Решение по делу № 2-1-1147/2023 от 09.08.2023

№2-1-1147/2023 УИД: 66RS0035-01-2023-001266-86

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02.10.2023 г. Красноуфимск

Красноуфимский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Бунаковой С.А., с участием представителя истца Турышевой Е.А., законного представителя Комягиной Е.А., представителя ответчика Осиповой Л.Г., при секретаре Токманцевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноуфимского межрайонного прокурора, действующего в интересах инвалида первой группы Ширяева Е. С. к Государственному внебюджетному фонду -Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Свердловской области, Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти –Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 3 о возложении обязанности обеспечения техническими средствами реабилитации, осуществления контроля,

УСТАНОВИЛ:

Красноуфимский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что Красноуфимской межрайонной прокуратурой Свердловской области проведены надзорные мероприятия по соблюдению законодательства в области льготного обеспечения граждан техническими средствами реабилитации. Красноуфимской межрайонной прокуратурой установлено, что Ширяев Е.С., <дата> года рождения, является инвалидом первой группы. 04.12.2008 Ширяеву Е.С. бессрочно установлена <****> группа инвалидности. В соответствии с Индивидуальной программой реабилитации или реабилитации инвалида № 197.44.66/2021 Ширяеву Е.С. рекомендуются, в том числе технические средства реабилитации, предоставляемые за счет средств Федерального бюджета: <****>. Срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных мероприятий с 11.03.2021 - бессрочно. Таким образом, за период с 11.03.2021 по 26.07.2023 включительно, Ширяев Е.С. Государственным внебюджетным фондом - Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области( далее Отделение Фонда пенсионного и социального страхования) должен быть обеспечен рекомендованными техническими средствами реабилитации, предоставляемыми за счет средств федерального бюджета, а именно: <****>. В соответствии с информацией Отделения Фонда пенсионного и социального страхования от 05.07.2023 № МФ - 66 -08 / 13047 Ширяев Е.С. с 11.03.2021 обеспечивался техническими средствами реабилитации, в том числе: <****> До настоящего времени, то есть до 26.07.2023, инвалиду Ширяеву Е.С. не предоставлены технические средства реабилитации в полном объеме. На основании изложенного истец просит: обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования незамедлительно, со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить инвалида первой группы Ширяева Е.С. техническими средствами реабилитации, предоставляемыми за счет средств Федерального бюджета за период с 11.03.2021 по 26.07.2023: <****>, обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 3( далее Управление социальной политики № 3) осуществить контроль за надлежащим исполнением мероприятий по реабилитации недееспособного инвалида первой группы Ширяева Евгения Сергеевича.

В судебном заседании представитель истца Турышева Е.А.уточнила заявленные требования, просила обеспечить инвалида первой группы Ширяева Е.С. техническими средствами реабилитации, предоставляемыми за счет средств Федерального бюджета за период с 24.03.2021 по 26.07.2023, а именно: <****> Уточненные требования обосновала доводами, изложенными в исковом заявлении.

Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Осипова Л.Г. в судебном заседании уточненные исковые требования не признала, просила отказать истцу в удовлетворении требований, указала, что истцом выбран ненадлежащий способ нарушенного права, поскольку нарушение прав Ширяева В.С. не может быть восстановлено путем фактического взыскания в его пользу гигиенических средств за предыдущие, прошедшие периоды. С расчетами прокурора по уточненному исковому заявлению согласна. Будет поставка <****>. Ширяев В.С. обеспечивался средствами реабилитации. На дату обращения с иском 26.07.2023 не представлены <****> Ширяеву Е.С. всего <****> Также указала, что инвалид, обратившийся с заявлением в территориальный орган Фонда, реализует свое право на обеспечение техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета двумя способами: либо путем получения средства реабилитации на основании направления в организацию, с которой отделением Фонда заключен государственный контракт, либо путем получения компенсации за самостоятельно приобретенные им технические средства реабилитации. Учитывая вышеизложенное, просит в удовлетворении исковых требований в отношении исполнительных органов ФСС РФ о возложении обязанности по предоставлению технических средств реабилитации для инвалида Ширяева Е.С. отказать в полном объеме.

Представитель Ширяева Е.С. –Комягина Е.А. в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора, указала, что их не обеспечивают положенными <****>, приходится покупать самой. Пока она не обращалась за компенсацией, чеки у нее есть. Она их не подает, так как они считают их вперед. Ранее она обращалась за компенсацией стоимости, за 2021 год ей выплатили 1192,88руб., так как оказалось, что она покупала <****> не того размера. Но те <****> им тоже подходили. Также она обращалась за электронным сертификатом, но ей отказали. В июле-августе не было поставок и звонков из Фонда, она всегда на связи.

Представитель Управления социальной политики № 3 Чухарева Т.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. В возражениях на исковое заявление указала, что в соответствии со ст. 11.1. Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации. На основании данного закона Управление социальной политики № 3 не осуществляет контрольно-надзорных функций за деятельностью Фонда пенсионного и социального страхования РФ. Просит исключить Управление социальной политики № 3 из числа ответчиков.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Ширяев Е.С. является инвалидом <****>, инвалидность установлена бессрочно.

Решением Красноуфимского городского суда от <дата> ФИО1 признан недееспособным. В настоящее время опекуном Ширяева Е.С. является Комягина Е.А.

В соответствии с Индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида № 197.44.66/2021, выданной Бюро № 44 - филиала Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико - социальной экспертизы по Свердловской области» Министерства труда России к протоколу проведения медико - социальной экспертизы гражданина № 226.44.66/2021 от 11.03.2021 (далее - ИПРА № 197.44.66/2021), Ширяеву Е.С. рекомендуются, в том числе: <****>

Срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных мероприятий с 11.03.2021 - бессрочно.

С заявлением об обеспечении Ширяева Е.С. техническими средствами реабилитации к ответчику Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Комягина Е.А. как опекун недееспособного обратилась 23.03.2021.

Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается.

24.03.2021 Ширяев Е.С. поставлен Отделением Фонда пенсионного и социального страхования на учет по обеспечению средствами реабилитации.

Таким образом, за период с 24.03.2021 по 26.07.2023 включительно, Ширяев Е.С. Отделением Фонда пенсионного и социального страхования должен быть обеспечен рекомендованными техническими средствами реабилитации, предоставляемыми за счет средств федерального бюджета: <****>

Из представленной ответчиком таблицы следует, что <****>

Последний раз Комягиной Е.А. получены <****>

Противопролежневый матрац получен Комягиной Е.А. 20.04.2021.

На основания заявления Комягиной Е.А. от 08.11.2021, произведена компенсация денежных средств в размере 1192,88руб. за самостоятельное приобретение подгузников в количестве 62 шт.

Представителем Отделения фонда пенсионного и социального страхования в судебном заседании не оспаривалось, что за спорный период Ширяев Е.С. не обеспечен <****>

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ).

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ).

В пункте 22 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р, поименованы абсорбирующее белье, подгузники.

Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).

В абзаце втором пункта 2 названных правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

Подпунктом «е» пункта 3 Правил установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем формирования электронного сертификата для приобретения технического средства (изделия) и услуги по ремонту технического средства (изделия) с использованием электронного сертификата.

В силу абзаца первого пункта 4 данных правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации (с 01.01.2023 реорганизованного в Фонд пенсионного и социального страхования РФ) по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995. N 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

В пункте 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.

Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им следующих документов: документа, удостоверяющего личность, индивидуальной программы реабилитации инвалида, страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС). Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации (пункт 5 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации).

Кроме того, в соответствии с п.15 (2) предусмотрена еще одна форма обеспечения инвалида техническим средством реабилитации: по выбору инвалида (ветерана) либо лица, представляющего его интересы, техническое средство (изделие), услуга по ремонту технического средства (изделия), включенные в перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, приобретаемых с использованием электронного сертификата за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утверждаемый в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2021 г. N 631 "О формировании и утверждении перечней отдельных видов товаров, работ, услуг, приобретаемых с использованием электронного сертификата за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", могут быть приобретены (оплачены) инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, с использованием электронного сертификата. Оплата технического средства (изделия) и (или) услуги по его ремонту осуществляется на основании сведений, содержащихся в электронном сертификате, в размере, не превышающем предельной стоимости технического средства (изделия) и (или) услуги по его ремонту, установленной в электронном сертификате.

Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре и посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, а также путем выдачи сертификата на приобретение указанных средств, то есть механизм реализации указанного права регламентирован. При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине. В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 N 57н.

Таким образом, если индивидуальные средства реабилитации не могут быть представлены инвалиду в рамках заключенного контракта, либо если инвалид приобрел соответствующе индивидуальное средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация. ПоэтомуФИО9 не утратила право в установленном порядке получить соответствующую компенсацию за не обеспечение ее сына индивидуальными средствами реабилитации.

Доказательств того, чтоКомягина Е.А. как законный представитель Ширяева Е. С., обращалась к ответчику с заявлением на выплату компенсации за не предоставление или самостоятельно приобретённые в 2022-2023 гг.индивидуальные средства реабилитации, материалы дела не содержат.

С учетом изложенного, суд соглашается с доводами ответчика относительно того, что индивидуальные средства реабилитации за прошлый период не могут быть предоставлены, поскольку их предоставление за предыдущий период не предусмотрено действующими нормативными правовым актами, а за получением соответствующей компенсации Комягина Е.А. в 2022 -2023гг. не обращалась.

При указанных обстоятельствах суд полагает, что прокурор, обращаясь с иском в интересах Ширяева А.С. - инвалида, избрал неверный способ защиты нарушенного права, в связи с чем, не находит оснований для удовлетворения иска, тем более что возможность обращения с заявлением о компенсации расходов за приобретенные индивидуальные средства реабилитации не утрачена.

Также суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора к Управлению социальной политики Свердловской области № 3 о возложении обязанности осуществить контрольные мероприятия по обеспечению Ширяева Е.С. техническими средствами реабилитации.

В соответствии с п. 48 Положения о Министерстве социальной политики Свердловской области оно осуществляет обмен с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти информацией о социальной защите инвалидов и оказании им социальной поддержки. К федеральным органам исполнительной власти ни Фонд социального страхования, ни его региональное отделение не относится. Положением о территориальном отраслевом исполнительном органе государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №3, утвержденного постановлением Правительства СО от 23.04.2020 №274-ПП, не установлено полномочие управления осуществлять по отношению к Фонду и его региональным отделениям контрольные мероприятия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации.

В силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор и ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Красноуфимского межрайонного прокурора, действующего в интересах инвалида первой группы Ширяева Е. С.(СНИЛС №1-109/2014 к Государственному внебюджетному фонду -Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Свердловской области( ИНН 6661009187), Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти –Управлению социальной политики министерства социальной политики Свердловской области № 3 (ИНН 6619007877 ) о возложении обязанности обеспечения техническими средствами реабилитации, осуществления контроля оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красноуфимский районный суд в течение месяцасо дня принятия решения суда в окончательной форме-09.10.2023.

Судья: С.А. Бунакова.

№2-1-1147/2023 УИД: 66RS0035-01-2023-001266-86

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02.10.2023 г. Красноуфимск

Красноуфимский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Бунаковой С.А., с участием представителя истца Турышевой Е.А., законного представителя Комягиной Е.А., представителя ответчика Осиповой Л.Г., при секретаре Токманцевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноуфимского межрайонного прокурора, действующего в интересах инвалида первой группы Ширяева Е. С. к Государственному внебюджетному фонду -Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Свердловской области, Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти –Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 3 о возложении обязанности обеспечения техническими средствами реабилитации, осуществления контроля,

УСТАНОВИЛ:

Красноуфимский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что Красноуфимской межрайонной прокуратурой Свердловской области проведены надзорные мероприятия по соблюдению законодательства в области льготного обеспечения граждан техническими средствами реабилитации. Красноуфимской межрайонной прокуратурой установлено, что Ширяев Е.С., <дата> года рождения, является инвалидом первой группы. 04.12.2008 Ширяеву Е.С. бессрочно установлена <****> группа инвалидности. В соответствии с Индивидуальной программой реабилитации или реабилитации инвалида № 197.44.66/2021 Ширяеву Е.С. рекомендуются, в том числе технические средства реабилитации, предоставляемые за счет средств Федерального бюджета: <****>. Срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных мероприятий с 11.03.2021 - бессрочно. Таким образом, за период с 11.03.2021 по 26.07.2023 включительно, Ширяев Е.С. Государственным внебюджетным фондом - Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области( далее Отделение Фонда пенсионного и социального страхования) должен быть обеспечен рекомендованными техническими средствами реабилитации, предоставляемыми за счет средств федерального бюджета, а именно: <****>. В соответствии с информацией Отделения Фонда пенсионного и социального страхования от 05.07.2023 № МФ - 66 -08 / 13047 Ширяев Е.С. с 11.03.2021 обеспечивался техническими средствами реабилитации, в том числе: <****> До настоящего времени, то есть до 26.07.2023, инвалиду Ширяеву Е.С. не предоставлены технические средства реабилитации в полном объеме. На основании изложенного истец просит: обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования незамедлительно, со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить инвалида первой группы Ширяева Е.С. техническими средствами реабилитации, предоставляемыми за счет средств Федерального бюджета за период с 11.03.2021 по 26.07.2023: <****>, обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 3( далее Управление социальной политики № 3) осуществить контроль за надлежащим исполнением мероприятий по реабилитации недееспособного инвалида первой группы Ширяева Евгения Сергеевича.

В судебном заседании представитель истца Турышева Е.А.уточнила заявленные требования, просила обеспечить инвалида первой группы Ширяева Е.С. техническими средствами реабилитации, предоставляемыми за счет средств Федерального бюджета за период с 24.03.2021 по 26.07.2023, а именно: <****> Уточненные требования обосновала доводами, изложенными в исковом заявлении.

Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Осипова Л.Г. в судебном заседании уточненные исковые требования не признала, просила отказать истцу в удовлетворении требований, указала, что истцом выбран ненадлежащий способ нарушенного права, поскольку нарушение прав Ширяева В.С. не может быть восстановлено путем фактического взыскания в его пользу гигиенических средств за предыдущие, прошедшие периоды. С расчетами прокурора по уточненному исковому заявлению согласна. Будет поставка <****>. Ширяев В.С. обеспечивался средствами реабилитации. На дату обращения с иском 26.07.2023 не представлены <****> Ширяеву Е.С. всего <****> Также указала, что инвалид, обратившийся с заявлением в территориальный орган Фонда, реализует свое право на обеспечение техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета двумя способами: либо путем получения средства реабилитации на основании направления в организацию, с которой отделением Фонда заключен государственный контракт, либо путем получения компенсации за самостоятельно приобретенные им технические средства реабилитации. Учитывая вышеизложенное, просит в удовлетворении исковых требований в отношении исполнительных органов ФСС РФ о возложении обязанности по предоставлению технических средств реабилитации для инвалида Ширяева Е.С. отказать в полном объеме.

Представитель Ширяева Е.С. –Комягина Е.А. в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора, указала, что их не обеспечивают положенными <****>, приходится покупать самой. Пока она не обращалась за компенсацией, чеки у нее есть. Она их не подает, так как они считают их вперед. Ранее она обращалась за компенсацией стоимости, за 2021 год ей выплатили 1192,88руб., так как оказалось, что она покупала <****> не того размера. Но те <****> им тоже подходили. Также она обращалась за электронным сертификатом, но ей отказали. В июле-августе не было поставок и звонков из Фонда, она всегда на связи.

Представитель Управления социальной политики № 3 Чухарева Т.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. В возражениях на исковое заявление указала, что в соответствии со ст. 11.1. Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации. На основании данного закона Управление социальной политики № 3 не осуществляет контрольно-надзорных функций за деятельностью Фонда пенсионного и социального страхования РФ. Просит исключить Управление социальной политики № 3 из числа ответчиков.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Ширяев Е.С. является инвалидом <****>, инвалидность установлена бессрочно.

Решением Красноуфимского городского суда от <дата> ФИО1 признан недееспособным. В настоящее время опекуном Ширяева Е.С. является Комягина Е.А.

В соответствии с Индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида № 197.44.66/2021, выданной Бюро № 44 - филиала Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико - социальной экспертизы по Свердловской области» Министерства труда России к протоколу проведения медико - социальной экспертизы гражданина № 226.44.66/2021 от 11.03.2021 (далее - ИПРА № 197.44.66/2021), Ширяеву Е.С. рекомендуются, в том числе: <****>

Срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных мероприятий с 11.03.2021 - бессрочно.

С заявлением об обеспечении Ширяева Е.С. техническими средствами реабилитации к ответчику Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Комягина Е.А. как опекун недееспособного обратилась 23.03.2021.

Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается.

24.03.2021 Ширяев Е.С. поставлен Отделением Фонда пенсионного и социального страхования на учет по обеспечению средствами реабилитации.

Таким образом, за период с 24.03.2021 по 26.07.2023 включительно, Ширяев Е.С. Отделением Фонда пенсионного и социального страхования должен быть обеспечен рекомендованными техническими средствами реабилитации, предоставляемыми за счет средств федерального бюджета: <****>

Из представленной ответчиком таблицы следует, что <****>

Последний раз Комягиной Е.А. получены <****>

Противопролежневый матрац получен Комягиной Е.А. 20.04.2021.

На основания заявления Комягиной Е.А. от 08.11.2021, произведена компенсация денежных средств в размере 1192,88руб. за самостоятельное приобретение подгузников в количестве 62 шт.

Представителем Отделения фонда пенсионного и социального страхования в судебном заседании не оспаривалось, что за спорный период Ширяев Е.С. не обеспечен <****>

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ).

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ).

В пункте 22 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р, поименованы абсорбирующее белье, подгузники.

Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).

В абзаце втором пункта 2 названных правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

Подпунктом «е» пункта 3 Правил установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем формирования электронного сертификата для приобретения технического средства (изделия) и услуги по ремонту технического средства (изделия) с использованием электронного сертификата.

В силу абзаца первого пункта 4 данных правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации (с 01.01.2023 реорганизованного в Фонд пенсионного и социального страхования РФ) по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995. N 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

В пункте 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.

Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им следующих документов: документа, удостоверяющего личность, индивидуальной программы реабилитации инвалида, страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС). Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации (пункт 5 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации).

Кроме того, в соответствии с п.15 (2) предусмотрена еще одна форма обеспечения инвалида техническим средством реабилитации: по выбору инвалида (ветерана) либо лица, представляющего его интересы, техническое средство (изделие), услуга по ремонту технического средства (изделия), включенные в перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, приобретаемых с использованием электронного сертификата за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утверждаемый в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2021 г. N 631 "О формировании и утверждении перечней отдельных видов товаров, работ, услуг, приобретаемых с использованием электронного сертификата за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", могут быть приобретены (оплачены) инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, с использованием электронного сертификата. Оплата технического средства (изделия) и (или) услуги по его ремонту осуществляется на основании сведений, содержащихся в электронном сертификате, в размере, не превышающем предельной стоимости технического средства (изделия) и (или) услуги по его ремонту, установленной в электронном сертификате.

Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре и посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, а также путем выдачи сертификата на приобретение указанных средств, то есть механизм реализации указанного права регламентирован. При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине. В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 N 57н.

Таким образом, если индивидуальные средства реабилитации не могут быть представлены инвалиду в рамках заключенного контракта, либо если инвалид приобрел соответствующе индивидуальное средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация. ПоэтомуФИО9 не утратила право в установленном порядке получить соответствующую компенсацию за не обеспечение ее сына индивидуальными средствами реабилитации.

Доказательств того, чтоКомягина Е.А. как законный представитель Ширяева Е. С., обращалась к ответчику с заявлением на выплату компенсации за не предоставление или самостоятельно приобретённые в 2022-2023 гг.индивидуальные средства реабилитации, материалы дела не содержат.

С учетом изложенного, суд соглашается с доводами ответчика относительно того, что индивидуальные средства реабилитации за прошлый период не могут быть предоставлены, поскольку их предоставление за предыдущий период не предусмотрено действующими нормативными правовым актами, а за получением соответствующей компенсации Комягина Е.А. в 2022 -2023гг. не обращалась.

При указанных обстоятельствах суд полагает, что прокурор, обращаясь с иском в интересах Ширяева А.С. - инвалида, избрал неверный способ защиты нарушенного права, в связи с чем, не находит оснований для удовлетворения иска, тем более что возможность обращения с заявлением о компенсации расходов за приобретенные индивидуальные средства реабилитации не утрачена.

Также суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора к Управлению социальной политики Свердловской области № 3 о возложении обязанности осуществить контрольные мероприятия по обеспечению Ширяева Е.С. техническими средствами реабилитации.

В соответствии с п. 48 Положения о Министерстве социальной политики Свердловской области оно осуществляет обмен с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти информацией о социальной защите инвалидов и оказании им социальной поддержки. К федеральным органам исполнительной власти ни Фонд социального страхования, ни его региональное отделение не относится. Положением о территориальном отраслевом исполнительном органе государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №3, утвержденного постановлением Правительства СО от 23.04.2020 №274-ПП, не установлено полномочие управления осуществлять по отношению к Фонду и его региональным отделениям контрольные мероприятия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации.

В силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор и ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Красноуфимского межрайонного прокурора, действующего в интересах инвалида первой группы Ширяева Е. С.(СНИЛС №1-109/2014 к Государственному внебюджетному фонду -Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Свердловской области( ИНН 6661009187), Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти –Управлению социальной политики министерства социальной политики Свердловской области № 3 (ИНН 6619007877 ) о возложении обязанности обеспечения техническими средствами реабилитации, осуществления контроля оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красноуфимский районный суд в течение месяцасо дня принятия решения суда в окончательной форме-09.10.2023.

Судья: С.А. Бунакова.

2-1-1147/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Ширяев Евгений Сергеевич
Красноуфимский межрайонный прокурор
Ответчики
Государственный внебюджетный фонд-Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ в Свердловской области
ТОИОГВ СО УСП №3
Другие
Комягина Елена Анатольевна
Суд
Красноуфимский городской суд Свердловской области
Дело на сайте суда
krasnoufimsky.svd.sudrf.ru
09.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.08.2023Передача материалов судье
15.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.09.2023Судебное заседание
02.10.2023Судебное заседание
09.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.11.2023Дело оформлено
02.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее