоимости при группировке объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке. При применении методов массовой оценки кадастровая стоимость объекта оценки определяется путем подстановки значений ценообразующих факторов, соответствующих данному объекту оценки, в модель оценки, выбранной оценщиком.
В отличие от массовой оценки недвижимости при применении сравнительного подхода к индивидуальной оценке недвижимости оценщик учитывает элементы сравнения, перечень которых определен в пункте 22 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 № 611.
Нарушение прав лица суд может установить как при доказанном отступлении от правил кадастровой оценки объекта недвижимости, так и при таком отличии кадастровой стоимости от рыночной стоимости объекта недвижимости, которое, например, при доказанной кратной между ними разнице лишает обязательства, определяемые кадастровой стоимостью, справедливых экономических оснований.
По настоящему административному делу установленная по результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков превышает рыночную стоимость в 2.2 - 4 раза, что, по мнению суда, не может быть признано приемлемым и допустимым диапазоном отклонения в стоимости объектов недвижимости с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки, связанным с профессиональным усмотрением эксперта и предоставлением ему информации об индивидуальных особенностях объектов оценки, и свидетельствует о возможной ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретным объектам недвижимости, в силу чего признается судом нарушением прав административного истца.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, в соответствии с п. 1 ст. 106 КАС РФ относятся суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.
ФБУ Воронежский РЦСЭ Минюста России, направляя в суд экспертное заключение, обратилось с заявлением о возмещении расходов на проведение судебной экспертизы в размере 86 340 руб.
Согласно ч. 14 ст. 49 КАС РФ государственному судебно-экспертному учреждению производится оплата выполненной работы и компенсация расходов, связанных с проведением экспертизы.
В силу ч. 5 ст. 247, ст. 248 КАС РФ обязанность доказывания в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость, лежит на административном истце. В этой связи, при вынесении определения о назначении по делу судебной экспертизы по определению рыночной стоимости спорных земельных участков суд возложил обязанность по оплате ее проведения на административного истца.
Определение суда вступило в законную силу, однако в части оплаты расходов на проведение экспертизы осталось неисполненным.
С учетом изложенного, с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, которым в данном случае является правительство Воронежской области, в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 28 000 рублей (платежное поручение № 591 от 11.06.2019) (л.д. 15), а в пользу ФБУ Воронежский РЦСЭ Минюста России расходы по проведению судебной экспертизы в размере 86 340 руб. (19 469 руб. * 2 земельных участка, 23 701 руб. * 2 отчета).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 180, 249 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Красинское» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2 648 588 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 10 июня 2016 г. в размере 6 436 069 (шесть миллионов четыреста тридцать шесть тысяч шестьдесят девять) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 830 290 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 г. в размере 1 877 000 (один миллион восемьсот семьдесят семь тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 6 769 855 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 6 июня 2017 г. в размере 16 450 748 (шестнадцать миллионов четыреста пятьдесят тысяч семьсот сорок восемь) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 547 970 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 10 мая 2017 г. в размере 1 571 000 (один миллион пятьсот семьдесят одна тысяча) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 617 150 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 10 мая 2017 г. в размере 4 418 000 (четыре миллиона четыреста восемнадцать тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2 137 500 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 10 мая 2017 г. в размере 5 839 000 (пять миллионов восемьсот тридцать девять тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2 154 500 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 10 мая 2017 г. в размере 5 886 000 (пять миллионов восемьсот восемьдесят шесть тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 660 650 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 10 мая 2017 г. в размере 4 537 000 (четыре миллиона пятьсот тридцать семь тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3 600 000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 г. в размере 7 398 000 (семь миллионов триста девяносто восемь тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 604 608 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 г. в размере 1 367 000 (один миллион триста шестьдесят семь тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2 900 000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 г. в размере 5 960 000 (пять миллионов девятьсот шестьдесят тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 340 000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 г. в размере 769 000 (семьсот шестьдесят девятьтысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 130 000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 г. в размере 2 322 000 (два миллиона триста двадцать две тысячи) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 5 403 110 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 г. в размере 11 103 000 (одиннадцать миллионов сто три тысячи) рублей.
Датой подачи заявления считать 31 мая 2019 г.
Взыскать с правительства Воронежской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Красинское» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 28 000 (двадцать восемь тысяч) рублей.
Взыскать с правительства Воронежской области в пользу федерального бюджетного учреждения Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации расходы по производству судебной экспертизы в сумме 86 340 (восемьдесят шесть тысяч триста сорок) рублей.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья А.А. Привалов
Мотивированное решение составлено 13 ноября 2019 г.