УИД № 25RS0010-01-2024-002999-66
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дело № 2-2821/2024
«13» июня 2024 года г. Находка Приморского края
Находкинский городской суд Приморского края в составе председательствующего судьи Колмыковой Н.Е., при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Находкинского транспортного прокурора в интересах неопределенного крага лиц к ООО Морское агентство «Фарватер» о возложении обязанности получить положительное заключение государственной экологической экспертизы,
УСТАНОВИЛ:
Находкинский транспортный прокурор в интересах неопределенного крага лиц обратился в суд с данным иском, в обоснование которого указано, что ООО МА «Фарватер» на территории морского порта Находка осуществляет использование 1 гидротехнического сооружения - причал №. Основная цель эксплуатации портового гидротехнического сооружения в морском порту - транспортная обработка грузов. По информации ФГУП «Росморпорт» от ДД.ММ.ГГ. № Ф1150-14/703-ИС за период ДД.ММ.ГГ. - ДД.ММ.ГГ. к портовому гидротехническому сооружению осуществлен подход/выход судов в общем количестве 164 единиц. Количество перегруженного груза за период ДД.ММ.ГГ. - ДД.ММ.ГГ. составило 124 900 тонн. Из анализа действующих норм права следует, что хозяйственная и иная деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море может осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, объектом которой являются документы и (или) документация, обосновывающая планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Целью данной экспертизы является выявление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности установленным экологическим требованиям. Данное правило является императивным, а требование к пользователям природных ресурсов о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы распространяется на все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море. Буквальное толкование действующих правовых норм позволяет сделать вывод о том, что требование о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы распространяется на все виды хозяйственной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море независимо от времени начала ее осуществления. Следовательно, получение такого заключения обязательно как на стадии реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности, так и в процессе ее осуществления. Используемый ООО МА «Фарватер» причал и инфраструктура расположены в порту Находка и представляют собой производственный комплекс, предназначенный для погрузочно-разгрузочной деятельности на внутренний водный транспорт в морском порту. Ввиду основного функционального назначения производственного комплекса, заключающегося в обеспечении перевалки грузов на внутреннем водном транспорте в морских портах, то есть в связи с осуществлением хозяйственной деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации, проектная документация на его строительство и реализацию не являлась предметом государственной экологической экспертизы. Вопреки указанным требованиям ООО МА «Фарватер» осуществляет хозяйственную деятельность во внутренних морских водах по перевалке грузов в отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Неисполнение ООО МА «Фарватер» требований природоохранного законодательства влечет нарушение закрепленных в Конституции Российской Федерации прав жителей <.........> на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.
На основании изложенного истец просит обязать ООО Морское агентство «Фарватер» (ИНН 2540229350), в срок не превышающий 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить положительное заключение государственной экологической экспертизы на документацию, обосновывающую хозяйственную деятельность во внутренних морских водах Российской Федерации с использованием причала №, в морском порту Находка.
Заместитель Находкинского транспортного прокурора ФИО2 в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал, при этом уточнил исковые требования и просил обязать ООО Морское агентство «Фарватер» (ИНН 2540229350), в срок не превышающий 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить положительное заключение государственной экологической экспертизы на документацию, обосновывающую хозяйственную деятельность во внутренних морских водах Российской Федерации с использованием причала №, в морском порту Находка.
В судебном заседании представитель ответчика ООО Морское агентство «Фарватер» ФИО3, действующая на основании доверенности, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, в котором отражено, что Общество на причале № осуществляет свою хозяйственную деятельность сравнительно недавно. До момента подачи истцом заявления в суд, Общество уже начало работу по подготовке и формированию документации для получения государственной экологической экспертизы. Так, Общество заключило договора №,60,61 от ДД.ММ.ГГ. с компанией ООО "ЦАК "ЭКОПРОЕКТ" на подготовку документации для прохождения экологической экспертизы. При этом просит учесть, что процесс формирования и получения государственной экологической экспертизы занимает большое количество времени, не менее 1 года. Еще до момента прохождения экологической экспертизы предшествует огромная разработка и формирование большого пакета документов. По окончании формирования и разработки документации, ООО МЛ «Фарватер» сможет выйти па формирование государственной экологической экспертизы. Находкинской транспортной прокуратурой в отношении ООО МЛ «Фарватер» было вынесено постановление о возбуждении административного дела от ДД.ММ.ГГ. по ч.1. ст. 8.4. КоАП РФ и ДД.ММ.ГГ. Дальневосточным межрегиональным управлением Роенрироднадзора вынесено постановление о привлечении Общества к административной ответственности но ч.1. ст. 8.4. КоАП РФ, ООО МЛ «Фарватер» подвергнуто было административному наказанию в виде оплаты штрафа. Обществом штраф был полностью оплачен. ООО МЛ «Фарватер» не уклонялось и не уклоняется от получения государственной экологической экспертизы, работа Обществом ведется, но требует большого количества времени. В случае удовлетворения искового заявления, представитель ответчика просит установить срок, не превышающий 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить положительной заключение государственной экологической экспертизы на документацию, обосновывающую хозяйственную деятельность во внутренних морских водах Российской Федерации с использованием причала № в морском порту Находка.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив юридически значимые по делу обстоятельства, считает, что требования истца подлежат удовлетворению в полном объёме.Согласно ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГ. № 7-ФЗ, одним из принципов осуществления хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, является обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.
В силу ст. 33 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды проводится экологическая экспертиза.
По смыслу ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГ. № «Об экологической экспертизе», под экологической экспертизой понимается установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
По смыслу ст. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГ. № «Об экологической экспертизе», законодательство об экологической экспертизе основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе об охране окружающей среды и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу п. 7 ст. 11 ФЗ от ДД.ММ.ГГ. № «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются объекты указанные в ФЗ от ДД.ММ.ГГ. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»
В соответствии со ст. 1 Федерального закона о внутренних морских водах и прилежащей зоне Российской Федерации, к внутренним морским водам Российской Федерации относятся воды портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов, заливов, бухт, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации.
В силу абз. 3 ст. 32.1 Федерального закона о внутренних морских водах и прилежащей зоне Российской Федерации обеспечение экологической безопасности при проведении работ во внутренних морских водах и в территориальном море является одним из принципов защиты и сохранения морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря.
Пунктами 1 и 2 ст. 34 Федерального закона о внутренних морских водах и прилежащей зоне Российской Федерации установлено, что государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря. Государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
При этом согласно п. 6 ст. 30 ФЗ от ДД.ММ.ГГ. № «Об экологической экспертизе» одним из видов нарушений законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе является реализация объектов экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Как установлено в суде и подтверждается материалами дела, ООО МА «Фарватер» на территории морского порта Находка осуществляет использование 1 гидротехнических сооружений – причал №. Основная цель эксплуатации портового гидротехнического сооружения в морском порту - транспортная обработка грузов. Согласно информации, предоставленной ФГУП «Росморпорт» от ДД.ММ.ГГ. № Ф1150-14/703-ИС за период ДД.ММ.ГГ. - ДД.ММ.ГГ. к портовому гидротехническому сооружению осуществлен подход/выход судов в общем количестве 164 единиц. Количество перегруженного груза за период ДД.ММ.ГГ. - ДД.ММ.ГГ. составило 124 900 тонн.
Как установлено в суде и не оспаривалось представителем ответчика, вопреки указанным требованиям ООО МА «Фарватер» осуществляет хозяйственную деятельность во внутренних морских водах по транспортной обработке грузов в отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Поскольку на день рассмотрения дела в суде, ответчик сведений о добровольном исполнении требований Находкинского транспортного прокурора не предоставил, суд удовлетворяет исковые требования Находкинского транспортного прокурора.
Тот факт, что ООО МА «Фарватер» еще до подачи настоящего иска в суд начало работу по подготовке и формированию документации для получения государственной экологической экспертизы и в настоящее время эта работа продолжается, основанием для отказа в удовлетворении исковых требований не является.
Суд также соглашается с мнением истца о том, что установление срока для устранения вышеуказанных нарушений - в срок не превышающий 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу является достаточным и разумным для исполнения ответчиком заявленной Находкинским транспортным прокурором обязанности.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Находкинского транспортного прокурора в интересах неопределенного крага лиц к ООО Морское агентство «Фарватер» о возложении обязанности получить положительное заключение государственной экологической экспертизы – удовлетворить.
Обязать ООО Морское агентство «Фарватер» (ИНН 2540229350), в срок не превышающий 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить положительное заключение государственной экологической экспертизы на документацию, обосновывающую хозяйственную деятельность во внутренних морских водах Российской Федерации с использованием причала № 2, в морском порту Находка.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Приморского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Находкинский городской суд.
Судья Н.Е. Колмыкова
Решение изготовлено в мотивированном виде
«14» июня 2024 года