Решение по делу № 2-386/2024 от 13.05.2024

Дело №2-386/2024

УИД: 24RS0059-01-2024-000552-82

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Шушенское                                 14 ноября 2024 года

Шушенский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Шефер Д.Я.,

при секретаре Бикеевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к Муниципальному унитарному предприятию Шушенского района «Тепловые и электрические сети», администрации Шушенского района Красноярского края, администрации Ильичевского сельсовета о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратилось в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию Шушенского района «Тепловые и электрические сети», администрации Шушенского района Красноярского края, администрации Ильичевского сельсовета, в котором с учетом уточнений просит обязать МУП «ШТЭС» совместно с администрацией Шушенского района, администрацией Ильичевского сельсовета в течение одного года с даты вступления в законную силу решения суда устранить нарушения требований ч.3 ст.18 ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», п.77, п.105 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а именно: разработать и согласовать в органе, осуществляющем государственный санитарно-эпидемиологический надзор Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю программу производственного контроля качества питьевой воды источников водоснабжения скважины № № 1, 2, 3 по адресу <адрес>; организовать проведение производственного контроля качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой производственного контроля качества питьевой воды источников водоснабжения скважины № №1, 2, 3 по адресу: <адрес>; получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение органа Роспотребнадзора на проект зон санитарной охраны источников водоснабжения о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, после чего утвердить в установленном порядке в уполномоченном органе исполнительной власти <адрес> - Министерстве природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края проект ЗСО на источники водоснабжения; получить положительные санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам на водозаборные сооружения скважины № № 1, 2, 3 по адресу <адрес>.

Свои требования истец мотивирует тем, что у ответчика МУП Шушенского района «Тепловые и электрические сети» в нарушение санитарно-эпидемиологических норм отсутствуют программа производственного контроля, производственный контроль качества питьевой воды источников водоснабжения (скважины №1, №2, №3 по адресу <адрес>), санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам на водозаборные сооружения скважины № № 1, 2, 3 по адресу <адрес>, не представлены проекты зон санитарной охраны подземных вод на указанные источники водоснабжения. Данные обстоятельства указывают, что использование водных объектов в целях питьевого, хозяйственного-бытового водоснабжения является небезопасным для жизни и здоровья населения.

Представитель истца Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, представители ответчиков МУП Шушенского района «Тепловые и электрические сети», администрации Шушенского района Красноярского края, администрации Ильичевского сельсовета в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель истца Портнягина Е.В. в письменном ходатайстве просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Суд считает возможным в силу ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 ГПК РФ, Управление Роспотребнадзора вправе обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.В п. 3 данной статьи установлено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

В соответствии со ст. 11 указанного федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Согласно п.77 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст. 523) и приложениями N 2 - N 4 к Санитарным правилам.

Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года № 10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.

Данные правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

В силу п. 1.15 указанных санитарных правил и норм санитарные мероприятия в пределах первого пояса ЗСО должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов; в пределах второго и третьего поясов - владельцами объектов, оказывающих отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

В соответствии с п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых данными СанПиН.

Статья 105 Земельного кодекса Российской Федерации указывает, что могут быть установлены зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также устанавливаемые в случаях, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации, в отношении подземных водных объектов зоны специальной охраны.

Как следует из пункта 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Абзацем вторым пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.

Данные предписания корреспондируют положениям главы XIX «Зоны с особыми условиями использования территорий» Земельного кодекса Российской Федерации, введенной в действие 4 августа 2018 года.

Пунктом 10 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории, а также к решению об изменении зоны с особыми условиями использования территории, предусматривающему изменение границ данной зоны, являются сведения о границах данной зоны, которые должны содержать графическое описание местоположения границ данной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Форма графического описания местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории, требования к точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Подготовка предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи сведений о границах зоны с особыми условиями использования территории обеспечивается собственниками зданий, сооружений, в связи с размещением которых устанавливаются или изменяются соответствующие зоны (концессионером, частным партнером в период действия концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, предметом которых является эксплуатация (использование) таких здания, сооружения, если иное не предусмотрено указанными соглашениями), иным правообладателем таких здания, сооружения, если данная обязанность предусмотрена документом, на основании которого им осуществляются владение и (или) пользование такими зданием, сооружением, застройщиками в случае установления зоны с особыми условиями использования территории в связи с размещением планируемого к строительству объекта, а при отсутствии правообладателей, застройщиков или в случае установления зон с особыми условиями использования территорий по основаниям, не связанным с размещением зданий, сооружений, - органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об установлении, изменении, о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории, органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными на установление границ зоны с особыми условиями использования территории, возникающей в силу федерального закона (пункт 11 статья 106 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с Положением о реестре санитарно- эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.07.2007 № 224, в Российской Федерации ведется реестр санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации требованиям государственных санитарно- эпидемиологических правил и нормативов, в том числе в форме электронной базы данных, защищенной от повреждения и несанкционированного доступа.

Из материалов дела следует, что при проведении проверки Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю, анализа реестра санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации установлено, что осуществление питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения в <адрес> с использованием водозабора (скважины №№ 1, 2, 3 по адресу <адрес>), эксплуатируемого МУП «ШТЭС», осуществляется в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водных объектов государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, отсутствуют проекты зон санитарной охраны подземных вод на указанные источники водоснабжения, отсутствуют программа производственного контроля, производственный контроль качества питьевой воды источников водоснабжения.

Согласно ответу на судебный запрос администрации Шушенского района, договору № 4 о закреплении и использовании муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП Шушенского района «Тепловые и электрические сети» от 6 сентября 2024 года, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Шушенского района (собственник) и МУП Шушенского района «Тепловые и электрические сети» (предприятие), собственник передал в хозяйственное ведение предприятию имущество, указанное в передаточном акте в том числе водозабор скважины №№ 1, 2, 3 по адресу <адрес>.

Судом установлено, что указанные объекты системы водоснабжения переданы предприятию в хозяйственное ведение, при этом из договора не следует, что на предприятие возложена обязанность обеспечить соблюдение требований Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».

Материалы дела не содержат никаких доказательств, подтверждающих наличие заключенных между администрацией Шушенского района Красноярского края и МУП Шушенского района «Тепловые и электрические сети» договоров (соглашений и т.п.) содержащих положения, предусматривающие обязанность МУП Шушенского района «Тепловые и электрические сети» по разработке проекта указанных зон.

Собственником водозаборных очистных сооружений является администрация Шушенского района, и свою обязанность по разработке проекта зон санитарной охраны не передавала МУП Шушенского района «Тепловые и электрические сети», что буквально следует из текста договора. В настоящее время отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение и сам проект зон санитарной охраны, что является нарушением пункта 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02. Гарантирующая организация МУП Шушенского района «Тепловые и электрические сети» осуществляет эксплуатацию водозаборных очистных сооружений, однако заявленные в иске действия осуществить не может. Отсутствие проекта зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, производственного контроля качества питьевой воды источников водоснабжения создает реальную угрозу нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие.

Согласно положениям части 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения муниципальных районов являются организация на территориях сельских поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям (часть 2 статьи 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

Надлежащей организацией подачи питьевой воды населению со стороны администрации Шушенского района Красноярского края может считаться только осуществление такой деятельности в соответствии с требованиями законодательства, в том числе при условии разработки и утверждения зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Однако передавая в хозяйственное ведение МУП Шушенского района «Тепловые и электрические сети» имущество для организации питьевого водоснабжения администрация Шушенского района Красноярского края не разработала самостоятельно проект зон и не наделило такой обязанностью МУП Шушенского района «Тепловые и электрические сети».

Таким образом администрация Шушенского района не выполняет обязательные требования санитарного законодательства о разработке проекта зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населенного пункта, производственного контроля качества питьевой воды источников водоснабжения, в связи с чем, такая обязанность должна быть возложена именно на администрацию Шушенского района Красноярского края.

Доказательств устранения выявленных нарушений ответчиком в судебное заседание не представлено.

При указанных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в части в отношении ответчика администрации Шушенского района.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю удовлетворить частично.

Обязать администрацию Шушенского района Красноярского края в течение одного года:

разработать и согласовать в установленном порядке в уполномоченном органе исполнительной власти Красноярского края программу производственного контроля качества питьевой воды источников водоснабжения (скважины №1, №2, №3 по адресу <адрес>);

организовать проведение производственного контроля качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой производственного контроля качества питьевой воды источников водоснабжения (скважины №1, №2, №3 по адресу <адрес>);

разработать и утвердить в установленном порядке в уполномоченном органе исполнительной власти Красноярского края проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения (скважины №1, №2, №3 по адресу <адрес>);

получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам в отношении водозаборных сооружений (скважины №1, №2, №3 по адресу <адрес>).

В остальной части заявленных требований Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Шушенский районный суд.

Председательствующий                                                                             Д.Я. Шефер

Решение в окончательной форме изготовлено 28 ноября 2024 года

2-386/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю
Территориальный отдел Управления Роспотренадзора по Красноярскому краю в г. Минусинске
Ответчики
МУП Шушенского района "Тепловые и электрические сети"
Администрация Шушенского района
Администрация Ильичевского сельсовета
Другие
Оловникова Ольга Николаевна
Суд
Шушенский районный суд Красноярского края
Судья
Шефер Денис Яковлевич
Дело на странице суда
shush.krk.sudrf.ru
13.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.05.2024Передача материалов судье
15.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.06.2024Подготовка дела (собеседование)
03.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.07.2024Судебное заседание
29.08.2024Судебное заседание
25.09.2024Судебное заседание
21.10.2024Судебное заседание
14.11.2024Судебное заседание
28.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее