Дело №2а- 2720/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 ноября 2016 года город Шуя Ивановской области
Шуйский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Козловой Л.В.,
при секретаре Морозовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Ивановской области к Фролову А.В. о взыскании задолженности по налогам в размере 7424,05 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №3 по Ивановской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Фролову А.В. о взыскании задолженности по налогам в размере 7424,05 рублей, одновременно было подано заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи административного искового заявления.
Административное исковое заявление обосновано тем, что Фролову А.В., ИНН…, дата рождения х место рождения: х, направлялось налоговое уведомление на уплату налогов за 2013 -2014 г.г. в общей сумме 7187 руб., в котором приводится расчет налогов. В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки Фроловым А.В. налог уплачен не был, на сумму недоимки в соответствии со статьей 75 НК РФ налоговым органом начислены пени в общей сумме 237,05 руб. Пени начислены со сроков уплаты соответствующих налогов по дату последнего требования. Налоговым органом в отношении Фролова А.В., выставлены требования от 17.05.2013 № 4750, от 21.10.2015 № 16392, от 19.11.2014 № 6902, от 30.07.2014 № 27903, от 20.01.2014 № 480 об уплате налога, в котором сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме, начисленной на сумму недоимки пени. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила. Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. В силу п. 4 ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. В соответствии с п. 1 и 2 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком -физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. На момент подачи заявления инспекцией пропущен срок подачи заявления, но пропуск обусловлен следующими уважительными причинами. В связи с вводом в налоговых органах Российской Федерации в эксплуатацию нового программного обеспечения и выявлением ошибок в работе функционала в период с 25.11.2015 по 01.03.2016 подготовка данных для взыскания задолженности с физических лиц по статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации была приостановлена. Работоспособность компонентов программного обеспечения Федеральной налоговой службой России была восстановлена, однако отдельные подсистемы и процессы работали не стабильно. Иной способ определения лиц, имеющих задолженность по уплате налогов, кроме как с помощью имеющегося программного обеспечения, у налогового органа отсутствует. Для обработки списков налогоплательщиков (по суммовым критериям отбора) запускались бизнес-процессы, которые значительное время не завершались, то есть не отбирались конкретные налогоплательщики - должники для взыскания налогов в судебном порядке. В результате определить таких лиц удалось только после истечения отведенного срока подачи заявления в суд. Данная ситуация складывается по всей России и не по отдельным налогоплательщикам, носит массовый характер, и привела к нарушению сроков взыскания задолженности в судебном порядке в рамках ст. 48 НК РФ. Вышеназванные обстоятельства подтверждаются распечатками публикаций портала ФКУ «Налог сервис» ФНС России от 29.06.2016 года, 07.07.2016 года, 28.07.2016 года, письмом Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области в Федеральную налоговую службу от 15.07.2016 года № 18-07/06803@. Согласно ч. 1 ст. 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
В судебное заседание представитель административного истца межрайонной ИФНС России №3 по Ивановской области не явился, просил, руководствуясь ст.291 КАС РФ, о рассмотрении административного дела в свое отсутствие.
В судебное заседание административный ответчик Фролов А.В. не явился по неизвестной причине. О дне слушания дела извещался надлежащим образом. О необходимости явки в судебное заседание на 15.11.2016 г. был извещен заказным письмом с уведомлением. Почтовое отправление вручено 11.10.2016 года лично административному ответчику. В порядке ст.96 КАС РФ, об уважительности причин неявки суду не сообщил. В соответствии с ч.2 ст.150 КАС РФ лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. В соответствии со ст.289 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. В силу п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. При вышеуказанных обстоятельствах, суд делает вывод о надлежащем извещении ответчика о месте и времени рассмотрения дела, в связи с чем у суда не имеется процессуальных препятствий к рассмотрению дела в отсутствие ответчика.
Изучив материалы гражданского дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Обязанность каждого платить законно установленныеналогии сборы, закрепленнаястатьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1ст.3НК РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенныйналог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом.
В соответствии с Налоговымкодексом Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачиватьналоги(статья 19); эта обязанность возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным актом законодательства оналогахи сборах (пункт 1 статьи 44); обязанность по уплате конкретногоналогавозлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством оналогахи сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данногоналога, которая должна быть произведена налогоплательщиком самостоятельно, от своего имени и за счет собственных средств (статья 45).
В соответствии с п. 1ст. 23НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В связи с несвоевременной уплатой транспортного налога налоговым органом Фролову А.В., были направлены требования от 19.11.2014 № 6902, от 21.10.2015 № 16392, об уплате налога, в которых сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме, начисленной на сумму недоимки пени:
№ 6902 от 19.11.2014 года о необходимости уплаты:
-транспортного налога с физических лиц – 2210 рублей, пени- 5,47 рублей.
№ 16392 от 21.10.2015 г. о необходимости уплаты:
-транспортного налога с физических лиц – 4977 рублей, пени- 231,83 рубля.
Фролову А.В. направлялось налоговое уведомление № 213384 о необходимости уплатить до 10.11.2014 года транспортный налог – 2210 рублей и налоговое уведомление № 377573 о необходимости уплатить не позднее 01.10.2015 года транспортный налог – 4977 рублей.
Факт наличия задолженности подтверждается выпиской из лицевого счета налогоплательщика. В соответствии со ст.75 НК РФ Межрайонной ИФНС России № 2 по Ивановской области за несвоевременную уплату начислены:
пени: в сумме 237,05 руб.;
На основаниист.356НК РФтранспортныйналогустанавливается указанным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации оналоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации оналогеи обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Из налогового уведомления № 213384 следует, что за Фроловым А.В. зарегистрировано транспортное средство:…, гос.номер….
Из налогового уведомления № 377573 следует, что за Фроловым А.В. зарегистрировано транспортное средство:…, гос.номер …и….., гос. номер….
В силу п.1 ст.359 НК РФ налоговаябаза в отношениитранспортныхсредств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателятранспортногосредства в лошадиных силах. Налоговыеставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимоститранспортныхсредств, категориитранспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателятранспортногосредства, одну регистровую тоннутранспортногосредства или единицутранспортногосредства (ст.361 НК РФ). Законом Ивановской области от 28 ноября 2002 года №88-ОЗ «О транспортном налоге» (в ред. Закона Ивановской области от 06.08.2008 N 95-ОЗ) налоговая ставка на автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,5 кВт до 110,33 кВт) включительно – 17 рублей; свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно – 20 рублей.
В соответствии сост.52 НК РФналоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
В силу пункта 1статьи 75НК РФ пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, т.е. не уплаченной в установленный законом срок суммыналога.
На основании п. 6ст. 69НК РФ требование об уплатеналогаможет быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления заказного письма.
В п. 53 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57 разъяснено следующее: при рассмотрении споров судам необходимо исходить из того, что в силу прямого указания закона соответствующаяналоговаяпроцедура признается соблюденной, независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплатеналога, направленного заказным письмом.
В определении КС РФ от 8 апреля 2010 г. № 468-О-О разъяснено, что по буквальному смыслуст. 52 и п. 6ст. 69НК РФ, отсутствие возможности вручитьналоговоеуведомление (налоговоетребование) федеральный законодатель увязывает не только с фактом уклонения налогоплательщика от его получения, - им не исключаются и иные причины неполучения указанных документов налогоплательщиком, в том числе объективного характера. Признав направление данных документов по почте заказным письмом надлежащим способом уведомления, федеральный законодатель установил презумпцию получения его адресатом на шестой день с даты направления. Такое правовое регулирование призвано обеспечить баланс частного и публичного интересов вналоговых правоотношениях и гарантировать исполнение налогоплательщиками конституционно-правовой обязанности по уплате законно установленныхналогови сборов.
В соответствии с абзацем 1статьи 357НК РФ налогоплательщикамитранспортногоналогапризнаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированытранспортныесредства, признаваемые объектомналогообложенияв соответствии состатьей 358НК РФ, если иное не предусмотрено данной статьей.
Пунктом 1статьи 358 НК РФ установлено, что объектомналогообложенияпризнаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортныесредства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что обязанность по уплате транспортногоналога ставится в зависимость от регистрациитранспортногосредства и не зависит от его фактического использования. Указанный вывод суда соотносится с позицией Конституционного Суда РФ, закрепленной в определении от 25.09.2014 № 2015-О, о том, что федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 НК РФ транспортныйналог, связал возникновение объекта налогообложенияс фактом регистрациитранспортногосредства на налогоплательщика, что не может рассматриваться как нарушение прав налогоплательщиков.
Судом рассмотрено заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи административного искового заявления, поданное административным истцом. Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. В силу п. 4 ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. В соответствии с п. 1 и 2 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Судом сделан вывод, что на момент подачи заявления инспекцией пропущен срок подачи заявления, но пропуск обусловлен следующими уважительными причинами. В связи с вводом в налоговых органах Российской Федерации в эксплуатацию нового программного обеспечения и выявлением ошибок в работе функционала в период с 25.11.2015 по 01.03.2016 подготовка данных для взыскания задолженности с физических лиц по статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации была приостановлена. Работоспособность компонентов программного обеспечения Федеральной налоговой службой России была восстановлена, однако отдельные подсистемы и процессы работали не стабильно. Иного способа определения лиц, имеющих задолженность по уплате налогов, кроме как с помощью имеющегося программного обеспечения, у налогового органа отсутствует. Для обработки списков налогоплательщиков (по суммовым критериям отбора) запускались бизнес процессы, которые значительное время не завершались, то есть не отбирались конкретные налогоплательщики - должники для взыскания налогов в судебном порядке. В результате определить таких лиц удалось только после истечения отведенного срока для подачи заявления в суд. Данная ситуация носит массовый характер и привела к нарушению сроков взыскания задолженности в судебном порядке в рамках ст. 48 НК РФ. Вышеназванные обстоятельства подтверждаются распечатками публикаций портала ФКУ «Налог сервис» ФНС России от 29.06.2016 года, 07.07.2016 года, 28.07.2016 года, письмом Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области Федеральную налоговую службу от 15.07.2016 года № 18-07/06803@. Согласно ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный процессуальный срок по причинам, признанных судом уважительными, он может быть восстановлен.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования истца о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления и о взысканиитранспортного налога и пени подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования истца о взысканиитранспортного налога и пени, указанные в административном исковом заявлении в размере 7424,05 рублей, подлежат удовлетворению.
Учитывая факт удовлетворения требований истца, суд, руководствуясьст.114 КАС РФ взыскивает сумму государственной пошлины с ответчика согласно п.п.1 п.1ст. 333.19НК РФ, 400 рублей.
Руководствуясь ст.ст.175-180, ст.290, 293-294КАСРФ, суд
Р Е Ш И Л :
Восстановить межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Ивановской области срок для подачи административного искового заявления.
Административное исковое заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Ивановской области к Фролову А.В. о взыскании задолженности по налогам в размере 7424,05 рублей, удовлетворить.
Взыскать с Фролова А.В., ИНН х, х года рождения, уроженца х, проживающего по адресу: х.
В бюджет Ивановской области:
недоимку по транспортному налогу за 2013- 2014 годы в сумме 7187 рублей;
пени на недоимку по транспортному налогу за 2013-2014 годы в сумме 237,05 рублей.
Всего: 7424,05 (семь тысяч четыреста двадцать четыре) рубля 05 копеек.
Взыскать с Фролова А.В. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.В. Козлова.
В окончательной форме решение изготовлено 18 ноября 2016 г.
Судья Л.В. Козлова.