Дело 2- 402/2022
91rs0003-01-2021-005557-86
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 октября 2022 года Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Благодатной Е.Ю.,
при секретаре Сорокиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному казенному учреждению Республики Крым «Крымский Республиканский штаб Народного Ополчения – народной Дружины Республики Крым», Службе по мобилизационной работе и территориальной обороне Республики Крым, третье лицо Совет Министров Республики Крым, Первичная профсоюзная организация государственного казенного учреждения Республики Крым «Крымский Республиканский штаб Народного Ополчения об индексации заработной платы,
у с т а н о в и л :
ФИО2 обратился в Центральный районный суд <адрес> РК с исковым заявлением к ГКУ Республики Крым «Крымский Республиканский штаб Народного Ополчения – народной Дружины Республики Крым», об индексации заработной платы, мотивируя свои требования следующим.
ФИО2 работал в ГКУ РК «Крымский Республиканский штаб народного ополчения-народной дружины Республики Крым» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Заработная плата истца составляла 14 420,00 рублей.
С января 2015 года заработная плата истца не индексировалась, что противоречит требованиям ст. 134 Трудового Кодекса Российской Федерации.
Начиная с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время индексация заработной платы должна была проведена путем повышения окладов ставок (должностных окладов) на 4%.
Кроме того, истец имеет право на выплату процентов за задержку выплаты проиндексированной заработной платы.
Также неправомерными действиями ответчика, истцу причинен моральный вред.
С учетом вышеизложенного, на основании уточненного искового заявления, истец просит обязать ответчика проиндексировать заработную плату с ДД.ММ.ГГГГ на 4,3% путем повышения оклада и с ДД.ММ.ГГГГ на 3 %. Обязать ответчика установить с ДД.ММ.ГГГГ установить истцу должностной оклад с учетом индексации – 15 040,06 рублей в месяц, а с ДД.ММ.ГГГГ 15 491,26 рублей в месяц. Обязать ответчика произвести перерасчет и выплатить доплаты к заработной плате за интенсивность труда, за работу в праздничные дни, ночное время с учетом проиндексированной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Взыскать с ответчика в пользу истца не выплаченные суммы индексации заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по день исполнения решения суда. Взыскать с ответчика в порядке ст. 236 ТК РФ сумму задержки расчета с ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда 25 000 рублей.
В судебное заседание истец не явился, предоставил суду заявление рассматривать дело в его отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчиков - ГКУ Республики Крым «Крымский Республиканский штаб Народного Ополчения – народной Дружины Республики Крым» и Службы по мобилизационной работе и территориальной обороне Республики Крым - Семёнова И.В. также предоставила суду заявление рассматривать дело в ее отсутствие, ранее суду были представлены письменные возражения.
Представитель третьего лица – Совета Министров Республики Крым в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель первичной профсоюзной организации государственного казенного учреждения Республики Крым «Крымский Республиканский штаб Народного Ополчения» в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, причины неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного разбирательства суду не заявлял.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ Республики Крым «Крымский республиканский штаб народного ополчения народной дружины Республики Крым» и ФИО2 на неопределенный срок заключен трудовой договор №, которым истцу предоставлена работа в должности инспектора. Работа в указанной должности является для истца основным местом работы (т.1 л.д.93).
Пунктами 4.1- 4.1.3 трудового договора предусмотрено, что за выполнение трудовых работнику устанавливается заработная плата в размере:
- должностной оклад, ставка заработной платы в размере 13 000 рублей в месяц или в размере, определенном отдельным соглашением;
- компенсационные выплаты (доплата, надбавка, другие виды выплат) производятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами работодателя в размере, определенном отдельным соглашением;
- стимулирующие выплаты (доплата, надбавка, другие виды выплаты) производятся в порядке, установленном Положением о системе оплаты труда, Положением о порядке установления выплат стимулирующего характера, иными локальными нормативными актами (п.п.4.1.1-4.1.3 трудового договора).
Согласно п. 4.2 данного трудового договора указано, что премии и иные выплаты устанавливаются работнику в соответствии с положением о системе оплаты труда, Положением о порядке установления выплат стимулирующего характера, иными локальными нормативными актами.
Дополнительным соглашением №.23-дс/км от ДД.ММ.ГГГГ, пункт 4.1 раздела 4 изложен в редакции : по итогам работы за месяц при выполнении трудовых обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором, Работнику устанавливается заработная плата в размере:
п. 4.1.1 должностной оклад в размере 13 000 рублей в месяц с оплатой м способом расчета по норме производственного календаря пропорционально фактически отработанному времени;
п. 4.1.2 надбавки за интенсивность и высокие результаты работы в размере 77 % от оплаты по окладу пропорционально отработанному времени выплаты стимулирующего характера и порядок их назначения определяются действующим законодательством Республики Крым и локальными нормативными актами Работодателя.( т.1 л.д. 96).
Согласно Дополнительного соглашения №.2019-дс/2 от ДД.ММ.ГГГГ, п.4.1.1 раздела 4 изложен в новой редакции: должностной оклад в размере 13 559 рублей в месяц с оплатой и способом расчета по норме производственного календаря пропорционально фактически отработанному времени. ( т.1 л.д. 90).
Согласно дополнительного соглашения №-дс от ДД.ММ.ГГГГ к Трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ № п. 4.1.1 раздела 4 изложен в новой редакции: должностной оклад в размере 14 420 руб. в месяц с оплатой и способом расчета по норме производственного календаря пропорционально фактически отработанному времени. ( т.1 л.д. 88).
Приказом ГКУ РК «Крымский Республиканский штаб народного ополчения – народной дружины Республики Крым» № от ДД.ММ.ГГГГ предписано с ДД.ММ.ГГГГ произвести индексацию заработной платы всех без исключения работников ГКУ РК «Крымский республиканский штаб народного ополчения – народной дружины Республики Крым»; установить коэффициент индексации равным 1,043; начальнику отдела кадров провести заключение дополнительных соглашений к имеющимся трудовым договорам с работниками учреждения по вопросам индексации заработной.
В соответствии с частью 1 статьи 135 Трудового Кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором, в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 144 Трудового Кодекса Российской Федерации системы оплаты труда устанавливаются в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 134 Трудового Кодекса Российской Федерации установлено, что индексация заработной платы производится в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации в силу статьи 130 Трудового кодекса Российской Федерации и в соответствии со статьями 2, 130 и 134 данного Кодекса индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников, должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору (Определение от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О).
Основанием для проведения индексации является издание соответствующего приказа по основной деятельности учреждения, на основании нормативного правового акта, предусматривающего указанную индексацию. При этом Трудовой кодекс Российской Федерации не предусматривает никаких требований к механизму индексации, поэтому работодатели, которые не получают бюджетного финансирования, вправе избрать любые порядок и условия ее осуществления (в том числе ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации) в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики своей деятельности и уровня платежеспособности.
Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об индексации заработной платы работников государственных учреждений Республики Крым» (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ заработная плата по категориям работников государственных учреждений Республики Крым, на которые не распространяются указы Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от ДД.ММ.ГГГГ № "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", индексируется путем увеличения окладов (должностных окладов), ставок заработной платы (п.1).
При этом размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы категорий работников, указанных в пункте 1 настоящего постановления, индексируются в пределах средств, предусмотренных законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период (п.2).
Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных главным распорядителям средств бюджета Республики Крым в бюджете Республики Крым на соответствующий финансовый год (п.3).
Исполнительным органам государственной власти Республики Крым, осуществляющим функции и полномочия учредителя, отнесенные к ведению государственных учреждений, обеспечить (п.4):
- увеличение с ДД.ММ.ГГГГ на 4 процента окладов (должностных окладов), ставок заработной платы категориям работников, предусмотренным в пункте 1 настоящего постановления, заработная плата которых не индексировалась с ДД.ММ.ГГГГ (п.4.1);
- дальнейшую индексацию окладов в соответствии с законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период (п.4.2).
Пункт 4.1 указанного постановления утратил силу на основании Постановление Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №.
Вместе с тем статьей 8 Закона Закон Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2017 "О бюджете Республики Крым на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (принят Государственным Советом Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ) предписано увеличить (индексировать) с ДД.ММ.ГГГГ месячные должностные оклады лиц, замещающих государственные должности Республики Крым, месячные оклады государственных гражданских служащих Республики Крым, в соответствии с замещаемыми ими должностями государственной гражданской службы Республики Крым, а также должностные оклады лиц (работников), замещающих должности, относящиеся к категории "служащие", и тарифные ставки заработной платы лиц (работников), замещающих должности, относящиеся к категориям "младший обслуживающий персонал" или "рабочие", установленные в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК "Об оплате труда лиц, замещающих в государственных органах Республики Крым должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Республики Крым, и работников государственных учреждений, обеспечивающих деятельность органов государственной власти Республики Крым", в 1,04 раза.
Месячные должностные оклады государственных гражданских служащих Республики Крым в соответствии с присвоенными им классными чинами государственной гражданской службы Республики Крым исчислять с ДД.ММ.ГГГГ исходя из увеличенного (проиндексированного) согласно части первой настоящей статьи месячного должностного оклада в соответствии с замещаемой гражданским служащим должностью государственной гражданской службы Республики Крым "специалист".
В соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2017 "О бюджете Республики Крым на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" к лицам, замещающим государственные должности Республики Крым и должностям государственной гражданской службы относятся лица, на которых распространяются положения Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК «О государственной гражданской службе Республики Крым», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Крым. Перечень должностей, не являющихся должностями государственной гражданской службы Республики Крым, но подпадающих под действие статьи 8 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2017, указан в Законе Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК «Об оплате труда лиц, замещающих в государственных органах Республики Крым должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Республики Крым».
К работникам государственных учреждений, обеспечивающих деятельность органов государственной власти Республики Крым относятся лица, перечень которых утвержден распоряжением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении перечня государственных учреждений, обеспечивающих деятельность органов государственной власти Республики Крым» (утратил силу с изданием постановления Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №).
В указанный Перечень Государственное казенное учреждение Республики Крым «Крымский республиканский штаб народного ополчения – народной дружины Республики Крым» не включено, в связи с чем работники данного учреждения не подпадают под действие ст.8 Закона Закон Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2017 "О бюджете Республики Крым на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", а поэтому оснований для перерасчета заработной платы ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ не имелось.
Исходя из буквального толкования положений ст. 134 Трудового Кодекса Российской Федерации индексация - это не единственный способ обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы. Обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности, повышением должностных окладов, выплатой премий, стимулирующих выплат и т.п.
В силу ч.1 и ч.2 ст. 135 Трудового Кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
С ДД.ММ.ГГГГ должностной оклад ФИО2 был увеличен на 4,3% на основании постановления Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № "О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №", которым внесены изменения в постановление Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Положения о системе оплаты труда работников государственного казенного учреждения Республики Крым, отнесенного к ведению Службы по мобилизационной подготовке и гражданской обороне Республики Крым", а также Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2018 «О бюджете Республики Крым на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
Согласно Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ РК « Полк народного ополчения Республики Крым», с ДД.ММ.ГГГГ произведена индексация заработной платы работников Государственного казенного учреждения Республики Крым «Крымский республиканский штаб народного ополчения – народной дружины Республики Крым». Установлен коэффициент индексации 1,03. Главному бухгалтеру с ДД.ММ.ГГГГ применять установленный коэффициент индексации при начислении работникам учреждения заработной платы и иных выплат.
С ДД.ММ.ГГГГ была проведена индексация размеров окладов на 03 % работников ГКУ РК « Полк народного ополчения Республики Крым» на основании статьи 19 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № ЗРК/2019 «О бюджете Республики Крым на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», в результате которой должностной оклад истца увеличился на 420 рублей и составил 14 420 рублей, что также подтверждается дополнительным соглашением №-дс от ДД.ММ.ГГГГ к Трудовому Договору от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное свидетельствует о том, что при отсутствии оснований, предусмотренных Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «447-ЗРК/2017 «О бюджете Республики Крым на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» возложенную на работодателя обязанность повышать реальное содержание заработной платы ответчиком выполнялось неукоснительно.
Кроме того, согласно бухгалтерской справки от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ РК «Крымский Республиканский штаб народного ополчения- народной дружины РК», из расчетных листков ФИО2 за январь 2018 года – декабрь 2020 года следует, что заработная плата ФИО2 составила от 23 469,44 рубля до 79 745,80 рублей с учетом дополнительных выплат за интенсивность и высокие результаты труда за месяц, премий, материальной помощи.
С учетом вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований ФИО2 в полном объеме.
При этом суд не находит основания для применения последствий пропуска истцом исковой давности, о чем заявлено в письменных возражениях представителем ответчика, т.к. согласно части 8 статьи 392 Трудового Кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы учитывается, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку в указанному случае срок на обращение в суд не пропущен, т.к. нарушение носит длящийся характер, и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм сохраняется в течении всего периода действия трудового договора ( п. 56 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
Таким образом оснований для применения последствий пропуска срока исковой давности не имеется.
В материалы дела имеется заявление ООО «Крымского Республиканского центра судебной экспертизы» о взыскании расходов связанных с проведением судебной бухгалтерской экспертизы в размере 12 000 рублей.
Согласно ст. 393 Трудового Кодекса Российской Федерации, при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", по смыслу п. п. 1 п. 1 ст. 333.36 ч. 2 НК РФ и ст. 393 ТК РФ, работники при обращении в суд с исками о восстановлении на работе, взыскании заработной платы (денежного содержания) и иными требованиями, вытекающими из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, освобождаются от уплаты судебных расходов.
Аналогичная правовая позиция изложена в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 15 "О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей- физических лиц и у работодателей-субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям", согласно которому работники, работающие (работавшие) у работодателя - физического лица (являющегося индивидуальным предпринимателем, не являющегося индивидуальным предпринимателем) или у работодателя - субъекта малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, при обращении в суд с требованиями, вытекающими из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, освобождаются от уплаты судебных расходов независимо от результатов рассмотрения судом их требований, в том числе в случае частичного или полного отказа в их удовлетворении.
Таким образом, в целях предоставления дополнительных гарантий по обеспечению судебной защиты работниками своих трудовых прав, трудовое законодательство предусматривает освобождение работников от судебных расходов, что является исключением из общего правила, установленного ч. 1 ст. 98 и ч. 1 ст. 100 ГПК РФ.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты госпошлины в доход государства освобождаются истцы по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает возможным расходы по оплате проведенной по делу экспертизы отнести за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с п. 20.1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" финансирование возмещения издержек по делам, рассматриваемым судами и мировыми судьями, которые относятся на счет федерального бюджета, входит в компетенцию Судебного департамента.
Управление Судебного департамента в субъекте Российской Федерации является органом Судебного департамента (п. 1 ст. 13 данного Федерального закона) и осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов, гарнизонных военных судов, органов судейского сообщества субъекта Российской Федерации, а также финансирование мировых судей, в том числе финансирует возмещение издержек по делам, рассматриваемым районными судами, гарнизонными военными судами и мировыми судьями, которые относятся на счет федерального бюджета (ст. 14 Федерального закона).
Таким образом, судебные расходы по оплате услуг экспертов подлежат возмещению Управлением Судебного департамента в Республики Крым за счет средств федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданско процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
В иске ФИО2 к Государственному казенному учреждению Республики Крым «Крымский Республиканский штаб Народного Ополчения – народной Дружины Республики Крым», Службе по мобилизационной работе и территориальной обороне Республики Крым, третье лицо Совет Министров Республики Крым, Первичная профсоюзная организация государственного казенного учреждения Республики Крым «Крымский Республиканский штаб Народного Ополчения об индексации заработной платы, отказать.
Взыскать с Управления Судебного департамента в <адрес> в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Крымский Республиканский Центра судебной экспертизы» (295000 <адрес>) за счет средств федерального бюджета судебные расходы на проведение судебной бухгалтерской экспертизы по гражданскому делу № в сумме 12 000 (тридцать тысяч) руб. 00 копеек.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд <адрес>.
Судья Е.Ю.Благодатная
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.