Решение по делу № 33-118/2022 (33-4334/2021;) от 06.12.2021

УИД: 04RS0018-01-2021-004703-51

                                                                                                                                № 2-3382/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Дело № 33-4334/2021

Судья Болотова Ж.Т.

поступило 06 декабря 2021 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Улан-Удэ                                                                             19 января 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:

Председательствующего Нимаевой О.З.

судей коллегии Базарова В.Н. и Вагановой Е.С.

при секретаре Цыденжаповой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к Улан-Удэнскому лесничеству Министерства обороны РФ - филиалу ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ, ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ о возложении обязанностей провести работы по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков с апелляционной жалобой представителя ответчика Улан-Удэнского лесничества Минобороны России - филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России Зун Ю.В. на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 02.09.2021 г., которым постановлено:

Исковые требования Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона удовлетворить частично.

Обязать ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации провести работы по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков путем сбора порубочных остатков объемом 2,46 куб.м. на площади 0,01 га на выделе №13 квартала №47 Талецкого участкового лесничества Министерства обороны Российской Федерации в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В остальной части исковые требования Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона оставить без удовлетворения.

       Заслушав доклад судьи Базарова В.Н., ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, выслушав помощника военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона Хохлачева С.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Обращаясь в суд, Военный прокурор Улан-Удэнского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации просил обязать ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования», Улан-Удэнское лесничество МО РФ не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в законную силу провести работы по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков путем сбора на выделе № 13 квартала № 47 Талецкого участкового лесничества Минобороны России.

Определением суда от 18.08.2021 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФКУ «Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю».

В судебном заседании представитель истца по доверенности Васин Д.А. исковые требования поддержал. Суду пояснил, что в целях предупреждения лесных пожаров в пожароопасный период 2021 года военной прокуратурой Улан-Удэнского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами требований законодательства о лесопользовании. ФГКУ «УЛХиП» обязано принять меры по очистке места рубки от порубочных остатков, заключив контракт организацией для проведения указанных мероприятий в квартале № 47, выделе № 13 Талецкого участкового лесничества Минобороны России. Военной прокуратурой Улан-Удэнского гарнизона в апреле 2021 г. было вынесено представление об устранении нарушений закона с требованиями принять меры по уборке территории лесничества от захламленности порубочными остатками. Согласно поступившему ответу на представление и пояснений начальника Улан-Удэнского лесничества Минобороны, лесничество принимать меры по уборке лесных участков от порубочных остатков не намерено, так как в правоустанавливающих документах у лесничества отсутствует обязанность по очистке мест незаконных рубок. До настоящего времени порубочные остатки находятся на территории вышеуказанного выдела, что создает реальную угрозу их возгорания в пожароопасный период. Просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика Улан-Удэнского лесничества Министерства обороны РФ – филиала ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ по доверенности Голенецкий Ф.Н. возражал против заявленных требований. Пояснил, что для формирования государственного задания ФГКУ «УЛХиП» ежегодно направляет в ФГАУ «Оборонлес» План основных показателей деятельности и ТЗ, на основании которых ФГАУ «Оборонлес» подготавливает проект задания. В свою очередь, для формирования плана ОПД в ФГКУ «УЛХиП» из лесничеств предоставляются сведения для включения в настоящий План с данными для формирования потребности в проведении мероприятий по ОЗВЛ, в том числе содержащимися в решениях судов и предписаниях контрольно-надзорных органов. Согласованные ФГКУ «УЛХиП» совместно с ФГАУ «Оборонлес» проекты Государственного и Технического заданий на выполнение лесохозяйственных работ на землях Министерства обороны РФ направляются в Департамент имущественных отношений Минобороны России, который их утверждает до 5 октября и 10 ноября текущего года соответственно. ФГКУ «УЛХиП» является учреждением, на которое в соответствии с разделом II Устава, утвержденного Приказом директора ДИО от 01.11.2019 г.г. №2276, возложены функции планирования, организации, управления, анализа и контроля соответствующих мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов в лесах, расположенных на землях, предоставленных для нужд Министерства обороны. Согласно Уставу Учреждения, проведение мероприятий по очистке лесов обороны от загрязнений не отнесено к уставным видам деятельности Учреждения. Производство работ по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков возможно только с привлечением к таким работам ФГАУ «Оборонлес» на основании утвержденных ДИО Минобороны РФ Государственного и Технического заданий. Кроме того, требование Военной прокуратуры выполнить указанные работы не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу невыполнимо. В соответствии со ст. 53 Регламента Улан-Удэнское лесничество направляет сведения для включения в План ОПД и формирования лесохозяйственных мероприятий на следующий год (с учетом требований прокуратуры) в ФГКУ «УЛХиП» согласно его приказа до конца июня текущего года. Следовательно, такие работы могут быть произведены только в 2022-2023 гг. При возложении на работников лесничества несвойственных им обязанностей по уборке мест незаконных рубок лесных насаждений, нарушаются их права, установленные трудовым законодательством, так как ФГКУ «УЛХиП» и Улан-Удэнское лесничество МО РФ не вправе требовать от работников лесничества выполнения работы, не обусловленной трудовым договором. ФГКУ «УЛХиП» не может являться надлежащим ответчиком по делу, поскольку является подведомственным учреждением Министерства обороны РФ.

Представитель ответчика Улан-Удэнского лесничества Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился.

Представитель третьего лица Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, направил письменные возражения, из которых следует о несогласии с иском. Считает, что требования военного прокурора заявлены преждевременно и необоснованно. В силу п. 67 Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.12.2007 № 53, очистка от захламления производится за счет нарушителя. В случае, если в течение года нарушитель не обнаружен, мероприятия по очистке ставятся в план санитарно-оздоровительных мероприятий. ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» МО РФ, являясь некоммерческой организацией, учрежденной СО РФ, реализует свою специальную правоспособность, осуществляя уставную деятельность в области защиты, охраны и воспроизводства лесов на землях обороны и закрепленных за МО РФ, в том числе через свои 39 филиалов, одним из которых в настоящий момент является Улан-Удэнское лесничество Министерства обороны РФ – филиала ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ. Просила в исковых требованиях отказать.

Представитель третьего лица ФКУ «Управления финансового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю в судебное заседание не явились, извещались надлежаще, в письменном заявлении указали, что ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» МО РФ и Улан-Удэнское лесничество МО РФ – филиал ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» МО РФ на финансовом обеспечении в Управлении не состоят.

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе начальник Улан-Удэнского лесничества Минобороны России – филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России Зун Ю.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Указывает, что ФГКУ «УЛХиП» не может являться надлежащим ответчиком по делу, поскольку является подведомственным учреждением Министерства обороны РФ. Учреждение ограничено в своей специальной правоспособности, равно как и доведенными лимитами целевых бюджетных обязательств. Полагает, что надлежащим ответчиком по делу должно являться Министерство обороны РФ.

В апелляционной жалобе представитель третьего лица Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Мирошникова С.Б. просит решение суда отменить и принять по делу новое, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что согласно Закону об охране окружающей среды лица, причинившие вред окружающей среде, обязаны возместить его в полном объеме. В соответствии с п.67 Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий очистка леса от захламления производится за счет нарушителя. Если же нарушитель не обнаружен, мероприятия по очистке ставятся в план санитарно-оздоровительных мероприятий.

В возражениях на апелляционную жалобу представителя Министерства обороны РФ начальник Улан-Удэнского лесничества Минобороны России – филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России Зун Ю.В. просит апелляционную жалобу удовлетворить в части отмены решения суда первой инстанции, которым исковые требования к ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России оставлены без удовлетворения.

Представитель ответчика Улан-Удэнского лесничества Минобороны России – филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России, представители третьих лиц Министерства обороны РФ, ФКУ «Управления финансового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в суд апелляционной инстанции не явились, надлежаще извещены о дате и месте рассмотрения дела.

Представитель истца Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона по доверенности Хохлачев С.Г. возражал против отмены решения по доводам жалоб, пояснив, что согласно Уставу ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» МО РФ на данное учреждение возложена обязанность по управлению, контролю и обеспечению сохранности леса. Данное учреждение не справилось со своими обязанностями, допустило незаконные рубки, поэтому обратились в суд для устранения порубочных остатков. Довод о том, что данная обязанность возлагается на «Оборонлес» несостоятелен, так как данное учреждение осуществляет свою деятельность по техзаданиям.

Судебная коллегия в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц. При этом, суд исходит из того, что участникам процесса известно о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, а в соответствии с пунктом 1 статьи 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Охрана лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81-84 Лесного Кодекса РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 2 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии - с подп. 4 п. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений, в том числе: 4) организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

        Как установлено судом и следует из материалов дела, военной прокуратурой Улан-Удэнского гарнизона в пожароопасный период 2020 года проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере лесопользования. По результатам проверки зафиксирован факт незаконной рубки лесных насаждений на площади 0,01 га объемом вырубленных лесных насаждений 2,46 куб.м. на территории выдела 13 квартала № 47 Талецкого участкового лесничества Министерства обороны Российской Федерации.

Наличие порубочных остатков вследствие незаконной рубки установлено материалами дела и не оспорено ответчиками.

Истец ссылается на то, что наличие в лесных массивах порубочных остатков влечет захламление, загрязнение и иное негативное воздействие на леса, возникновение в них пожаров, в связи с чем нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» и гарантированные государством.

Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что проведение очистки указанной территорий от захламления возлагается на ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, которое обязано провести работы по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков путем их сбора на выделе № 13 квартала № 47 Талецкого участкового лесничества Министерства обороны Российской Федерации в срок 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда о частичном удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.

           В соответствии с Положениями п. 19 и 20 Устава ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ осуществляет свою деятельность в целях управления и контроля в области ведения лесного хозяйства в лесах, расположенных на землях, предоставленных для нужд Министерства обороны Российской Федерации.

В п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" указано, что возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (ст. 1082 ГК РФ, ст. 78 Закона об охране окружающей среды). При этом выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.

Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд, с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела, вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства. В случае если восстановление состояния окружающей среды, существовавшее до причинения вреда, в результате проведения восстановительных работ возможно лишь частично (в том числе в силу наличия невосполнимых и (или) трудновосполнимых экологических потерь), возмещение вреда в соответствующей оставшейся части осуществляется в денежной форме (п. 17).

Пункт 2 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 607, предусматривает меры санитарной безопасности в лесах, которые включают в себя: а) лесозащитное районирование; б) государственный лесопатологический мониторинг; в) проведение лесопатологических обследований; г) предупреждение распространения вредных организмов; д) иные меры санитарной безопасности в лесах. Из содержания данного пункта видно, что названный перечень не исчерпывается мерами, указанными в нем.

В соответствии с п.12 Постановления Правительства РФ от 20.05.2017 N 607 "О Правилах санитарной безопасности в лесах", рубка погибших и поврежденных лесных насаждений, уборка неликвидной древесины, рубка аварийных деревьев проводятся в соответствии с настоящими Правилами, а также утвержденными в установленном порядке правилами заготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах и правилами ухода за лесами.

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 (ред. от 17.04.2019) утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, которые устанавливают порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов.

Согласно п.4 меры пожарной безопасности в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности осуществляются: федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности.

Осуществление государственного лесопатологического мониторинга обеспечивается: в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности, - соответствующими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны, безопасности.         Кроме того, следует учесть, что Распоряжением Правительства Республики Бурятия «О мерах по осуществлению профилактических и подготовительных мероприятий по подготовке к пожароопасному сезону» ежегодно Улан-Удэнскому лесничеству Министерства обороны Российской Федерации - филиалу федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" предписано о принятии необходимых мер по подготовке к пожароопасному периоду.

Введенная с 01.03.2017 норма п. 3 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не исключает из системы охраны лесов ответчика в лице ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ.

        Таким образом, коллегия соглашается с доводами представителя истца о том, что ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ должно осуществлять свою деятельность в целях управления и контроля в области ведения лесного хозяйства в лесах, расположенных на землях, предоставленных для нужд Министерства обороны Российской Федерации, усматривая с его стороны бездействие, выразившееся в непринятии своевременных мер по устранению порубочных остатков после совершенных лесонарушений в лесах военного лесничества.

А потому доводы представителя ответчика о том, что учреждение не является уполномоченным органом по уборке порубочных остатков на территории военных земель, не состоятелен, основан на неверном толковании норм материального права.

В соответствии со ст. 99 Лесного кодекса РФ, лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из п.4 Постановления Конституционного Суда РФ от 02.06.2015 N 12-П "По делу о проверке конституционности части 2 статьи 99, части 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации и положений постановления Правительства Российской Федерации "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" следует, что в силу специфики природных объектов, которым причиняется вред, и необходимости прекращения негативного воздействия на окружающую среду особое значение имеют оперативное устранение причин такого нарушения и ограничение его последствий.

Из "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018) (ред. от 26.12.2018) следует, что целью ответственности за причинение вреда окружающей среде является достижение компенсации, восстановления ее нарушенного состояния, в связи с чем истец вправе выбрать способы, предусмотренные ст. 1082 ГК РФ, ст. 78 Закона об охране окружающей среды при обращении за судебной защитой, а суд, с учетом конкретных обстоятельств по делу, оценивая в каждом случае эффективность этих способов, применить тот, который наиболее соответствует этим целям.

Настоящие требования связаны с проведением санитарно-оздоровительных мероприятий, обязанность по проведению которых на землях Министерства обороны РФ законом возложена на ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ.

В данном случае, бездействие со стороны ответчика, несоблюдение им законодательства о пожарной безопасности и охране окружающей среды нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, нарушает права на защиту окружающей среды от негативного воздействия, которое может повлечь за собой иные тяжкие последствия с причинением невосполнимого ущерба природе.

Таким образом, суд считает, что организация мероприятий по очистке территории от порубочных остатков на выделах квартала № 13 Талецкого участкового лесничества должна быть возложена на ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования», которому Министерство обороны РФ делегировало полномочия по охране и контролю в сфере лесных отношений и лесного хозяйства, законодательства о пожарной безопасности и охране окружающей среды, поскольку несоблюдение данным ответчиком требований закона нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, права на защиту окружающей среды от негативного воздействия, а также может повлечь более тяжкие последствия.

Доводы жалобы о том, что очистка территорий от порубочных остатков требует соответствующего финансирования и может быть запланирована только в 2022-2023 году, не являются основанием для отмены решения, были приняты во внимание судом при определении сроков исполнения решения.

Вопреки доводам жалобы апеллянта, в соответствии с положениями Устава ФГАУ «Оборонлес», функциями учреждения является уход за лесами в молодняках, проведение рубок ухода в молодняках; искусственное лесовосстановление; очистка лесов от захламления, загрязнения и древесных отходов (древесины). Вместе с тем, истец, ссылаясь на то, что данная организация может быть привлечена к работам по очистке лесов от порубочных остатков, оставленных сторонними лесопользователями, на основании соответствующих заданий собственника и договоров, считает надлежащим ответчиком ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования». Следовательно, вопрос о привлечении ФГАУ «Оборонлес» к производству работ по очистке леса и исполнении уставной деятельности учреждением может быть разрешен в случае необходимости в порядке исполнения решения суда.

Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия

                                            ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Октябрьского районного суда Республики Бурятия от 2 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3-х месяцев в 8-й кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г. Кемерово, с подачей кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г.Улан-Удэ Республики Бурятия.

        Председательствующий судья О.З. Нимаева

Судьи коллегии     Е.С. Ваганова

                                                                                                 В.Н. Базаров

33-118/2022 (33-4334/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Военный прокурор Улан-Удэнского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации
Ответчики
Улан-Удэнское лесничество МО РФ-филиал ФГКУ Управление лесного хозяйства и природопользования МО РФ
ФГКУ Управление лесного хозяйства и природопользования МО РФ
Другие
ФКУ «УФО МО РФ по забайкальскому краю»
Министерство Обороны РФ
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Базаров Виктор Нанзытович
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
06.12.2021Передача дела судье
27.12.2021Судебное заседание
19.01.2022Судебное заседание
09.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.02.2022Передано в экспедицию
19.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее