Решение по делу № 3а-11/2022 (3а-43/2021;) от 27.12.2021

    Дело № 92OS0000-01-2021-000091-56

Производство № 3а-11/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

    16 марта 2022 года    г. Севастополь

Севастопольский городской суд в составе:

председательствующего судьи Кондрак Н.И.,

при секретаре Михайловой В.Г.,

с участием прокурора Махиня В.В.,

представителей:

административного истца Хмиль О.Ю.

заинтересованных лиц Кравец А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к Правительству Севастополя, заинтересованные лица Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании нормативного правового акта в части, -

установил:

ДД.ММ.ГГГГ Правительством Севастополя издано постановление № 400-ПП «Об утверждении градостроительной документации «Проект планировки и проект межевания территории с кадастровым номером (Карантинная бухта)» (далее – постановление № 400-ПП).

Указанное постановление подписано высшим должностным лицом субъекта РФ - Губернатором города Севастополя Овсянниковым Д.В., возглавляющим высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя – Правительство Севастополя, и опубликовано 19.06.2019 на официальном сайте Правительства Севастополя в сети Интернет (https://sevastopol.gov.ru).

ДД.ММ.ГГГГ Минобороны России обратилось в Севастопольский городской суд с административным иском, в котором просит признать недействующим постановление Правительства Севастополя №400-ПП от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении градостроительной документации «Проект планировки и проект межевания территории с кадастровым номером (Карантинная бухта)» в части включения в проектную документацию по планировке и межеванию территории части земельного участка военного городка , как несоответствующее законодательству Российской Федерации со дня его принятия.

В обоснование иска указывает, что в соответствии с ч. 1 ст. 154 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 года имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Право собственности на имущество, передаваемое в федеральную собственность, возникает с даты, устанавливаемой решением о его передаче. Данное право юридически действительно даже без государственной регистрации в ЕГРН.

В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею. Согласно пунктам 10 и 12 статьи 1 Федерального закона №61-ФЗ от 31.05.1996 «Об обороне» земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности, имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Согласно пункту 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации №1082 от 16.08.2004 года «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» (далее Положение о Минобороны России) Минобороны России является уполномоченным федеральным органом в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации №1053 от 29.12.2008 года «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования.

На основании распоряжения Правительства Севастополя №195-РП от 20.03.2015 года «О передаче имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность» и в соответствии с Перечнем недвижимого имущества военных городков, подлежащих передаче в федеральную собственность ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, являющимся приложением к указанному распоряжению, недвижимое имущество военного городка в количестве <данные изъяты> зданий и сооружений, расположенных в г. Севастополь, бухта Карантинная, площадь земельного участка <данные изъяты> га, передано безвозмездно из собственности города Севастополя в федеральную собственность. Во исполнение указанного распоряжения ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением имущественных и земельных отношений города Севастополя и ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России подписан акт приема-передачи указанного имущества. Таким образом, в соответствии со ст.ст. 10, 11, 17 Федерального закона №61-ФЗ от 31.05.1996 года «Об обороне», п.п. 1, 2, 5 Положения о Минобороны России земельный участок военного городка предоставлен для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации и Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, в частности, в отношении спорного земельного участка и имущества военного городка, расположенного на нем. При этом подготовленная ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории Правительством Севастополя не согласована, согласно письму заместителя губернатора - председателя Правительства от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения анализа границ испрашиваемого земельного участка выявлено наличие препятствий в ее согласовании и утверждении, поскольку имеется пересечение с территорией, в отношении которой постановлением Правительства Севастополя №400-ПП от 11.06.2019 года утвержден проект планировки и проект межевания территории с кадастровым номером , проект межевания территории в части кадастровых кварталов , , в г. Севастополе, утвержденный постановлением Правительства Севастополя №672-ПП от 19 декабря 2019 года. Письмом исх. от ДД.ММ.ГГГГ Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя отказал ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России в предоставлении государственной услуги о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу бухта Карантинная, площадью 218701 кв.м, поскольку при рассмотрении материалов, представленных для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выявлено пересечение границ земельного участка военного городка и иных земельных участков, в том числе в отношении которых разработаны проекты планировки территорий и межевания территорий.

При таких обстоятельствах Министерство обороны Российской Федерации полагает, что оспариваемое Постановление № 400-ПП принято в нарушение нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу - п.п. 10, 12 ст. 1 Федерального закона №61-ФЗ от 31.05.1996 года «Об обороне», ч. 1 ст. 10, ч. 10 ст. 45 ГрК РФ, п. 2 ст. 7 ЗК РФ и нарушает права и законные интересы административного истца как собственника недвижимого имущества – военного городка .

В судебном заседании представители административного истца и заинтересованного лица Федерального государственного казенного учреждения «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации доводы административного иска поддержали в полном объёме по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика – Правительства Севастополя по доверенности исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях. В последующие судебные заседания представитель не явился. Извещен должным образом и его неявка не препятствовала рассмотрению дела по существу.

Представитель заинтересованного лица - Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя Сучу Я.С. с иском не согласилась в полном объеме по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего необходимым оставить исковые требования без удовлетворения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно положений части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее также - ГрК РФ) и находится в силу комплексного характера регулируемых отношений в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции Российской Федерации и часть 3 статьи 4 ГрК РФ).

Согласно подпункту 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится утверждение схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования, выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Особенности осуществления градостроительной деятельности в городах федерального значения установлены статьей 63 ГрК РФ, согласно части 2 которой в случае, если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, в частности Севастополя, полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, определенному законами указанного субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия, установленные частью 3 статьи 8 Кодекса, осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя.

В соответствии со статьей 24 Устава города Севастополя от 14.04.2014 № 1-ЗС, принятого Законодательным Собранием города Севастополя 11.04.2014, статьями 6,7 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 5-ЗС Губернатор города Севастополя является высшим должностным лицом города Севастополя, формирует и возглавляет высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя – Правительство Севастополя.

В соответствии со статьей 27 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя» Правительство в пределах своих полномочий разрабатывает и осуществляет городскую политику в области градостроительства и землепользования; осуществляет в соответствии с законодательством города Севастополя регулирование градостроительной деятельности; осуществляет в сфере градостроительства и землепользования иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом, иными законами города Севастополя, а также указами Губернатора.

Правительство Севастополя издает, в том числе, постановления, принятые в пределах полномочий, обязательные к исполнению в городе Севастополе (статья 35 Устава). Аналогичные положения закреплены в части 1 статьи 4 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 6-ЗС «О системе исполнительных органов государственной власти города Севастополя», статье 8 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя».

Подпунктом 3 п. 5.2 Регламента Правительства Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 24.11.2015 № 1084-ПП «Об утверждении Регламента Правительства Севастополя» предусмотрено, что Правительство Севастополя издает постановления Правительства Севастополя.

Кроме того, вышеназванная градостроительная документация, утвержденная постановлением № 400-ПП, разработана в рамках реализации государственной программы города Севастополя «Развитие градостроительной деятельности в городе Севастополе на 2017-2020 (утв. постановлением Правительства Севастополя от 20.12.2016 № 1000-ПП).

Таким образом, исходя из норм приведенного законодательства, оспариваемое постановление принято в соответствии с полномочиями и компетенцией органов государственной власти города Севастополя.

Во исполнение ч. 7 ст. 36 Закона города Севастополя № 185-ЗС «О правовых актах города Севастополя» оспариваемое постановление опубликовано на официальном сайте Правительства Севастополя и порядок обнародования и опубликования оспариваемого нормативного правового акта соблюден. Доводы административного иска о нарушениях, допущенных при опубликовании оспариваемого правового акта (нарушение требований о масштабе и т.д.) не могут служить достаточным основанием для признания оспариваемого постановления недействующим.

Согласно пунктов 10, 12 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности (в ред. Федеральных законов от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ). Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, в отношении которого в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" допускается заключение концессионного соглашения, может быть передано концессионеру в соответствии с указанным Федеральным законом.

Статьей 7 Земельного кодекса РФ определен состав земель в Российской Федерации, пунктом 2 данной статьи – правовой режим.

Статья 10 Градостроительного кодекса РФ определяет содержание документов территориального планирования Российской Федерации.

Согласно положений части 10 статьи 45 данного Кодекса подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

Подготовка и утверждение документации по планировке территории предусмотрена статьей 45 ГрК РФ, согласно части 3 которой установлено, что уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимают решение о подготовке документации по планировке территории. обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов регионального значения и иных объектов капитального строительства. размещение которых планируется на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) в границах субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в частях 2, 3.2 и 4.1 настоящей статьи.

Пунктом 8 статьи 45 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.

Федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 № 790 (далее - ФЦП), предусмотрено, что по результатам реализации мероприятий по направлению «прочие нужды» Республика Крым и г. Севастополь получат необходимую градостроительную документацию, включая схемы территориального планирования, правила застройки и землепользования, схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Предельные объемы финансирования Программы по направлению «прочие нужды» приведены в приложении № 6 к ФЦП, где для осуществления подготовки документов территориального планирования и градостроительного зонирования г. Севастополя в период 2015-2022 годы предусмотрен объем финансирования в размере всего 50,61 млн. руб., из которых за счет средств федерального бюджета 50,24 млн. руб., за счет средств бюджета субъекта РФ 0,37 млн.руб. То есть ФЦП предусмотрено финансирование мероприятий на подготовку градостроительной документации по территориальному планированию, к которым относится утвержденный Постановлением № 400-ПП Проект планировки территории градостроительной документации.

В свою очередь, в соответствии с ФЦП Правительством Севастополя постановлением от 20.10.2016 № 1000-ПП утверждена Государственная программа города Севастополя «Развитие градостроительной деятельности в городе Севастополе на 2017 - 2020 годы», где в приложении № 2 под № 4 предусмотрена разработка и утверждение проекта планировки и межевания территории с кадастровым номером (Карантинная бухта), ответственный исполнитель Департамент, срок реализации 2017 год. Постановлением Правительства Севастополя от 24.11.2017 № 887-ПП в Государственную программу № 1000 внесены изменения, приложение изложено в новом виде, согласно которого разработка и утверждение проекта планировки и межевания территории с кадастровым номером (Карантинная бухта) предусмотрено мероприятием , ответственный исполнитель Департамент, срок реализации увеличен до 2018 года. Во исполнение Государственной программы № 1000, с учетом внесенных изменений, Департаментом с Открытым акционерным обществом «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» (далее - ОАО «РИГиИР «Гипрогор») заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по разработке и утверждению проекта планировки и межевания территории с кадастровым номером (Карантинная бухта). Пунктами 3,7 Технического задания к Государственному контракту предусмотрены цели подготовки, среди которых установление границ территорий общего пользования. С целью исполнения Государственного контракта разработан проект планировки и межевания территории.

В соответствии с положениями части 5 статьи 46 ГрК РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 29.12.2017 № 455-ФЗ, дополнившего ГрК РФ статьёй 5.1, положения законодательных актов Российской Федерации, изменённые настоящим Федеральным законом, подлежат применению со дня вступления в силу нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, необходимых для проведения общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Нормативный правовой акт города Севастополя, необходимый для проведения общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии со статьёй 5.1 ГрК РФ, в редакции Федерального закона от 29.12.2017 № 455-ФЗ на момент принятия оспариваемого постановления не принят. Следовательно, в силу названных правовых норм положения статьи 5.1 ГрК РФ при проведении публичных слушаний по оспариваемому проекту планировки и проекту межевания не подлежат применению.

В свою очередь, установленный Законом города Севастополя от 10.03.2017 № 325-ЗС «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Севастополе» (далее - Закон от 10.03.2017 № 325-ЗС) порядок организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Севастополе соблюдён.

Так, в соответствии с распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя от 15.04.2019 № 59 публичные слушания по проекту планировки и проекту межевания территории с кадастровым № (Карантинная бухта) состоялись ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлен протокол публичных слушаний , утверждённый директором Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя ДД.ММ.ГГГГ, а также заключение по результатам данных публичных слушаний, утверждённое директором Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя ДД.ММ.ГГГГ, из которых усматривается, что публичные слушания признаны состоявшимися (т. 1 л.д.85-148).

Пунктом 1 части 6 статьи 11 Закона города Севастополя № 325-3C предусмотрено, что уполномоченный орган направляет проект планировки территории и (или) проект межевания территории с протоколом собрания участников публичных слушаний и заключением о результатах публичных слушаний по данным вопросам в Правительство Севастополя для принятия решения о согласии с проектом планировки территории и (или) проектом межевания территории и его утверждении.

В соответствии с нормами ГрК РФ, Уставом города Севастополя, законами города Севастополя № 5-ЗС, «О правовых актах города Севастополя», после выполненных работ в рамках Государственного контракта, учитывая протокол и заключение о проведение публичных слушаний, постановлением Правительства Севастополя от 11.06.2019 № 400-ПП была утверждена градостроительная документация «Проект планировки и проект межевания территории с кадастровым номером (Карантинная бухта)».

Существенных нарушений нормативных правовых актов, регулирующих разработку проекта, порядок организации и проведения публичных слушаний, процедуру согласования и утверждения проекта планировки и проекта межевания территории административным ответчиком не допущено.

Согласно статье 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1). Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (часть 2). Видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории (часть 4). При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5). Проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа (часть 6).

Статьи 42 и 43 ГрК РФ определяют цели, состав и содержание проектов планировки и межевания территории.

В соответствии со статьей 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает чертеж или чертежи планировки территории; положение о характеристиках планируемого развития территории; положение об очередности планируемого развития территории, содержащее этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения. Материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат схему, отображающую местоположение существующих объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, объектов, подлежащих сносу, объектов незавершенного строительства, а также проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.

Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны (часть 1 статьи 43 ГрК РФ).

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, правила землепользования и застройки - документом градостроительного зонирования (пункт 2 части 1 статьи 18, пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

Исходя из положений статей 9, 14, 18 ГрК РФ к документам территориального планирования относятся схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Согласно части 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

Нарушений градостроительного законодательства при принятии оспариваемого нормативного правового акта в той части, в которой производство по делу не прекращено не установлено.

По смыслу части 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование осуществляется в целях комплексного развития территории, исходя из совокупности различных факторов, и карты, входящие в состав документации по планировке, отображают не только фактическое, но и перспективное использование территории.

Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.03.2017 № 10-П, регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области. Так же Европейский Суд по правам человека также неоднократно отмечал, что в такой сложной сфере, как градостроительство, власти должны иметь широкие пределы усмотрения в осуществлении политики городского планирования и задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт соответствует положениям статьи 45 Градостроительного кодекса РФ, в том числе и его части 10.

В обоснование нарушения прав истец ссылается на те обстоятельства, что распоряжением Правительства Севастополя №195-РП от 20.03.2015 года «О передаче имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность» и в соответствии с Перечнем недвижимого имущества военных городков, подлежащих передаче в федеральную собственность ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, являющимся приложением к указанному распоряжению, недвижимое имущество военного городка в количестве <данные изъяты> зданий и сооружений, расположенных в г. Севастополь, бухта Карантинная, площадь земельного участка <данные изъяты> га, передано безвозмездно из собственности города Севастополя в федеральную собственность, Главным управлением имущественных и земельных отношений города Севастополя и ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России подписан акт приема-передачи указанного имущества. Соответственно, по мнению истца, земельный участок, расположенный по адресу бухта Карантинная, площадью 218701 кв.м, на который Крымское ТУИО просило утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории является землями обороны и Постановление № 400-ПП в оспариваемой части не соответствует положениям пункта 2 статьи 7 ЗК РФ.

С данными доводами при установленных судом обстоятельствах дела согласиться нельзя. Так, согласно положений статьи 6 ЗК РФ, ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" земельный участок как предмет права должен иметь характеристики индивидуально-определенной вещи, в том числе должно быть определено местоположение границ земельного участка. Вместе с тем земельный участок под военным городском на момент принятия оспариваемого НПА, как и на момент передачи вышеназванным Распоряжением № 197 недвижимого имущества данного городка в федеральную собственность не был образован, сведения о нем не были внесены в ЕГРН, следовательно, не мог быть учтен при разработке оспариваемого нормативного правового акта. Надлежит отметить, что согласно распоряжения № 197 площадь земельного участка военного городка указана <данные изъяты> га, земельный участок, расположенный по адресу бухта Карантинная, и на который Крымское ТУИО просило утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории имеет площадь <данные изъяты> кв.м, согласно же представленной административным истцом в обоснование нарушения своих прав и формирования участка военного городка технического дела по инвентаризации земель войсковой части 53054 Черноморского флота была проведена инвентаризация двух участков площадями <данные изъяты> га и <данные изъяты> га соответственно. При таких обстоятельствах доказательств того, что Постановлением № 400-ПП в оспариваемой истцом части утверждена документация по планировке территории в том числе и земель обороны, не имеется.

При таких обстоятельствах оснований полагать нарушенными права административного истца так же не имеется.

При этом надлежит отметить, что сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования с указанием вида разрешенного использования образуемых земельных участков, перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд, как установлено в судебном заседании, определены в проекте межевания территории с кадастровым номером (Карантинная бухта), который постановлением Правительства Севастополя № 672-ПП от 19.12.2019 года «Об утверждении документации по планировке территории «Проект межевания территории в части кадастровых кварталов , , в городе Севастополе» признан утратившим силу и прав истца не нарушал и не нарушает в настоящее время. В судебном заседании было установлено, что истец оспаривает в части Постановление № 400-ПП, при этом Постановление -ПП не оспаривается.

Таким образом, оснований для удовлетворения иска в той части, в которой производство по делу не прекращено, не имеется, в том числе и вследствие отсутствия нарушения прав истца.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Министерства обороны Российской Федерации к Правительству Севастополя о признании нормативного правового акта не действующим в части оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий апелляционный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Севастопольский городской суд.

Решение в окончательной форме принято 28 марта 2022 года.

Судья Севастопольского

        городского суда        Н.И. Кондрак

3а-11/2022 (3а-43/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство обороны Российской Федерации
Прокурор города Севастополя
Ответчики
Правительство Севастополя
Другие
Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя
ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России
Каймаков Александр Иванович
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Хмиль Ольга Юрьевна
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Кондрак Наталья Иосифовна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
27.12.2021Регистрация административного искового заявления
27.12.2021Передача материалов судье
29.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
30.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.01.2022Судебное заседание
18.02.2022Судебное заседание
09.03.2022Судебное заседание
16.03.2022Судебное заседание
28.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2022Дело оформлено
16.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее