АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 33-6775/2024 от 11 декабря 2024 г.
Судья Минервина А.В. Дело № 2-4143/2024
43RS0002-01-2024-006164-51
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Дубровиной И.Л.,
судей Митяниной И.Л., Заболотских Е.М.,
при секретаре Мочаловой Н.А.,
рассматривая в судебном заседании в городе Кирове дело по апелляционным жалобам министерства здравоохранения Кировской области и КОГКБУЗ «Больница скорой медицинской помощи» на решение Октябрьского районного суда г. Кирова от 01 октября 2024 года по иску прокурора Октябрьского района г. Кирова, действующего в интересах Калининой <данные изъяты>, к Министерству здравоохранения Кировской области, КОГКБУЗ «Больница скорой медицинской помощи» об обеспечении медицинскими изделиями, которым постановлено:
иск прокурора Октябрьского района г. Кирова в интересах Калининой <данные изъяты> к Министерству здравоохранения Кировской области, КОГКБУЗ «Больница скорой медицинской помощи» об обеспечении медицинскими изделиями, удовлетворить;
обязать КОГБУЗ «Больница скорой медицинской помощи» № оформить Калининой <данные изъяты>, <дата>.р., СНИЛС № рецепты на расходные материалы для использования инсулиновой помпы №: инфузионные катетеры №-10 штук в месяц, резервуары (№)- 10 штук в месяц, средства суточного мониторирования гликемии- 4 шт. в месяц, до отмены назначения лечащим врачом;
обязать министерство здравоохранения Кировской области ИНН № обеспечить Калинину <данные изъяты>, <дата>.р., СНИЛС № по рецептам врача расходными материалами для использования инсулиновой помпы №: инфузионные катетеры (№)-10 штук в месяц, резервуары (№)- 10 штук в месяц, средства суточного мониторирования гликемии- 4 шт. в месяц, до отмены назначения лечащим врачом;
заслушав доклад судьи Кировского областного суда Дубровиной И.Л.,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Октябрьского района г. Кирова обратился в суд с иском, заявленным в интересах Калининой Л.В., к Министерству здравоохранения Кировской области, КОГКБУЗ «Больница скорой медицинской помощи» и просил обязать КОГКБУЗ «Больница скорой медицинской помощи» оформлять Калининой Л.В. рецепты на расходные материалы для использования инсулиновой помпы №: инфузионные катетеры №)-10 штук в месяц, резервуары (№)- 10 штук в месяц, средства суточного мониторирвания гликемии- 4 шт. в месяц, вплоть до отмены или изменений медицинских показаний. Обязать министерство здравоохранения Кировской области обеспечивать Калинину Л.В. указанными медицинскими изделиями по рецептам лечащего врача. Указал, что по обращению Калининой Л.В. прокуратурой Октябрьского района г. Кирова проведена проверка обеспечения её медицинскими изделиями. Установлено, что Калинина Л.В. наблюдается в поликлинике № 2 КОГКБУЗ «Больница скорой медицинской помощи», состоит на диспансерном наблюдении у врача-эндокринолога с диагнозом: <данные изъяты> №. Пациент имеет региональную льготу, получает по месту жительства инсулины короткого пролонгированного действия, тест-полоски. В феврале 2024г. истцу отказана специализированная высокотехнологичная медицинская помощь в ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России в рамках государственных гарантий на безвозмездной основе – установлена инсулиновая помпа. В соответствии с выписным эпикризом истцу необходимы заявленные расходные материалы для использования инсулиновой помпы, которыми она не обеспечена.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ТФОМС Кировской области, ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России клиника БГМУ.
Судом постановлено приведенное выше решение, с которым министерство здравоохранения Кировской области и КОГКБУЗ «Больница скорой медицинской помощи» не согласились.
