ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
УИД № 91RS0024-01-2019-002621-86 |
Председательствующий в суде первой инстанции |
Синицына О.В. |
Дело № 33-11610/2019 Судья-докладчик в суде апелляционной инстанции Егорова Е.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 декабря 2019 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Егоровой Е.С.,
судей Авериной Е.Г., Синани А.М.,
при секретаре Гамуровой М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 27 августа 2019 года по гражданскому делу по иску Зайцевой Е.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный страховойстаж периодов работы и обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости.
По делу установлено:
Зайцева Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым с требованиями:
- признать право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах независимо от их возраста в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона «Остраховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ;
- признать отказ № от 06.06.2019 Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Ялта в назначении истице досрочной страховой пенсии по старости как, лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет независимо от возраста незаконным;
- обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Ялта засчитать в специальный стаж периоды работы истицы в «<данные изъяты> детском больнично-поликлиническом объединении (ныне ГБУЗ РК «<данные изъяты> городская больница №1»):
с 04.05.1992 по 09.02.1993 года в календарном исчислении;
с 13.03.1993 по 02.05.1994 в календарном исчислении;
с 03.05.1994 по 28.07.1996 в кратном исчислении (1 год работы за 2 года работы);
с 29.07.1996 по 16.02.1997 в календарном исчислении;
с 01.06.1998 по 08.11.1998 в календарном исчислении;
с 10.12.1998 по 10.10.2004 в календарном исчислении;
с 12.11.2004 по 25.03.2007 в календарном исчислении;
с 01.07.2008 по 09.04.2009 в кратном исчислении (1 год работы за 2 года работы);
с 17.04.2009 по 08.01.2010 в кратном исчислении (1 год работы за 2 года работы);
с 16.01.2010 по 01.03.2010 в кратном исчислении (1 год работы за 2 года работы);
с 31.03.2010 по 10.10.2010 в кратном исчислении (1 год работы за 2 года работы);
с 24.10.2010 по 16.12.2012 в кратном исчислении (1 год работы за 2 года работы);
с 27.12.2012 по 13.11.2013 в кратном исчислении (1 год работы за 2 годы работы);
с 24.11.2013 по 02.05.2014 в кратном исчислении (1 год работы за 2 года работы);
с 14.05.2014 по 31.12.2014 в кратном исчислении (1 год работы за 2 года работы);
- признать за истицей право на расчет страховой пенсии по старости с учетом заработка, указанного в архивной справке о заработке № 3-29 от 30.08.2017;
- обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Ялта при исчислении пенсии истицы учесть заработок, указанный в архивной справке о зарплате № 3-29 от 30.08.2017;
- обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялта назначить истице досрочную пенсию по старости как, лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет независимо от возраста в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30, ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ с 05.10.2018.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 27 августа 2019 года иск удовлетворен частично.
Решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ялта Республики Крым № от 06.06.2019 об отказе в назначении Зайцевой Е.В, страховой пенсии по старости досрочно признано незаконным.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ялта Республики Крым обязано включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы Зайцевой Е.В. с 04.05.1992 по 09.02.1993, с 13.03.1993 по 16.02.1997, с 01.06.1998 по 08.11.1998, с 10.12.1998 по 10.10.2004, с 12.11.2004 по 25.03.2007 в календарном исчислении, периоды работы с 13.05.1994 по 28.07.1996, с 17.04.2009 по 08.01.2010; с 16.01.2010 по 01.03.2010; с 31.03.2010 по 10.10.2010; с 24.10.2010 по 16.12.2012; с 27.12.2012 по 13.11.2013; с 24.11.2013 по 02.05.2014; 14.05.2014 по 31.12.2014 в кратном исчислении 1 год работы за 2 года.
Зайцевой Е.В. назначена страховая пенсия по старости досрочно с 04.03.2019.
Указано, что заработная плата Зайцевой Е.В., согласно архивной справке №3-29 от 30.08.2017 с июня 1994 года по июль 1996 года выплачивалась в карбованцах.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда представитель Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что законодательство РФ не предусматривает зачет стажа истца в спорные периоды работы в двойном размере. Вывод суда о применении отдельных положений Закона Украины «О пенсионном обеспечении» для определения права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии со ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» основан на неправильном толковании закона и противоречит положениям ст. 39 Конституции РФ, ч.ч. 1-2, 4 ст.2, ч. 2 ст. 30 Закона №400-ФЗ.
В судебное заседание представитель ответчика не явился, подал ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Истица Зайцева Е.В. и ее представитель по устному заявлению Маренчук М.В. в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражали.
Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционнойжалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 4 марта 2019 года Зайцева Е.В. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым с заявлением об установлении страховой пенсии по старости досрочно, в связи с осуществлением лечебной деятельности населению.
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым № 103 от 06.06.2019 Зайцевой Е.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона №400 - ФЗ, в связи с отсутствием требуемого специального страхового стажа.
В стаж дающий право на назначение досрочной страховой пенсии не зачтены периоды работы Зайцевой Е.В. с 04.05.1992 по 09.02.1993 и с 10.02.1993 по 12.03.1993, поскольку наименование организации, в которой она осуществляла трудовую деятельность не соответствует Списку; также исключены курсы повышения квалификации с 13.03.1993 по 16.02.1997; с 17.02.1997 по 31.05.1998 поскольку наименование организации, в которой она осуществляла трудовую деятельность не соответствует Списку, также имел место отпуск по уходу за ребенком до 3х лет с 01.06.1998 по 08.11.1998 - наименование организации не соответствует Списку; с по 09.12.1998 - наименование организации не соответствует Списку, курсы повышения квалификации; с 10.12.1998 по 10.10.2004 - наименование организации не соответствует Списку; с 11.10.2004 по 11.11.2004 - наименование организации не соответствует Списку, курсы повышения квалификации; с 12.11.2004 по 25.03.2007 наименование организации не соответствует Списку.
В обоснование решения указано, что наименование учреждения, как «больнично-поликлиническое объединение», в разделе «наименование учреждений» Списком №781 не поименовано. ГБУЗ РК «<данные изъяты> городская больница №1» документы, подтверждающие структуру <данные изъяты> детского больнично-поликлинического объединения не предоставлены, в связи с чем учесть период работы с 04.05.1992 по 25.03.2007 в выслугу лет не представляется возможным.
При этом периоды работы с 17.04.2009 по 08.01.2010; с 16.01.2010 по 01.03.2010; с 31.03.2010 по 13.10.2010; с 24.10.2010 по 16.12.2012; с 27.12.2012 по 13.11.2013; с 24.11.2013 по 02.05.2014; 14.05.2014 по 31.12.2014 учтены в календарном исчислении.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что на правоотношения, возникшие между сторонами, распространяются требования пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, согласно которому страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 летлицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 данной статьи. При этом периоды работы Зайцевой Е.В.: с 13.05.1994 по 28.07.1996, с 17.04.2009 по 08.01.2010; с 16.01.2010 по 01.03.2010; с 31.03.2010 по 10.10.2010; с 24.10.2010 по 16.12.2012; с 27.12.2012 по 13.11.2013; с 24.11.2013 по 02.05.2014, 14.05.2014 по 31.12.2014 зачтены судом в кратном исчислении как 2 года специального стажа за 1 год такой работы, с учетом положений статьи 60 Закона Украины «О пенсионном обеспечении», действовавшей на территории Республики Крым в период с 01.04.1992 и по 31.12.2014.
Выводы суда первой инстанции о наличии оснований для включения указанных периодов в подсчет специального страхового стажа для назначения досрочной трудовой пенсии Зайцевой Е.В. в соответствии с положениями пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ судебная коллегия находит законными и постановленными в соответствии с нормами материального права.
