КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Злобина М.В. Дело №33-5497/2024
24RS0048-01-2023-004049-52
2.049г.
24 июня 2024 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Платова А.С.
судей: Беляковой Н.В., Киселевой А.А.
при помощнике судьи: Погореловой И.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.
гражданское дело по иску Жгун Вячеслава Евгеньевича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю об отмене решения, назначении досрочной страховой пенсии,
по апелляционной жалобе Жгун В.Е.
на решение Советского районного суда г. Красноярска от 08 ноября 2023 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Жгун Вячеслава Евгеньевича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю об отмене решения, назначении досрочной страховой пенсии – отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Жгун В.Е. обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю об отмене решения № от 31.08.2022 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» как лицу, проработавшему на работах с вредными условиями труда, назначении досрочной страховой пенсии по старости с 22.09.2022 года.
Требования мотивировал тем, что 24.09.2022 истцу исполнилось 55 лет. 26.08.2022 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» как лицу, проработавшему на работах с вредными условиями труда. Решением ОСФР по Красноярскому краю от 31.08.2022 года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. В стаж на соответствующих видах работ не включены периоды работы истца с 10.03.1992 года по 05.11.1992 года (00 лет 7 месяцев 26 дней) чистильщика печей и газоходов в цехе электролиза; с 06.11.1992 года по 15.08.1997 года (4 года 9 месяцев 10 дней) – слесаря –ремонтника в цехе электролиза, так как АО «РУСАЛ Красноярский алюминиевый завод» не подтверждает занятость 80% рабочего времени во вредных условиях труда. С решением пенсионного органа не согласен, так как в спорный период он работал в условиях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по Списку №1, что подтверждено справкой работодателя – ОАО «Красноярский алюминиевый завод», которая необоснованно отозвана АО «РУСАЛ Красноярский алюминиевый завод», которое не могло быть страхователем пенсионных прав истца и подавать какие-либо сведения, либо их отзывать. Истец работал в ОАО «КРАЗ», именно это юридическое лицо производило все отчисления.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Жгун В.Е. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права, неправильным определением фактических обстоятельств дела, ссылаясь на необоснованность вывода суда первой инстанции об отсутствии выработки 80% рабочего времени на работах с вредными условиями труда. Материалами дела, а именно штатными расписаниями АО «КРАЗ», расчетными листками, приказами о назначении на должность подтверждается время и стаж работы истца. Указывает, что единственным документом, подтверждающим стаж, должность и условия труда работника в период с 1992 года по 1997 год являлась трудовая книжка, никаких иных документов работникам не выдавали, а архив не передавали. Кроме того, льготный стаж подтвержден справкой №12/834 от 24.10.2003 года, выданной ОАО «Красноярский алюминиевый завод». Полагает, что АО «РУСАЛ Красноярский алюминиевый завод» не уполномочено отзывать данную справку, так как истец там не работал.
Проверив материалы дела, заслушав Жгуна В.Е., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ОСФР по Красноярскому краю Чернявскую Л.А. <данные изъяты>, представителя третьего лица – АО «РУСАЛ Красноярск» Данилину А.Е. <данные изъяты>, просивших решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в соответствии с которой основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, в разделе «Металлургическое производство» предусмотрены рабочие ремонтных служб, занятые ремонтом оборудования в местах его установки на участках (рабочих местах) действующих производств, где основные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 1: слесари - ремонтники, электрогазосварщики, электросварщики ручной сварки, электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования (позиция 1071200а-17531); а также чистильщики, занятые на очистке пылеулавливающих устройств, печей, газоходов и колосников (позиция 1071700а-19555).
Согласно пункту 5 разъяснений Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право в соответствии со статьями 12, 78 и 78-1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени.
В специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В силу части 2 статьи 14 Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Как следует из содержания пункта 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н во исполнение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 названного порядка подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжелыми условиями труда.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". К таким документам подпунктом "а" пункта 12 названного Перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, истец в период с 10.03.1992 по 15.08.1997 работал на Красноярском алюминиевом заводе в должности чистильщика печей и газоходов 3 разряда, слесарем – ремонтником 4 разряда в цехе Электролиза алюминия 3 в венсантехслужбу, что подтверждается сведениями в трудовой книжке истца, личной карточкой истца, приказом о приеме на работу от 10.03.1992 № 641, о переводе от 06.11.1992 № 748.
26.08.2022 года истец обратился в ГУ – ОПФР по Красноярскому краю с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ГУ – ОПФР по Красноярскому краю 492408/22 от 31.08.2022 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ по п. 1 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
При этом ответчиком в стаж на соответствующих видах работ не включены периоды работы истца с 10.03.1992 года по 05.11.1992 года (00 лет 7 месяцев 26 дней) чистильщика печей и газоходов в цехе электролиза; с 06.11.1992 года по 15.08.1997 года (4 года 9 месяцев 10 дней) – слесаря –ремонтника в цехе электролиза, так как
Проверяя доводы истца о том, что АО «РУСАЛ Красноярский алюминиевый завод», не могло быть страхователем пенсионных прав истца и подавать какие-либо сведения, либо их отзывать, суд первой инстанции установил, что от АО «РУСАЛ Красноярск» в материалы дела представлена справка о периодах работы истца в Красноярском алюминиевом заводе, а также сведения о переименовании Красноярского алюминиевого завода изначально в ОАО «Красноярский алюминиевый завод» (приказ от 17.11.1992 № 1177), далее в ОАО «РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод» (приказ от 04.07.2006 № 456), а затем в АО «РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод» (на основании решения единственного акционера от 07.06.2016).
Выданная истцу ОАО «Красноярский алюминиевый завод» справка от 24.10.2003 года, из которой следует, что в спорные периоды он работал в условиях Списка №1, отозвана АО «РУСАЛ Красноярск», что следует из письма от 13.12.2021, согласно которому данная справка была отозвана в связи с отсутствием документального подтверждения занятости в производстве алюминия более 80 % рабочего времени.
Согласно архивной справке от 13.06.2023 АО «РУСАЛ Красноярск» должностные инструкции, табели учета рабочего времени не поступали на хранение в архив АО «РУСАЛ Красноярск».
Представленные в материалы дела лицевые счета работника не подтверждают выработку истцом более 80 % рабочего времени на соответствующих видах работ. Не подтверждают данные сведения и представленные в материалы дела штатные расписания за указанный период. Спорный период работы истца отражен в ИЛС без указания кода льготы.
При этом суд первой инстанции правильно указал, что работодатель несет ответственность за сведения, отраженные на ИЛС застрахованного лица.
Каких-либо иных документов, подтверждающих характер выполняемых истцом работ, а также выработку истца более 80 % рабочего времени на соответствующих видах работ, в материалы дела не представлено.
Как следует из объяснений представителя АО «РУСАЛ Красноярск» Данилиной А.Е, данных суду апелляционной инстанции, документальных подтверждений работы истца в условиях Списка №1, не имеется. Согласно карточке Т-2 и записи в трудовой книжке истца, Жгун В.Е. работал в электролизном цехе 3 в службе ВСТС (венсантехслужба). Несмотря на то, что подразделение называется Электролизный цех 3, истец работал в структурном подразделении ВСТС, то есть и непосредственно вблизи электролизеров на отметке 00 (на земле) и на отметке +4, где могли быть вредные факторы. Помимо этого, истец также работал в иных местах, то есть ремонтировал трубы, вентиляцию вдоль корпуса и за корпусом. Справка, выданная истцу 24.10.2023 года, отозвана в связи с тем, что АО «Русал Красноярск» не может подтвердить занятость истца 80% рабочего времени в условиях Списка №1. В 1999 году ВСТС была выведена в энергоцех, в 2003 году выведена из энергоцеха и 2004 года перестала существовать.
В указанной связи судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии доказательств, подтверждается занятость истца более 80 % рабочего времени на вредном производстве, в связи с чем оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
Доводы апелляционной жалобы Жгуна В.Е., содержащие несогласие с приведенными выводами суда первой инстанции, судебная коллегия во внимание не принимает, так как отсутствуют основания для иной оценки обстоятельств настоящего спора.
Ссылка истца на штатные расписания рабочих с указанием специальностей, в которых работал истец, расчетные листки, справку работодателя, как на доказательства, подтверждающие его 80% занятость во вредных условиях, является несостоятельной, так как из приведенных доказательств такой вывод не следует.
Запись в трудовой книжке истца также не является бесспорным доказательством занятости истца не менее 80% рабочего времени во вредных условиях, так как в карточке Т-2 и в трудовой книжке истца указано, что Жгун В.Е. работал в электролизном цехе 3 в службе ВСТС (венсантехслужба).
Доводы истца о том, что АО «РУСАЛ Красноярский алюминиевый завод» не могло быть страхователем пенсионных прав истца и подавать какие-либо сведения, либо их отзывать, также являются несостоятельными, так как от АО «РУСАЛ Красноярск» представлены сведения о переименовании Красноярского алюминиевого завода изначально в ОАО «Красноярский алюминиевый завод» (приказ от 17.11.1992 № 1177), далее в ОАО «РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод» (приказ от 04.07.2006 № 456), а затем в АО «РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод» (на основании решения единственного акционера от 07.06.2016).
В указанной связи решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Советского районного суда г.Красноярска от 8 ноября 2023 года – оставить без изменения, а апелляционную жалобу Жгуна В.Е. – без удовлетворения.
Председательствующий: Платов А.С.
Судьи: Белякова Н.В.
Киселева А.А.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 июня 2024 года.