Министр здравоохранения Кировской области Видякина Е.Э. в апелляционной жалобе указала, что Калинина Л.В. к числу лиц, указанных в ст. 6.1 ФЗ от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, не относится. Она не имеет группы инвалидности и изделия медицинского назначения требование об обеспечении которыми предъявлялось к министерству, не назначались ей по жизненным показаниям. Считает, что судом неверно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Указала, что использование Калининой Л.В. средств суточного мониторирования гликемии решением врачебной комиссии по жизненным показаниям также не назначалось. Полагает, что суд должен был выяснить обстоятельство того, совместимы ли конкретные модели инфузионных катетеров и резервуаров с используемой Калининой Л.В. инсулиновой помпой. Также считает, что истец не обосновал требование обеспечить Калинину Л.В. конкретными марками расходных материалов. Указал, что в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Исполнение решения суда и осуществление закупки расходных материалов к инсулиновой помпе конкретных моделей приведет к ограничению количества участников закупки (ограничению конкуренции) и как следствие к нарушению антимонопольного законодательства. На основании вышеизложенного, просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В апелляционной жалобе главный врач КОГКБУЗ «Больница скорой медицинской помощи» Аракелян С.М. указал, что Калининой Л.В. группа инвалидности не установлена, она не относится к числу лиц, указанных в ст. 6.1 ФЗ от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Считает, что протокол врачебной комиссии по отбору пациентов на оказание высокотехнологической медицинской помощи от 12.02.2024 № 316 не содержит сведений о том, что Калининой Л.В. инсулиновая помпа установлена по жизненным показаниям. Указал, что письмо <данные изъяты> от 27.09.2024 № 908, подписанное проректором по лечебной работе, не может расцениваться как протокол врачебной комиссии. В связи с отсутствием факта установки Калининой Л.В. инсулиновой помпы по жизненным показаниям расходные материалы к ней также не назначались. Протокол врачебной комиссии КОГКБУЗ «Больница скорой медицинской помощи» № от 19.04.2024, на который ссылается суд первой инстанции, не содержит сведений о назначении Калининой Л.В. расходных материалов для инсулиновой помпы по жизненным показаниям. На основании изложенного, просит решение суда отменить в части удовлетворения требований к КОГКБУЗ «Больница скорой медицинской помощи» и принять по делу новое решение.
В возражениях на апелляционные жалобы Калинина Л.В. и старший помощник прокурора Октябрьского района г. Кирова Сармакова В.И. указали на необоснованность изложенных в них доводов, просят решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
На заседании суда апелляционной инстанции представители ответчиков и третьи лица, извещенные надлежащим образом, отсутствовали, об отложении заседания не ходатайствовали.
Заслушав прокурора Новикову И.В. и Калинину Л.В., проверив законность и обоснованность судебного акта по доводам жалоб и возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно представленным в материалах дела письменным доказательствам, Калинина Л.В. наблюдается в поликлинике № 2 КОГКБУЗ «Больница скорой медицинской помощи» и состоит на учете у врача-эндокринолога с диагнозом: <данные изъяты> № Инвалидность Калининой Л.В. не установлена. Калинина Л.В. имеет региональную льготу, получает по месту жительства инсулины короткого и прологированного действия, тест-полоски.
В феврале 2024 года истцу оказана специализированная высокотехнологичная медицинская помощь в <данные изъяты> в рамках государственных гарантий на безвозмездной основе – установлена инсулиновая помпа №, сенсор, трансмиттер <данные изъяты>
Согласно выписному эпикризу истцу необходимо для прохождения лечения катетеры (№)-10 штук в месяц, резервуары (№)- 10 штук в месяц, самоконтроль гликемии.
Из протокола врачебной комиссии № от 19 апреля 2024 года КОГКБУЗ «Больница скорой медицинской помощи» следует, что Калининой Л.В. необходимы для использования инсулиновой помпы расходные материалы инфузионные катетеры (№)-10 штук в месяц, резервуары (№)- 10 штук в месяц, средства суточного мониторирования гликемии- 4 шт. в месяц.
Врачебной комиссией принято решение о невозможности обеспечения истца указанными расходными материалами, т.к. она не является инвалидом, не имеет набора социальных услуг. Система непрерывного мониторинга глюкозы не входит в раздел медицинские изделия.
Данный отказ послужил основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, указал, что истец нуждается в непрерывном суточном мониторинге уровня глюкозы крови, в помповой инсулинотерапии. Использование установленной Калининой Л.В. инсулиновой помпы <данные изъяты> невозможно без расходных материалов к ней (инфузионных наборов и резервуаров, средства суточного мониторирования гликемии), в обеспечении которыми ей было отказано. Отказ врачебной комиссии в выписке льготных рецептов фактически лишает Калинину Л.В. права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в виду нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской, Федерации").
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10-Е14).
В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890, в группе "категории заболеваний" поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Постановлением Правительства РФ от 28.12.2023г. N 2353 утверждена программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Вразделе II названной программы "Перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно" указана, в том числе, высокотехнологичная медицинская помощь.
При болезнях эндокринной системы, к которым относится сахарный диабет, гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом II Программы государственных гарантий (раздел III Программы государственных гарантий "Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно").
Терапевтическим лечением сахарного диабета является комплексное лечение, включая установку средств суточного мониторирования гликемии с компьютерным анализом вариабельности суточной гликемии и нормализацией показателей углеводного обмена системой непрерывного введения инсулина (инсулиновая помпа)Финансовое обеспечение терапевтического лечения сахарного диабета осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (пункт 80 раздела I Перечня видов высокотехнологической медицинской помощи, содержащего в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологической медицинской помощи; приложение N 1 к Программе государственных гарантий).
Пунктами 3, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим, социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Постановлением Правительства Кировской области от 29.12.2023г. №769-П утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Кировской области на 2024г. и плановый 2025 и 2026г. Названная программа предусматривает, в том числе, предоставление гражданам, страдающим болезнями эндокринной системы высокотехнологической медицинской помощи.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее также - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким гражданам отнесены в том числе инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 названного Федерального закона, набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.
В Перечне медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, поименованы иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, шприц-ручка, инфузионные наборы к инсулиновой помпе, резервуары к инсулиновой помпе.
Истец к числу лиц, указанных в статье 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, не относится.
Вместе с тем, согласно части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (пункт 2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.
К числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых "сахарный диабет", бесплатной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь. К такому виду помощи, оказываемой лицам, страдающим заболеванием "сахарный диабет", за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, относится заместительная инсулиновая терапия системами постоянной подкожной инфузии - инсулиновая помпа. При этом использование по назначению такого медицинского изделия, как инсулиновая помпа, невозможно без расходных материалов к ней (инфузионные наборы к инсулиновой помпе, резервуары-картриджи к инсулиновой помпе), являющихся неотъемлемой частью системы инсулиновой помпы и требующих периодической замены. Бесплатное предоставление указанных расходных материалов к инсулиновой помпе входит в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В то же время, если гражданину, который не относится к категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям бесплатно за счет бюджетных средств установлена инсулиновая помпа, а также по жизненным показаниям рекомендовано использование определенного медицинского изделия, не входящего в соответствующий перечень медицинских изделий при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, то обеспечение его таким медицинским изделием, в том числе расходными материалами к инсулиновой помпе (без которых функционирование этой помпы и применение ее по назначению невозможно), должно осуществляться бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств. В противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
В связи с наличием у истца Калининой Л.В. бессимптомной гипогликемии, по жизненным показаниям, на основании решения врачебной комиссии от 12.02.2024 истцу в <данные изъяты> установлена инсулиновая помпа с функцией мониторирование глюкозы.
При бессимптомной гипогликемии стадии ухудшения состояния вследствие снижения сахара в крови, такие как чувство голода, дрожь, озноб, нарушение координации движений, учащенное сердцебиение, отсутствуют, человеку резко становится плохо, он теряет сознание, поэтому при таком диагнозе необходимо регулярно следить за уровнем сахара в крови (данные с сайта http.//prof.medkirov.ru).
При выписке Калининой Л.В. даны рекомендации продолжить непрерывные подкожные инфузии инсулина посредством инсулиновой помпы, установлен сенсор, трансмиттер <данные изъяты> рекомендовано суточное мониторирование гликемии.
Сенсоры к инсулиновой помпе являются медицинскими изделиями, предназначенными для исследования уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования, в связи с чем, относятся к средствам диагностики такого заболевания, состояния как сахарный диабет.
Как установлено судом, истец нуждается в непрерывном суточном мониторинге уровня глюкозы крови, в помповой инсулинотерапии. Использование установленной Калининой Л.В. инсулиновой помпы <данные изъяты> невозможно без расходных материалов к ней (инфузионных наборов и резервуаров, средства суточного мониторирования гликемии), в обеспечении которыми ей было отказано. Следовательно, суд первой инстанции обоснованно указал, что отказ врачебной комиссии в выписке льготных рецептов фактически лишает Калинину Л.В. права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
Вопреки доводам жалоб, инсулиновая помпа, средства непрерывного мониторирования глюкозы прописаны как в Стандартах, так и в Клинических рекомендациях оказания медицинской помощи больным Сахарным диабетом. Кроме этого, в ходе судебного разбирательства установлено, что инсулиновая помпа, средство непрерывного мониторирования гклюкозы были установлены Калининой Л.В. не самостоятельно за счет своих средств, а в рамках государственных гарантий и на безвозмездной основе в ФГБОУ <данные изъяты> на основании представленных ей в клинику выписки из амбулаторной карты, результатов проведенных исследований, заявления на имя <данные изъяты> о возможности оказания высокотехнологичной помощи по профилю эндокринология (т.е. установки инсулиновой помпы).
Решение о госпитализации Калининой Л.В. для оказания ей высокотехнологичной медицинской помощи было принято врачебной комиссией, что подтверждает протокол № от 12.02.2024. Кроме этого в ответе на запрос прокурора главный врач <данные изъяты> указал, что установка инсулиновой помпы Калининой Л.В. была произведена по жизненным показаниям из-за частых гипокликемий и снижения чувствительности к гипогликемиям, неудовлетворительных показателей гликемического контроля, несмотря на интенсифицированный режим инсулинотерапии. Также в материалах дела есть представление на врачебную комиссию лечащего врача-эндокринолога с указанием, что «пациенту показано постоянное по жизненным показаниям использование инсулиновой помпы <данные изъяты>. Потребность в расходных материалах: инфузионные катетеры (№ в месяц, резервуары для инсулина 10-11 в месяц, сенсоры круглосуточного мониторирования глюкозы 4 штуки в месяц».
Также несостоятельными судебная коллегия находит доводы жалобы о том, что суд не имел права указывать конкретные марки расходных материалов, поскольку установленная Калининой Л.В. инсулиновая помпа не может работать без расходных материалов: инфузионных катетеров (№ и резервуаров (№), что следует из Руководства пользователя по системе пользователя <данные изъяты>, которое находится в свободном доступе в сети Интернет, а также указаны в выписном эпикризе от 01.03.2024 <данные изъяты>. Также Калининой Л.В. были установлены на безвозмездной основе Трансмиттер <данные изъяты>, что обеспечивало непрерывный мониторинг уровня глюкозы в крови и передачу данных в инсулиновую помпу для ее корректной работы (блокировка подачи инсулина при низких показателях глюкозы в крови). При выписке Калининой Л.В. также было рекомендовано суточное мониторирование гликемии.
Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции верно указал в решении конкретные модели инфузионных катетеров (№) и резервуаров (№), поскольку в руководстве пользователя на стр. 25 указано: «Используйте только резервуар инфузионные наборы, изготовленные или поставляемые компанией <данные изъяты>. Помпа была тщательно проверена на предмет оптимальной работы с совместимыми резервуарами и инфузионными наборами, изготавливаемы распространяемыми компанией <данные изъяты>. Невозможно гарантировать оптимальную работу помпы в сочетании с резервуарами или инфузионными наборами других производителей, вследствие чего компания не несет ответственности за травмы или неисправность помпы, которые могут возникнуть в ходе их эксплуатации».
В целом доводы жалобы сводятся к иной оценке собранных по делу доказательств и установленных обстоятельств и основанием к отмене судебного акта служить не могут.
Решение законно и обоснованно.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Октябрьского районного суда г. Кирова от 01 октября 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12.12.2024.