Дело № 2а-194/2022
УИД 11RS0001-01-2021-011257-30
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о передачи дела по подсудности
г.Сыктывкар 21 апреля 2022 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Коданевой Я.В.,
при секретаре Стеблиной Е.П.,
с участием представителя административных ответчиков ФСИН России, УФСИН России по РК, ФКУЗ МСЧ № 11 ФСИН России – Гиниатулина Евгения Шамильевича, действующего на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Николаева Андрея Геннадьевича к ФКУЗ МСЧ № 11 ФСИН России, ФСИН России, УФСИН России по РК о признании действий (бездействий) незаконными, взыскании компенсации,
УСТАНОВИЛ:
Николаев А.Г. обратился в Сыктывкарский городской суд РК с исковым заявлением к ФКУЗ МСЧ № 11 ФСИН России о признании действий (бездействий) незаконными, взыскании компенсации в размере 400 000 руб.
В обоснование иска указал, что с 11.07.2014 он отбывал меру уголовного наказания в исправительных учреждениях УФСИН России по РК (ФКУ ИК-8, ФКУ ИК-31). В 2018 был этапирован из учреждения УФСИН России по РК в ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области, где при поступлении у него были отобраны анализы по результатам которых ему был выставлен диагноз ... Таким образом, в результате ненадлежащих действий/бездействий сотрудников ФКУЗ МСЧ № 11 на территории ИК-31 и ИК-8 УФСИН России по РК его здоровью был причинен вред.
Определением суда от 15.07.2021 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФСИН России, УФСИН России по РК; для дачи заключения привлечен прокурор г.Сыктывкара.
В связи с изменением процессуального законодательства рассмотрения дел о компенсации морального вреда в связи с ненадлежащими условиями содержания в местах лишения свободы и включением в Кодекс административного судопроизводства РФ статьи 227.1, устанавливающей особенности подачи и рассмотрения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, дела связанные с нарушением условий содержания, подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
С учетом изложенного, определением от 27.10.2021 по делу осуществлен переход из гражданского судопроизводства в административное судопроизводство.
В судебном заседании административный истец на исковых требованиях настаивал.
Представитель административных ответчиков возражал против удовлетворения заявленных требований.
На обсуждение поставлен вопрос о передаче дела по подсудности в суд по месту нахождения одного из исправительных учреждений, в которых допущены нарушения и незаконность действий (бездействий) ответчика, о компенсации которых заявлено истцом.
Административный истец в судебном заседании участия не принимает, извещен надлежаще.
Представитель административных ответчиков вопрос о направлении дела на рассмотрение по месту нахождения исправительного учреждения оставил на усмотрение суда.
Заслушав лиц, участвующих в деле, суд, с учетом требований административного искового заявления и доводов, приведенных в его обоснование, приходит к следующему.
Согласно Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (статья 47, часть 1).
В силу требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из положений названной нормы, подсудность дел определяется законом, в котором должны быть закреплены критерии, в нормативной форме предопределяющие, в каком суде подлежит рассмотрению то или иное дело, что позволило бы суду, сторонам и другим участникам процесса избежать неопределенности в этом вопросе.
Лица, содержащиеся под стражей, в случае нарушения условий содержания имеют право обратиться в порядке, установленном статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ, в суд с административным исковым заявлением о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
В силу части 3 указанной статьи требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным главой 22 Кодекса административного судопроизводства, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.
Таким образом, исходя из приведенных выше положений процессуального закона, административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении содержит два требования - об оспаривании действий (бездействия) конкретных учреждений исполнения наказаний и о взыскании компенсации, которая на основании части 4 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ присуждается с главного распорядителя средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Частью 1 статьи 22 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.
При этом согласно части 2 статьи 22 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.
Согласно Положению о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания, условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений (пункт 1).
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (пункт 5).
ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций (подпункт 6 пункт 7). В силу части 5 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 данного Кодекса.
Как разъяснено в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» при определении территориальной подсудности административных дел, связанных с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, судам следует учитывать, что в случае, когда административным ответчиком является федеральный орган исполнительной власти, его территориальный орган, административное исковое заявление может быть подано в суд того района, на территории которого осуществлены (не осуществлены) полномочия в виде оспариваемых действий (бездействия).
То есть соответствующее административное исковое заявление подлежит подаче и рассмотрению судом того района, на территории которого осуществлены либо не осуществлены полномочия указанного федерального органа исполнительной власти, в виде оспариваемых административным истцом действий (бездействия), повлекших нарушение его права на надлежащие условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В соответствии с Уставом ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, утвержденным Приказом ФСИН России № 283 от 01.04.2015, к основным видам деятельности учреждения относится деятельность в области здравоохранения, медицинская деятельность, включая оказание первичной медико-санитарной помощи (п.2.2.). Полномочия ФКУЗ МСЧ -11 ФСИН России осуществляются через 23 филиала, в том числе, филиалы, осуществляющие медицинское обслуживание в ФКУ ИК – 8 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК – 31 УФСИН России по Республике Коми.
Как следует из содержания требований Николаева А.Н., оспариваемые им действия (бездействие) имели место по месту нахождения ФКУ ИК – 8 УФСИН России по Республике Коми ... в период с 11.07.2014 по март 2016 и ФКУ ИК-31 УФСИН России по РК (...) в период с 20.03.2016 по сентябрь 2018.
Территория, на которой предоставляется медицинская помощь осужденному (ФКУ ИК – 8 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК – 31 УФСИН России по Республике Коми), к юрисдикции Сыктывкарского городского суда Республики Коми не относится.
Кодекс административного судопроизводства РФ, устанавливая общее правило неизменности подсудности административного дела, предусматривает процедуру передачи административного дела в другой суд, а также требование о его принятии к рассмотрению судом, в который оно направлено. Конституционный Суд РФ отмечает, что такое регулирование направлено на реализацию конституционных гарантий судебной защиты, а также способствует своевременному и правильному разрешению споров (Определение от 28.02.2019 № 302-О).
Пунктом 2 части 2 статьи 27 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что суд передает административное дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.
Руководствуясь статьями 198, 199 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Передать административное дело по административному исковому заявлению Николаева Андрея Геннадьевича к ФКУЗ МСЧ № 11 ФСИН России, ФСИН России, УФСИН России по РК о признании действий (бездействий) незаконными, взыскании компенсации, по подсудности на рассмотрение в Ухтинский городской суд Республики Коми.
Частная жалоба на определение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения.
Судья- Коданева Я.В.