Именем Российской Федерации
20 ноября 2019 года город Аткарск
Аткарский городской суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Ульянова Ю.В.
при секретаре судебного заседания Михеевой М.А.
с участием
истца Утенкова А.А.,
представителя истца Шатило В.Г.,
представителя ответчика Соболева С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Утенкова А.А., Утенкова В.А. к Эрденко Б.В., Утенковой Н.В., Утенковой М.В., Утенковой Н.В., администрации Аткарского муниципального района Саратовской области об установлении факта владения на праве собственности объектом незавершенного строительства, включении недвижимого имущества в состав наследства и признании права собственности на него,
установил:
Утенков А.А., Утенков В.А. обратились в суд с названным исковым заявлением, указав, что постановлением главы Аткарского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 отведен земельный участок площадью 600 кв.м. В соответствии с типовым договором от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 должна была построить жилой дом полезной площадью 83,2 кв.м. на названном земельном участке. Вместе с тем, как следует из технической документации, на названном земельном участке возведен жилой дом площадью 175,7 кв.м. При этом разрешительной документации на строительство дома площадью 175,7 кв.м. не имеется. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умерла, ее наследниками являются Утенков А.А., Утенков В.А., ФИО3, которые фактически приняли наследство. ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО3, ее дети Эрденко Б.В., Утенкова Н.В., Утенкова М.В., Утенкова Н.В. с заявлениями о принятии наследства к нотариусу не обращались, фактически наследство не принимали. Наследниками второй очереди являются Утенков А.А. и Утенков В.А., которые фактически приняли наследство после смерти ФИО3 Вместе с тем постановлением нотариуса Утенкову А.А. и Утенкову В.А. отказано в выдачи свидетельства о праве на наследство по закону, поскольку сведения о жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости. Ссылаясь на указанные обстоятельства, Утенков А.А. и Утенков В.А. просят суд установить факт, что ФИО2, умершая ДД.ММ.ГГГГ, владела на праве собственности объектом незавершенного строительства - жилым домом общей площадью 175,7 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>»; установить факт, что ФИО3, умершая ДД.ММ.ГГГГ, владела 1/3 долей в праве общей долевой собственности на объект незавершенного строительства - жилой дом общей площадью 175,7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> включить в состав наследства ФИО2, ФИО3 и признать за каждым из истцов право собственности на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на объект незавершенного строительства - жилой дом общей площадью 175,7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
В судебном заседании истцы и их представитель обстоятельства, послужившие основанием обращения в суд, подтвердили, просили исковые требования удовлетворить, кроме того, дополнили, что дом, находящийся по адресу: <адрес> приобретен их отцом ФИО11 в 1961 году, земельный участок, расположенный под данным домом, предоставлен ему в бессрочное пользование. После смерти отца истцы, их мать и сестра ФИО3 продолжили проживать в названном домовладении. Названные лица продолжили проживание в указанном доме и после смерти ФИО2, тем самым приняли наследство фактическим вступлением во владение. Строительство <адрес> на основании разрешения на строительство ФИО2 начала после смерти ФИО11 на земельном участке, выделенном для этих целей из земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>». Однако в ходе строительства было допущено отступление от проекта, в связи с чем площадь дома стала превышать проектную площадь.
Представитель администрации Аткарского муниципального района Саратовской области, не оспаривая выдачи администрацией разрешения на строительство дома по адресу: <адрес>, отметил, что дом выстроен с отступлением от проекта, которое не согласовывалось с администрацией. Кроме того, пояснил, что при выделении ФИО2 земельного участка площадью 600 кв.м. за счет земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> на нее была возложена обязанность по проведению межевания земельного участка площадью 600 кв.м., что не позволило заключить в отношении него договора аренды, и тем самым исключило поступление платежей в бюджет.
Эрденко Б.В., Утенкова Н.В., Утенкова М.В., Утенкова Н.В., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие Эрденко Б.В., Утенковой Н.В., Утенковой М.В., Утенковой Н.В.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В силу ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
На основании ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ст. 1141 ГК РФ наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
При этом в соответствии со ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (п. 1).
Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления (п. 2).
В соответствии со ст. 1143 ГК РФ если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери (п. 1).
Из положений п. 1 ст. 1152 ГК РФ следует, что для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось (п. 2 ст. 1152 ГК РФ).
Положениями ст. 1153 ГК РФ предусмотрено, что принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (п. 1).
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства (п. 2).
В силу п. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
По сведениям технической инвентаризации домовладений жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит ФИО11 на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ №. Право собственности ФИО11 на названное домовладение подтверждается и записью в домовой книге.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 вступил в брак с ФИО2
Постановлением администрации Аткарского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО11 в бессрочное пользование для индивидуального жилищного строительства предоставлен земельный участок с кадастровым номером № площадью 1 485 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ следует, что кадастровый номер земельного участка площадью 1 485 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> изменен на кадастровый №.
Как следует из копии справки о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 умер.
Наследниками первой очереди ФИО11 являлись его супруга ФИО2 и дети Утенков А.А., Утенков В.А., ФИО3, которые с заявлением о принятии наследства к нотариусу не обращались, однако приняли наследство, вступив во владение наследственным имуществом, а именно продолжили проживать в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> что подтверждается копией домовой книги, показаниями допрошенного в судебном заседании свидетеля ФИО12
При таких обстоятельствах в силу абзаца третьего п. 9.1 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» наследники первой очереди - супруга умершего ФИО11 - ФИО2 и его дети Утенков А.А., Утенков В.А., ФИО3, приняв наследство умершего, в том числе по 1/4 доле в праве общей долевой собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>», обрели право зарегистрировать собственность на земельный участок площадью 1 485 кв.м. кадастровый №, расположенный по указанному адресу.
Постановлением главы администрации Аткарского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ № из земельного участка, предоставленного ФИО11, расположенного по адресу: <адрес>», изъят земельный участок площадью 600 кв.м. и отведен ФИО2 с присвоением адреса: <адрес> разрешено строительство, в том числе индивидуального жилого дома размером 8,0 Х 10,0 м. с холодной пристройкой размером 3,0 Х 2,0 м. Границы земельного участка площадью 600 кв.м. сформированы не были. Вместе с тем, как следует из письма главы администрации Аткарского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ, администрацией не принималось решение о прекращении права пользования ФИО2 земельным участком площадью 600 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>
Администрацией Аткарского муниципального района Саратовской области ФИО2 выдано разрешение № на строительство индивидуального жилого дома по вышеуказанному адресу.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Аткарского муниципального района Саратовской области и ФИО2 заключен типовой договор о возвещении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке, согласно которому ФИО2 обязалась на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> построить в соответствии с проектом жилой дом площадью 83,2 кв.м.
Как следует из пояснений истцов, в 2002 году ФИО2 приступила к строительству за счет собственных средств жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>», однако в силу материальных трудностей не завершила его строительство.
Из заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что жилой дом, расположенный адресу: <адрес> представляет собой не имеющее газового, электро и водоснабжения, строение из кирпичных и деревянных стен и перегородок.
Из уведомления от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>».
Таким образом, суд находит доказанным, что ФИО2 владела на праве собственности объектом незавершенного строительства - жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>«Б», и указанный объект недвижимости подлежит включению в наследственную массу ФИО2
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умерла, что подтверждается повторным свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.
Наследниками первой очереди ФИО2 являлись ее дети Утенков А.А., Утенков В.А., ФИО3, которые с заявлением о принятии наследства в течение срока, предусмотренного п. 1 ст. 1154 ГК РФ, к нотариусу не обращались, однако приняли наследство, вступив во владение наследственным имуществом, а именно продолжили проживать в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> «А», что подтверждается копией домовой книги, показаниями свидетеля ФИО12, постановлением нотариуса нотариального округа <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что Утенков А.А., Утенков В.А. и ФИО3 фактически приняли наследство после умершей ФИО2, вместе с тем, представителю, действующему от имени Утенкова А.А., отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону после умершей ФИО2, поскольку право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> не было зарегистрировано.
Таким образом, суд находит доказанным, что Утенкова В.А. после смерти ФИО2 наряду с 1/3 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу<адрес>», приобрела 1/3 долю в праве общей долевой собственности на объект незавершенного строительства - жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, и указанные доли подлежат включению в наследственную массу ФИО3
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.
Дети ФИО3 - наследники первой очереди Эрденко Б.В., Утенкова Н.В., Утенкова М.В., Утенкова Н.В. наследство после умершей не принимали. Иных наследников первой очереди у ФИО3 не имелось.
В силу ст. 1143 ГК РФ наследниками второй очереди умершей ФИО3 являются Утенков А.А. и Утенков В.А., которые с заявлением о принятии наследства к нотариусу не обращались, однако приняли наследство ФИО3, вступив во владение наследственным имуществом, а именно продолжили проживать в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> что подтверждается копией домовой книги, показаниями свидетеля ФИО12
Разрешая требование истцов о признании за каждым из них 1/2 доли в праве общей долевой собственности на объект незавершенного строительства, суд исходит из следующего.
В силу ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой признается здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (п. 1).
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки (п. 2).
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (п. 3).
Из разъяснений, содержащихся в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», следует, что самовольная постройка не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку. Такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных ст. 222 ГК РФ.
Как следует из заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ №, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>«Б», не создает угрозу жизни и здоровью граждан, его техническое состояние позволяет ввести его в эксплуатацию с последующим подключением к инженерным коммуникациям, дом находится в пределах земельного участка с кадастровым номером №, его эксплуатация и расположение в пределах названного земельного участка соответствуют строительно-техническим, противопожарным и санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, однако расположение дома в пределах земельного участка не соответствует градостроительным нормам и правилам в части расстояния до границы соседнего земельного участка с кадастровым номером: №, которое составляет 1,8 м. при нормируемом значении 3 м.
Собственником жилого дома и земельного участка с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес> является ФИО12, которая будучи допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля показала, что на принадлежащем ей земельном участке отсутствуют какие-либо конструкции, объекты недвижимости вблизи границы с земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>». Расстояние между наружной стеной дома, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> и границей ее земельного участка ни коем образом не нарушает ее права, не препятствует использованию земельного участка и находящимися на нем строений. Кроме того, ФИО12 высказалась о том, что не возражает против признания за истцами права собственности на незавершенный строительством дом.
С учетом изложенной позиции ФИО12, а также принимая во внимание, что выданное ФИО2 разрешение на строительство (приложение к разрешению) предусматривало удаление строения возводимого дома до границы земельного участка на расстояние 1,0 м., суд находит, что несоответствие расположения строения дома, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> требованиям действующих градостроительных норм и правил не может служить препятствием для признания права собственности на объект незавершенного строительства.
При изложенных обстоятельствах суд находит соблюденными изложенные в ст.222 ГК РФ условия, при которых может быть признано право собственности истцов на объект незавершенного строительства - жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>
Принимая во внимание, что каждый из истцов принял наследство после умерших ФИО11, ФИО2 и ФИО3, суд находит, что исковые требования о признании за каждым из истцов права собственности на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на объект незавершенного строительства подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░2 ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2, ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> <░░░░░>
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░3 ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ 1/3 ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> <░░░░░>».
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░3, ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, 1/3 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> <░░░░░>
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 1/2 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> <░░░░░>
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 1/2 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25 ░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░