Согласно части 6 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, подлежит применению на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01 января 2015 года.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции на дату обращения истицы к ответчику), право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с ч.2 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как определено п.4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 N 258н, - в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и других работ, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В силу ч.ч.3, 4 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Из материалов дела, а именно трудовой книжки Зайцевой Е.В. и справки № 332 от 21.09.2018 года уточняющей характер работы или условий труда, необходимых для назначения льготной пенсии, выданной ГБУЗ «<данные изъяты> городская больница №1» следует, что последняя работала с 04.05.1992 в <данные изъяты> детском больнично-поликлиническом объединении медсестрой палаты новорожденных временно. С 06.07.1992 переведена на должность медсестрой палаты новорожденных постоянно, 13.04.1999 года переведена медсестрой палаты детей 1-го года отделения младшего возраста детской больницы. С 02.02.2007 должность истца переименована на «сестра медицинская» детского стационара, а 01.07.2008 она переведена на должность сестры медицинской отделения реанимации и интенсивной терапии детского стационара и проработала там до 31.12.2014, а после указанной даты ее должность переименована на «медицинская сестра палатная отделения реанимации и интенсивной терапии». 24.01.2017 должность и отделение переименованы на «медицинская сестра палатная (постовая) отделения анестезиологии-реанимации (детское)»; переведена на должность медицинской сестры-анестезиста (палаты интенсивной терапии) отделения реанимации и интенсивной терапии; 01.05.2018 переведена на должность медицинской сестры палатной (постовой инфекционного отделения для детей), работает по настоящее время.
Указанный стаж работы в должностях, предусмотренных Списком, подтверждается справкой, уточняющей характер работы или условий труда, необходимых для назначения льготной пенсии №170 от 03.06.2019, выданной ГБУЗ РК «<данные изъяты> ГБ №1» согласно которой <данные изъяты> детское больнично- поликлиническое объединение на основании решения <данные изъяты> городского совета №45 от 15.09.2006 переименовано в <данные изъяты> городскую детскую больницу.
Кроме того, согласно вышеуказанной справке с 26.03.2007 учреждение здравоохранения «<данные изъяты> городская детская больница», переименовано на основании приказа №257 от 05.12.2014 на ГБУЗ РК «<данные изъяты> ГБ №1». Педиатрическое отделение (ранее стационар <данные изъяты> детской соматической больницы), палата реанимации интенсивной терапии, инфекционное отделение для взрослых больных находятся в структурном подразделении ГБУЗ РК «<данные изъяты> ГБ №1».
Судом первой инстанции установлено, что в период работы истца с 04.05.1992 по 31.12.2014 право на досрочное пенсионное обеспечение предусматривалось в соответствии со ст. 52 Закона Украины «О пенсионном обеспечении», согласно которому право на пенсию за выслугу лет имеют, в частности, работники охраны здоровья согласно пункту «е» ст.55.
Пунктом «е» ст.55 указанного Закона предусматривалось, что право на пенсию за выслугу лет имеют, в частности, работники охраны здоровья при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, который утверждается в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины, независимо от возраста.
Перечнем заведений и учреждений образования, охраны здоровья и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 04.11.1993 года №909, в редакциях на оспариваемый период предусмотрено, что такое право дает работа в должностях врачей и среднего медицинского персонала (независимо от наименования должностей).
В соответствии с данным Постановлением все должности среднего медицинского персонала, независимо от их наименования имели право выхода на пенсию при наличии специального стажа работы не менее 25 лет.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда о наличии достаточных доказательств того, что с 1992 года Зайцевой Е.В. осуществлялась лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет.
Однако судебная коллегия считает выводы суда в части исчисления периодов работы Зайцевой Е.В. в должностях среднего медицинского персонала реанимационных отделениях учреждений здравоохранения в двойном размере противоречащими нормам материального права.
В соответствии со статьей 60 Закона Украины от 05 ноября 1991 года N 1788-XII «О пенсионном обеспечении», который до 01 января 2015 года регулировал вопросы пенсионного обеспечения на территории Республики Крым, вошедшей в состав Российской Федерации 18 марта 2014 года, работа в лепрозорных и противочумных учреждениях здравоохранения, в учреждениях (отделениях) по лечению лиц, зараженных вирусов иммунодефицита человека или больных СПИДОМ, в других инфекционных учреждениях (отделениях) здравоохранения, в патолого-анатомических и реанимационных отделениях учреждений здравоохранения, а также в психиатрических учреждениях здравоохранения засчитывается в стаж работы в двойном размере.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым отметить, что назначение пенсий за выслугу лет медицинским работникам производилась в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 № 1058-IV (с изменениями и дополнениями) которым предусматривалось, что пенсии за выслугу лет должны назначаться согласно отдельному законодательному акту через профессиональные и корпоративные фонды. Поскольку такой законодательный акт не был принят, то пенсии назначались в соответствии с нормами данного Закона в случае достижения пенсионного возраста и наличия трудового стажа, предусмотренного Законом «О пенсионном обеспечении» от 05.11.1991 № 1788-XII (с изменениями и дополнениями).
Порядок исчисления специального стажа и условий, при которых определялось право на пенсию за выслугу лет, регламентированы положениями Закона № 1788-XII, а страховой стаж, в зависимости от которого определяется размер пенсии, вычислялся в соответствии с нормами Закона № 1058-IV.
Согласно ст. 24 Закона № 1058 - IV страховой стаж (после 01.01.2004 г.) - это период (срок), в течение которого лицо подлежит общеобязательному государственному пенсионному страхованию и за который ежемесячно оплачены страховые взносы в сумме не меньшей, чем минимальный страховой взнос.
Если сумма оплаченных за соответствующий месяц страховых взносов являлась меньше, чем минимальный страховой взнос, этот период засчитывался к страховому стажу как полный месяц при условии осуществления в порядке, определенном Пенсионным фондом Украины, соответствующей доплаты к сумме страховых взносов таким образом, чтобы общая сумма оплаченных средств за соответствующий месяц была не меньше, чем минимальный страховой взнос.
В случае, если отмеченная доплата не была осуществлена, к страховому стажу засчитывался период, определенный за каждый месяц пропорционально оплаченным страховым взносам.
Условием для назначения пенсии за выслугу лет являлось наличие специального стажа работы на должностях и в заведениях не менее 25 лет. Перечень таких должностей и заведений утвержден постановлением Кабинета Министров Украины «О перечне заведений и учреждений образования, здравоохранения, робота и социальной защиты и должностей на которых дает право на пенсию за выслугу лет» от 04.11.93 № 909 (с изменениями и дополнениями).
Согласно статье 7 Закона № 1788-XII пенсии за выслугу лет назначались в случае прекращения работы, которая дает право на эту пенсию.
Для определения права на зачисление к специальному стажу определенного периода работы необходимо было, чтобы лицо работало в заведениях и на должностях, которые давали право на пенсию за выслугу лет. В случае, если из записей трудовой книжки невозможно было сделать такой вывод, в районное (городское) управлению Пенсионного фонда дополнительно подавалась уточняющая справка заведения (учреждения). Также при решении этого вопроса могут быть рассмотрены другие документы (положение о заведении, структуре, штатных расписаниях, аккредитационный сертификат и тому подобное).
Работа по специальности в заведениях, учреждениях и на должностях, предусмотренных отмеченным перечнем, давала право на пенсию независимо от формы собственности или ведомственной принадлежности заведений и учреждений.
В любом случае пенсия за выслугу лет в соответствии со статьей 7 Закона Украины от 05 ноября 1991 года N 1788-XII назначалась при наличии у лица права на нее и при условии увольнения с работы, которая давала право на назначение указанной пенсии.
Таким образом, установление наличия у лица права на пенсию за выслугу лет и исчисление ряда периодов в льготном размере, являлось не безусловным, и пенсия назначалась лишь при условии увольнения с работы, которая давала право на назначение пенсии по выслуге лет.
До 1 января 2015 года на территории Республики Крым действовало пенсионное законодательство Украины и лица, имеющие право на пенсионное обеспечение по выслуге лет имели возможность реализовать свои права, в том числе и право выхода на пенсию по выслуге лет по условиям пенсионного законодательства Украины.
Как установлено судом апелляционной инстанции Зайцева Е.В. с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет в соответствии со статьей 7 Закона Украины от 05 ноября 1991 года N 1788-XII в пенсионный орган Республики Крым до 31.12.2014 не обращалась, а кроме того, не уволилась с занимаемой должности и продолжала работать.
Действующие на территории Республики Крым с 01.01.2015 нормы досрочного назначения льготной пенсии определенной категории лиц, не содержат условия о прекращении указанными лицами работы, которая давала право на назначение пенсии по выслуге лет, а дают возможность продолжать осуществление трудовой деятельности, ограничив при этом льготный порядок расчета пенсий кратностью 1 год за 1 год и три месяца, для лиц работающих в сельской местности и как 1 года за 1 год и 6 месяцев, для лиц указанных в Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Поскольку в действующем пенсионном законодательстве отсутствуют основания назначения пенсии по выслуге лет и льготного расчета пенсии в исчислении 2 года за один год такой работы, судебная коллегия полагает выводы суда относительно возложения на пенсионный орган обязанности по льготному исчислению периодов работы истца в соответствии с действующим на период его работы законодательством Украины, противоречащими нормам материального права, в связи с чем решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Зайцевой Е.В. о расчете периодов в двойном размере.
Разрешая вопрос о незаконности вынесенного пенсионным органом решения об отказе в назначении Зайцевой Е.В. пенсии, исходя из недостаточности стажа по льготной специальности, в связи с подсчетом ряда периодов специального стажа в календарном исчислении, судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.
Как следует из материалов дела, Зайцева Е.В в период с 01.07.2008 работала в должности сестры медицинской отделения реанимации и интенсивной терапии детского стационара до 31.12.2014, а после указанной даты ее должность переименована на «медицинская сестра палатная отделения реанимации и интенсивной терапии», в которой она работает до настоящего времени.
Согласно пп. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (действовавшему в указанный период работы Зайцевой Е.В.) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 статьи 13 названного Закона периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464, предусмотрено, что право на назначение пенсии за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения).
В силу подпункта «б» пункта 5 данных Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть месяцев, предусмотрено право на включение в подсчет специального стажа в названном льготном исчислении для врачей анестезиологов-реаниматологов (врачей анестезиологов-реаниматоров) отделений (групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27 - 30 Списка.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
В пункте 18 вышеуказанного Постановления разъяснено, что, исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Таким образом, лицу, обратившемуся за оформлением трудовой пенсии по старости по указанным основаниям, надлежало представить суду доказательства наличия необходимого стажа работы, связанного с осуществлением лечебной деятельности, в учреждении либо в структурном подразделении организации, не поименованной в Списке, но перечисленной в пункте 6 вышеназванных Правил.
Действующим с 13 ноября 2002 года по настоящее время Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, как год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, предусмотрено:
- в пункте 1 раздела "Наименование структурных подразделений" - "отделения хирургического профиля стационаров", в разделе "Наименование должностей" - должность "операционные медицинские сестры";
- в пункте 2 раздела "Наименование структурных подразделений" - "отделения реанимации и интенсивной терапии", в разделе "наименование должностей" - должность "медицинские сестры палатные, медицинские сестры-анестезисты".
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 01.12.2003 № 80 «Об установлении тождества отдельных наименований структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения», установлено тождество наименований структурного подразделения «общая анестезиология и реанимация с искусственным кровообращением» наименованию структурного подразделения «анестезиологии – реанимации», наименований структурных подразделений «общая реанимация и интенсивная терапия» наименованию структурного подразделения «реанимации и интенсивной терапии государственных и муниципальных учреждений», предусмотренным Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, являющимся приложением к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781, с учетом положений, предусмотренных п. 9 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Соответственно для включения периода работы истца с 01.07.2008 работала в должности сестры медицинской отделения реанимации и интенсивной терапии детского стационара в специальный лечебный стаж в льготном порядке как один год за один год и шесть месяцев необходимо, чтобы в указанный период истец работала в отделении реанимации и интенсивной терапии в должности медицинской сестры палатной, медицинской сестры-анестезиста.
Из трудовой книжки Зайцевой Е.В. и справки №332 от 21.09.2018 следует, что она с 01.07.2008 переведена на должность сестры медицинской отделения реанимации и интенсивной терапии детского стационара, а 31.12.2014 должность переименована на «медицинская сестра палатная отделения реанимации и интенсивной терапии». 24.01.2017 должность и отделение переименованы на «медицинская сестра палатная (постовая) отделения анестезиологии-реанимации (детское)»; переведена на должность медицинской сестры-анестезиста (палаты интенсивной терапии) отделения реанимации и интенсивной терапии; 01.05.2018 переведена на должность медицинской сестры палатной (постовой) инфекционного отделения для детей, работает по настоящее время.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает необходимым исчислить периоды работы Зайцевой Е.В. включенные в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии с 01.07.2008 по 09.04.2009, с 17.04.2009 по 08.01.2010, с 16.01.2010 по 01.03.2010, с 31.03.2010 по 10.10.2010, с 24.10.2010 по 16.12.2012, с 27.12.2012 по 13.11.2013, с 24.11.2013 по 02.05.2014, с 14.05.2014 по 31.12.2014 в льготном исчислении, как один год и шесть месяцев за один год такой работы.
При включении периодов работы истицы в льготный страховой стаж в корректной кратности, ее льготный страховой стаж не составляет 30 лет.
В соответствии с ч. 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции допущено нарушение норм материального права, поэтому решение суда первой инстанции подлежит отмене в части кратности исчисления льготных периодов работы и в частности понуждения ответчика назначить истице досрочную страховую пенсию по старости.
Апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 27 августа 2019 года отменить в части возложения обязанности на государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым включить в подсчет льготного стажа в льготном исчислении периоды работы Зайцевой Е.В. с:
- с 03.05.1994 по 28.07.1996 в кратном исчислении (1 год работы за 2 года работы);
- с 01.07.2008 по 09.04.2009 года в кратном исчислении (1 год работы за 2 года работы);
- с 17.04.2009 по 08.01.2010 года в кратном исчислении (1 год работы за 2 года работы);
- с 16.01.2010 по 01.03.2010 в кратном исчислении (1 год работы за 2 года работы);
- с 31.03.2010 по 10.10.2010 в кратном исчислении (1 год работы за 2 года работы);
- с 24.10.2010 по 16.12.2012 года в кратном исчислении (1 год работы за 2 года работы);
- с 27.12.2012 по 13.11.2013 года в кратном исчислении (1 года работы за 2 года работы);
- с 24.11.2013 по 02.05.2014 года в кратном исчислении (1 год работы за 2 года работы);
- с 14.05.2014 по 31.12.2014 года в кратном исчислении (1 год работы за 2 года работы).
В указанной части принять по делу новое решение.
Иск Зайцевой Е.В. удовлетворить частично.
Обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым засчитать в специальный стаж периоды работы Зайцевой Е.В. в «<данные изъяты> детском больнично-поликлиническом объединении» (в настоящее время ГБУЗ РК «<данные изъяты> городска больница №»):
- с 03.05.1994 по 28.07.1996 в календарном исчислении;
- с 01.07.2008 по 09.04.2009 года в кратном исчислении (1 год работы за 1 год 6 месяцев работы);
- с 17.04.2009 по 08.01.2010 года в кратном исчислении (1 год работы за 1 год 6 месяцев работы);
- с 16.01.2010 по 01.03.2010 в кратном исчислении (1 год работы за 1 год 6 месяцев работы);
- с 31.03.2010 по 10.10.2010 в кратном исчислении (1 год работы за 1 год 6 месяцев работы);
- с 24.10.2010 по 16.12.2012 в кратном исчислении (1 год работы за 1 год 6 месяцев работы);
- с 27.12.2012 по 13.11.2013 в кратном исчислении (1 года работы за 1 год 6 месяцев работы);
- с 24.11.2013 по 02.05.2014 в кратном исчислении (1 год работы за 1 год 6 месяцев работы);
- с 14.05.2014 по 31.12.2014 в кратном исчислении (1 год работы за 1 год 6 месяцев работы).
Решение суда отменить в части возложения обязанности на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым назначить Зайцевой Е.В. пенсию с 04 марта 2019 года.
В указанной части Зайцевой Е.В. в иске отказать.
В остальной части решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 27 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий судья
судьи: